Мартовские иды

Сергей Свидерский
               
              ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЬЕСА В ТРЁХ ДЕЙСТВИЯХ

Действующие лица:
Он, муж, примерно 40-45 лет.
Она, жена, примерно 40-45 лет.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Интерьер спальни. Утро. Мужчина входит и раскрывает шторы. В окно хлынул солнечный свет.

ОН. Какой сегодня прекрасный день! Просто не верится, что он наступил.

ОНА(приподнимается на кровати, закрывает глаза от света ладошкой). Ты о чём это?

ОН. О наступающем дне.

ОНА. Не понимаю тебя.

ОН. Тут и нечего понимать.

ОНА. Не серди меня, выражайся яснее.

ОН. Куда уж яснее.

ОНА. Не смейся! Ты снова что-то задумал?

ОН. Нет, день сегодня, действительно, прекрасный. Встань и посмотри в окно.

ОНА. Снова собрался с друзьями на рыбалку?

ОН. Нет.

ОНА. Нет? Тогда чего ты мне морочишь голову? Снова в голове витают всякие подозрительные идеи?

ОН. Всё, что можно, давно уже отлетало. И разве можно о чём-то одухотворённом мечтать, когда заботы земные не дают поднять голову и посмотреть в небо?

ОНА. На что намекаешь?

ОН. Какой сегодня прекрасный день! 

ОНА. Да что ты заладил, как испорченный патефон: прекрасный день, прекрасный день!

ОН. Какой сегодня прекрасный день!

ОНА. Опять!

ОН. Снова.

ОНА. Ты с годами становишься несносным.

ОН. Мы все с годами становимся нетерпеливы. Придирчивы к чужим недостаткам, забывая про свои.

ОНА. Одни загадки. Не муж, а пророк Захария просто, поднял руки – победили евреи, опустил в изнеможении – проиграли.

ОН. Во-первых, это был пророк Моисей.

ОНА. А во-вторых?

ОН. Если цитируешь что-либо, придерживайся первоисточника. И в-третьих, повторюсь в который раз: какой сегодня прекрасный день.

ОНА. Как же я устала за годы жизни с тобой от твоих бесконечных умствований!

ОН. Я повторю снова: какой сегодня прекрасный день.

ОНА. Ты не белены ли случаем объелся?

ОН. Нет.

ОНА. Тогда какого рожна?

ОН. Припомнить слова, сказанные тобой лет двадцать назад?

ОНА. Освежи память, будь так любезен!

ОН. Что в один прекрасный день ты от меня уйдёшь.

ОНА. И?

ОН. И этот день сегодня наступил.

ОНА. Да?

ОН. Да.

ОНА. В тот момент я была видимо в некотором душевном расстройстве. Могла себя не контролировать. Мало ли что могло ввести скромное создание в состояние запутанности и недоразумения! 

ОН. Для этой цели существую я.

ОНА. Память таки острая, что помнишь слово в слово сказанное мной?

ОН. Не всё, но большею частью.

ОНА. И в этой запомнившейся на века части сохранились слова о прекрасном дне?

ОН. В точку.

ОНА. Тебе не кажется, что это напоминает анекдот. Пошлый и вульгарный.

ОН. А тебе самой наша жизнь не кажется пошлым и вульгарным анекдотом.

ОНА. Нет, мне жизнь представляется землёй обширной, где течёт молоко и мёд. Где радуга предвестником добра висит между небом и зелёными холмами. Где ходят…
 
ОН. Давай договоримся, общаемся без злости  и желчи.

ОНА(нервно). Ха! Ха-ха!

ОН. Принести воды?

ОНА. Да, мне что-то вдруг стало не по себе.

ОН. Воду принесу. И не ломай комедь, пожалуйста, обойдёмся без стонов и хватания ртом воздуха. Актриса ты известная, хоть и не знаменитая.

ОНА. Намёк на сгоревший театр?

ОН. Вижу, полегчало.

ОНА. Нет, нет! Мучит жажда, и жжёт в груди.
 
ОН(стоит на пороге комнаты). Без лживого артистизма.

Явление второе

Муж возвращается со стаканом воды. Жена накинула халат, сидит в изголовье кровати и смотрит с вызовом на мужа.

ОНА. В воду не плюнул?

ОН. Желание распирало, сдержался.

ОНА. Что ж так? Силы не хватило?

ОН(протягивает стакан жене, но, передумав, ставит его на подоконник). Объяснить, в чём проявляется внутренняя сила человека?

ОНА. Интересно послушать.

ОН. Человек силён не спонтанным проявлением вспыхнувших эмоций, а тем, что может их контролировать.

ОНА. Так что же тебя остановило?

ОН. Отомстить не плевком в стакан. Вдруг из него же и напиться предстоит. А просто налить воды и это будет самой изощрённой местью. Ведь ты не будешь уверена до конца, даже выслушав мои клятвенные заверения, что я в него не плевал и плевать не собирался, плюнул я в него или нет. Червь сомнения уже начал грызть твой мозг. И не остановится, пока ты либо не успокоишься, зная тебя, ты на это не способна, либо не выльешь воду в горшок. Цветам всё равно, чистая вода в стакане или там есть примеси. 

ОНА. Как ты мерзок!

ОН. Зеркальное отображение тебя, моя милая.

ОНА. Хм, чего выдумал: зеркальное отображение!

ОН. А ты думала, за столько лет совместной жизни все твои отрицательные привычки стали моей неотъемлемой частью.

ОНА. Ой, ли!

ОН. Дышу ли, смотрю ли вокруг – твоими глазами. И не вижу ни одного положительного примера для подражания. И можешь сколько угодно ойкать, всё обстоит именно так.

ОНА. Передохни, запыхался, толкая речь. Попей моей водички.

ОН. Твоей водички. (Задумался на мгновение.) Резонно следуя твоей мысли, в этом доме всё принадлежит тебе: и стены, и пол, и потолок, и воздух, и солнечный свет. (Смеётся саркастически.) К твоему сведению да будет известно, всему этому хозяйка не ты.

ОНА. Кто же, интересно узнать?

ОН. Пользы это знание не принесёт. Довольствуйся малым.

ОНА. Ну, да, ну, да. (Задумалась на мгновение.) Очередную каверзу приготовил? Сердцем чую, что-то здесь не так. И не смейся надо мной!

ОН. Без смеха и без слёз не могу наблюдать эту картину. Ты переверни матрас, выпотроши подушки, вспори простыни, может между нитей сыщешь интересующее тебя.

ОНА. Смейся-смейся, пока я разрешаю. (Нервно смеётся.) Ты давно уже не принадлежишь себе. Весь с потрохами куплен мой. На мои средства существуешь не один год и смеешь бросать в лицо какие-то упрёки.

ОН. Твои средства?

ОНА. А то чьи же!

ОН. Где же ты их берёшь, позволь поинтересоваться?

ОНА. В тумбочке.

ОН. Давай без пафоса. Угу? Значит, я нахожусь на иждивении у тебя, пользуюсь деньгами, которые даёшь мне, их же ты достаёшь из тумбочки. Так?

ОНА. Да!

ОН. Хоть раз задумывалась, кто их туда кладёт. Они не материализуются из воздуха. Это в восточных сказках джинны их ламп вытворяют всяческие чудеса, беря из неиссякаемой  кладовой воздуха то золотые монеты, то драгоценные камни. В жизни происходит всё несколько иначе.
 
ОНА(заметно нервничая). Да знаю я, знаю. В нашем семействе ты единственный добытчик.

ОН. Тогда, кто из нас халявщик? А?

ОНА(резко). Хорошо, хорошо! Добытчик! Не стоит забывать, кому обязан своими гениальными коммерческими способностями.

ОН. Природного чутья немного и много-много труда.

ОНА. Деньги. Кто дал стартовый капитал?

ОН(с усмешкой указывая на стакан с водой).Будешь? нет? Ну и ладно, самого что-то жажда замучила. (Выпивает.) Вкусна, почти родниковая, хрустальная и свежая. 

ОНА. Из крана с хлоркой родниковая… Свежесть у неё та ещё. Принеси мне воды, немедленно!

ОН. Не приказывай, иначе сама ножками – топ-топ – на кухню.

ОНА. Будешь упрямиться, даже когда женщина просит?

ОН. Я не снегопад, меня просить не о чем.

ОНА(презрительно). Хм! Конечно, друзья не успеют рот открыть, срываешься, с места не дослушав. Летишь на сходку, будто там мёдом намазано.

