Это моя жизнь

Александр Землинский
ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ

Глава 1

Дарья Сергеевна спешила в магазин. Трамвая долго не было и когда, наконец, он появился, вдох облегчения прошелестел в толпе ожидающих. Поездка вроде бы недалёкая. Ново открывшийся «Ашан», расположенный на третьей улице, решал многие проблемы, но тащиться туда пешком не было уже сил. За день столько проблем пришлось решать ей, что и подумать было страшно. Настроение у Дарьи Сергеевны было почти на нуле. Однако, в магазине она преобразилась и решительно увлеклась открытыми прилавками, наполняя тележку продуктами. Уже заполнив её и подъезжая с ней к кассам, увидела улыбающегося ей широкой улыбкой мужчину.
– Дашенька! Вот так встреча! – воскликнул он.
– Гриша! – Это ты? – удивилась и тотчас обрадовалась Дарья Сергеевна – не ожидала. Столько времени не виделись? А ты куда пропал, Гриша?
– Да, вот, был в длительной командировке, вернулся месяц тому. Сейчас на новом месте. Всё дела, дела, Даша.
– А что за место, Гриша? – заинтересованно спросила Дарья Сергеевна.
– Солидная фирма, Даша, нефтяная. Вот командую Торговым домом.
– Ну и как?
– Ты знаешь, хлопот – полон рот, – улыбнулся Григорий Львович. – А Захар что делает, Даша? Как он?
– Ты знаешь, Гриша, мается со своими студентами, – уже в полном миноре ответила Дарья Сергеевна.
– А ты пришли его ко мне, сообразим что-нибудь. Лады?
– Да я даже не знаю, Гриша. Ты бы сам поговорил с ним, – робко попросила Дарья Сергеевна Григория Львовича.
– Отлично! Поговорю. А так вообще, как? – снова поинтересовался он.
– Суета сует, Гриша. Да ты и сам знаешь.
– Знаю, Даша. Рад был тебя видеть. Привет Захару! Ну, бывай, – и Григорий Львович покатил свою тележку дальше, исчезнув за очередным прилавком.

Вечером, когда Захар Евгеньевич, муж Дарьи Сергеевны, вернулся из института, за ужином, она, вспомнив о недавней встрече, сказала:
– Ты знаешь, Захар? Встретила Гришу Юрьева сегодня.
– Да! Очень интересно. А где же? – удивился Захар Евгеньевич.
– Да, в «Ашане», представь себе. Хорошо выглядит. Новая работа у него.
– Что за работа? – поинтересовался муж.
– Да какая-то фирма, занимается нефтью. А он, между прочим, – добавила Дарья Сергеевна, – руководит Торговым домом.
– Вот как! Молодец Гриша! Боже! Сколько же лет мы с ним проработали на одном факультете. Он отличный специалист. Вот и в деле пригодился.
– Он-то пригодился, Захар, а ты? – возразила Дарья Сергеевна.
– А что я? Ты это о чём, Даша? – Захар Евгеньевич уже более заинтересованно посмотрел на жену.
– О чём, о чём! О тебе. Поговорил бы с ним. Он сейчас при делах.
– Ну и что? Конечно, просила его о чём-то? Понимаю.
– Ничего ты не понимаешь. Жизнь вот как повернулась.
– А как это она повернулась? – уже с удивлением спросил муж.
– Будет тебе, Захар! Не маленький! – заметила Дарья Сергеевна.
– Так просила или нет? – уже с некоторым раздражением снова спросил Захар Евгеньевич.
– Просила! А что из этого? Гриша обещал связаться с тобой.
– Понял. Ну, потолкуем, если позвонит, – уже спокойнее отреагировал Захар Евгеньевич.
– А сам ты позвонить не можешь? Да?
– Да. Неудобно как-то. Пойми, – признался Захар Евгеньевич.
– Неудобно грошИ считать в конце месяца, Захар! Вот что неудобно, – и Дарья Сергеевна дипломатично покинула кухню. Разговора не получилось.

