ч. 274 Лежащая жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §274. Лежащая жертва

   Лежание в первую очередь означает телесную обездвиженность.
Человек, лежащий на тротуаре. Ещё вчера, а возможно, сегодня утром он жил, дышал, двигался. Сейчас он лежит, приподняв застывшую руку, весь посинелый и холодный.
Итак, лежание есть приуготовление жертвы. Морские котики, тюлени, моржи на своих лежбищах словно ожидали двуногих хищников, которые простыми палками умерщвляли их.

   Мир во зле лежит - сказано в Писании. Однако мир взаимодействует и движется. Значит, лежание обязательно подразумевает прямое физическое соприкосновение с горизонтальной плоскостью.
В данном случае лежание, прежде всего, означает долговременное нахождение на поверхности, причём немалое значение имеет само слово «лежащий», а также прочие родственные слова.

   «Надлежащий» обладает содержанием долженствования. «Подлежащее» - главное слово в предложении. Да и само слово «предложение» происходит от лежания.
Таким образом, в «лежании» как синониме покоя, заключена потенциальная основа всего сущего и несущего.
Древние греки, вкушая пищу, торжественно возлежали за триклинием.
На победителей в спортивных играх, поэтических состязаниях, а также войнах, возлагали венки, а также незримые, но весомые надежды на будущее облегчение.
Владыка бывает не просто свергнут, но низложен. Распад животного организма именуется разложением.
Итак, лежание - состояние покоя, из которого всё происходит и туда же удаляется.
Будда, погружённый в нирвану, изображается лежащим. Положение плода в утробе матери, называется «предлежание».

   Пожалуй, наиболее яркий пример лежащей жертвы представлен великим русским писателем И.А.Гончаровым в романе «Обломов». Фамилия главного героя выбрана прозаиком не случайно, ибо это действительно обломок российского дворянского древа, лежащий в пыли и прахе бытия. Вспоминаются многозначительные детали: Пыль на страницах раскрытой книги и кусок чёрствого хлеба на тарелке.

   Однако имя Илья тоже таит в себе глубокий смысл. Русский богатырь Илья Муромец согласно былине, пролежал лежнем на печи 33 года, но после сообщения перехожих калик о нападении на родную страну поганых, он встал и   пошёл на битву, ощутив чудесную силу, пробудившуюся о любви к Родине, коренящейся в душу Славянина.
Герой Гончарова - сын Ильи, а вероятно, ещё и внук. Порой мыслится – неужели сам род Обломовых идёт из города Мурома, из села Карачарова? Мог же баснословный князь Владимир, в конце концов, даровать славному нашему витязю хоть какую-нибудь вотчину.

   Однако дело не в этом. Илья Ильич - спящий богатырь 19-го века. Полюбив девушку Ольгу, он словно привстал, приподнялся, и едва ли не двинулся вперёд, но силы духа не хватило. Инерция снова бросила его на «лежак». Невеста с легендарным именем Ольга досталась Штольцу, обрусевшему немцу, обладающему мёртвой «деловой хваткой». Этот Андрей Штольц был близким другом Обломова, по своему безволию оказавшемуся лежащей жертвой.
Гениальность Гончарова проявилась в предвидении грядущих русско-германских схваток 20-го века.

   Гончаров превосходно показал слабость, изнеженность и моральное разложение русского дворянства, утрату им служилых жертвенных обязанностей и опускание до уровня мягкотелой, бессильной и безвольной жертвы. Однако Обломов есть обобщающий тип дворянства. Великий русский критик Добролюбов считает сродни Обломову и Рудина и Онегина, и даже Печорина, несмотря на его видимую активность. Все эти литературные герои поражены болезнью «обломовщины». Ещё на первых 30-ти страницах романа к Обломову приходят разные типы дворян. Здесь и хлыщ Волков, мотающийся по визитам, здесь и карьерист Судьбинский, здесь и журналист Пенкин, увлёкшийся описанием тёмных сторон жизни.
- Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов, - любите его…
Наконец является к нему Алексеев. Этот человечек представляет собой некий тусклый тип, о котором в народе говорят «ни рыба, ни мясо». Обломов не просто лежит, он думает.

    И всё же Илья Ильич выжил. У него появилась семья, родился сын Андрей Ильич.
Итак, в Обломове таится та самая загадочная русская душа. Не зря выдающийся русский писатель М.М.Пришвин говорил о том, что «Обломов» Гончарова содержит в себе как характер признание родственное и как тип осуждение: положительный, как характер русский, излюбленный, родственный Илье Муромцу, и отрицательный как тип. Обломов бесхарактерный как тип и великий русский характер как личность /встанет когда-нибудь и всё переделает по-своему/. 1
Деятельный Штольц вначале вызывает в Обломове симпатию, но всё же он противится неуёмной жажде деятельности, стремлению к наживе едва ли не любой ценой. В разговоре со своим другом детства, многого добившегося своим трудом, он высказывает идею почвенничества, даже всеединства.

   Да, Обломов - представитель дворянского сословия, ставшего в середине 19-го столетия паразитарным слоем общества, но всё же по сравнению со своим окружением его оправдывает живость души, способность к искренней любви и даже частые размышления.
В душе Ильи Ильича почти отсутствует влечение к стяжанию, хотя и присутствует некое отнюдь не философское недеяние.

1 Пришвин М.М. Дневник. - Соч. в 8-ми томах. Том 8.- М.: Художественная литература,1987.- С.656