ОН. А хотя бы и намазано. Там мы культивируем чистые, открытые отношения. У нас нет ни малейшего намёка на уничижение личности. Права всех равны.

ОНА. Боюсь даже предположить. Равноправие ваше в стаканах плещется. Чем чаще плещется, тем более укрепляются права на пошатывающихся ногах. Отлично знакомо ваше приятельство. Хлещете водку и плачетесь другу в жилетку, что жёны у вас стервы, а вы все пушистые и мягкие.

ОН. Не меряй других своим лекалом.

ОНА. Вот только не умничай, знаток редких текстов.

ОН. Почему бы не блеснуть знаниями. Поделиться с тем, кто в неведении, разве плохо? Так и происходит общение между людьми. Ведь мы создания социальные. Без общения человек превращается в живую скульптуру. Без чувств и эмоций. Ходячий робот.

ОНА. Красиво поёшь.

ОН. Поют птицы, человек говорит.

ОНА. Ладно, принеси воды.

ОН. Многих слов в твоём лексиконе нет. Из-за этого все твои трудности.

ОНА. Мне подождать, пока наговоришься, а я тем временем превращусь в мумию. Продолжай, продолжай, это характеризует тебя с новой стороны. И вообще, я заметила, некоторые разногласия между супругами открывают новые грани в их характерах и поведении. 

ОН. Пока хожу на кухню, постарайся несколько граней сгладить. Скруглить.

ОНА. За что будет цепляться глаз, когда всё будет идеальное.

ОН. До совершенства тебе далеко, постарайся исполнить хоть минимум.

ОНА. К твоему сведению, совершенство – враг истинной красоты!

ОН. Любой изъян может быть совершенством, смотря с какой стороны на него посмотреть.

ОНА(капризно). Ты так и жаждешь моей смерти!

Явление третье

Муж замирает на пороге комнаты. Жена копается в комоде.

ОН. Бог в помощь!

ОНА. Так можно заикой остаться.

ОН. Почему роешься в моих вещах?

ОНА. Твои, мои… вещи считаются общими нажитыми совместно и только после суда делятся на твои и мои.

ОН. Ты почему рылась в моих вещах?

ОНА. Я не рылась, как ты язвительно выразился, в твоих вещах, наводила порядок. Захотелось систематизировать вещи. Отобрать старые и отдать бездомным или в приют, где им найдут применение. И посмотреть, насколько необходимо обновить гардероб. Иногда захочется выйти в свет, а одеть-обуть нечего. Как та сирота казанская себя чувствуешь в такие горькие минуты.
 
ОН. Не верю своим ушам: ты хочешь отобрать старые вещи и отдать в приют?

ОНА. Да. Что тут такого?

ОН. Ты, которая трясётся над каждой тряпкой, как Кощей чахнет над златом, хочешь пожертвовать вещи бездомным?

ОНА. Что удивительного, ныне благотворительность в моде.

ОН. Ущипните меня или окуните в прорубь. Нельзя так сильно измениться такому человеку, как ты. Невозможно по щучьему велению взять да из отъявленной скупердяйки и стервы в одночасье стать милой и добродушной, ратующей о судьбах обездоленных людей.

ОНА. Для тебя невозможно. Для меня вполне исполнимо. За столько лет жизни ты так и не смог, да что там, не захотел раскрыть или разбудить во мне спящие способности и таланты.

ОН. В тебе зарыто и спит что угодно, только не перечисленные только что способности. Не умеешь ты априори быть нежной и ласковой.

ОНА. А ведь когда- то была. За что-то же ты меня полюбил. Нашёл во мне изюминку, привлёкшую и заинтересовавшую тебя.

ОН. Столько времени прошло, разве всё вспомнишь!

ОНА. А если попытаться, а? если попробовать начать всё сначала? Как тогда на заре наших зарождающихся отношений? Вспомни, ты мне читал стихи… Кажется это был Блок… Дай-ка вспомню… О подвигах, о доблестях, о славе я размышлял на горестной земле…

ОН. Читал. В молодости все стихи читают.

ОНА. Хорошо, что не отрицаешь. Может, вспомнишь что-нибудь, что-то берущее за душу…

ОН. Можно и прочитать. Освежить память. Только что? Может, то же самое?!

                О доблестях, о подвигах, о славе
                Я забывал на горестной земле,
                Когда твое лицо в простой оправе
                Перед мной сияло на столе.
                Но час настал, и ты ушла из дому.
                Я бросил в ночь заветное кольцо.
                Ты отдала свою судьбу другому,
                И я забыл прекрасное лицо.
                Летели дни, крутясь проклятым роем…
                Вино и страсть терзали жизнь мою…
                И вспомнил я тебя пред аналоем,
                И звал тебя, как молодость свою…
                Я звал тебя, но ты не оглянулась,
                Я слезы лил, но ты не снизошла.
                Ты в синий плащ печально завернулась,
                В сырую ночь ты из дому ушла.
                Не знаю, где приют твоей гордыне
                Ты, милая, ты, нежная, нашла…
                Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
                В котором ты в сырую ночь ушла…
               
ОНА. Неужели всё? В том варианте была ещё одна строфа.

ОН. Она и есть. Никуда не делась. Приберёг на десерт.

                Уж не мечтать о нежности, о славе,
                Все миновалось, молодость прошла!
                Твое лицо в его простой оправе
                Своей рукой убрал я со стола.

ОНА. Как легко можно разрушить, построенное с большим трудом.

ОН. С чем ты удачно справилась.

ОНА. Не наряжай себя в белые одежды. Виноват ты не в меньшей мере. Мы виноваты оба.

ОН. В последнее время мне казалось, я вижу затяжной сон. Бывает, проверено не раз, уснув, не можешь проснуться. Сон, как болото, затягивает тебя в своё нутро глубже и глубже. Ты барахтаешься, сопротивляешься, но чем сильнее сопротивление, тем крепче ледяная хватка сна. В какое-то мгновение вспыхивает мысль, а ведь это сон, можно проснуться и ничего этого, страшного и ужасного не будет. Стоит только крикнуть со всей мочи: «Я ничего не боюсь!» И набираешь полную грудь воздуха, а слова из горла не идут, будто преграда у них возникла на пути. Толпятся они бедными безропотными овечками и блеют немо.

ОНА. Счастливчик, видишь сны. Хоть и ужасные. А я давно забыла, когда сновидения посещали мой сон. Головой к подушке прикасаюсь и баста, отрубилась, сплю без задних ног. Но я никуда не ушла. И уходить не собираюсь. Не потому, что не хочу видеть твоих слёз, мужчины если и плачут, то происходит это крайне редко и не принародно. Но, согласись, были мы, были другими. Тонкими и ранимыми, чувственными и чувствительными. Вспомни, когда меня увезли в больницу на операцию, ты примчался из соседней области, куда отправили в командировку, делиться опытом.

ОН. Твоя мать, большая любительница преувеличений расписала твоё ужасное состояние…

ОНА. Дело ведь было не в матери и не в её способностях.

ОН. Да. Правда, твоя. Дело не в ней. Тогда во мне живы были прекрасные и непередаваемые ощущения ранних встреч, их искренность и трогательность.

ОНА. Куда же они делись?

ОН. Не знаю.

ОНА. В моей жизни был всего один любимый мужчина. Никому себя не отдавала ни в аренду, ни навсегда. Что же случилось, что между нами пролегла пропасть?

ОН. Меняется время, меняются нравы.

ОНА. Чепуха всё это. И время, и нравы, и люди во все времена остаются одними и теми же. Густая шевелюра или лысина сильно отражаются на характере мужчины?

ОН. Передо мной живой пример, когда неудачная прическа изменила окружающую картину до неузнаваемости. Бедного парикмахера увезла карета «скорой помощи» с обширным инфарктом.

ОНА. Совпадение. Болезни сердца непредсказуемы, не всегда помогает профилактика. Ему могло стать хуже и после меня.

ОН. Но было всё наоборот.

ОНА. Ну, что было, то сплыло, как говорят. Что зря в стакане бурю поднимать.

ОН. И всё же, что искала в моих вещах?

ОНА. Доказательства.

ОН. Доказательства чего? (Ждёт ответа.) Молчишь, сказать нечего? Было бы что, уж сейчас здесь торнадо слов по комнате пронёсся, сметая на пути возникающие преграды из фраз-оправданий.   

ОНА(примирительно). Если сам знаешь, зачем спрашиваешь?
 
