623 Панорама места стоянки БПК Свирепый 26 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 623. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Панорама места стоянки БПК «Свирепый» на Неве. 26.07.1974.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: Ленинград. Река Нева. Панорама Университетской набережной Васильевского острова по левому борту БПК «Свирепый» (верхнее фото). Кружком отмечено место трамвая №37, от которого через 7 остановок будет дом и свадьба моего друга и соратника-свиреповца Вячеслава Михайловича Евдокимова, старшего радиометриста БИП, период службы 20.11.1970-13.11.1973. На панораме слева-направо: Российская академия художеств в Ленинграде; Румянцевская площадь; Дворец Меншикова; Приёмная комиссия Ленинградского университета; Палеонтолого-стратиграфический музей и Музей истории Санкт-Петербургского-Ленинградского государственного университета; Здание двенадцати коллегий; Менделеевская линия и напротив дебаркадера – знаменитая Кунсткамера (дом с башней). Перед самым Дворцовым мостом (крайний справа) - Зоологический институт Российской академии наук (здание Южного пакгауза Биржи). Нижний снимок: современная панорама Университетской набережной Санкт-Петербурга («Гугл-карты», 2015). 26 июля 1974 года.


В предыдущем:

Про себя я решил, что этот цокот ленинградских каблучков позволила нам услышать и увидеть моя «Фея красоты и страсти». Теперь я точно знал, что визит в Ленинград и День Военно-Морского флота 27 июля 1974 года будет для меня необычным, волшебным, незабываемым.      

Волшебство началось с раннего утра. Я еле-еле дождался момента, когда солнце поднимется достаточно высоко, чтобы можно было фотографировать всё вокруг.

Андрей Павлов тоже весь в нетерпении, так как ему очень хочется отпроситься пораньше в увольнение, чтобы быстрее попасть домой, к родным и близким, ему хорошо, - он дома…

Перед уходом Андрей успевает нам с Валеркой Маховиком рассказать о достопримечательностях панорамы, открывшейся нам с левого и правового борта БПК «Свирепый». Мы стоим «аккурат» в том месте, с которого в октябре 1917 года носовое орудие крейсера «Аврора» холостым выстрелом оповестило всех в Петрограде о начале Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Слева от нас панорама Университетской набережной, а справа Краснофлотской набережной. Слева на траверзе БПК «Свирепый» Румянцевская площадь-парк, а справа от нас – Дворец Бракосочетания №1, в котором завтра 27 июля 1974 года в 11:30 мой друг и соратник-свиреповец Вячеслав Михайлович Евдокимов, старший радиометрист БИП (период службы 20.11.1970-13.11.1973) будет сочетаться браком с Ириной Беляевой (так записано в приглашении на свадьбу, которое заранее прислал мне «Лався», то есть Славка Евдокимов – автор).

Это будет завтра и я, честно говоря, сегодня совершенно забыл о свадьбе Ирины и Славки, потому что был озабочен множеством дел и забот…

Ленинград! Несбыточная мечта увидеть это чудо после рассказов моего старшего брата Юры в далёком 1965 году… Однако, нежданно-негаданно, но сразу после визита в Польшу, нам достался новый подарок судьбы – визит в Ленинград…

Ночью мы медленно-медленно шли по Неве, прошли разведённый мост Лейтенанта Шмидта и тихо и практически почти незаметно встали на швартовы к бочкам. Впереди нас сонно замерла, так и не проснувшаяся, громада крейсера КРЛ «Железняков».

Буксиры покрутились возле нас и тоже тихо и незаметно куда-то исчезли, а мы, «полуношники» Андрей Павлов, Валерка Маховик и я, остались сидеть на «крыше» ходовой рубки БПК «Свирепый», ёжиться от холода, кутаться в свои куцые бушлаты и смотреть, как постепенно ночные огни Ленинграда сменяются на прелестное солнечное утро.

Вдоволь наслушавшись охов и вздохов нетерпеливого ленинградца Андрея Павлова, ранним утром 26 июля 1974 года мы ушли спать, унося в памяти видения набережной Красного Флота и противоположной Университетской набережной.

Засыпая, я решил во что бы то ни стало узнать как можно больше об окрестностях и достопримечательностях вокруг того места, на котором встал на Неве БПК «Свирепый». Узнать и рассказать по КГС (корабельной громкоговорящей связи) экипажу корабля.

В предутреннем забытьи мне приснился Ленинград таким, каким я его увидел мысленным взором и запомнил по путеводителю по Ленинграду издательства «Лениздат», 1963 года, который привёз из экскурсионной поездки мой старший брат Юра.
 
Путеводитель начинался с исторического обзора «Город великого Ленина» и очерком о деятельности В.И. Ленина в Петербурге-Петрограде. Я помню, что в этом очерке кратко было рассказано о важнейших событиях, которые потом в путеводителе раскрывались более подробно. Особенно мне интересно было читать последовательно о достопримечательностях районов города с историческими наименованиями: Петроградская сторона, Васильевский остров, Дворцовая площадь, Зимний Дворец, Эрмитаж, Летний сад, Кунсткамера.

Вот почему во сне мне привиделась Университетская набережная, начиная от полукруглой Стрелки Васильевского острова и Дворцового моста, и заканчивая мостом Лейтенанта Шмидта.
 
Восточная оконечность Васильевского острова названа «стрелкой», потому, что она рассекает два водных потока – Большую и Малую Неву.

