Химипалка

Алла Авдеева
Здесь весна наступает рано, в конце февраля маленькие деревца, их название мне неведомо, зацветают небольшими желтыми цветами. Тёплый ветер доносит песню:
«Да набереш росно цветя,
Да увия до два венци,
До два венци за младенци,
Да ги тура в шарен ковчег,
Да ми светат даровете
Като сълнце у бел Дунав»
Дальние колокола гудят от Тудорици к Лазарице, а там и Великден не за горами. Вершина Витоши из серебристо серой стала бледно бирюзовой.
Наступило  первое  марта, и сразу выскочила, ощетинилась молодая зелёная травка. Серебристые всходы мать-и-мачехи показались на склонах холмов, в овражке расцвели белые колокольчики подснежников - кокиче. Март, коты замяукали громче. Кольчатая горлица – гугутка закричала под окном: « Гу –гу!»
Скоро весёлые ласточки начнут вить гнёзда под черепичными крышами, аист встанет на крыше, как часовой, и защёлкает клювом.
Бело-красные кисточки и шарики, цветочки, кукольные человечки из шерстяных ниток - мартеницы повсюду. Мартеницы приколоты к одежде, повязаны на запястьях, на ремнях сумок, мартеницы свисают с яблоневых и грушевых ветвей. В школе на переменах ребятишки друг другу дарят мартеницы, рассматривают подарки на уроках, отвлекаются от учёбы.
Евгения Евгеньевна Подобедова - учительница русского языка и литературы, прозванная озорными детками Евгешей и Подобедой, резкой походкой, стуча каблуками, входит в класс. Подобеда низкорослая, тщедушная, одетая во что-то серо-коричневое, зато с прической полу начес. В прическе была претензия на красоту, была попытка начесать волосы спереди и уложить локоны, отлакированные локоны заканчивались на линии ушей, а за ушами и сзади торчали полурасчесанные , лаковые сосульки и волосяные перья, нечто среднее между локонами Татьяны Дорониной из времен "Трех тополей на Плющихе" и «артишоком» Элизабет Тейлор и цвет волос неопределённый, охристо-сероватый, как у полевой мыши. Маленькие, бесцветные глазки злобно и подозрительно сверлили учеников и особенно учениц, треугольное, бледное лицо кривилось, как будто Евгеша пережевывала лимон без чая и сахара.
Евгеша швыряет на стол стопку тетрадей и начинает зигзагами бегать по классу, высматривая что-то в руках учеников, вот она остановилась и взвизгнула: «Что это?! Я тебя спрашиваю, чем ты пишешь?!»
Ученица отвечает: « Химикалка!» Евгеша завывает ещё пронзительнее: «Я не понимаю, что это?!»
Ученица поясняет: «Това перо за писане. Тази писалка не мастило, и химикалии. Това перо не е мастило и химически. Химикалка!»
Подобедова орет, точно днем усатого сверчка увидела и приняла его за таракана:
- Я тебя русским языком спрашиваю!
- Это шариковая ручка, по-болгарски химикалка, здесь ими все пишут!
- Химипалка! Немедленно всем убрать химипалки и достать перьевые ручки с синими чернилами. Я запрещаю, строго запрещаю писать шариковыми ручками. Домашние задания, написанные химипалками, получат оценку два!
- Евгения Евгеньевна, местные школьники и ребята из соц. стран давно пишут шариковыми ручками!
- Здесь школа при Посольстве СССР, все будете писать, как в СССР чернильными перьями! Так, Ахмадова, твоя фамилия была Мадова, но все вздыхали ах, когда видели твой безобразный подчерк. Ах - Мадова пишет масса и касса с одной буквой С, а слово - речь без мягкого знака!
- Все так пишут! Вывески в магазинах везде с одним С, в газетах и журналах одна буква С и речь без мягкого знака.
- Мы здесь не болгарский язык изучаем! Тебе Ахмадова надо вынуть золотые серьги из ушей, чтобы лучше воспринимать учебный материал!
- У нашего народа обычай такой, только девочка родилась ей, сразу надевают золотые серьги, они же маленькие, скромные.
Действительно серьги размером с булавочную головку. Щеки Ахмадовой покрываются красными пятнами, уши горят, девочка пытается прикрыть волосами мочки ушей, но серьги блестят, как две червонные капли.
Болгарки, немки, венгр и чех недоуменно переглядываются:
- У нас давно пишут шариковыми ручками, но мы скажем родителям, они купят перьевые ручки с автоматической заправкой чернил.