ОН. Да затем, если молчать, можно превратиться в живого робота. Без эмоций и ощущений, бесчувственного робота с высохшими мозгами. А человек – дитя природы, приспособленное жить в социуме и вне его жизнь теряет смысл. Можно стать социальным Маугли, живущим привольно в диких каменных джунглях города и питаясь подножным кормом.

ОНА. То-то и оно.

ОН. Итак, что старалась отыскать в моих вещах? Говори прямо и не увивай от ответа. Не то снова углубимся в дебри философских рассуждений, как нам было хорошо в начале славных семейных дел.

ОНА. А может и не искала вовсе. Прятала.

ОН. Что?

ОНА. Милый мой хороший, догадайся сам.

ОН. В толк не возьму. Говоришь загадками, изъясняйся яснее.

ОНА. Намедни с подругой ходили к одной наследственной колдунье. У них с мужем ситуация почти что вышла из-под её контроля.

ОН. Уж не та ли, божье создание с глазами религиозного иученика, что замужем, в какой по счёту раз, за богатеньким Буратино? Владельцем заводов, газет, пароходов.

ОНА. Та самая.

ОН. Господи, ей-то, на ком негде пробу ставить, чего не хватает в очередной раз?

ОНА. Не суди, судим не будешь. Какова есть, такова есть. Тем более не надо осуждать моих лучших подруг.

ОН. По моим друзьям твой язык метлой проворно проходит.

ОНА. Обсудим на досуге твоих друзей и моё к ним укоренившееся отношение.

ОН. Валяй дальше про свою лучшую подругу. Кстати, когда она приобрела этот ранг. Не после совместных купаний в термах близь Рима месяц тому?

ОНА. Много будешь знать, скоро состаришься.

ОН. Согласен, не дураком сказано: лишние знания, лишние скорби.

ОНА. Вот не могу тобой не восхищаться! В любой, в категорически любой ситуации или проблеме нужно обязательно вставить заумное словечко, а лучше фразу. Да такую, чтобы все окружающие ахнули от удивления, представляете, что он знает! А мы, неучи, говорим косноязычно и довольствуемся этим.

ОН. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что безликая речь похожа на грязный вешний ручеёк, а приукрашенная крылатыми фразами или выражениями это могучая полноводная река, протекающая меж высоких зелёных берегов. И да, такую речь приятно слушать, слушать и наслаждаться звучанием мелодичным произносимых слов.

ОНА. Собрание народной мудрости в одном томе, ой, в одном теле!

ОН. Итак, дорогуша, слушаю, предмет поиска в моих вещах.

ОНА. Ну, сладко жить не запретишь, но иногда тянет и на солёненькое. Заметила недавно подруженька, охладевать стал к ней муженёк. Она к нему и так, и этак, он от неё, как чёрт от ладана.

ОН. Да брось, не такая уж она и уродина, чтобы от неё ночью по комнате убегать.

ОНА. Не факт, под слоем макияжа не разглядеть макаку.

ОН. Ближе к делу.

ОНА. Точно: ближе к телу. Он от своих мужских обязанностей увиливает. Придумывает оправдания всякие. То да сё, дорогуша, устал сильно. Позавчера переговоры, вчера встреча в мэрии, сегодня с поставщиками обсуждали сроки поставок.

ОН. Вполне аргументированный отказ. Надо войти в положение.

ОНА. Женщина она опытная…

ОН. С этого и следовало начинать.

ОНА. Женщина она опытная, через её обольщения не одна сотня мужиков прошла. Чувствует одним местом…

ОН. Место это мне очень знакомо.

ОНА. Другими словами, начала подозревать в измене. Подкатила к охраннику, к тому, что пальцами монеты гнёт, повела окольные разговоры. Думала, раскручу красавчика по полной программе. Не успела рот раскрыть, а тот её прямо в лоб словесной дубинкой, мол, миль пардон, хозяйка, на шефа стучать не буду и довести о предмете беседы обязан по долгу службы. Она ему, ты в курсе, дескать, пёс сторожевой, кто я – я жена. А он, вот охамевшее быдло, говорит, усмехаясь прямо в лицо, прекрасно осведомлён. До вас таких вот жён со счёту сбился, сколько было. Что оставалось делать бедной женщине? Куда пойти, к кому со своей обидой обратиться?

ОН. Обратилась к тебе. К надёжному причалу всех кораблей, давших течь.

ОНА. Вот откуда в тебе столько желчи? У человека горе, а ты шутки шутишь. Стараешься подтрунить, выставить в не лучшем свете.

ОН. Отнюдь, нет моей вины, что она себя в высшем свете свою позу выставила не с выгодного ракурса. Помнишь, у классика сказано: береги честь смолоду. Не уберегла – черпай полными горстями что можешь.

ОНА. Ладно, что с тобой препираться… Пошли мы в кафе и за рюмкой чая составили план спасения судьбы человеческой. Был он несколько туманен, мартини в этом заведении оказался не настоящим, но, тем не менее, наш разговор случайно подслушала одна молодая симпатичная особа. Вот если бы ты увидел её, сразу сказал, вылитая модель, девяносто-шестьдесят-девяносто, грудь – во! нужного размера, мужики слюной захлебнутся, талия – осиная, от попки глаз не оторвать. Таким как она, одна дорога одна – на панель… Э-э-э!.. хотела сказать, на подиум…

ОН. Что хотела – сказала, дедушку Фрейда не обмануть. Не отвлекайся, продолжай интригующие похождения двух особ, ищущих .

ОНА. Говорит она, девчонки, помогу вашему горю. Не смотрите на меня, что я тут в затрапезной кафешке сижу. Густыми и тёмными вечерами иногда выхожу в народ, чтобы его духом истинным пропитаться.

ОН. Говоря, она запиналась?

ОНА. Кажется. И что.

ОН. Тебе не кажется странным, в кафе, где народу не протолкнуться, к вам подсаживается незнакомая девица, якобы случайно подслушавшая разговор и предлагает… Кстати, чем её пьяный бред закончился.

ОНА. Почему сразу пьяный!

ОН. Трезвому человеку в голову не придёт, шальная мысль выйти в народ «густыми и тёмными вечерами», пропитаться его составляющими.

ОНА. Давно замечено умными людьми, женщины азартнее и смелее мужчин. Отчаянность – удел храбрых женщин.

ОН. Коне-ечно… Куда нам, сиволапым, с вами, стройными газелями, равняться.

ОНА(язвительно). Так я продолжу, дорогой.

ОН(в тон жене). Сделай милость, дорогая.

ОНА. Эта до беспринципности отчаянная девочка, чтоб ты был в курсе, оказалась старшим магом высшей степени доверия и наследственной колдуньей. У нас у обоих чуть глаза не выпали!

ОН. Важно, чтобы они были в курсе.

ОНА. Кто?

ОН. Маги и колдуньи. А то ходят по кафешкам до беспринципности отчаянные самозванки, хлещут стаканами винище и соблазняют туманными посулами паству обширную, а наш народ очень наивный, как дитя малое, любой Клаве довериться может, стоит той рот раскрыть и произнести волшебную фразу: «На тебе сглаз, милая! Порча от бабушки через мать передалась. Венец безбрачия на голову насадили по уши. Не переживай, деточка, я здесь для того сиднем сижу, чтобы людям страждущим нести облегчение!» Не старалась ваша наследственная колдунья в виде акта доброй магической воли, как первым клиентам за тот вечер, спихнуть парочку заклятий со скидкой?

ОНА. Тут ты прав. Такой категории маги вообще не должны работать бесплатно. Нам она сделала заманчивое предложение. Да, снять родовое проклятие, порчу на безбрачие…

ОН. Погоди! Вы обе замужем!

ОНА. Не понимаешь, она видит на несколько дней, а то и месяцев вперёд, что произойдёт с человеком. Перед её взором, будущие поколения в очередь выстроились. Просчитывает на много ходов вперёд развитие любой ситуации и делает опережающий онтонлонги… М-м! нет! Онмонтолический…

ОН. Онтологический?

ОНА. Да, его, этот онто… в общем, удар. Наносит сопернику непоправимый ущерб и выходит из битвы победителем.

ОН. Да она просто монстр в юбке, а не маг и колдунья. А вам она как-то помогла, кроме побасенок, что ходит нюхать то, чем пахнет от народа.

ОНА. Конечно! Она провела там же обряд очищения…

ОН. Где там же?

ОНА. Ты слушаешь, мы познакомились в кафе. Значит в кафе и прошёл сеанс.

