1. Гуляния в честь Дня Победы

Михаил Самуилович Качан
Ко дню Победы всегда много писали о подвигах на фронте и тылу, рассказывали о героях войны, проводили встречи школьников с ветеранами, а мы собирались дома, поздравляли наших ветеранов, вспоминали войну…

Но вот всенародного праздника не было. Не было ни парада на Красной площади в Москве, ни народных гуляний. И все вспоминали, как это было 9 мая 1945 года, когда улицы и площади всех городов были запружены радостными людьми, какое счастье было у всех на лицах.

Я уже не помню, кто сказал: «А почему бы нам не устроить народное гуляние?» Очень может быть, что сказал Владимир Иванович Немировский. Он был человек широкой натуры, и гуляния соответствовали его характеру. У нас уже проводились с его подачи праздники русской зимы. Он знал, что нужно сделать, чтобы люди пришли и повеселились.

Мы сидели втроём – третьим был Гарик Платонов – и думали о том, что нужно спланировать в Доме культуры «Академия» ко дню Победы. Это было еще в начале апреля, и перед нами лежал черновой вариант плана ДК на май. Всё было, как надо, но было сначала произнесено: А ведь с момента окончания войны прошло 20 лет!» Вот тогда-то и была произнесена фраза «А почему бы нам не устроить народное гуляние?» Мы переглянулись и поняли, что именно этого нам и не хватает.

Мы подключили районного военкома, который с радостью согласился принять участие в празднике, поговорили с нашими видными ветеранами, привлекли школы, КЮТ, участников художественной самодеятельности и, хоть времени оставалось немного, все проявили полное понимание и охотно шли навстречу.

Объявление на Доме культуры и в газете (НА СНИМКЕ) призывало жителей Академгородка провести народные гуляния и 8 мая, и 9 мая. Всё, что было задумано, вы можете прочесть в объявлении: и вечер ветеранов, и концерт, и детский праздник, и встречи с героями войны, и гуляния. Несмотря на то, что это было впервые, всё получилось просто замечательно.

Для меня, встретившего войну шестилетним пацаном, День Победы навсегда остался самым большим праздником. Военные годы никогда не изгладятся из моей памяти: письма отца с фронта, военные сводки по радио, голод и холод, очереди за пайкой хлеба по карточкам, раненые в госпитале, где работала моя мама и где я пел песни раненым и читал стихи.

День Победы означал больше, чем победа. Он означал конец мучениям и возвещал начало возвращения к прежней довоенной полузабытой счастливой жизни. Он знаменовал для меня, теперь уже десятилетнего паренька наступление безмерного счастья, возвращение отца с фронта, возвращение в Ленинград, встречу с любимыми бабушкой и дедушкой, моими дядями и тётями.

Та всё и было: вернулся с фронта отец, мы вернулись в Ленинград, и я встретил почти всех любимых. Только умерла в Ленинграде моя прабабушка, а в эвакуации – в Ташкенте – бабушка, мама моего отца, а его сестра, врач-хирург погибла при артобстреле госпиталя на полуострове Ханко. И для меня память о Победе в этой войне священна.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/10/412