- Те, у кого есть перьевые ручки, переходят к диктанту по материалам «Пионерской правды».29 июля - 4 августа 1972г. в «Артеке» состоялся V Всесоюзный слет пионеров. Руководители партийных и комсомольских организаций приветствуют участников пятого Всесоюзного пионерского слета. Родине, партии, комсомолу  рапортует пионерия  о выполнении заветов В.И.Ленина, о верности революционным традициям. Представители всех советских республик, знатные рабочие и колхозники принимают рапорт. Слет подвел итоги работы пионерской организации страны по подготовке к 50-летию пионерии. Прошли конференции «Разноцветные галстуки за «круглым столом», праздники «Широка страна моя родная», «Салют Гайдару!». Из пионерских галстуков разных стран ребята сшили  знамя, которое передали для десятого Всемирного фестиваля молодежи в Берлине. На слете присутствовали посланцы зарубежных детских и юношеских организаций 51 страны. Был проведен день солидарности с народами, борющимися за национальное освобождение. Был проведен день памяти пионеров-героев и заложен камень будущего монумента пионерам-героям.  Слет дал старт новому этапу Всесоюзного марша пионерских отрядов под девизом «Всегда готов!».
И вот с отобранными у детей шариковыми ручками и стержнями сидит в учительской Евгеша и возмущается: « Я добьюсь послушания, все принесут перьевые ручки! Контингент должен чётко и грамотно, не отвлекаясь на посторонние предметы, выполнять учебную программу! И никаких шариковых стержней и химипалок! »
Учительница иностранных языков, брюнетка с мальчишеской короткой стрижкой, стала доказывать Евгеше:
- Да, слава Богу, что не будет чернильниц  в школе,  матерям лишний раз одежду стирать, дети всегда умудряются перемазаться, обмакивая ручки, а многие ребята находятся в интернате, пока их родители круглые сутки трудятся на стройке. Когда я преподавала в рабочем поселке в Забайкалье, лет десять тому назад, в местной школе ручки были незаправляемые и к ним чернильницы - непроливайки. Один ученик второгодник, он не хотел учить английский, этот второгодник не  только обливал других и себя чернилами, он мог выпить чернила! Из непроливайки этот хулиган чернила старательно вытягивал с помощью соломинки, втянет в рот, а потом как фыркнет и брызги кругом, и язык синий. Были ученики, вообще на уроках отвечать не хотели, а вызовешь родителей в школу, родители твердят, им в жизни английский не пригодится и убеждение в ненужности изучения иностранных языков передают детям. А здесь прекрасный лингафонный кабинет! Дети прекрасные, одаренные, да очень разные, с разной подготовкой, но такие любознательные, пытливые, задают много вопросов.
- Вот я и говорю тяжелый контингент, общение с иностранцами дурно влияет на советских детей. Школьники должны  строго следовать учебному курсу, слушать и повторять за учителем, а не придумывать отвлекающие вопросы. Литература предмет идеологический, она формирует мировоззрение советского человека. Все что не соответствует марксистко-ленинской идеологии на уроках присутствовать не должно.
- Все в порядке у детей с идеологией, мне один мальчик прочёл наизусть «Смерть пионерки» Багрицкого, он предложил на уроке перевести эти стихи на английский, дети дипломатов прекрасно подготовлены. Конечно у всех разный уровень, вот Лена, девочка из Искитима, там в школе преподавание, было, разумеется, ниже уровнем, чем в спецшколах, но девочка любознательная, будем подтягивать, давать дополнительные задания. Способные талантливые ребята, не по годам развитые!
- Развитые, нет и двенадцати лет, а они любовными записками обмениваются, быстренько накарябав, русско-болгарский текст мерзким шариковым стержнем!
- Языковая среда страны пребывания влияет, это нормально. Вы вспомните себя, в их возрасте, отнеситесь философски, перечитайте «Ромео и Джульетту». Главное ведь ни чем, а что писать! Пикассо и шариковой ручкой создавал шедевры.
- Школьники должны освоить чистописание, а не мазню Пикассо, его картины я бы запретила несовершеннолетним показывать, кроме голубя мира.
Учитель физики, полный, добродушный вмешался в спор:
«Конечно, разные дети учатся, дети строителей АЭС «Козлодуй», там скоро запустят новый энергоблок и родители все внимание уделяют пуско-наладочным работам. Дети строителей АЭС выспрашивают меня, что такое ядерное топливо, а это совсем не по программе. А дети сталеваров рассуждают о свойствах чугуна и стали, их отцы помогают варить сталь на Кремиковском металлургическом комбинате.  «Кремиковцы»  и  АЭС «Козлодуй» превратят НРБ в крупнейшую индустриальную державу. Шестнадцатая республика должна стать образцом социалистического строительства и дружбы между народами. Крепить интернационализм - это наша важнейшая идеологическая задача. Научно-техническая революция поможет нам превзойти достижения капитализма, догнать и перегнать империалистические США.
