Село

Боев Александр
О том как выглядело наше село сто лет назад дают представление  многочисленные рассказы, старые карты и  несколько фотографий  окрестностей Ягорбы сделанных  знаменитым  С. М. Прокудиным  – Горским .
Сергей Михайлович Прокудин- Горский (1863-1944) — русский фотограф химик, изобретатель, педагог и общественный деятель положивший начало развитию цветной фотографии в России. Своими работами он привлёк внимание  императора Николая II . После демонстрации снимков на аудиенции ,состоявшейся 3 мая 1909 г. ,император высоко оценил фотографии Прокудина-Горского ( сам Николай II так же  основательно увлекался фотографией в цвете )

Заручившись поддержкой императора , Прокудин-Горский получает необходимые средства и разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.
Уже через несколько дней после встречи с царем, в июне-июле 1909 года, на специально  выделенном МПС пароходе «Шексна» Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего проекта – по Мариинскому водному пути . На всём протяжении от Петербурга почти до самой Волги  он  делает    известные и строго атрибутированные фотографии. Снимает реки и каналы, города и деревни, людей и их быт. 

Снимает детей в Белозерске и собравших ягоды  девчонок из Череповецкого уезда. Эти дети  очень похожи на своих ягорских сверстников - моих дедов и бабок .
Снимает  Леушинский монастырь , находившийся в 10 верстах от Ягорбы . Стоит пора сенокоса .На фоне монастыря крестьянки  ворошат сено . Подпись : « 1909 г. Монастырский сенокос. Леушинский монастырь. Российская империя.»

Следующая атрибутированная фотография, последняя в мариинской серии, « Навигационный знак, мыс Оленьи рога ». Это деревня  Пельнево в 5 верстах от Ягорбы ниже по реке.               
А между ними  ряд неатрибутированных фотографий крестьян на сенокосе , с общим обозначением  – «Между Леушинским монастырём и рекой Шексной» .  Именно здесь, в треугольнике между Леушиным , Пельневым и Шексной, находились знаменитые ягорские покосы и велика вероятность того ,что на фотографиях запечатлены  земляки. Всё  родное  узнаваемое - одежда , утварь и, как мне кажется, лица.

Село Ягорба  стояло на  правом берегу реки Шексны, на слегка поднимавшейся  над плоской равниной возвышенности, пологим откосом спускавшейся к реке , от которой  отстояло на полкилометра и делилось в отношении 1/2  мелководной речкой  Ягорбой, впадавшей в Шексну . Меньшая часть называлась Заручье. Часть села, лежавшая на противоположном берегу речки  звалась Лягушкино или Ляга. Удалённая  , располагавшаяся  ближе к Ильскому озеру  его часть  называлась Барщиной, а лежавшая  за озером, естественно,  Заозерьем.

Вдоль села ,соединяемые несколькими проулками, проходили две улицы: Большая и Щемиловка . От южной  окраины  ,через Копорьё уходила дорога на Мологу, от северной- одна дорога  шла  на Космово -Кергай –Леушино, другая   на Колмово и далее на Череповец. По суху до уездной Мологи  добираться было ближе, но до Рыбинска удобней . Обычно туда  и  отправлялись  селяне по  какой-либо хозяйственной надобности  на  пароходе .
Через  реку Ягорбу был мост, через Шексну - обустроенный  мостками- сходнями паромный перевоз, называвшийся Завозня.

В  начале прошлого века  в селе было  более 300  строений, принадлежавших 138  владельцам - домохозяевам . Деревянные, крытые соломой ,с чахлыми палисадниками  и посажеными перед фасадом деревьями,  дома мало чем отличались друг от друга. Единственным  выделявшимся  был  двухэтажный дом купцов Масленниковых ,стоявший на Большой улице и ставший в советское время школой.
За селом  одиноко торчала ветряная мельница  «толчея», принадлежащая Фирсовым.