Григорий Львович позвонил через неделю. Захар Евгеньевич обрадовался звонку от старинного друга. Много говорили о прошлом, о настоящем, и о планах на будущее.
– Какие планы Гриша. Институт, кафедра, студенты, – ответил Захар Евгеньевич.
– А поменять на живую, динамичную работу, не хотел бы? – спросил его Григорий Львович. И продолжил, – давай встретимся у меня. Я здесь недалеко от твоего дома. А хочешь в субботу с утра?
– Ладно, Гриша. Давай адрес, подойду, – ответил Захар Евгеньевич.
– Вот и ладненько, Захар. Пиши адрес, – и Григорий Львович продиктовал адрес фирмы.
– Да! Ты прав, недалеко от меня, – уже с энтузиазмом сказал Захар Евгеньевич, – так я буду. До встречи.
С утра, в субботу, собирая мужа, Дарья Сергеевна не навязчиво советовала вести себя достойно, солидно и сразу не соглашаться:
– А ты возьми неделю на паузу. Подумай. Я уверена, что Гриша предложит интересную работу. И оклад соответственно достойный.
– Я понял тебя, Даша. Будь спокойна. Всё будет хорошо, – соглашался Захар Евгеньевич.
– Ну, с богом! – И Дарья Сергеевна, поцеловав мужа, открыла дверь. Ждала, когда подойдёт лифт, и только после того, как двери лифта закрылись, вернулась в комнаты. Волновалась всё то время, пока Захар Евгеньевич отсутствовал. Что там? Как всё сложится? Дай бог, чтобы всё получилось! – тяжелые мысли, будоражили её в ожидание мужа. Захар Евгеньевич вернулся домой к полудню.
– Ну, как? Ну, что Гриша сказал? Как вообще? – забросала она вопросами мужа.
– Успокойся Даша! Успокойся, – улыбнулся Захар Евгеньевич, и по его улыбке Дарья Сергеевна понимала, что муж получил интересное предложение.

– Хорошо, хорошо, Захар. Потом всё расскажешь, успокаивала она мужа, да и себя.
Через минут двадцать, когда схлынуло напряжение ожидания, Дарья Сергеевна, не выдержала паузы, снова обратилась к нему.
– Захар, не томи. Поведай мне всё. Вижу, что предложение тебя заинтересовало.
– Ты знаешь, и очень! – улыбаясь, ответил муж, Гриша деловой человек. Он создаёт управление по делам строительства объектов фирмы во всех регионах, где она присутствует. Ему нужен руководитель. Дело новое. А доверить его хочет человеку, которого знает.
– То есть тебе! – вставила реплику Дарья Сергеевна.
– Да! Ты угадала, – засмеялся Захар Евгеньевич.
Приподнятое настроение царило целый вечер. Дарья Сергеевна мысленно уже строила далеко идущие планы и, не удержавшись, спросила мужа:
– Так ты уже решил, Захар?
– Заманчиво, Даша. Вот начнётся отпуск в институте, а это будет в начале следующего месяца, попробую, а там, как получится.
– Так ты уже дал согласие Грише? – спросила с интересом Дарья Сергеевна.
– А как же твоя неделя? А? – спросил он с иронией.
– А! Это я так. Ну, ты сам понимаешь, – несколько смущенно ответили она.
Дав принципиальное согласие, Захар Евгеньевич, как только начались каникулы студентов, оформил отпуск в институте и вышел на новую работу.
– Гриша! У меня, видимо, испытательный срок?
– Да. И ты знаешь не менее шести месяцев.
Тогда я поработаю месяц, вот так, бесплатно и присмотрюсь. А может, не получится у меня?
– Захар! Ну что за дела? Брось. Получится. Я оформляю тебя по договору, а потом посмотрим. Положу тебе оклад согласно штатному расписанию. Сразу, без каких-то ожиданий чего-то. Нужно динамично входить в тему. Идёт? – Григорий Львович сделал паузу и продолжил, – вот первая задача тебе: ищи специалистов в Управление, человек пять. Но крепких ребят. Время не ждёт. Всё. Вот ключи, твой кабинет рядом. Действуй.

