Незабвенный Леонид Ильич

Владимир Лыгин
               
                Незабвенный Леонид Ильич


 Эта история случилась в те времена, когда руководители нашего государства уходили в мир иной почти ежегодно, а города в их честь переименовывали так часто, что не все жители нашей страны успевали хорошо запомнить, кто есть кто.

 В тот день полетов было привычно много и, обходя  по очереди  пульты, с которых управляли самолетами и вертолетами подконтрольные мне диспетчеры, я задержался у западного  направления – там складывалась не совсем спокойная обстановка.
 По самому краю нашей зоны ответственности проходила пара истребителей МиГ-25 со стороны степных полигонов на Север к месту базирования.
 Военный сектор, который тогда еще существовал, и находился от нас буквально за стенкой через дверь,где сидели несколько офицеров, управлял этой парой перехватчиков и вдруг от них поступило указание:

 - Все самолеты, которые идут на Запад ниже девяти тысяч - в круг до команды!
 Диспетчер начал спешно передавать нужные в этот момент распоряжения экипажам, чтобы обеспечить безопасные интервалы, а я, когда убедился, что все сделано правильно, вбежал в помещение военного сектора.
 Два офицера буквально нависли над пультом, переговариваясь с экипажами истребителей и диспетчерами. По экрану их локатора я увидел перемещение метки от самолета.
 А где второй, что случилось?

 -У ведомого отказ гидросистемы, экстренно снижается, я уже передал всем соседним аэропортам, чтобы освободили воздушное пространство и полосы, приготовились к аварийному приземлению, - коротко бросил мне подполковник–начальник смены.

 Управляющий полетами майор был на удивление спокоен, только потемневшая на спине рубашка выдавала огромное напряжение ситуации. Я удивился немного его уверенности и профессионализму, ведь в обычной службе он производил впечатление не самого ответственного служаки, иногда был небрежен в форме одежды и бесцеремонен в общении с вышестоящими командирами, почему и был до сих пор майором. Хотя о его приключениях в Афганистане ходили легенды: он несколько раз ходил в тыл к душманам, был корректировщиком огня и офицером наведения фронтовой авиации на караваны с оружием. Был представлен к большой награде, но за несдержанность в общении с командиром полка, когда после очередного похода в горы привез в вертолете живыми только половину своей группы прикрытия, был отправлен в Союз с понижением в звании. Хотя, как он потом рассказывал в общежитии для комсостава, он только хотел показать отутюженному полковнику свой пистолет с последним патроном.

 Сейчас майор был тверд в командах, собран и весь подчинен ситуации.
 Ведущий группы уже выходил из нашей зоны ответственности, летя на скорости более 900 км в час, вероятно, он доложил на свой Командный пункт об аварийной  ситуации, но все никак не мог понять, переговариваясь со своим ведомым – где он собирается садиться, смотрел, очевидно, на карту, разглядывал название городов и переспрашивал:
 - Повтори! Какое Бекетово?
 - Бегишево! Аэропорт Бегишево,- прерывающимся от напряжения голосом докладывал снижающийся прямо перед собой с огромной вертикальной скоростью пилот. Ему было явно некогда, надо было рассчитать все параметры захода, успеть настроиться на приводные радиостанции аэродрома посадки, установить связь с местными диспетчерами, а уменьшающаяся высота не позволяла иметь устойчивую связь с находящимся уже в Пермской зоне ведущим группы.

 И тут ситуацию спас майор. Он нажал на тангенту передатчика своей радиостанции и громко, в нарушение существующих тогда инструкций произнес:
  - Да Брежнев! Брежнев Леонид Ильич!!!
  - Понял, теперь понял, - доложил пилот смеющимся голосом. - Передаю на КП, связи конец!

 Ситуация разрешилась -  Бегишевский Руководитель полетов доложил, что видит истребитель у себя на посадочной прямой, все нормально.
  Все мы облегченно вздохнули.

 Аэропорт, построенный рядом с несколькими городками: Елабуга, Нижнекамск и самым крупным из них, Набережные Челны, имел название ближайшего поселка – «Бегишево», а сам город Набережные Челны уже два года как был переименован в Брежнев.

  Не уверен, что все нынешние жители этого города знают или помнят о том переименовании, оставило ли оно какой-то след в истории города или судьбах людей, ведь 1988 году он вновь приобрел свое историческое название.

   Была ли польза от того, что город временно носил имя умершего Генсека?

  Несомненно была, благодаря майору Бархударову Косте!



   На фото: МиГ-25.