Все  значимые  участки местности ,окружавшей  село, имели собственные названия .
Наволоки:  ( низменное место на берегу, куда, в том числе, при разливах реки, наносится много грунта, ила и т. п.; пойма, заливной луг.)  Чечебол, Заслонки, Нижняя и Верхняя Сарафаниха.
Урочища: (народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди)  Прилук, Огуриха, Щуки, Крынки, Дрыгалиха, Крестное, Пятное, Сутяга, Корсуниха, Двувраги, Горбово, Большое и Малое Попское, Зеленники, Перемой, Первое, Правое, Устье, Слобода, Бибиха, Шаронина грива ,Васькова нива, Усадебная оседлость, Пустопорожнее место ,Общий выгон.
Озёра:  Ягро или Большое, Ильское и Боброма.

Видимая  из далека, возвышалась  над селом , построенная в 1835  году  церковь во имя   Воздвижения Креста Господня.  В церковной ограде , в зелени деревьев,  находилось сельское кладбище.

Справка:  «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. 1908 г.»               
          
Ягорская церковь

« … Церковь каменная, приходская, летняя и зимняя в одном здании, самостоятельная, прочная. Престолов в ней пять: в летней церкви три:  1-й главный в середине – Воздвижения Креста Господня; второй по правую сторону – во имя Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла; 3-й по левую сторону – во имя Святителя Николая Митрликитского; в тёплой или зимней церкви два престола: по правую сторону во имя Казанской Божьей  Матери; по левую сторону -  во имя св.св. Правоверных князей Бориса и Глеба. Храмовые праздники: 14 сентября, 29 июня,9 мая и 6 декабря, 8 июля и 22 октября, 2 мая и 24 июля.

 Церковь построена в 1835 году на средства прихожан. В приходе одна часовня в расстоянии 8 вёрст от приходского храма, в деревне Глушихе, деревянная.
Прихожан в селе Ягорба 436 м.,484 ж.; в деревнях Глушихе 171 м.,186 ж.; Заозерье 110 м., 122 ж.; Космове 142 м., 149 ж.; Шигае 54 м..65 ж.; Колмове 118 м.,133 ж.; Мызе 6 м., 8 ж.
Расстояние деревень от церкви: Глушиха 8 вер., Заозерье 5 в., Шигай 3 в., Колмово 4 в., Мыза 5 в.

Село Ягорба расположено на равнине в  разстоянии полуверсты от реки Шексны. Кроме того, самим селом протекает и делит его на две неравныя  части, небольшая речка Ягорба, впадающая недалеко от села ( на разстояии ; версты ) в реку Шексну.
Почтовый адрес : почт ст. Копорье, Ярославской губ.; телеграфный адрес : Щетинское, Ярославской губернии.

В приходе две школы: 1) земская в селе, 2) церковно-приходская школа в деревне Глушихе, в 8 верстах от села.
Причтового капитала  550 руб.
Штатный состав притча: священник, диакон и псаломщик…»

В разное время в церкви служили :
Ветринский Иван. Священник до 1838 года.
Виноградов Андрей Эрастович. Священник в 1839 году
Ушаков Алексей Васильевич. Священник до 1864 года.
Соколов Василий. Священник с 1864 года.
Писаревский Павел. Священник в 1902 году.
Ильинский Сергей Егорович. Дьякон в 1839 году.
Сперанский Алексей. Дьякон после 1871 года.
Суслонов Семен. Дьякон в 1871 году.
Уваров Павел. Пономарь в 1871 году.
Писаревский Николай Павлович.Священник до 1931 года.
Церковным старостой,на момент переписи,был Тимонин Михаил Макарович - предок нынешнего деревенского старосты Зверева Валерия Фёдоровича  - традиция !

Церковь - двухсветный четверик с пятиглавием; трапезная в связи с ярусной колокольни , была построена на средства прихожан, по недорогому, как сейчас говорят -  «типовому проекту» и походила  на множество  других  церквей   Ярославской епархии.               
Рядом с «новой» каменной церковью , до  пожара 1871 года , стояла двухсотлетняя деревянная  церковь во имя Святителя Николая - святого на    Руси,  особо почитаемого и к великой радости селян праздновавщегоя в селе  четыре  раза в году.