Шариковая ручка – это символ эпохи НТР, неотъемлемая часть прогресса, который не остановить. Шариковая ручка также важна, как лампочка Ильича! 1975 год на дворе! Вы что хотите, чтобы мы писали гусиными перьями при свете лучины? Иностранцы могут подумать, что в СССР дефицит шариковых ручек. Объем информации растёт, надо уметь писать быстро, писать в дороге, не таская повсюду с собой пузырёк с чернилами. А как писать в поезде, на корабле во время качки или экипажу самолёта на большой высоте, или космонавтам в невесомости?  Между прочим, у шариковой ручки очень интересная история и братская Венгрия имеет к этой истории непосредственное отношение…»
Колокольный звон влетает в распахнутое окно.
Подобедова раздраженно прерывает физика:
-Как преподавать если из каждого угла выглядывает поповщина. В городе слишком много действующих церквей. В самом центре, на перекрёстке стоит памятник патриарху, памятник попу, нет, это недопустимо! Учащиеся на переменах, вместо того, чтобы готовиться к урокам кормят голубей и привязывают к их  лапам бело-красные нитки. Недавно притащили театральный бинокль, рассматривали собор и обсуждали архитектуру вместо литературы. Давно пора было эту церковь снести, нельзя терпеть религиозное безобразие в центре социалистического города.
- Храм-паметник Свети Александър Невски?! Это памятник дружбы России и Болгарии, его нельзя сносить, это будет идеологически неверно.
- Это памятник царской России, если нельзя снести, тогда нужно превратить его в концертный зал или музей религии и атеизма и непременно переименовать, хоть в музей имени князя Невского, хоть в музей Кирилла и Мефодия, лишь бы не было слова святой. В моём городе в одном храме размещается кинотеатр, в другом планетарий, а в третьем книгохранилище - и всё великолепно, город  высокой культуры. Надо по-ленински, по-коммунистически  уметь бороться с религией, этому учит и советская литература, метод соцреализма. Трудно бороться за атеистическое мировоззрение, когда всюду религиозные, даже языческие памятники и обычаи.
И тут физик поймал Подобедову  на слове:
« Да, здесь трудно! Но если вам так трудно, учебный год закончится скоро, может быть написать заявление о переводе на работу в СССР или на прежнее, или на другое, новое место. Можно поехать на мою малую родину, в Украине сейчас молодой город Припять строится, первый блок АЭС скоро запустят. Можно отправиться в Сибирь, в Забайкалье, где кипит всесоюзная, ударная, комсомольская стройка – БАМ. Там на БАМе вам всегда найдется работа преподавателя в вечерней школе. Как романтично из края роз уехать туда, где багульник на сопках цветёт! На БАМе много молодых мужчин и у них хорошая зарплата, можно заработать на автомобиль, на кооперативную квартиру. В новых современных городах никто не будет строить церкви, зато много строится жилых домов» 
Подобедова не нашлась, что ответить, промолчала и с поджатыми в гузку губами резко вышла из кабинета.
Учительница иностранных языков заметила вслед Подобедовой:
-Сама она Химипалка! Мама Ахмадовой говорила мне, что она третирует Фатиму. Мама Ахмадовой тоже учитель, преподавала русский язык и литературу в Казахстане, она сейчас дома сидит, без работы, ведь командировка у её мужа. Она хлопотала, чтобы устроиться по специальности к нам в школу, а ей ответили – не положено… День сегодня прекрасный, солнечный, хочется, как школьнице сбежать с уроков.
- И мне хочется приколоть к груди мартеницу и подняться на вершину Витоши.
- Вот бы собрать наших учеников из разных классов и провести урок на природе, в парке.
- Иностранного языка или физики?
- Лирики!
Урок под открытым небом они так и не провели.
В сентябре вместо Химипалки русский  язык и литературу преподавала другая учительница. Дети так и не узнали, уволилась ли Подобедова по собственному желанию или мама Ахмадовой всё-таки пожаловалась директору, и администрация школы не продлила Подобедовой срок командировки. Срок пребывания в НРБ для советских специалистов составлял в среднем два, два с половиной года.
Шариковые ручки потеснили в быту перьевые и полюбились пролетариям всех стран, но перьевые ручки не сдалась, обзавелись картриджем, и ощетинилась перьями из платины, золота и титана.

Примечания:
1 «Да набереш росно цветя,
Да увия до два венци и т. д.»
Болгарская народная обрядовая песня на день святого Федора, поют крестьяне, обходя поля:
«Наберёшь цветов росистых,
Совьешь два веночка,
Два венца для младенцев,
И поедут в пестром ковчеге,
Как святые дары,
Как солнце в белом Дунае»
2 Тудорица -Тодоров день, день святого Федора, в Болгарии отмечается в первую субботу после Прощеного воскресения. Лазарица- Лазарева суббота, Великден –пасха.
3 Мастило - чернила
4 Репродукция картины «Птица» Пабло Пикассо скопирована из сети Интернет с сайта http://www.picasso-pablo.ru/painting.html