Деловой напор Григория Львовича несколько обескуражил Захара Евгеньевича. Становилось понятно, что в фирме совершенно иное расписание дел. К нему надо было привыкать.
– Ну, как первый день, Захар? – с любопытством спрашивала его жена, вечером, во время ужина.
– Да ничего, Даша. Только вот задача сложная. Надо найти специалистов. На это Гриша дал неделю. Комплектовать управление необходимо быстро. Дел много, да и география – шесть регионов страны. Вот.
Помолчали. После ужина Дарья Сергеевна спросила:
– Захар. Если так всё вышло, может, возьмёшь к себе Лёву. Что он мучается там на своей стройке. Он инженер, знает дело неплохо. А?
– Надо подумать, Даша. Не знаю, как к этому отнесутся в фирме. А так ты права. Работа для него.
– Так посоветуйся с Гришей. Он подскажет, – уже более решительно замечает Дарья Сергеевна.
– Хорошо. Не торопи меня, – просит Захар Евгеньевич.
В дальнейшем оказалось, что подобный вопрос в фирме был не существенным. Главное было – это  работа, ответственность, и только персональная. Так что Лёва стал работать вместе с Захаром Евгеньевичем. Дарья Сергеевна была счастлива и не скрывала этого.
В один из воскресных дней в гости приехала старшая дочь Катя. Увидев настроение матери, она приятно удивилась.
– Мамочка! У тебя, я смотрю, радостное настроение. Поделись. В чём причина?
– Катюша. Захар и Лёва нашли новую работу. И в финансовом отношении отличную, да и вообще. Живая, им нравится. Очень увлечены ею, – поведала дочери Дарья Сергеевна.
– Да! Вот здорово. Я рада за них.
– Спасибо тебе Катюша. Так нам нужна была эта работа, – заметила Дарья Сергеевна. Теперь можно будет позволить себе кое-что. А то совсем было неважно.
– Мамуль. А может, поговорите и о Диме. Что он мается на подработках. И нам с Володей тяжело.
– Катюш. Не знаю. Поговорю. Только вот у Димы специальность неблизкая к этой работе.
– Ну и что? Зато он исполнителен. Поговори, – настаивала дочь.
Дарья Сергеевна в течение месяца методично ставила вопрос о Диме. Захар Евгеньевич уже терял терпение, объясняя призрачность этого. И не выдержав, резко отказал Дарье Сергеевне.

Дочка, узнав подробности, перестала общаться с отцом.
– Захар! Ну, поговори там. Дима почти ничего не зарабатывает. Пойми. Семье тяжело. Пожалей хоть внука Вовочку.
Пересилив себя, Захар Евгеньевич после долгих переговоров, объяснений, утверждений, что этот человек ему нужен, с большим трудом буквально выбил положительный ответ у руководства, и под свою ответственность взял зятя Диму к себе. А каков был бой за зарплату Диме, это особый разговор.
– Твоя душенька теперь довольна? – спросил Захар Евгеньевич жену, после подробного объяснения всей сложности проведенной операции. – Должен тебе сказать, Дарья, чувствовал себя отвратительно. Неприятно просить за себя и за своих. Ну, да ладно. Было бы в пользу семье.
– Будет, будет, Захар! Я горжусь тобой, – и Дарья Сергеева обнимает мужа с радостным блеском в глазах, где навернулись уже слёзы.
– Ты что это? Перестань, – улыбается ей Захар Евгеньевич, – всё хорошо ведь!
– Это я от счастья, – оправдывается Дарья Сергеевна.
В семье началась совершено иная полоса жизни, Захар Евгеньевич пропадал на работе. Выходных не было. Совещания оканчивались поздно вечером, почти ночью. И Лёва, и зять Дима, тихонечко стонали от такого рабочего процесса, но старались не подвести Захара Евгеньевича. А дела разворачивались стремительно. Гендиректор фирмы устроил инспекционную поездку по объектам, и Захар Евгеньевич сопровождал его. Так продолжалось две недели. Исколесили все пути-дороги во всех регионах, где трудились специалисты фирмы. Гендиректор был строг и нелицеприятно выдавал всем, что заслужили и более того.
– Ланин, Захар Евгеньевич! Брось ты свою интеллигентскую манеру. Этих сволочей нужно драть нещадно. Совсем потеряли совесть. Воруют по-чёрному. И ничего. Установи строгий контроль за инвестициями, и еще, недельный отчет за тратой средств и уровнем прибыли. Разверни шире строительство. Понял?
– Будет сделано, Пётр Фомич. Наведём порядок, – отвечал Захар Евгеньевич.
– На тебя надежда, – продолжал гендиректор, – ты человек новый, взгляд у тебя свежий, не замыленный, видишь многое. Давай работай, успеха тебе, – гендиректор улыбнулся впервые за две недели. – Юрьев хвалил тебя. Так что жду от тебя многого. Удачи, если что, обращайся прямо ко мне, помогу.
Захар Евгеньевич вернулся из командировки уставшим, но довольным.
– Как съездил, Захар? – спросила его Дарья Сергеевна.
– Ты знаешь, хорошо. Генеральный оказался довольным, хотя он строг. Думаю, что подружились с ним. Но работы  много. Запущено многое и поднимать будет нелегко.
– Ты справишься, я в этом уверена, – Дарья Сергеевна обняла мужа. – Ты у меня самый лучший, Захар. Я люблю тебя.

– И я, Даша! Скучал. Как хорошо дома! – признался Захар Евгеньевич и, поцеловав жену, прошёл в кабинет. Ещё долго разбирал свои бумаги, вникал в записи, и так вот до позднего вечера.
Дарья Сергеевна не мешала мужу заниматься делами, забыв совершенно об ужине.