Обратившись   к материалам  Первой Всероссийской переписи населения 1897-го  года  узнаём  , что в  Ягорбе  проживали  929 человек ( 436 мужеского и 484 женского  пола) ,составлявшие  167  семей, соединённых  меж собой многочисленными родственными связями и носивших  следующие фамилии:

Баклановы
Богомоловы
Боевы
Брякины
Васины
Галанины
Господаревы
Гришенькины
Ермаковы
Есины
Железовы
Желтовы
Захаровы
Зверевы
Иванушковы
Ильичёвы
Кабины
Карпушовы
Комиссаровы
Красильниковы
Крючковы
Куваевы
Куклины
Кулаевы
Кумачёвы
Ларины
Лауховы
Лемеховы
Морины
Отоковы
Поздняковы
Раковы
Роговы
Рукиновы
Рыбаковы
Сабакановы
Саблюковы
Савиновы
Сальниковы
Сачковы
Селевины
Соболевы
Соколовы
Солины
Столяровы
Суриковы
Тимонины
Топковы
Уткины
Уховы
Фирсовы
Фурины
Чистяковы
Шаровы
+ 2 семьи записаны без фамилии!

Проживавшие в селе  94%  жителей  относились к крестьянскому сословию.
Семьи Морозовых, Богдановых, Машиных ,Пановых и  Радожинских (25 человек ) относились к  мещанам ,семья Масленниковых -  к  купцам.
Семьи священника Писаревского, дьякона Савинского  и  дьячка Сперанского (14 человек) относились  к духовному сословию, к нему же принадлежали  учительница А.М.Сретенская и её сестра.
На момент переписи старейшими  жителями села были современники Пушкина :
Тимонин Кондрат Гаврилович 1817 г.р.
Уткина Анна Васильевна 1817г.р.
Морин Григорий Никитич 1819 г.р.,солдат, служивший с 1840.Первый ребёнок - дочь Ольга родилась ,когда Григорию стукнуло 50.
45  мужчин  в разное время  отслужили в армии ,находились в запасе или числились ратниками гражданского ополчения.
334 жителя села были грамотными.
20 человек, на момент переписи, проживали в других  местах.
На стыке веков  сельским старостой и  главой Общества ягорских крестьян  был Александр Аполлонович  Шлёпин.

В  14-й   графе  переписного листа «Занятие, ремесло, промысел или служба», в разделе «Главное занятие» у большинства жителей Ягорбы записано – «Земледелец». В  разделе же  «Побочное занятие»  предстаёт великое разнообразие профессий и ремёсел .
У  мужчин  преобладает  «рыбак» - 92 человека, у 152   женщин  записано «ткёт холст» , у 160  женщин и подростков - «дерет кору» , далее следуют:

Дровосеки - 28 человек
Плотники -11
Портные - 8
Столяры - 6
Сапожники- 6
Печники -2
Кузнецы-3
Пастухи -2
Ямщики, извозчики -3
Егеря - звероловы -2
Матросы -2
Обручники-2
Гнёт дуги -1
Швея-1
Шкипер- 1
Нянька- 2
Кухарка -1
Лесной сторож-1
Доверенный лесопромышленника-1
Красят пряжу -2
Половой-1
Токарь-1
Перевозчики  на пароме-2
Пекарь -1
Прислуга, горничные -  4
Рабочие на кирпичном заводе -24
Рабочие  на маслозаводе- 3
Рабочие на др. заводах – 7
Конюх в цирке - 1
Наёмные работники, поденщики -10
Учитель -1
Священнослужители -3
Церковный сторож-1
Владелицы  лавок -2
Владелец питейного заведения -1
Мясник-1
Полицейский урядник-1
Собирающие подаяние – 9

В результате реформы 1861 года крепостное право в России отменялось, и крестьяне становились свободными сельскими обывателями , наделенными гражданскими правами. Земля ,на которой работали крестьяне , принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они  считались временнообязанными (должниками).  Процесс  выкупа земли затянулся до 1907года,к этому времени   часть долга была выплачена ,  часть списана. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединились  в  получившие право самоуправления сельские общества, несколько сельских обществ образовывали волость,
Так  было образовано и  Общество крестьян села Ягорбы.

В послереформенной России существовало несколько форм  землепользования. В Ягорбе  доминирующей  формой крестьянского  землепользования было общинное владение землей, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины (так называемая «мирская земля»), которая в произвольные сроки перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества.