ОН. В кафе? Ты в своём уме.

ОНА. Вообще-то в женском туалете. Она, маг, то есть, сказала, что это место в магическом значении самое выгодное в этот день. Дескать, луна и звёзды выстроились в логической последовательности для совершения обряда ритуала.

ОН. Да ты что!

ОНА. Зря смеёшься. Когда она ворожила, дверцы всех кабинок дрожали, потолок дрожал, пол…

ОН. Дрожал. Дальше.

ОНА. Нас самих с подругой так качало!

ОН. Вы бы мартини с водкой смешали, штормило бы ой-ёй-ёй, как. Не нужно прибегать к магии. Сколько она с вас взяла?

ОНА. Не считай чужие деньги.

ОН. Те, что тратишь ты, и мои тоже.

ОНА. Скупиться в таких случаях нельзя. Обряд может иметь обратные, тяжелейшие последствия для человека.

ОН. И всё же: сколько она с вас взяла?

ОНА. Самую малость. Подруга рассчиталась серёжками с бриллиантами, может, помнишь, скромненькие и невзрачные. Она их всего пару раз надевала, ей кто-то сказал, что они ей не к лицу. Я отдала кольцо с изумрудом, подаренное тобой на день рождения лет пять тому назад.

ОН. А-а-а…

ОНА. Сохраняй спокойствие. Она дала сильнейший амулет. Вот посмотри, в пластиковом пакетике маленький шарик тёмного цвета.

ОН. Дай.

ОНА. Держи аккуратно и сильно не сжимай пальцами.

ОН. Подозрительно мал за цену, что за него уплачена, он мог бы быть величиной с булыжник.

ОНА. Для дилетанта важен размер, а не магическая составляющая.

ОН. Так бы сразу и сказала.

ОНА. Я и говорю. Теперь я спокойна за наше семейное благополучие.

ОН. Рад за тебя. Теперь поделись огромным таким секретом, из чего состоит вот эта маленькая горошина непонятно какого цвета.

ОНА. Из фекалий птицы Руф.

ОН. Я не ослышался? Из фекалий… то есть, из помёта.

ОНА. Я тебе, о чём говорю! Но не из простых фекалий. В них добавлена магическая составляющая, которая исходит из рук мага и колдуньи. Глазами её не увидеть и руками не пощупать. Это магические эманации особого рода.

ОН. Я теперь совершенно спокоен за наше семейное благополучие.

ОНА. Ты серьёзно?

ОН. Конечно. Ты только надёжнее спрячь его среди своих вещей. Они настолько сильно пропитаются магическими эманациями и запахом фекалий птицы Руф, что к нам близко ни одна душа на пушечный выстрел не приблизится.

ОНА. Я хотела спрятать среди твоих вещей, но маг посоветовала зашить под подкладку пиджака.

ОН. Этого делать не стоит.

ОНА. Почему? Это же сильнейший амулет!

ОН. По этой причине.

ОНА. Я не настаиваю, но… Понимаю… Не прятать, значит не прятать. Ты куда?

ОН. Сварю кофе.

ОНА. О как раз вовремя!

ОН. Тебе как всегда две ложки сахара не размешивая?

ОНА. Конечно, пить сладкий кофе – не комильфо.

                ЗАНАВЕС

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление первое

ОН. Пожалуйста, как ты просила, крепкий кофе с двумя ложечками сахара. Рискнул на своё усмотрение плеснуть коньяку. Угадал?

ОНА. Ты просто душка. (Делает глоток.) Какая прелесть. Ты что-то хотел сказать, уходя, или мне показалось.

ОН. Не показалось. Хотел сказать, не стоит портить такой прекрасный день ссорами склоками.

ОНА. Опять ты за своё! Я чуть не обожглась!

ОН. Соблюдай предосторожность. Не прохладная вода в кружке.

ОНА. Ты, определённо, несносен. Не изменился ничуть за прошедшие годы. Ну, хоть бы морщинка лишняя или складка на лбу.

ОН. Изменился. Меняется время, меняются нравы, меняются люди. На смену замечательным и прекрасным людям приходит совсем не то поколение, которым можно будет впоследствии гордиться. О них уже никто не сложит песен и они не оставят следа  в устном и письменном народном творчестве.

ОНА. Ничто никогда не меняется. Время остаётся тем же, нравы те же самые, люди как были так остались, в большей массе, равнодушны к беде окружающих. Разве не заметно по приметам времени? 

ОН. Не собираюсь отвечать за все поколения. Буду держать ответ за своё. Мы были другими. Мы не считали за труд помочь донести тяжёлую сумку неизвестной тётеньке. Уступить место в автобусе пожилой бабушке, это непреложный закон. Оказать помощь чужому человеку, попавшему в беду – долг совести. И не думали о словах поощрения, мол, какие молодцы. Мы просто были такими, как есть. Самими собой. И это не изменить. Сейчас же всё наоборот. Молодёжь в упор не замечает беременную женщину, старика с тростью или пожилую женщину. Либо делают вид, что спят, либо смотрят в окно, будто внезапно воспылали интересом к виду за окном.
ОНА. Нечего старушкам разъезжать в автобусах. Пусть сидят дома, занимаются внуками, вяжут тёплые вещи или макраме. Найдут занятие по интересам.

ОН. Не решай за других, чем им заниматься.

ОНА. Что хочу, то и делаю.

ОН. Твои слова дурно пахнут.

ОНА. Ничем они не пахнут. Слова есть слова.

ОН. Определённо, наше поколение было прекрасным. И жили мы в прекрасное время. Не могу набраться смелости и сказать, что сейчас живём в прекрасное время. Возможно, кто-то и рискнёт заявить, что настоящее прекрасно. И не совсем уверен, что будущее будет также прекрасно, как прошлое.

ОНА. Что-то тебя сегодня заклинило на этом слове. С чего бы?

ОН. Готова выслушать?

ОНА. Куда денешься с подводной лодки.

ОН. Всё началось, как и говорил, с твоих слов, сказанных, допускаю, в некоторой душевной расслабленности. Но ты их произнесла. И произнесла отчётливо. Скорее всего, это был день, когда мы в очередной раз повздорили. С чего началось? Да бог весть,  чему была причина. Несколько лет спустя после свадьбы твой характер начал меняться не в лучшую сторону. Может статься, это было прямое воздействие твоей матери. Первое время мы жили у твоих родителей. Ты уверяла, что мать крепко привязана к тебе и ей будет сложно привыкнуть к тому, что любимая дочь ушла с мужем из семьи и из её жизни.

ОНА. Я хочу курить.

ОН. Я не курю.

ОНА. Зато я начала.

ОН. Ты утверждала, что готова выслушать.

ОНА. Но не клялась, что не буду перебивать.

ОН. Клятвы даются, чтобы их нарушать.

ОНА. Хорошо, согласна, только не знаю с чем. Продолжай, сказала я эти слова и что дальше? Мир перевернулся с ног на голову?

ОН. Отнюдь. Всё осталось на своих местах: солнце грело, шёл дождь, сыпал снег, дул ветер и мела метель. Меня не взволновали слова об уходе. В той или иной вариации ты их любила произносить и всегда добавляла, сумею ли я прожить один после стольких лет совместной жизни. Эти слова всегда ставили в тупик, а в самом деле, смогу ли я хоть один-единственный день прожить без тебя. Какая бы ты ни заноза в пальце, но я со временем обвыкся с твоими придирками, они мне всякий раз напоминали пословицу, в которой собака лает, а караван идёт.

ОНА. Оригинальное сравнение жены с собакой. Хоть бы извинился.

ОН. Сказал, что есть. Не первое пришедшее на ум.

ОНА. Полагаю, ты сознательно мысленно говорил, мол, тявкай, собака, а сам делал вид, что весь во внимании.

ОН. Учти, сказал не я.

ОНА. Мне пришлось озвучить то, что ты боялся произнести вслух все эти годы.

ОН. Снова перебиваешь.

ОНА. Без моих реплик твой рассказ потускнел бы, как серебряная монета.

ОН. Очень образно и красиво.

ОНА. Спасибо.

ОН.  Образное и красивое сравнение. Серьёзно, я бы и не догадался.

ОНА. Что ж, и на что-то я способна. Пусть не на вечное, но доброе.

ОН. Мои слова, с твоих слов говорю, как серебро имеют, получается, тот же вес и ценность. А ты, вступая в разных частях повествования, их полируешь и поддерживаешь в товарном состоянии. 