Глава 2

Григорий Львович

Помню, как года два тому назад встретил Дашу в «Ашане». Зашёл отовариваться продуктами и вдруг вижу – Даша! Сколько же мы не виделись? Года два. Я был в командировке в Карелии. Задержался, дела требовали этого. Поговорили, обменялись новостями, вроде бы у неё всё хорошо. Спросил о Захаре, обещал ему позвонить. Интересно, как он там? Работали с ним на одном факультете, на смежных кафедрах. Я ушёл, а он продолжает там трудиться. А вообще знаю я их давно. Дашку-то и совсем с юности!
Мы с её первым мужем, Семёном Солнцевым, дружки были давние, ещё с молодости. Сколько же всякого и разного чудили по глупости и молодецкому задору. А потом дружили семьями, растили детей, ходили в гости и на всякие вечера, в театры, особенно концерты. Семён увлекался джазом и знал всех его артистов, со многими дружил. Был мировой мужик. Возглавил целое направление в области экономики градостроительства. Дашка всегда была первой в любой компании. Красивая, молодая, эффектная женщина, да ещё при таком муже.
Да и Захара знаю давно. Пришёл к нам в институт с производства. Дружба соединила нас. Познакомил со своей женой Надей. Влились в нашу компанию и дружили так вот с семьёй Семёна и Даши. Нет! Здорово было. Приятно вспомнить. Сколько же забот было у Захара с сыном Иваном. Учиться не хотел. Захар помог ему в поступлении в институт. А там и мне пришлось подстраховать. Чего только не сделаешь другу. Но, окончил институт. И ровно в это время, самое горькое, скоропостижно умирает Надя. Страшная трагедия. Мы все в шоке. Захар просто потерял голову. Да. Жизнь непредсказуема и полна трагичного. Мы все, как могли, поддерживали Захара. Прошёл год с небольшим.  Новый удар – умирает Семён. Что творилось с Дашей, детьми, не описать. Отец! И снова все мы, по мере сил, помогали Даше. Но у каждого своя жизнь, заботы, проблемы. Да что объяснять. Известно всем.

Как-то летом, пригласил я Захара на дачу. Сидим, вспо-минаем былое. Захар задумчив. О себе говорит мало. На вопросы отвечает односложно. Я, сдуру, говорю ему:
– Послушай Захар! Понимаю, но время идёт, прошло, четыре года, немало. Что ты один-то.
– А я не один, Гриша, - отвечает Захар, я с Иваном. Забот с ним по-прежнему много.
– Да я не о том. Женись на Даше! – сказал и обомлел.
– Боюсь, Гриша! – задумчиво ответил Захар.
– А чего боишься? Ты ведь её знаешь, и детей знаешь.
– Ну и что? Важно, как она к этому отнесётся, – заметил Захар.
Тему эту закрыли, и больше не возвращались.
Но, как потом я узнал, Даша сама нашла Захара. Да и верно. Два одиночества встретились, и уже не расставались. Да. Вот как бывает в жизни.
Дети Даши приняли Захара, а вот Иван откололся от семьи. Взаимоотношения с Дашей, да и с отцом, после всего этого не сложились. А жаль. Захар столько сделал для него. Да и Даша дарила ему тепло. Но, не получилось. Характер такой. Может всё ещё наладится? Хотелось бы очень.
Сейчас работаем с Захаром. Молодец. Поднял дело хорошо. Руководство довольно. Да и молодёжь свою  пригрел возле себя. Работает, следит за ними и помогает. Хороший мужик. Настоящий друг.