 Сельское общество могло в любое время произвести передел мирской земли — изменить размеры участков в пользовании крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати
Общинная собственность на землю была совместима с поднадельной арендой — арендой одними крестьянами надельной земли других. Крестьяне, переселявшиеся на постоянное жительство в город, не могли продать свои участки. Имея выбор — либо уволиться из сельского общества без земли и денег, либо продолжать числиться в обществе и сдать в аренду свой участок – несколько ягорских крестьян  находили более выгодным второй вариант.
Община, как коллективный собственник мирской земли, была очень существенно ограничена в праве продажи земли. Практически, продажа земли общиной была возможна только на условии встречной покупки другого участка. Община не могла также и передать землю в залог, даже если выкуп был завершен.

Второй формой крестьянского  землепользования было частное  владение землёй. Крестьяне и сельские общества, дополнительно к земле, полученной при наделении в ходе освобождения крестьян, могли покупать землю через обычные частные сделки. По отношению к этой земле они являлись полноправными частными собственниками, равноправными с любыми другими хозяйственными товариществами, и не подвергались никаким сословным ограничениям. Эта земля могла быть продана или заложена без согласования с властями.
Таким образом, наряду с Обществом крестьян , земля  в Ягорбе  принадлежала  дворянам -помещикам , купцам  , мещанам и  отдельным крестьянам –частным собственникам.               

Архивная справка
РГАДА. Ф.1354. оп.607. Ч.2. Планы Генерального и Специального межевания. Ярославская губерния. Мологский уезд. Сведения по межеванию от 1903 г.

Собственники земли по с. Ягорба.
Общество крестьян с.Ягорбы,
Общество крестьян дер.Заозерья,
Общество крестьян дер.Шигай.
Крестьяне:
Анна Чекмарёва,
Александр и Иван Пакулевы,
Пётр Зеляков,
Герасим Красильников,
Фёдор Афонасьев,
Василий Денисов,
Макар Чистяков,
Михаил Степанов,
Иван Карпов,
Кузьма Железов,
Пётр Малютин,
Павел Писанников,
Авдотья Филипова,
Василий Мясников,
Мещане:
Мария, Васса, Дмитрий Морозовы,
Александр Радожицкий.
Купцы:
Василий Масленников.
Дворяне:
Действительный Статский Советник Дмитрий Гевличь,
Титулярный Советник Иван Покровский,
Прапорщик Иван Трусов.
      
Глинистая, бедная почва междуречья Шексны и Мологи больших урожаев не приносила,  земельные наделы крестьян были  мизерными, от 1,5 до 2,5 десятин  на душу, при средероссийском наделе  в 4,1 десятин. Десятина приблизительно равна  одному гектару, или ста соткам. Прикиньте, сравнив  с шестью сотками своего дачного участка -  получится  немного .
Основными  сельскохозяйственными  культурами были  рожь, овес, лен, картофель – в процентном отношении составлявшие – 36%, 30%, 18 % и 5%, но урожайность зерновых была невелика. Из 100 хозяйств занимались посевами хлебов  только 91 .
Почти половина хозяйств вынуждена была ежегодно , до следующего урожая ,прикупать хлеб, на одного едока прикупалось по 1,04 пуда на месяц.

Лучший  экономический  результат давали заготовка сена и  животноводство.
Урожай сена на заливных лугах  в среднем составлял 200 пудов на десятину (200 пудов, это 3,2 тонны , как раз на годовой прокорм 1 коровы ), но  в хорошее лето , урожай  достигал  250 - 400 пудов , при этом ,пойменное  сено  считается одним из лучших кормов ,отличающееся значительной питательностью.               

Сено считалось  важным предметом сбыта  - закупалось в столицы и поставлялось для нужд императорской кавалерии,  по 50 копеек за пуд. Обилие кормов обеспечивало  надёжную  базу для животноводства. В Моложском уезде у 27 тыс. единоличных хозяйств  имелось   15 тыс. овец ,25 тыс. лошадей, 38 тыс. коров.