ОНА. Мог бы развёрнуто поблагодарить. Раскрыть благодарность, как шатёр над становищем нашей жизни.

ОН. Временами ты напоминаешь себя ту, не повзрослевшую девчонку с длинными косами и белыми бантами, с восторженным взглядом и милой улыбкой.

ОНА. В душе я осталась та же, только время несколько мой портрет подправило с учётом прожитых лет.

ОН. Итак. Слова ставили в тупик, и приходилось задумываться, что делать. Первой всегда приходит мысль, может, делал, что не правильно. Проанализировал несколько дней, затем недель, месяцы трогать не стал, всё не упомнить. Не поверишь, не нашёл зацепки, чтобы меня тормознула, стоп, отсюда, с этого момента пошла точка обратного отсчёта. Как всегда бывает в книгах, гораздо реже в жизни, совершенно нечаянно нашёл ответ. Хочешь проверить свою дедукцию, милая?

ОНА. Я не маг и в кристальный шар не смотрю.

ОН. Маги смотрят в хрустальный шар. Ну, да это сути не меняет.

ОНА(задумывается на минуту). Связано с деньгами?

ОН. Произнося версию, загибай пальчик, глядишь, дело быстрей пойдёт.

ОНА. Лучше пальчик согнуть, чем тебя согнёт в три погибели. Та-ак… Деньги упоминала. Раз. Два. (Снова задумывается.) Изменял ты красиво и умело, никогда не ловила. Тоже отпадает. Три. Спиртное? Так как ты пьёшь, воробьи от смеха дохнут. Четыре… Жадность… Ты скорее рубашку отдашь. Пятое… Нет, в голову больше ничего не идёт.

ОН. Все варианты перебрала?

ОНА. Говори, не томи душу. 

ОН. Ты на чём сидишь?

ОНА. Это что, типа риторического вопроса? На кровати. Сегодня выходной, хочется в кровати подольше поваляться. С тобой поговорить. Погоди-ка, чего это ты про кровать заговорил.

ОН. Когда мы жили в тесноте, да не в обиде, когда нам хватало одной постели на двоих, всё у нас шло хорошо. Не без конфликтов, куда без них, да и молодость своё брала, быстро мирились. Ты любила повторять, мол, милые бранятся, только тешатся. И действительно, ни в какое сравнение не идут те наши перепалки с теми, начавшимися позже. И начались они после того, как ты по совету матери решила избавиться от ребёнка. 

ОНА. Ты лжёшь! Не приплетай мою маму без лишнего повода! Её, святую женщину, да знал бы ты, сколько человек…

ОН. …мечтали видеть рядом с собой твою маму, но она остановила свой выбор на твоём отце. Достаточно лгать самой себе, из дерьма не слепишь конфету. Она была двуличной, на публике сама добродетель, дома – тиран.

ОНА(возмущённо). Ты несправедлив! Уж не знаю, чем она тебе не угодила, но к тебе относилась как к родному сыну!

ОН. Спасибо дорогая, большое спасибо за милое враньё.

ОНА. Не сойти мне с этого места, чистая правда! Хочешь, побожусь!

ОН. Я думаю, не вполне этично, в семейные дрязги посвящать бога.

ОНА. Хочешь узнать правду?

ОН. Да.

ОНА. В действительности беременности не было. Это был обман. Я заподозрила тебя в измене и мама предложила немного поиграть в беременность. Она знала, ты бредил детьми, но я была равнодушна к материнству, но мамина игра мне пришлась по душе. Она всё устроила через своего знакомого гинеколога. Когда ты был на работе, скорая увезла меня в роддом, с подозрением выкидыша. Всё прошло гладко. Ты даже не заметил никакого подвоха. Все вы мужики одинаковы. Только бахвалитесь, что трудно обвести вокруг пальца. На деле, раз плюнуть. 
 
ОН. Раз уж пришёл час откровений, насыплю соли и на твоё самолюбие.

ОНА. Оч-чень интересно!

ОН. С мнимой беременностью вы с мамашей обвели меня вокруг пальца. Опыта жизненного не хватало. Немного позже на работе с мужиками поделился болью. Они аккуратно расспросили, детали уточнили и вынесли решение: ты, парень, лох! Думаешь, обидно не было? Ещё как! Дома держался, вида не показывал, все прихоти твои исполнял, как же, ты понесла такую утрату. Это цветочки.

ОНА. Тогда что ягодки?

ОН. Измены не было.

ОНА. Да знаю, ты до неприличия робок и стеснителен.

ОН. Не было до твоего обмана. Если бы не коварство, с каким ты всё обустроила.

ОНА(с гордостью). Вместе с мамой.

ОН. Тем летом нашу бригаду наградили недельной путёвкой в профилакторий на юг. До этого только на открытках видел Балаклавскую бухту, массандровские виноградники. Четыре дня пролетели незаметно. Процедуры, купание в море, выход в город, шашлыки на свежем воздухе, упоительно вкусные вина. На пятый день пришла она. Мы встретились в процедурной. Невозможно и сейчас описать волнение, охватившее меня. Она работала медсестрой. Наши взгляды встретились, и я понял, что просто так уйти от неё не смогу. Вечером мы пошли гулять по городу и как молодые влюблённые бродили по набережной до утра.  Говорили о всяких пустяках и старательно избегали темы моего отъезда. Тогда я был в шаге от решения переехать к ней, объявил своё решение, но она попросила не торопиться. Когда спросил, почему не встретились раньше. Она, оказывается, была в отпуске, но её попросили выйти до срока, сын сменщицы, солдат-десантник, пострадал на учениях, и она поехала к нему в госпиталь. Мысль, что наша встреча могла не состояться, обескуражила. Последующие три года подряд я просил профорга, чтобы мне выделяли путёвку именно в тот профилакторий. Три года длилось наше короткое летнее счастье, продолжавшееся затем в письмах, они приходили на почтамт. Но вы с мамой гениальные сыщики обманули сами себя и ничего не заподозрили. На четвёртый год мы вместе провели отпуск. Осенью пришло письмо, написанное чужой рукой. В нём сообщили, что она погибла. С группой альпинистов решили взобраться по склону горы. У неё оборвался страховочный трос.    

ОНА(выдержала паузу). Печально, конечно, но это не ягодки.

ОН. По приезде я предложил спать раздельно, и ты согласилась с радостью. Примерно в тот временной промежуток ты и сказала свою гениальную фразу: В один прекрасный день я уйду от тебя!

ОНА. Повторюсь, сказала в момент откровения или душевного смятения. Может что-то извне подействовало на меня или наоборот. Сейчас и не вспомню. Да и не важно. Как любишь повторять, что сказано, то сказано.

ОН. Со следующего дня… Какой был день тогда? Ах, да – среда!.. начал искать приметы. Ведь этот прекрасный день должен как-то выделяться из общей череды. Как альбинос среди смуглых. Начал вглядываться в лица встречных прохожих, пытаясь увидеть в их глазах хотя бы намёк на этот гипотетический прекрасный день. Всуе всматривался в небо, стараясь подобно авгурам по полёту птиц и по движению облаков приблизиться к разгадке прекрасного дня. Несколько дней спустя заметил за собой некую странность и понял, что так недолго скатиться к фобии и прекратил пустое занятие. Решил воспользоваться народным советом: или стог сена приблизится к корове, или корова подойдёт к сену. Другими словами, пришло осознание, этого дня придётся ждать долго и я запасся терпением. А уж его мне не занимать. Временами отстранялся и проваливался в некий временной кокон, из которого наблюдал за происходящим. Сон превратился в явь, явь стала сном. И вот дождался! 

ОНА. Звонят!

ОН. Что?

ОНА. Звонят в дверь.

ОН. Пусть хоть зазвонятся. Сегодня никого не жду в гости. Нынешний день – праздник. Ни с кем не хочу его делить.

ОНА. Это привезли еду из ресторана.

ОН. Не заказывал.

ОНА. Заказала я.

ОН. Заказала? Вот и открывай. Я не голоден.

ОНА. Я голодна.

ОН. Не ново: ты вечно голодна, постоянно терзает жажда, хочешь курить.

ОНА. Ты можешь, хотя бы в этот чёртов распрекрасный как ты говоришь день, сделать для меня одолжение и исполнить просьбу.

ОН. Нет.

ОНА. Почему? Посыльный ждёт.

ОН. Подождёт.

ОНА. Да сходи ты за заказом, от звонка у меня разыграется мигрень.

