Z. Из Михаила Тверского. Действие III

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
ИЗ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. ЯВЛЕНИЕ 1.

(Ханская ловля на Южных берегах Терека)

ХОР ЛОВЧИХ

Средь шумных дубрав и обширных степей Которые ссорит волнами
Раздвигший их Терек, поитель коней,
Доколь не проглочен песками; -
В палящие дни и в прохладе ночей -
Мы ловчие ловим заветных зверей!
*
Наш звонкий рожок проникает леса,
Он слышен сквозь грохот потока;
Копьё наше видит и чует стрела,
Для метких нет цели далёкой!
Что утром летает, что скачет в горах,
Мы вечером дружно несём на плечах!

ПЕРВЫЙ ЛОВЧИЙ.

Широко орёл надо мною летал,
Расстлавший крил чёрную ризу,
И клектом - он племя людей осмеял –
Бескрыльем прикованных низу! –

Я месть мою вверил пернатой стреле –
И жизнь его в ветрах, а труп на земле!

ВТОРОЙ ЛОВЧИЙ.
Из свежей дубравы исторгся олень,
Ветр буйный ноздрями глотая,
И следом - рогов лишь ветвистую тень
На дол против солнца кидая!
Но псов и коня самый ветр не нагнал
И ночью на коже оленьей я спал!

ТРЕТИЙ ЛОВЧИЙ.

Где дикого Терека бурный исток,
За туром рогатым я гнался,
С скалы на скалу, чрез ревущий поток,
Быстрее он Терека мчался.
И, ринувшись с камня, на роги он пал -
Чтоб вспряпуть! - копьё моё в след - и не встал!

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ (входит)

Я переплыл тебя, могучий Терек,
Я поклонился вам, верхи Кавказа,
И ныне Северу родному чужд!
Вы, - степи между Волгою и Доном,
По коим я столь много дней скитался
За ловлей Ханскою, и сам как зверь,
Окованный для притчи иноверных! -
Хотя вы свежими лесами не шумели,
Чтоб в знойный день от солнца и людей
Владыки Русского укрыть позор!
Но я любил неизмеримость вашу,
Взор неокованный любил блуждать
По вашей зелени безбрежной, вольной ,
Как синева морей или небес!
Где следом бытия - одни курганы
Однообразие перерывают,
И те - могилы! - память Орд враждебных,
Как Божий суд стоят над их костями,
И, дикой роскошью цветов красуясь,
Для нас, - как бы надеждой прозябают!

(Звуки рога слышны вдали).

Где я? - в дремучих ли лесах отчизны?
На берегу ль глухих ее озёр?
Где также звонки были звуки рога,
Где также вторили им бор и волны,
Когда я вольный мчался на коне
За красным зверем, иль на грозный бой Медведей вызывал из их берлоги,
Иль сокола по небу рассылал!
Ах! и на дне души, убитой горем,
Минувшему не замер отголосок!

ХОР ЛОВЧИХ.

Когда, по небесной скитаясь степи,
Как лань свои вешние роги,
Скидает усталое солнце лучи, -
Для ловчих стихают тревоги!
Их дети добычу рвут жадно в шатрах,
А жены лелеют на белых грудях!
*
И снятся им ловли в прерывистом сне;
То лани чрез ложе их мчатся,
То вепрь в изголовье клык точит на пне,
То выклевать очи стремятся
Орлы, иль на грудь с камня тур им падет,
Иль Терек сердитый волнами их бьет!
*
Отважный ловец глухо вскрикнет сквозь сон,
И спящий протяжно завоет
В ответ ему пёс, и заржёт его конь,
Во мраке - он взоры откроет...
О страх!.. горный Див, жаждой крови томим, -
Стоит полузверь , полуптица над ним!


Подпись: Z.

(Московский Наблюдатель. 1835. Июнь. Кн. 2. С.  565 – 569).