В  наших краях в 60-е  годы девятнадцатого века, было положено начало российской молочной промышленности. Её  зачинателем стал    уроженец Череповца Николай Васильевич Верещагин – родной брат знаменитого художника-баталиста  Василия Верещагина.
Совершив путешествие в Германию, Англию, Францию, Голландию и Швецию с целью изучения молочного дела, вернувшись в Россию, стал инициатором создания крестьянских артелей по переработке молока в масло и сыр. Он показал, как можно наивыгоднейшим способом организовать переработку в молочные продукты молока, полученного из мелких крестьянских хозяйств. Николай Верещагин создал совершенно новый, неизвестный до него за границей, способ изготовления сливочного масла, имеющего ярко выраженный вкус пастеризации. Это масло было названо «Парижским», а позднее, в  советское время переименовано в «Вологодское». Теперь этот продукт не существует вообще, а Пошехонский сыр  лепят ,  где попало и из чего попало.
 До начала  деятельности Н. В. Верещагина Россия практически не экспортировала сливочного масла, а в начале прошлого века вышла по его экспорту  на 1 место в мире. За границу  было поставлено 2,5 млн. пудов на сумму в 30 млн. рублей. И это не считая продукта , которые потреблял внутренний рынок.

Был свой маслозавод и в  Ягорбе ,  принадлежал он Чистякову Макару Григорьевичу. Производством заведовала подготовленная «мастерица»-технолог 23-х летняя жительница Череповца  Люшина Екатерина Макаровна .Сдавать молоко было выгодно и большинство семейств активно  включилось в это предприятие .
Не могу привести точных данных о результатах деятельности ягорской «маслобойки», для иллюстрации  приведу данные из публикации Д.М.  Коновалова  о сыроварне села Веретея:
«По отчету за 1910 год крестьяне из своих личных подсобных хозяйств сдали 27512 пудов (пол миллиона тонн) молока, выработали 1137 пудов (18,5 тонн) масла на 18 тысяч 298 рублей в деньгах того времени » . 
 
«Ярославский крестьянин – человек деятельный, земля для него не может быть матерью, он знает, из нее не выжмешь и медного гроша. Отсюда образовалась у ярославского крестьянина способность к самостоятельной деятельности, более свободной, чем земледелие».

Важнейший вид  «самостоятельной деятельности» ягорских крестьян  предопределило уникальное  расположения  села на реке. По переписи 1897 года  рыбной ловлей в  Ягорбе занимались 92 человека, реально же ,  рыбалкой занимались все её жители. На продажу добывались стерлядь ,  снеток и судак, другая  рыба пополняла собственный  пищевой рацион , и  не переводилась на столе  круглый год.

Вернёмся к прерванному  в начальной главе рассказу Ф.А. Арсеньева о шекснинских рыбаках.
«… В Шексне различают рыбаки два вида стерлядей: стерлядь волжская – бледная и тонкая, во вкусе тощая, в ухе ненавариста; стерлядь шекснинская – желтая, толстая, нежная на вкус, с янтарным жиром. Такое различие встречается преимущественно в мелкой стерляди; стерлядь выше девяти вершков большею частию бывает местной, шекснинской акклиматизации…»

А так описывает Ф.А. Арсеньев рыбачьи снасти:
«… Стерляжий канат весьма оригинальная рыболовная снасть, употребляемая только на Шексне. Он приготовляется из черемховых ветвин в три пряди, которые крутятся с помощью деревянных крюков с одного конца, и деревянного барана, завивающего все три пряди вдруг с другого. Taкие канаты очень прочны, дешевы, скородельны. Они употребляются на Шексне; не для одной рыбной ловли, но и при сплаве дров, плотов и барок.