Глава 3

Катя

Боже! Как я радовалась, что в семье появился достаток. С ужасом вспоминаю нашу жизнь, когда практически у Димы не было работы. А так, случайные подработки. Спасибо маме и, конечно, Захару Евгеньевичу. Жаль только вот Дима изменился. Вроде бы всё хорошо, но я вижу, что происходит что-то. А времени прошло года четыре. Сперва было прекрасно, радостно. А сейчас просто душа болит, извелась вся. Мама звонит и спрашивает меня, что это с тобой? А что я могу ответить. Дима всегда на работе. Приходит поздно иногда под хмельком. Спрашиваю:
– Дима, что это у вас там, на работе, частые посиделки, да еще с выпивкой.
– Пойми! Так надо! Неформальные отношения способствует взаимопониманию.
– Это какому-то? – интересуюсь я.
– Такому. Ты лучше веди дом. Я разберусь сам. Тебе, что денег мало? А?
– А ты, что грубишь, Дима? – спрашиваю я.
– А ты не возникай и всё будет в ажуре, – отвечает он и уходит спать.
Выплакалась маме как-то при встрече.
– Не могу больше. Несёт от него духами и перегаром после этих поздних совещаний. Уйду от него.
– Ты что? – мама в ужасе. – Пройдёт, дочка. Потерпи. – И оказалась права. После того случая, когда он попал в больницу и спасли его к счастью, Дима стал другим. Только поссорился с мамой и Захаром Евгеньевичем.
– Надоели мне их косые взгляды, нравоучения. Всё. Не хочу видеть их. Я покажу им, что и я что-то сам могу, заявил он.
– Да ты что? Очнись. Они всей душой к тебе, особенно мама.
– Знаю я её отношение! Не считает меня способным. Вот все увидят. Подожди.
К этому времени Захар Евгеньевич ушёл из фирмы, а Диму назначили исполняющим обязанностями.
Тут он и разошёлся. Начальству это понравилось, и его стали повышать. Он, конечно, преуспел, но вот с родителями не помирился.
– Что ты просишь меня о мире. Да я и не ссорился. Просто не хочу с ними встречаться. Что они могут мне предложить? Вот Сергеев с его женой – может. Да и старый Кинаев даст заказ и нал. А твои что?
– А ты уже забыл, кто тебе дал всё это? – спрашиваю я.
– Это я сам всё заработал! Поняла! Надо уметь держаться, вот что главное! – все это говорил с раздражением. – Всё! Замолчи! Вот тебе деньги, они прощают всё.

Боже! Сколько я мучилась. Но сил бросить всё это не было. Да и зачем? Вот коттеджи строим, квартиру сыну купили. Я поняла, что моя планида – это организовывать всё это. Ну и что, что любовь прошла. Осталась привычка, да и положение такое, что все завидуют. Особенно мои подруги по институту. А вокруг меня благополучные люди, хорошая размеренная жизнь. Разве этого не достаточно? И родители не вмешиваются в наши дела. Я хозяйка большого имения и рада этому. Дима оказался прав. Мы и сами можем всё. И с мамой дипломатический мир. Жаль, что помогать ей Дима запретил: у неё есть муж, это его вопрос. Поняла? У нас самих большие расходы, - вот извечное его кредо. Порою, обидно, но что здесь поделаешь? Ему виднее. Вот каких высот он достиг, и сам.
Недавно была на садовом участке родителей. Как-то стало не по себе. И как я здесь жила много лет? Всё убого, старо, удобства на улице. Фу! Быстрее к себе в райские кущи и новый коттедж. Вот где жизнь. Даже мама подтвердила, радуясь тому, что я сделала:
– Ты знаешь, доченька! Дети должны жить лучше нас. Тебе здоровья и радости. Мы с Захаром Евгеньевичем искренне рады, что ты не нуждаешься ни в чём. Ну, а Дима – не хочет видеть нас – не надо. Бог ему судья.

Глава 4

Лёва

Ещё, когда мы работали с Захаром Евгеньевичем в фирме, мама решила купить участок и построить дачу. Старую, где мы несколько лет отдыхали всей семьёй, забрал Ваня, сын Захара Евгеньевича. Получилось не совсем красиво, но быть теперь там семья не могла. Именно в это время послали нас с Захаром Евгеньевичем в командировку, далеко, в Рязань. Вот так наездами и следили за стройкой. А потом, когда вернулись, поднимали всей семьёй этот клочок земли. Правда, больше всех трудились родители. Я подумал, что вот уже больше двенадцати лет работаю с Захаром Евгеньевичем, куда он, туда и я. Многому научился от него. Но решил, что могу и сам работать. Устроился на стройку. Но не долго. Сейчас занялся компьютерами. Современно, интересно. Мама, правда, недовольна, что ушёл от специальности, но меня это устраивает. День не нормирован, свободен, что больше нужно? По-знакомился с хорошей девушкой. Мама обрадовалась, когда я поделился с ней, что хочу жениться.
– Ну, наконец, сынок! А то я устала от мелькания твоих подруг. Да и пора тебе завести свою семью. Только учти, дело это серьёзное.
– Серьёзное, серьёзное, мамуля, – отвечаю ей, – сам разберусь. Я очень люблю её.
– А без любви семьи не бывает, сынок, – отвечает она.
– Я, мамуль, тебя обожаю. Ты у меня самая хорошая, самая любимая, – успокаиваю её, понимая, что это и для неё очень важно.
Мама и Захар Евгеньевич самые близкие мне люди. Правда, иногда мне опека их бывает в тягость. Вот поэтому ушёл в другую область по работе. Захар Евгеньевич деликатен. Иногда спросит, как дела, не нужна ли помощь? Но я сейчас уже привык к самостоятельным решениям.
На днях привёл Машу к родителям. Очень волновалась она, да и я тоже. Но всё получилось отлично. Правда мама была с ней немного холодна, но это, видимо с непривычки.
– А как с жильём, Лёва? – спросил меня Захар Евгеньевич, когда вечером собрались за ужином.
– Да пока с вами, а потом кооператив, – отвечаю я.
– А средства где? – спросила мама.
– Заработаем, мамуль.
– А! Хорошо, хорошо. Мы с Захаром Евгеньевичем не возражаем. Поживём вместе. А там, видно будет.

