Как выжить на Руси с фамилией Штомпель

Анна Штомпель
– Наградил тебя папа фамилией...

Такие слова мне часто доводилось слышать в детстве.

Я стеснялась своей фамилии. Иногда ненавидела. «Ну почему, – в отчаянии думала я, – почему бы мне не родиться Ивановой, Петровой, Степновой?..».

Национальность – это, прежде всего, мировосприятие. Я всегда ощущала себя русской (как и мой отец). Тем обиднее было слышать:

– Какая ты русская? Русские фамилии заканчиваются на «а»!

И какая-нибудь маленькая Пупкина удалялась горделивой походкой...

К поволжским немцам наш род отношения не имеет. Он берет начало на Украине... или в Украине – кому как нравится. Штомпель – не украинская фамилия?! Тем не менее в Полтавской области в Хорольском районе есть село под названием Штомпелевка (Штомпелiвка). Там родился мой дед Илья Гаврилович.

Семейная легенда такова. Некий швед, битый под Полтавой, прельстился славянскими красотами (а может, одной-единственной славянкой). Он решил осесть на «вражьей» земле и обзавелся потомством – на целое село хватило. Так что у меня есть «родовое поместье». Правда, я там ни разу не была. В зрелом возрасте собралась было съездить, да тут как раз начались известные события... Не очень-то разъездишься сейчас в братскую Украину. 

Мой дед родился в 1895 г. Семья жила очень бедно. Буквально умирали с голоду. И девятилетнего Илюшу продал цыганам родной брат... Таким фактом семейной биографии не погордишься! А вот дедом своим я очень горжусь. Он сумел бежать от цыган. Выжил в скитаниях по Украине и Северному Кавказу. Судьба привела его в Грозный. Он стал первоклассным кузнецом. Женился на русской девушке Фросе Жарихиной.

В семейном архиве хранится ветхий листок – «Выпись о рождении» моего отца Ильи (1925 г.). «Который ребенок у данных родителей: по числу родившихся – 7, по числу оставшихся в живых – 2». Вдумайтесь! На официальном бланке – казенная строчка: «по числу оставшихся в живых».

Настолько это было обыденным – что младенцы умирали...

Мой папа выжил (как вы уже догадались). Он удивлял всех знакомых – стопроцентный интеллигент в рабоче-крестьянской семье. Увлекался поэзией и литературой, неплохо играл в шахматы. В голодное военное время они с друзьями разыгрывали партию на стакан молока...

В 1943 г. Илья был призван в 25-й запасной артиллерийский полк. Хотя с его заболеванием (пороком сердца) служить, а тем более воевать, было невозможно. Через полгода его комиссовали. В боевых действиях он не участвовал. Тем не менее получил медаль «За победу над Германией». Она хранится в семейном архиве вместе с медалями моей тети Марии Штомпель, которая была зенитчицей.   

История знакомства моих родителей напоминает сюжет кинофильма «Доживем до понедельника». Отец работал завучем в грозненской школе, куда пришла молоденькая «француженка» – Людмила Сергиенко. Он зачастил к ней на уроки. Она досадовала. Ей нашептывали про его репутацию «вечного холостяка»... Через год они поженились.

Отец был человек с характером. Задолго до перестройки он положил партбилет на стол, когда все пугали его «последствиями». Перевелся в другую школу простым учителем литературы. Знакомые удивлялись: «Илья Ильич, вы еще не в гороно?..». А он физически не мог пресмыкаться. Без этого важного качества карьеры не сделаешь...

Зато мои родители – педагоги от Бога.

Мама рассказывала, что рассталась с девичьей фамилией не без трепета. Однако ко всему привыкаешь. Мои сестры старше меня на двенадцать и четырнадцать лет. Они давно сменили фамилию. Я – последыш. И по-прежнему Анна Штомпель.   

Ничего не имею против шведской крови. Хотя если высчитать – сколько ее во мне?.. Разбавили столетия. А фамилия осталась. 

Недавно на одном из сайтов в разделе «смешные фамилии» я нашла ее, родненькую. На первом месте, во главе списка и выделенную заглавными буквами. ВОТ ТАК. Если быть – так быть первыми!..

Кому смешно – пусть смеются. От меня не убудет. Сейчас точно знаю, что ответить былым обидчикам:

– Да. Наградил. И это здорово – быть непохожей на других!

А дальше все зависит от меня.

Если вы потерялись в толпе, это не потому, что вы Иванов.

Каждый сам творец своей фамилии...


"ИГРА В ПАЗЛЫ, или ДЕВОЧКА ИЗ ГРОЗНОГО" - первая книга автора.

Первая публикация состоялась в журнале "Русское эхо" (самарское отделение Союза писателей России).
В 2020 году повесть вышла отдельной книгой в издательстве "Аквилегия-М". В настоящее время весь печатный тираж продан.

!!! Приобрести электронную книгу  можно на ЛИТРЕС.
Там же новинка - "ИГРА В ПАЗЛЫ: НОВЫЕ ПРАВИЛА".
Там же - полностью и бесплатно - моя сказка для взрослых "МАСТЕР МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"  с замечательными иллюстрациями.
Очень признательна всем за оценки и отзывы!