На глубоких местах Шексны, исстари известных рыбакам по стерляжьему ходу, канат длиною от 40 – 45 сажень (сажень=2,1 м.)закидывается следующим образом: один конец его прикрепляется к берегу, другой с деревянным якорем о трех рогалях, между которыми опутаны каменья для груза, завозится в реку и погружается на дно так, чтобы линия по направлению каната составляла к берегу прямой угол. Затем на черемховых же поводках, скрученных только в две пряди, прикрепляются к канату кужи, большие, с обращенными внутрь горлами кувшины, сплетенные редкою вязью из ивовых тоненьких прутиков. Таких куж на каждый канат навивается не менее шести и не более восьми штук, на двухаршинном друг от друга расстоянии. Для того, чтоб кужа не ложилась на дно, в нее под горло вкладывается камень или полкирпича. Быстриною воды кужи пристилает ко дну реки очень плотно, и стерлядь, стремящаяся, как и всякая другая рыба своем ходе против течения, заходить в кужи. Случается, что попадают в них и судаки, налимы, голавли и язи. Канаты пересматриваются не иначе как с лодки, перебором через корму. Якорь не вынимается. Хороший канат, аккуратно сложенный, с восьмью кужами, стоит около двух рублей. У каждого рыбака, занимающегося этим способом ловли стерлядей, обыкновенно бывает 10–12. канатов. В прежние времена стерлядь на Шексне ловилась в канаты в огромнейшем количестве, особенно с начала весны, во время нереста, в лесах около сел Пельнева, Ягорбы и Козьмо-Демьянского. Не по одному десятку вдруг вытаскивали из одной кужи разных размеров стерлядей, и между ними часто попадались двенадцати- и тринадцативершковые.( вершок = 4.5 см  )

Цены на эту рыбу, несмотря на уменьшившийся лов, стоят на Шексне невысокие, вероятно потому, что шекснинские рыбаки находятся в зависимости от монополии рыбинских кулаков, при всемогущем посредстве водки скупающих рыбу на местах и разъезжающих для этой цели по Шексне в прорезных живорыбных лодках.
Мерили рыбу не во всю длину стерляди, а от глаз до последнего подбрюшного плавника. Многие из потребителей, покупающее стерлядь уже из вторых рук, от скупщиков. Принятой местным обычаем меры не знают, и потому тринадцативершковую стерлядь считают за аршинную. Кулаки таким незнанием весьма выгодно для себя пользуются.

Десяток стерлядей межумерков, т. е. от четырех и до шести вершков, продавался от 50–60 коп.
мерная, семивершковая стерлядь – 30 коп. за штуку
восьмивершковая – 60 коп
девятивершковая –1 руб. 50 коп
десятивершковая – от 3–4 руб.
одиннадцативершковая – от 4–5
двенадцативершковая – от 5–6
тринадцативершковая – от 6–7
четырнадцативершковая – от 8–9
пятнадцативершковая от – 10–11
аршинная – от 15–20 рублей …»

Как видим, платили за рыбу хорошо, но её надо было поймать , а это требовало навыка и большого старания – получалось не у всех.
 В начале прошлого века, мой прадед, Боев Фёдор Яковлевич (1859-1913), рыбак не из последних ,«поймал рыбину» ( видимо белугу) невероятного размера и веса. Для обсервации этого чуда, в сопровождении урядника,  был он препровожден в Рыбинск. Страж привязал эту рыбину к корме лодки , Федора посадил  на вёсла, и для скорости погонял его ножнами шашки. И нужна  была Федору такая обсервация и сколько ему заплатили ему за эту чудо-рыбу?

От реки «кормились» и  проживавшие  в селе шкипер , десяток матросов и кочегаров с шекснинских судов, грузчики на пристанях , перевозчики, бакенщики и технический персонал шлюза. До появления  паровых судов ,  часть селян нанималась в бурлаки .
   
Следующим  по значимости  и массовости занятием  бала ручная  выработка льняных полотен:
лен  выращивали ,собирали и получали  льняную солому;
полученную солому расстилали на полях на 15-20 суток для того, чтобы вымочить росой;
потом  проводили первичную обработку – сушили, мяли и трепали ;
затем начиналось производство пряжи  – с помощью чесания формировали ленту, из которой  получали ровницу – тонкую слегка скрученную нить;
из полученных нитей на станке ткали полотно;
готовую ткань отбеливали и окрашивали.
Занимались этим  тяжелым трудом исключительно женщины, но окраской полотен ,требующей особых условий и профессионального навыка, в селе занималась две семьи Павла Германовича и Евплана Германовича , носивших   соответствующую фамилию – Красильниковых.
Изготовленное и окрашенное в незатейливые цвета, полотно  изготовлялось не для продажи ,а  использовалось  для производства собственной  «домотканой» одежды.
С той же целью ,большинство женщин в селе занимались изготовлением  пряжи из шерсти овец, которых  держали в каждой семье.