Явление второе

Муж возвращается с коробкой, украшенной фирменной наклейкой. Ставит коробку на прикроватный пуф.

ОН. Деньги.

ОНА. За что?

ОН. Рассчитаться с посыльным.

ОНА. Обнищал?

ОН. Деньги.

ОНА. Возьми в тумбочке.

ОН. Бог мой, как мог забыть, где лежат деньги! (Выходит.)

ОНА(подбегает к двери, прислушивается, затем возвращается и садится на кровать). Тебя только за смертью посылать! Не было сдачи?

ОН. У тебя прекрасный аппетит! Здесь на троих с лихвой хватит.

ОНА. Опять?

ОН. Что снова?

ОНА. Прекрасный аппетит!.. Можешь не говорить этого слова сегодня?

ОН. Раздражает – не слушай. Заткни ватой уши.

ОНА. Покажи счёт. (Изучает.) Сдачу дали?

ОН. Дал чаевые.

ОНА. Щедр ты сегодня, ну да, деньги…

ОН. Их зарабатываю их и трачу по своему усмотрению.

ОНА(говорит с набитым ртом). Конечно, мы потомки богатых родственников и нам недавно оставили наследство. Мы его и проедаем.

ОН. Вкусно?

ОНА. Креветки в темпуре просто прелесть! Попробуй!

ОН. Не поклонник восточной кухни. Вкуснее русских пельменей и жюльена из шампиньонов нет ни в одной кухне.

ОНА. Последнее блюдо гастрономический изыск французов. Как и устрицы в винном соусе. Едва вспомню, как объедалась ими, просто не верится, как в русской кухне не догадались до этого.

ОН. Не догадались по простой причине – еды всегда было в изобилии. В лесах ягоды и грибы, дичь и зайцы с сохатыми. В реках полно разной рыбы. Корова в каждом дворе была, как и домашняя птица. Не было нужды ходить во время морского отлива и собирать дары моря. В голодной тоске смотря, выглядывает ли сквозь водоросли тусклая раковина.

ОНА. Чушь! Выдумки людей со скудным воображением. Надо же как-то оправдать примитивность приготовления народных кушаний.
ОН. Острым соусом не увлекайся.

ОНА. А то что?

ОН. Восточные блюда коварны. Похожи на западню: вроде бы ничего необычного нет на полянке посреди проторенной тропы, наивный зверь шагает и в ловушку попадает.

ОНА. Это ты, мой милый, наивный зверь и неотёсанный дикарь. Во всём мире признали вкусовое превосходство азиатских блюд.

ОН. Да?! Вот уж не знал!

ОНА. В чём-то ты дока, где-то – лопух.

ОН. Капитулирую перед вескими аргументами.

ОНА. Не могу разобрать, из чего это блюдо, рыба или птица, всё измельчено, но вкусно… Взрыв рецепторов! Ах, эти хитрые азиаты!..

ОН. Они и собак едят.

ОНА. Фи! Разве можно их кушать! Этих друзей человека.

ОН. Ещё как можно, за обе щёки друзей уплетают, аж уши шевелятся.

ОНА(скривилась). Если хочешь испортить мне аппетит, цели своей не добьёшься.

ОН. К сведению, особым деликатесом считается блюдо из мяса, кишащего глистами. Его держат на воздухе, следят, чтобы обильно облепляли мухи, когда поверхность будет засеяна личинками, мясо помещают в тёплое место. Едят сырым, отрезают кусочки мяса, обмакивают в соус и в рот.

ОНА. Мясо с глистами?

ОН. Именно.

ОНА. Бр-р! Как на вкус?

ОН. Не ел и не желаю.

ОНА. В принципе, ничего необычного. Едят же сыр с плесенью. Почему бы не кушать мясо с глистами. Оригинально и экзотично.

ОН. Плесень на сыре пищевая.

ОНА. Я в курсе. Если есть пищевая плесень, почему бы не быть пищевым глистам. Не сложно догадаться путём нехитрых размышлений. Революционный, авангардистский прорыв в науке приготовления пищи.

ОН. Предпочитаю придерживаться традиционных правил приготовления и стараюсь быть верным родной кухне. Вот где нельзя ожидать сюрпризов со стороны организма, если сам не перестараешься.
ОНА. Пища может быть лекарством и ядом.

ОН. Мы немного отвлеклись. Вернёмся к нашим баранам.

ОНА. Слушать не желаю.

ОН. Смотрю на тебя, и представить трудно, куда всё делось?

ОНА. Всё осталось при мне.

ОН. Нет, не осталось. Где дрожь желанья, клубящаяся на окончаньях нервов, где туман на ветру, где жаркие поцелуи под проливным дождём?

ОНА. Повторю: всё осталось. Ты никак не хочешь к этому привыкнуть. Ждёшь непонятных откровений. Осталась любовь, из маленького неопытного ребёнка она выросла и стала взрослой красивой женщиной.

ОН. Она стала прагматичной меркантильной хищницей.

ОНА. Иначе в мире, наполненном злостью и завистью не прожить.

ОН. Почему никто из поэтов, воспевавших её, не написал, что любовь – мираж.

ОНА. Любовь – явь. И точка!

ОН. У нас сегодня день открытых дверей?

ОНА. Не смотри, ничего больше не заказывала. Выйди посмотри. Может, ошиблись дверью.

Явление третье

Муж вышел. Через некоторое время вернулся несколько озадаченный.

ОН. Ошиблись этажом.

ОНА.  Кого искали?

ОН. Соседку, живёт этажом ниже. Помнишь, молоденькая, недавно переехала.

ОНА. Её да не помнить. Кстати, вот пример свободного образа жизни. Половина района знает наш дом и уверена, не скоро осталось ждать, когда наш дом назовут вертепом и пристанищем проституток.

ОН. Не суди, не зная человека.

ОНА.  Кто разыскивал?

ОН. Мужчина в возрасте.

ОНА. Бог мой, могла и не спрашивать! При свободном образе жизни кто может её разыскивать!
ОН. Могла бы промолчать.

ОНА. Понятно, почему застрял почти на полчаса, провожал до нужной квартиры?

ОН. А хотя бы и так. Тебе какая корысть?

ОНА. Много знать хочу.

ОН. Много будешь знать, скоро состаришься.

ОНА. Ой! Ой! Ой! Сколько независимости в голосе, боже мой! Ты пока …

 ОН. Именно – пока, то есть …

ОНА. Ни то есть, никак иначе, ты пока мой муж, возомнивший себя свободным и независимым. Ты пока что, прошу помнить, полностью зависим от меня. Моих прихотей и дурачеств. И будешь их исполнять, пока не скажу, всё, хватит! Насытилась до тошноты!

ОН. Глядя на тебя, вижу твою мамашу, и мне бесконечно жаль твоего отца. Милого приятного человека. Она превратила его жизнь в ад.

ОНА. Он вполне комфортно жил в этом аду!

ОН. Если возможно. Да нет, невозможна жизнь в паутине запретов. Придут гости, не проговорись о таких-то, завтра пойдём в гости к таким-то, смотри не напейся как прошлый раз, не вздумай ухаживать за той-то, уж она-то известная разрушительница семей. И день за днём промывка мозга. Помню первый день, когда ты пригласила меня знакомиться с родителями. Отец…

ОНА. Да уж, в моей памяти отложился тот день.

ОН. Суббота. Шёл дождь. Я дал тебе укрыться свой пиджак, сам промок до нитки, пока добежали до подъезда от автобусной остановки. Потом под навесом, минут  двадцать целовались. Ты говорила, что нас давно ждут, но сама продолжала жаждать мои поцелуи и не ослабляла объятия.

ОНА. Не было этого.

ОН. Нас встретил отец. Меня удивил его вид, он был похож на побитую собаку.

ОНА. Не фантазируй. Отец был сильным, волевым человеком. Иначе бы долгое время не руководил областью. В своих руках он держал вожжи управления каждым районом. Он  руководил твёрдой рукой.

ОН. Дома всё менялось местами. От постороннего взгляда, а я был посторонним и частым гостем у вас, такие тонкости не скрыть. Они обязательно проявляются, как ни старайся их замаскировать.

ОНА. Всё-то ты замечал, глазастый!

ОН. Мать с него снимала костюм человека, твёрдой рукой вершившего судьбы области. И он становился обычным подкаблучником. Из которого жена-тиран вьёт последние нитки.