Прошли года два. Совместная жизнь в одной квартире не получилась. На домашнем совете решили родители, что следует купить нам с Машей квартиру. Родители взяли кредит в банке, мы с Машей добавили немного и вот, после многочисленных препятствий – у нас двушка. Спасибо родителям. Да и им стало спокойнее. Что жить в коммуналке. Вот.
Летом живём на даче. А когда родился Гоша, то все мы только и ждём дачного сезона. Вот где раздолье. Маша, правда, иногда жалуется на маму, что она больно строга к ней, но я успокаиваю её, говоря, что мама строга, но справедлива. Правда, это не успокаивает Машу. Приходиться изредка спорить с мамой, чтобы не приставала к Маше.
– Милый сын! Я всей душой к твоей жене. И учу её многому, и научила к счастью. И пусть она не жалуется тебе. Могла бы прямо сказать мне. Понял? – отвечает мне мама.
Я-то понял, но Маша нет. Отношения иногда взрываются и очень. Я, конечно, бываю неправ. При этом понимаю, что мама права, но не сдерживаюсь. Как бывает мерзко после всего этого. Но наступает новый летний сезон, и мы все рады пребыванию на даче, среди природы, где главной хозяйкой и душой остается моя мама.

Глава 5

Дима

Мне уже порядком это надоело. Всякий раз, как Катя заводит разговор о моей тёще, Дарьи Сергеевне, тотчас напоминает мне:
– А ты помнишь, кто тебе больше всех помог в жизни? Нам кто помог? Не твои сегодняшние дружки, нет. Эти разденут и скажут, что так и было. А? – спрашивает она.
– Да я помню, боже мой, – уже огрызаюсь я.
– А, вот так – мама и Захар Евгеньевич! И где лето проводили с маленьким Вовой? На даче ведь!
– Слушай, Катя! Хватит мне напоминать. Тоже мне. Ну, помогли. А вот удержаться, да достигнуть веса в фирме я смог сам.
– Верно! Но и о начале карьеры не забывай, – заметила уже мягче Катя.
Когда же это кончится. Прошло уже более восьми лет. Захар Евгеньевич давно покинул фирму. Да и Лёва вместе с ним. Их ушли в одночасье. А я смог уцепиться. Ну и что, что Захар Евгеньевич наладил отлично свой сектор? А вот убрали. А почему? Да не умеет прогибаться, не смотрит в рот начальству, благороден слишком. И что? Где он, а где я? Да, слежу за настроением начальства, стараюсь быть в теме. Если нужно – и прогнусь, не стыдно. А всё ради дела. Вот за это меня ценят. И, главное, при бабках, нужных друзьях и в фаворе у руководства. Сделаю всё, что прикажут. Не бесплатно же. И семья в порядке, и всё есть у нас. А что иногда бывает мерзопакостно, то переживу. И что перестал общаться с тёщей, Захаром Евгеньевичем, Лёвой, то сами виноваты. Нос задрали. Видать, очень благодарные. Вот пусть помучаются на своих гроша;х. Пусть поймут, кто сейчас главный. Кто смог соответствовать времени, а кто безнадёжный аутсайдер. Катя иногда выступает, но я ей сказал: или я, или они. Она смирилась. Да и заботы её поглотили: квартира, коттедж, посещение нужных людей, всякие там фитнесы и прочие дамские штучки. Разве плохо? Нет. Вот и слушает меня.
Как-то Дарья Сергеевна предложила помириться. Так ведь я не ссорился ни с кем. Просто не хочу общаться. Что они могут дать? Да ничего. Так зачем время зря терять. Катя общается, редко правда, да этого и довольно. У нас сейчас другой уровень жизни. Только успевай, а то затрут, и будешь последним. Ну, нет! Дудки. Я столько лет шёл к этому. Не позволю этим жалким интеллигентам. И жене сказал, чтобы была пореже и по самостоятельнее с ними, нашими родственичками. А так всё путём, все в шоколаде.
Вот купил в прошлом месяце новую машину Кате. Конечно, радовалась. И мне приятно. А она вдруг говорит мне:
– Дима, а я обещала мою старую, она ведь и двадцати тысяч не прошла, маме. Давай подарим. У Захара Евгеньевича старые Жигули, пусть порадуется.
– Ты что! С какой стати, – возмутился я. – Ты меня спросила, когда обещала?
– Дима! Что за тон? – обиделась Катя.
– Ты губки-то не дуй, – заметил я. – В доме всё решаю я. Понятно! Обойдутся, пусть сами зарабатывают. – В общем, очередной скандал, обида, три дня не разговаривали. Но ей хорошо понятно всё. А я принёс ей путёвку в Сочи. Пусть посмотрит, погуляет, проветриться. Подумала и согласилась. А в октябре махнём с ней на Бали, с друзьями. Они нужны мне в деле. А семья, пусть подождёт. Хлюпики, да и только. Мне их не жалко. Пусть знают, кто есть кто.