Другим важным занятием у  крестьянок и подростков (160 человек) была заготовкой ивовой  коры.
Кора ивы используется в кожевенном производстве в качестве дубителя. Среди растительных дубителей кора ивы занимает одно из первых мест. Кожа ивового дубления (юфть) обладает эластичностью, мягкостью и высокими механическими свойствами. Из коры видов ивы  вырабатывают также краски для крашения шерсти, шелка, лайковой кожи, льняной и хлопчатобумажной пряжи. Молодая кора ивы используется для производства мешковины, веревок, шпагата.
Мужики  (более 30 человек) -  лесорубы, плотники, столяры ,занимались заготовкой, сплавом и переработкой древесины.

В селе действовали два кирпичных заводика, появлением и существованием своим  иллюстрировавшие развитие капитализма в России. Принадлежали  они  Василию Родионовичу  Господареву  и Григорию Тимофеевичу Ракову. Вместе с хозяевами их чадами и домочадцами на  них работали  24 человека. Спрос на кирпич был высоким  ( стоимость 1000 кирпичей  составляла 15 руб.) , налог был минимальный – работалии и зарабатывали.
Справка:
Средний годовой доход на душу населения в  Российской империи составлял 126,20 руб. в год . Прямые налоги на 1 жителя составляли 3 руб. 11 коп., а косвенные — 5 руб. 98 коп (7,2 % от годового дохода).
Б.С. Лезнов в своих записках сообщает : « …На вырученные деньги, по первому санному пути (после дня Екатерины Санницы – 7 декабря по новому или 24 ноября по старому стилю) ездили в Рыбинск. Ездили за мукой, поскольку своего хлеба обычно хватало только до Рождества…»
Сколько в качестве эквивалента, надо было наловить рыбы, накосить сена и надоить молока что бы прикупить недостающий хлеб, соль, сахар , что нибудь для бабы , деток  и  водки  «казёнки» бутылку (0,61 литра) за 40 копеек.
Прикиньте сами.

Справка:
Цены в 1880-1913 годах.
Ржаной  хлеб весом в 400 грамм - 4 копейки.
Белый сдобный хлеб весом в 300 грамм - 7 копеек.
Картофель свежий урожай 1 килограмм - 15 копеек.
Картофель старый урожай 1 килограмм - 5 копеек.
Мука ржаная 1 килограмм - 6 копеек.
Мука овсяная 1 килограмм - 10 копеек.
Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм - 24 копейки.
Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм - 60 копеек.
Чай листовой 1 килограмм - 3 рубля.
Соль поваренная 1 килограмм - 3 копейки.
Молоко свежее 1 литр - 14 копеек.
Сливки жирные 1 литр - 60 копеек.
Сметана 1 литр - 80 копеек.
Творог 1 килограмм - 25 копеек.
Масло сливочное 1 килограмм - 1 рубль 20 копеек.
Масло подсолнечное 1 литр - 40 копеек.
Курица парная 1 килограмм - 80 копеек.
Яйцо отборное десяток- 25 копеек.
Мясо говядина лопатка 1 килограмм - 45 копеек.
Мясо свинина шейка 1 килограмм - 30 копеек.
Рыба свежая окунь речной 1 килограмм - 28 копеек.
Рыба свежая судак речной 1 килограмм - 50 копеек.
Рыба мороженая сёмга 1 килограмм - 80 копеек.
Стерлядь свежая  шекснинская от 30 копеек до 20 рублей за штуку.
Рубаха выходная - 3 рубля.
Костюм - 8 рублей.
Пальто длинное - 15 рублей.
Сапоги яловые- 5 рублей.
Ботинки летние- 2 рубля.
Гармонь- 7 рублей 50 копеек.
Лошадь для повозки -100 рублей.
Лошадь ломовая, рабочая - 70 рублей.
Хорошая дойная корова - от 60 рублей.
Сено 1 пуд -  0,5 рублей. 
Овёс  1 четверик (26,24 л) – 0,90 руб.

Работать приходилось  много, с утра до вечера , с детства до глубокой старости. По рассказам же  стариков -  жилось им очень  хорошо, а жилось хорошо по тому что были молоды.