ОНА. Признаюсь, меня удивил тот факт, как он отнёсся к тебе. Сразу же от порога начал обращаться «зятёк». Прежних ухажёров осмотрит, крякнет в кулак, скажет многозначительно «ну-ну!» и уходит к себе. А с тобой получилось иначе. Зятёк, давай-ка повторим в шестнадцатый раз по половиночке рюмочки, зятёк, а пойдём-ка подымим на балконе. Зятёк то, зятёк сё. Он влюбился в тебя с первой минуты!

ОН. Мне импонировали многие его качества. В любой компании он её душа. Не чурался беседовать с больными тяжёлыми заболевания, при посещении больницы. Медперсонал так и бегал за ним длинным шлейфом. Фразы и предложения ловили на лету, и повторяли в разговорах, как крылатые выражения!

ОНА. Бабник он был отличный, вот мать его и держала в ежовых рукавицах. Чтобы лишний раз не расслаблялся. И помнил, кто в доме хозяин.

ОН. Диктат матери не прошёл бесследно. Жить постоянно в состоянии нервного срыва, всё равно, что ходить по краю бездны. Когда она позовёт к себе.

ОНА. Фатализм присущ натурам со слабой волей.

ОН. Можно допустить как аксиому. Но не по отношению к твоему отцу.

ОНА. Может, я и немного несправедлива.

ОН. Хоть раз в чём-то призналась.

ОНА. Признание несправедливости – не признание вины.

ОН. Это и сгубило твоего отца. Жестоковыйная супруга и тихое презрение дочери. Слава богу, он покинул этот мир во сне. Утешился собственной смертью.

ОНА. Тебе это не грозит.

ОН. Смерть?

ОНА. Утешиться собственной смертью. Снова звонят в дверь. На этот раз пойду я и покажу кое-кому, где черти пляшут!

Жена выходит из комнаты.

                ЗАНАВЕС

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление первое

ОН. Посоветовать съесть лимон?

ОНА. Зачем?

ОН. Уж больно оно у тебя довольное.

ОНА. Ах, это!.. Десяток или полтора прожую без сахара и не скривлюсь.

ОН. В критических ситуациях женщины способны на безрассудные поступки.

ОНА. Учёные доказали, в экстремальных условиях женщина ведёт себя более решительно, исходя из обстоятельств, в то время как мужчинам свойственно некое затормаживание. Видение ситуации в ином ракурсе. 
ОН. Наконец-то добрались до выяснения, как сейчас модно говорить гендерных различий и приоритетов. То, что ты поддерживаешь женскую сторону, вполне объяснимо с точки зрения феминизма. Как и главенствующая роль фемины сапиенс в общественной жизни.
 
ОНА. Ну-ну!..

ОН. Всяк кулик своё болото хвалит. Мои оправдания… Неправильно. Моя точка зрения в этом спорном вопросе, в котором никогда не будет найдено точек соприкосновения из-за лидирующей гипотезы научного мира о противостоянии и различии полов, тоже не вполне устойчива. Как мужчина, полностью стою на стороне мужчин.

ОНА. Злобный  женоненавистник!

ОН. Благодарю бога, что не все сёстры Евы похожи на тебя. Поверь, есть женщины, которым присущи пусть не одни добродетели, человечество тем и привлекательно, что нет ни одного похожего друг на друга человека.

ОНА. Ты говорил про добродетели.

ОН. Есть добродетельные женщины. Не слащаво-искусственные бесчувственные особи, на лица их будто надеты карнавальные маски. Обычные женщины способные на ежедневный подвиг, который они и подвигом не считают, любить мужчину и заботиться о нём. Им совершенно безразлично, толста мошна у мужчины или вошь на аркане. Просто она любит, боготворит его за то, что он рядом. Что в любую минуту подставит плечо и примет на себя основной жестокий удар жизни.

ОНА. Среди моих подруг не сыщется ярых адептов матери Терезы. Они могут позволить себе секундную слабость одарить улыбкой и то, чтобы обязательно, какой-никакой подарок прежде опустился в ладонь. Любовь костёр, гаснущий без топлива.

ОН. Кончились деньги, забирай сандалии?

ОНА. Зря смеёшься, суровая правда жизни. От неё не спрячешься за хлипкой перегородкой, снесёт ураганным порывом. И потом, ты так и не выяснил причину моего приподнятого настроения.

ОН. А ведь точно. Причина?

ОНА. Вульгарная тощая особа в драных джинсах и безвкусном пальто-балахоне. Волосёнки под вязаную шапочку спрятаны. Что напрягся, милый?

ОН. Тебе показалось.

ОНА. Она интересовалась, может ли тебя увидеть.

ОН. Догадываюсь, что она услышала в ответ.

ОНА. Зря ты так. Как-никак я женщина воспитанная. Я с ней поговорила. Объяснила, что квартирантка, арендую квартиру со вчерашнего дня. А ты отлучился к друзьям. Будешь ближе к ночи. Ничего не хочешь спросить?

ОН. Нет.
ОНА. Слушай дальше. Я ей говорю, проходите, чаю попьём. Вот-вот закипит. Она засмущалась. Отвечает, мол, неудобно. Не хочет стеснять. Попросила передать тебе, что у неё сегодня ночное дежурство, сетовала, что ужин тебе придётся разогревать самому. На прощанье добавила, что я очень интересная и хочет попросить тебя пригласить меня к вам в гости. Как, справишься?

ОН.  Справлюсь, не впервой. И с ужином и с приглашением разберёмся.

ОНА. Разговаривая с ней, пыталась проанализировать твои отлучки в последнее время, поняла, ты пропадал не где-то с друзьями в гараже или на рыбалке. Ты был у неё. У этой любительницы одежды с прорехами.

ОН. Встречают по одёжке, провожают по уму.

ОНА. Прости, с наскоку не сообразила провести экспресс-тестирование на зачатки сообразительности нахальной посетительницы, решившей, что ей можно всё. Кстати, ты ей говорил, что женат?

ОН. Она знает о браке, но ей сообщил о твоём отъезде в другой город к тётушке, оставившей единственной племяннице наследство.

ОНА. Про тётку протрепались подруги? Вот же язык, как помело! Нельзя даже сотой части грамма тайны доверить. Всё разнесут по белу свету точно сороки.

ОН. Нет. Персонаж тётки придумал.

ОНА. Она существует, живёт много лет в одной прибалтийской республике. Много лет назад, в молодости вышла замуж за прибалта и уехала с ним. Отношений почти не поддерживали. Мать с нею переписывалась мало. И вообще, упоминать её имя, было строжайше запрещено.

ОН. Ослушалась родительской воли?

ОНА. Да.

ОН. Когда это случилось?

ОНА. Давненько, я же сказала.

ОН. Не так выразился. В какой день.

ОНА. Я-то откуда знаю! Мне тогда и года не было. 

ОН. Говорили же как-то, когда речь вскользь заходила о ней.

ОНА. Говорили, наверно.

ОН. Напряги память. Ты не всегда была маленьким ребёнком.

ОНА. Это важно?

ОН. Пока не знаю.
ОНА. Сам не знаешь, помощи просишь!

ОН. Время года, какое было, когда тётка против воли родителей уехала с мужем? Лето, осень, зима, весна.

ОНА. Весна.

ОН. Уже легче.

ОНА. Одни загадки. Говори яснее.

ОН. Весна она долгая, в каком месяце: март, апрель, май. Из тебя слова клещами тащить, что ли.

ОНА. Кажется март.

ОН. Видишь, приложила немного усилий, и дело сдвинулось с мёртвой точки. Число?

ОНА. Таких подробностей и сама тётка не упомнит. Сколь событий сотрясли с тех пор страну, сколько перемен произошло. Одни государства распались, другие образовались.

ОН. Не отвлекайся.

ОНА. Стоило завести разговор о тётке, мать упоминала какие-то иды.

ОН. Иды?

ОНА. Да.

ОН. Точно помнишь?

ОНА. С памятью у меня пока всё в порядке. А что?

ОН. На иды приходилось пятнадцатое число месяца марта по римскому летоисчислению.

ОНА. Погоди, сегодня пятнадцатое марта. Но причём тут римское летоисчисление?

ОН. Читал в молодости в одной брошюре, что в день мартовских ид человек предпринимал решительные шаги в своей жизни, кардинально менявшие его жизненный уклад. 

ОНА. Ой!

ОН. Что случилось?

ОНА. В окно бьётся птица. Это плохой знак!

ОН. Дремучие суеверия из древней старины.