Глава 6

Маша

Боже! Как хорошо иметь своё отдельное жильё. Я так благодарна родителям Лёвы. Они всегда выручали нас. Добрые, заботливые, всегда готовые помочь. Захар Евгеньевич просто душа! А Дарья Сергеевна порой строга. Я в начале нашей жизни с Лёвой очень стеснялась её. Но Лёва всякий раз говорил мне:
– Машутка! Ты чего? Мама хочет добра. Она любит тебя, я-то знаю это. А сердится иногда, так за дело. Она учит тебя.
И верно. Когда я поняла это, то стало неплохо. Правда, иногда сделаю по-своему – и снова упрёки, нравоучения. Да я и не обижаюсь на это. Дарья Сергеевна права. Бывало раньше чуть что, бегу к Лёве. А он вспылит, наговорит матери резких слов, потом, конечно отходит, но Дарья Сергеевна ко мне:
– Машенька! Ты не ссорь меня с Лёвой. Если что и происходит у нас с тобой, давай решать прямо, без кого-либо. Хорошо?
И, правда, всё решаем сами. Но, признаюсь, немного боюсь Дарью Сергеевну. Её авторитет в семье непрерикаем, причём всеми. Даже Захар Евгеньевич прислушивается к ней. А о её друзьях и знакомых и говорить нечего.
– Даша, – это мудрость и справедливость. А какое обаяние! – восклицает каждый раз её подруга Лена.
Мне нравятся наши поездки на природу всей семьёй. Вот где веселье, радость и счастливые глаза. А поход за грибами. А затем приготовление их. И всё весело, с шутками и прибаутками. Нет! Всё хорошо, и я счастлива в этой семье.
Когда Лёва заболел и попал в больницу, Дарья Сергеевна бросила все свои дела и обошла всех лечащих врачей, узнала всё и приняла деятельное участие в лечении. Достала необходимые лекарства, следила за выздоровлением Лёвы. Одно слово – мать!
– Ты береги мужа, Маша! Следи за ним, что он ест, хорошо ли питается, отдыхает ли? И вообще. Заботься о нём. Он большой ребенок, – говорила она.
– Дарья Сергеевна! Спасибо вам. Мы вас ценим и любим, – только и смогла ответить ей.

