Отзыв о книге Несвятые святые

Анна Политова
Из истории:
Книга епископа (на момент издания — архимандрита) Русской православной церкви Тихона (Шевкунова) издана в 2011 году. К октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил 1 100 000 экземпляров. К началу 2016 года общий тираж достиг 2 000 000 экземпляров.
В книгу вошли рассказы из жизни автора. Многие из них связаны с Псково-Печерским монастырём, где Тихон начинал монашескую жизнь. Книга переведена на множество языков. Автор был намерен вложить все средства, вырученные от продажи книги, в строительство храма во имя новомучеников и исповедников Российских на крови.
В 2012 году книга вошла в список финалистов литературной премии «Большая книга» и победила в читательском голосовании, была выдвинута на участие в конкурсе «Книжная премия Рунета 2012» и удостоена премии «Книга года» в номинации «Проза года».

О книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона я слышала и ранее от своих знакомых и по телевидению, и мне всегда хотелось ее прочесть. Прежде всего,  привлекало название, построенное на стилистической фигуре или даже ошибке, которая в литературе именуется оксюмороном, то есть сочетанием слов с противоположным значением. «Кто же эти загадочные несвятые святые?» - мучил меня вопрос.
И, не смотря на то, что я не отношу себя к поклонникам православного творчества, книга мне понравилась. Доступность языка, простота и искренность изложения, достоверность сюжета для меня стали ее главным достоинством, но, при этом и главным недостатком. В этом есть некий парадокс данного литературного труда.
Причина кроется, скорее  всего, в том, что произведение архимандрита Тихона было рассчитано на читателя неискушенного в вопросах веры и религии. Благодаря чему книга имела именно в этих кругах (а они довольно обширны) несомненный успех. Для этого достаточно прочесть отзывы людей и посмотреть на количество изданных экземпляров.
Но есть же еще читатель искушенный. В данном случае - представители религиозной культуры, обладающие священным знанием основ христианской религии и хорошо понимающие, к чему она, прежде всего, обязывает служителей Церкви, и что она осуждает.
Книга живо повествует о жизни духовных лиц, о преодолении ими себя на пути к обретению Бога. И эта дорога, как часто бывает, совсем не проста и полна всяких соблазнов и искушений. В рассказах архимандрита Тихона открыто упоминается о пьянстве («Об одной святой обители», «Как-то в гостях у матушки»), блуде («Повесть о епископе, впадшем в блуд»), несоблюдении церковных канонов («О нарушении церковного Устава, или о том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост»), об одержимости страстью, гневом («О глупых горожанах», «О смирении») священнослужителей. По мнению многих духовных лиц, такое повествование, прежде всего, ниспровергает авторитет Церкви, оправдывает в глазах людей греховные склонности и пристрастия, смешивает святость с грехом, добро со злом. И в этом есть доля правды, как мне кажется.
Но, не смотря на это, я принимаю сторону автора книги, который просто хочет быть искренним со своими читателями, и открыто говорит даже в названии книги о несвятости святых (в данном случае священнослужителей). Уходя от идеализированных образов духовных лиц Церкви, свойственных православной литературе, архимандрит Тихон являет нам реальных почти современников, с их особенностями характера, а порой и немощами, слабостями, пытаясь показать самое главное. Эти люди, преодолевая себя и сложившиеся обстоятельства, искали свой путь к обретению Бога и возрождали Церковь в условиях атеистического, богоборческого советского государства. В данном художественном произведении нет никакой пропаганды греховности, назидания. Это просто достоверные рассказы, приоткрывающие завесу над той подлинной, утоляющей жажду души жизнью, которой не знает шумный мир, и которой живут смиренные монахи.
Например, мне было важно для себя понять, почему люди уходят в монастырь? Бросают своих близких и любимых? Кто или что может быть важнее родных и почему?
На эти вопросы автор отвечает в самом начале книги, рассказывая собственную историю отречения от жизни мирской «во имя другого, прекрасного мира, где живут совершенно по-иным законам». Началом этого шага послужил протест. Протест против атеистического советского государства, которое навязывало своим гражданам «грубые и нелепые трактовки истории и политики», отнимая «возможность самим разобраться в вопросе о Боге и Церкви». Ум молодой и пытливый вопреки запретам стремился к знанию всеми способами. И пусть автор начинает свой путь с нелепых оккультных гаданий, которые привели «к столкновению с беспощадными и до неправдоподобия зловещими силами». Вначале многие совершают глупые поступки и ошибки. Важно, что спасение от их последствий главный герой видит единственно верным - в Божественной помощи. Он отправляется в монастырь. И это оказывается, действительно, тем самым, первым, необходимым и правильным шагом. После десяти дней в обители, пишет автор, «…все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность… Единственное место, где я чувствовал себя хорошо, был храм. Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа — ничто не касалось моего сердца».
Мне кажется, причина сознательного ухода от жизни мирской кроется именно в самоощущении человеком себя в тех или иных условиях. Стараясь быть ближе к Богу, посвящая свою жизнь служению Ему, кто-то обретает спасительный душевный покой и чувство защищенности, кто-то перестает ощущать себя одиноким и покинутым и обретает в Его лице самого близкого, что являет собой огромную радость и счастье. Книга подробно рассказывает о каждом шаге человека, решившего посвятить свою жизнь обретению Бога. Безусловно, это представляет собой огромный интерес для читателя, который получает ответ на интересующий его вопрос о причинах отречения человека от жизни мирской.
Книга «Несвятые святые» особенна тем, что приоткрывает завесу над укладом жизни в монастыре. Меня всегда интересовало, чем же заняты целыми днями монахи? Теперь, очевидно, что жизнь в монастыре очень даже насыщенна и нелегка. Автор пишет: «Я тогда еще не знал, что у каждого монаха — не одно, а множество послушаний и что вся монашеская жизнь состоит из труда и молитвы. Но это скрыто от посторонних глаз. Монахи трудятся в кузнице, в столярных и плотницких мастерских, в пекарне, в библиотеке и в просфорне. Ризничий — убирает алтарь, снаряжает все необходимое к службе, чистит облачения и утварь. Кто-то ездит за продуктами, готовит еду на сотни человек — монахов и мирян. Другие трудятся в саду, в полях и на овощных складах. И так далее, и так далее. Не говоря уже о том, что все участвуют в многочасовых богослужениях, а священники к тому же исповедуют людей, порой до глубокой ночи, и выполняют еще массу других обязанностей…»
Это, действительно, совсем другой мир с собственными законами и он по-своему интересен и прекрасен. Многие считают, что уход в монастырь – это конец жизни, но на самом деле, в книге ясно показано, что это лишь начало жизни другой, не менее важной для человека.
Понравилось то, что рассказы архимандрита Тихона не отягощены нравоучительными рассуждениями. Читатель вроде бы и получает наставление, но звучит это ненавязчиво и уместно, скорее как добрый совет.
Мне кажется, что книга «Несвятые святые» относится к произведениям, которые имеют долгую жизнь и будет перечитываться еще множество раз потомками людей нынешнего поколения. Причина этого достаточно проста. В книге представлен пусть субъективный, но интересный, с точки зрения личного, естественно обретенного опыта, взгляд на возрождение Церкви после долгого периода застоя в условиях атеистического советского государства. Написав эту книгу, архимандрит Тихон запечатлел важный исторический момент религиозной культуры своей страны и внес значимый вклад в развитие православной литературы. А лично для меня произведение особенно тем, что я получила ответы на многие из вопросов о жизни Церкви и духовных лиц, что помогло мне осознать важность и ценность ее существования.