ОНА. Нет-нет-нет!.. мама говорила, что также билась птица в окно, когда тётка навсегда покинула семью. И перед уходом отца чёрная ворона три дня подряд садилась на подоконник и клювом стучала в стекло.
ОН. Обычные совпадения.

ОНА. Нет-нет-нет!.. Что-то ужасно страшное сегодня случится!

ОН. Вот увидишь, я сейчас открою форточку и отгоню птицу. И ничего страшного и ужасного не случится.

ОНА. Не делай этого! Не делай! Будет только намного хуже!

Явление второе

Мужчина стоит возле окна, смотрит на улицу. Жена пересела в кресло-качалку.

ОН. Ты можешь упорствовать до бесконечности, в итоге признаешь, сегодня прекрасный день. Прекрасный день в жизни каждого из нас. Мы нашли в себе смелость высказать накопившееся за долгие годы. При этом вероятность ссоры сведена почти к нулю. Предлагаю выпить шампанское, чтобы начатый прекрасно день прекрасно закончился. И чтобы стучащиеся в окно птицы не были вестниками беды. А оставались обычными милыми пернатыми. 

ОНА. Что намерен делать?

ОН. Уйти. Как и говорил об этом раньше. Ты не удосуживалась меня услышать.

ОНА. Просто так уйти, после стольких лет совместной жизни?

ОН. Уйду просто, без сложностей.

ОНА. Нет.

ОН. Не выдавай желаемое за действительное. Я уйду. И ничего с собой не возьму.
Нажитое добро останется тебе. В верхнем ящике комода найдёшь папку с документами.

ОНА. Погоди! Мне просто интересно, насколько далеко простирается твоя щедрость. Та-ак… Заветная картонная папочка с синими тесёмками… Узел не поддаётся.

ОН. Не торопись, поспешишь – людей насмешишь.

ОНА. Ошибаешься! Люди от смеха не лопнут, а документы, как и денежки, любят счёт.

ОН. Проверяй. Всё теперь твоё.

ОНА. До-ку-мен-ты… Дарственная на квартиру, на машину, дачу, на три земельных участка… Фирма?.. Правильно, на денежки папаши ты открыл, без его звонка документы тебе подписывали бы до турецкой пасхи…

ОН. Смотри внимательно.

ОНА. А-а-а!.. вот самый главный документ – строительная фирма… ага-ага!.. учредитель, ага!.. Подпись адвоката… Всё верно, надо составить опись.

ОН. Реестр в конце.
ОНА. Прекрасно… тьфу, заразилась от тебя! Всё моё теперь – моё по праву хозяина. А с чем остаёшься ты? Не поверю,  что не припрятал на чёрный день копейку-другую.

ОН. На чёрный день ни копейка, ни сотня не пригодятся.

ОНА. Ну-ну, без пессимизма. Неужели уходишь ни с чем, гол как сокол? Не верю. Просто не верю твоему показному альтруизму. Дай-ка повторно пересмотрю документы.

ОН. Посмотри. Я пока соберусь с мыслями.

ОНА. Соберись, соберись с мыслями… Нет, всё как есть переписал на меня. Отличная работа. Постарался, молодец. Поберёг моё время и нервы. Ужас как ненавижу ждать, пока уладят процессуальные тонкости знатоки законов. Просто прелесть! Погоди… Это что?..

ОН. Что ещё.

ОНА. Дата на документах. Погоди-погоди. Мне чудится или это … Ты подготовил документы прошлой осенью?

ОН. Да.

ОНА. Какой же ты подлец! Ты заранее подготовился и целый год притворялся, ходил, делал вид, что всё хорошо, а сам носил нож за пазухой! Лицемер! Ханжа!

ОН. Как поразительно точно слова, брошенные мне в лицо, характеризуют тебя. Будто слушаю  католическую исповедальную проповедь «Mea culpa».

ОНА. Не уверена, слушаешь то, что слышишь. Нападки и упрёки переносил стойко. Научился у меня и мамы.

ОН. С волками жить, по-волчьи выть.

ОНА. Не-ет… никуда ты не уйдёшь…

ОН. Прекрати летать в облаках.

ОНА. Не уйдёшь, я сказала!

ОН. Уйду. Без ничего, чтобы и памяти не осталось.

ОНА. О тебе?

ОН. О тебе. Ничего не возьму с собой. Конечно, одежду оставлю. Часы золотые, вот, смотри, кладу на столик, портмоне с карточками, запонки и заколку галстучную. Вроде бы, всё. Ухожу таким, как пришёл однажды четверть века тому в вашу семью. Ты права, я уйду гол как сокол.

ОНА. Думаешь, без гроша в кармане нужен там, куда идёшь? На голом энтузиазме, - я тебя люблю! – семью не создать.

ОН. Примут любого, с деньгами и без. Голова, слава богу, работает, руки-ноги на месте, придумаю что-нибудь. Без работы сидеть не буду.
ОНА. Размечтался!

ОН. Мечтаешь ты. Я – ухожу.

ОНА. Я повторяю – никуда ты от меня не уйдёшь!

ОН. Давай без истерики.

ОНА. Остановись! Или я…

ОН. Или  ты – что?..

ОНА. Я повторяю – ты не уйдёшь! Что смеёшься?

ОН. Сто раз скажи мёд, во рту слаще не станет. Вот и ты, говоришь, не уйдёшь, а будет как решил я.

ОНА. Не поворачивайся ко мне спиной!

ОН. А то что?

ОНА. Повернись!

ОН. Пистолет?! Вот неожиданность!

ОНА. Купила по случаю полгода назад.

ОН. Обращаться научилась?

ОНА. А ты думал!.. Ходила в тир три раза в неделю, тренировалась под присмотром опытного инструктора.

ОН. Он не спрашивал, зачет тебе это?

ОНА. Спросил, а как же! Сказала, собираюсь в Африку на сафари, на слонов охотиться. От души вместе посмеялись.

ОН. Продолжай смеяться, а пукалку убери.

ОНА. Это боевое оружие.

ОН. Да ты что! Я-то грешным делом подумал детский водяной пистолет.

ОНА. Меня хорошо научили стрелять. Я выбиваю двадцать восемь из тридцати. Так что, не промахнусь.

ОН. Выстрелить в человека тяжело. Не каждый может перешагнуть этот барьер. Тем более, ты женщина, в тебе от природы заложен инстинкт самосохранения, а не какая-нибудь милитант вумен, воспитанная убивать без раздумий.

ОНА. Выстрелю, не сомневайся!

ОН. Не выстрелишь.

ОНА. Выстрелю!

ОН. Не выстрелишь.

ОНА. Выстрелю! Не провоцируй!

ОН. Не выстрелишь.

ОНА. Выстрелю!

ОН. И рука не дрогнет?

ОНА. Не проверяй!

ОН. Стреляй!

ОНА. Не приближайся ко мне!

ОН. Стреляй!

ОНА. Не приближайся ко мне! Я выстрелю! Не провоцируй!

ОН. Стреляй! Что ждёшь?

ОНА. Ай! Что это? Эта чёрная птица… Она снова бьётся в окно!

ОН. Хороший выстрел.

ОНА. Я не хотела! Ты меня провоцировал! Палец дёрнулся! Я этого не хотела! Это виновата птица! Она меня испугала! Сработал рефлекс и я непроизвольно… непроизвольно нажала на курок!..

ОН. Кровь… Какая она разная… Одно дело поранить палец ножом. Совсем другое – огнестрельная рана. Кровь красного цвета…

ОНА. Что делать? Надо что-то делать?

ОН. Совершенно новые ощущения…

ОНА. Ты о чём?.. Я помогу подняться…

ОН. Не надо, я сам.

ОНА. Я не хотела стрелять. Это получилось случайно, если бы в окно не ударилась птица. Чёрная птица - вестник беды… Это ты… ты заставил меня…

ОН. Хорошо, когда есть на кого свалить вину.

ОНА. Ты меня провоцировал… и птица… я слабая женщина…

ОН. Хм! Всё время хотел узнать, каково это девять граммов в сердце.

ОНА. Что? Что ты говоришь?  Какие девять граммов в сердце? Ты бредишь! Потерпи, я вызову скорую помощь. Они приедут, они спасут. Да куда подевалась трубка! Господи, где лежит эта проклятая трубка!..

ОН. Не надо… Не надо скорой…

ОНА. Почему? Почему не надо?

ОН. Первый раз в жизни ты сдержала обещание, сказала, что уйдёшь в один прекрасный день и… ушла…

                ЗАНАВЕС

                Якутск. 28 февраля – 8 марта 2017г.