Глава 7

Ваня

Отец много сделал для меня, особенно с моей учёбой. Диплом, конечно, заслужил он, а не я. Сейчас признаюсь – не хотел учиться. Но воля папы решила всё. Однако работать по специальности у меня не получилось.
Увлёкся кино. Написал два сценария и по совету моего дружка Гриши Бельского отправил в Высшую школу кинематографии в Германию. Совершенно растерялся, когда оттуда пришло приглашение на учёбу.
– Ну, ты и даёшь, старик! – удивился и Гриша. – Кати немедленно. Это же уникальный случай. Такое бывает очень редко.
Отец не отговорил меня, хотя я видел, что раздосадован нашей возложенной разлукой. Он дал денег, собрал необходимые вещи, и я поехал.
Пять лет, проведенных там, многому меня научили. Пришлось повидать многое. И успех, и полный провал планов. А хлебнул лиха с избытком. И опять помог отец. Как был он счастлив, когда я вернулся.
Но вернулся я уже в другую жизнь. Прошлая ушла безвозвратно. Жили мы с Лёвой в нашей квартире. Лёва на работе, я пытаюсь что-то написать, с кем-то договориться о гонораре, но всё мелко, не интересно да и, как я стал понимать, не нужно. Вокруг другая жизнь, а меня в ней нет. Постепенно озлобился.
Начал тяжбу за квартиру. Что это я живу в коммуналке! Нет, не хочу. Папа удивился всему. Начались нравоучения. При встрече с его семьей стали поглядывать на меня косо. А когда женился Лёва, то это всё меня доконало.
Дарья Сергеевна старалась меня переубедить. Только зачем. Вижу, что у них всё хорошо. Не понимают меня. Пришлось даже судиться с отцом. Он, как я и думал, отдал мне дачу, продал квартиру и помог мне купить себе однокомнатную. Это и послужило, как мне кажется моим отчуждением от семьи. И, что бы не говорила Дарья Сергеевна и отец, – я не верил. Папа заболел. Дарья Сергеевна попросила меня не мучить его. Тогда я понял, что разрыв неизбежен. Они все мне чужие люди.
Вот уже более десяти лет звоним с отцом друг другу только на наши дни рождения. Вроде бы отец с этим смирился. А мне и подавно хорошо. Никто меня не трогает, живу самостоятельно, проблем нет. Только вот отца жалко, знаю, любит меня, жалеет. Но переступить не могу. Вот скоро мой день рождения, и я уже жду его звонка. Правда, всякий раз папа просит меня вернуться в семью. Вот и сейчас будет просить, знаю. Но не могу, не люблю я всех их. А сказать отцу это всё не хочу. Это ему будет не очень приятно. И помочь чем-либо ему тоже не в состоянии я. И в кино не сложилось, и по специальности я уже никто, так живу на случайных услугах друзей, продаже моих графических работ, оформлении разных студий знакомых режиссеров. Но – свободен! И никому не подчиняюсь! Только иногда тоска гложет и воспоминания о той, ушедшей жизни, когда рядом была мама, когда был молод и горяч отец, и я, тот отрок, живший в любви и заботе родных мне людей.

Глава 8

Благодатное бабье лето наступило радостно и нежданно. Дарья Сергеевна и Захар Евгеньевич поспешили на дачный участок, где предстояло сделать немало. А в эти благодатные дни работа спорилась. За этим занятием забывались все заботы и проблемы непростой жизни. И как бы ни было тяжело, особенно многочисленные пересадки роз, смородины, крыжовника и посадка новых кустов цветов, делалось всё это с удовольствием и каким-то задором.
– Ты у меня, Даша, просто дизайнер! – удивлялся Захар Евгеньевич таланту жены украшать и совершенствовать уже устоявшийся сад.
– А я люблю всё это, Захар. Как радостно украшать землю. Вот увидишь по весне и летом, какая это будет благодать!
– Знаю, знаю, дорогая! У тебя лёгкая рука. Что ни посадишь – растёт, цветёт, благоухает, – замечал, улыбаясь, Захар Евгеньевич.
Вечером, на открытой веранде, пили чай под ярким оранжевым абажуром, дарившим набегающим сумеркам тепло дневного света.
– Ты знаешь, Захар, я люблю этот клочок земли. Сколько трудов положили мы здесь! Каждый кустик мне знаком. А как здесь красиво. А главное – душа спокойна. Вот эта берёзовая аллея! Сколько восторгов излучает эти могучие берёзы, высокие липы, эти молодые ёлочки, что мы с тобой посадили. А это поле за оградой! Боже! Какой простор. Сколько воздуха и света. Как далёк горизонт с его голубым окаёмом дальнего леса…

– Ты права, моя душа, – задумчиво отвечает Захар Евгеньевич. – Рай, и только рай на земле. Рукотворный рай, сделанный трудами, с душой и радостным сознанием необходимости присутствия на земле…
Они умолкают в задумчивости. Пауза длится и длится.
Дарья Сергеевна думает о пережитом. О детях, Кате с её метаморфозой души, Лёве и его постоянством сыновней любви. О многочисленных заботах, о муже, без которого она себя не мыслит, о многом другом, что мгновенно пролетает мысленно перед ней и возвращается снова сюда.
Захар Евгеньевич задумался о случившемся, о сыне Иване, невесть откуда выбравшего такую судьбу, о будущем, прекрасно понимая, что многое, многое уже в прошлом. И о Дарье, вот так легко и свободно воскресившей его и столько лет дарящей ему любовь и преданность.
Он смотрит на Дарью Сергеевну и спрашивает:
– Ты о чём задумалась, Даша?
– О жизни Захар. Это моя жизнь, понимаешь?
– О, да! Так и моя тоже, Даша! И ты знаешь, очень даже замечательная. Я люблю тебя! – Захар Евгеньевич смотрит на улыбающуюся жену.
– И я люблю тебя, Захар, - радостно отвечает она.

15.07.2014 г.