Сыр

Маро Сайрян
Этот сыр был такой же, как все сыры (Фета, 3кг, в рассоле, в белом ведерке), которые я покупаю в китайском магазине последние десять лет. Я вынесла его на балкон, т. к. у меня в холодильнике стояло другое ведро с сыром, и чтобы поместить туда новое, пришлось бы вынуть кастрюлю с супом. Хочу заметить, что я купила второй сыр не потому, что забыла о первом (я о таких вещах не забываю), а так как он был на сэйле.

Температура воздуха в те дни спускалась до –5 по ночам, это важно отметить. Новый сыр простоял на балконе три дня, старый за это время был съеден, я внесла в дом ведро, распечатала крышку... и ахнула. Сыра в нем не было. Не веря своим глазам, я водила рукой в рассоле, надеясь нащупать хоть что-то. Ничего! Кроме тонкого белого порошка, болтавшегося в воде. Сыр исчез, распался на атомы! Другое научное объяснение трудно было найти. Реакцию распада, очевидно, стимулировал холод. Я была поражена, ни о чем таком я раньше не слышала, хотя регулярно читаю «Науку и жизнь». Я раньше думала, что раз сплотившись в сыр, атомы уже не расходятся... 

Взяв ведро, я пошла в магазин и показала его китайцу–кассиру, потребовав назад свои деньги. Он подумал и позвал китайца–менеджера.
– Тут нет сыра, – сказал менеджер, поболтав в рассоле пальцем.
– Вот именно, – сказала я. – Я платила за сыр, полагая, что он в ведре, а выходит, что нужно было сперва открыть крышку... Но это же, согласитесь, не кот Шрёдингера, о котором не знаешь заранее, жив он или мертв, пока не откроешь ящик. Не так ли?

Китаец смотрел на меня пристально, сузив глаза до предела, и молчал, но весь его вид говорил о том, чтО он думает.
– Уж не думаете ли вы, что я его съела и всыпала в ведро стиральный порошок? – добавила я с горечью. 
– Что вы, что вы, я так не думаю, – смутился менеджер, – я сожалею, что ваш кот Шо... (извините, не помню имя) скончался, хотя для вас он, как бы, всегда живой, я понимаю... Но я ни разу не видел ничего подобного, как это могло произойти, не представляю...

Я конечно, не сказала ему – как. Это было не в моих интересах. И про кота не стала распространяться (долгая история, на двух листах «Науки и жизни»). Но всех заинтересованных лиц, любителей твердых и мягких сыров и тех, кто имеет к ним какое-либо отношение, считаю своим долгом предостеречь, что сыр по своей природе очень хрупкое и деликатное творение, с которым нужно обращаться бережно, не подвергая его температурным и каким-либо другим стрессам. Холод он не выносит однозначно, это уже экспериментально доказано. Думаю, что и высокие температуры губительно скажутся на его структуре, разболтав межатомные связи. Резкие колебания атмосферного давления, новолуние, приливы, отливы и др. природные факторы, возможно, тоже влияют на состояние сыра в той или иной степени. Это пока не изучено и нуждается в дальнейших исследованиях... 

Возвращаюсь к китайцам. Менеджер предложил мне на выбор: деньги или другой сыр. Я решила взять сыр с условием, что при нем его распакую, и если он мне не понравится, мне вернут деньги.

На том и порешили. Сыр оказался нормальным. В той степени нормальности, какая доступна канадским сырам, откровенно говоря, не лучшим в мире. Но есть их можно.