Сам полукруглый выступ Стрелки Васильевского острова – это бульвар-парк-сквер-смотровая площадка, усаженная красивыми деревьями с пышными кронами. Вдоль парапета набережной установлены полукругом скамейки, а в центре этого бульвара на низком постаменте лежит старинный адмиралтейский четырёхлапый якорь.

Поперёк набережной Стрелки Васильевского острова проходит широкая дорога, главным украшением которой являются две величественные и очень художественно выполненные Ростральные колонны (французский архитектор Ж. Тома де Томон, 1810). Эти колонны украшены рострами (форштевнями) поверженных российским флотом вражеских кораблей. Эти колонны делали совместно заграничные и русские мастера, в частности знаменитый каменотёс из бедной крестьянской семьи Самсон Суханов.

У подножия Ростральных колонн Стрелки Васильевского острова расположены скульптуры морских богинь работы Жозефа Камберлена и Жака Тибо. В 1815 году состоялось открытие Ростральных колонн и «живые огни» факелов с конопляным маслом на этих колоннах зажигались ночью и в туман (1915-1885), теперь эти огни (газ) зажигают по праздникам.

За бульваром-сквером и за дорогой Стрелки Васильевского острова располагается очень красивое и монументальное здание «Биржи» (1805-1810 гг., проект Ж. Тома де Томона) в стиле «зрелого классицизма».

Здание «Биржи» создавалось для заключения торговых сделок с купцами, прибывавшими в  петербургский порт, который находился здесь же с 1730-х по 1880-е годы. С 1940 года в здании «Биржи» размещается Центральный Военно-морской музей (создан в 1709 году, когда по указу Петра I начали собирать коллекции вещей, предметов, модели кораблей и т.д. показывающие историю российского флота).

Здание «Биржи» со всех сторон окружено мощными дорическими колоннадами. Здание стоит на массивном гранитном основании, поэтому «Биржа» и её колонны видны издалека, хорошо заметны, а самое главное, являются важнейшим ориентиром панорамы центра города со стороны Невы.

Здание «Биржи» украшено скульптурными аллегорическими композициями из «пудостского камня» (мягкий известняк, который при высыхании после извлечения из земли, становится твёрдым – автор), например, «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками».

В здании «Биржи» тоже много скульптур, а также более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия и навигационных приборов, многочисленные произведения изобразительного искусства, в том числе – «дедушка русского флота» - ботик Петра I.

Утром в туманной дымке над Невой я не мог разглядеть здание Биржи и южную ростральную колонну Стрелки Васильевского острова, мешал Дворцовый мост, но я знал, что они там и моё сердце наполнялось трепетной кровью, которая призывно стучала мне в виски…

Кстати, улица-дорога и полукруглый партерный бульвар-сквер Стрелки Васильевского острова называется «Биржевой площадью», а с 1937 года – «Пушкинской площадью». Площадь со стороны Невы ограничена гранитной стенкой с парапетами, а пологие спуски к воде украшены громадными каменными шарами, стенка набережной - львиными масками.

Слева и справа от «Биржи» расположены симметричные здания бывших портовых пакгаузов (складов), которые построены в 1826-1832 годах под руководством архитектора И.Ф. Лукини. Каждый пакгауз имеет по два корпуса: одни своим фасадом с колоннадой в центре обращён на набережную Стрелки Васильевского острова, а другой, изогнутый по дуге, встроен в ансамбль площади за зданием «Биржи».

В южном пакгаузе (Университетская набережная, д.1, на верхнем снимке крайнее здание за Башенкой - автор) находилась «экспозиционная зала» - первое в России помещение, специально оборудованное для различных выставок. Теперь здесь размещается Зоологический музей (основан в 1898 году и с 1930 года входит в состав Зоологического института АН СССР).

В 1829-1832 годах под руководством И.Ф. Лукини на Стрелке Васильевского острова за Биржей и пакгаузами было построено здание портовой Таможни (наб. Макарова, д.4). Центральная часть фасада Таможни выделена восьмиколонным  ионическим портиком, над которым возвышается башня, завершённая куполом. По  углам фронтона стоят три отлитые из меди статуи древнеримских богов: Меркурия, Нептуна и Цереры - покровителей торговли, мореплавания и плодородия (этот портик и башня видны на верхнем снимке фотоиллюстрации справа – автор).

Эта башня венчает здание знаменитой петровской «Кунсткамеры» – памятник архитектуры «раннего барокко». Два симметричных трёхэтажных крыла здания с вогнутыми и выпуклыми поверхностями стен, соединены ярусной башней, уменьшающейся к вершине, поэтому здание Кунсткамеры такое ярко запоминающееся.

Рядом с Кунсткамерой на Университетской набережной расположено здание Академии наук (построено в 1783-1789 годах по проекту Д. Кваренги), - памятник «строгого классицизма». Центр фасада здания Академии наук выделен восьмиколонным ионическим портиком. Здесь на стене портала парадной лестницы в просторный конференц-зал в 1925 году поместили мозаичную картину М.В. Ломоносова «Полтавская баталия». В малом конференц-зале Академии наук в весеннюю и осеннюю сессии 1891 г. сдавал экзамены за курс юридического факультета университета В.И. Ленин.

В 1925 году Академия была преобразована в Академию наук СССР, а в 1934 году её президиум перевели в Москву. В Ленинграде остались многие институты Академии, архив и библиотека. Здесь же Университетской набережной находится Ленинградский научный центр АН СССР. В 1937-1945 годах здесь жил и работал крупный учёный-кораблестроитель и математик Академик А.Н. Крылов.

Здание Университета обращено к Неве своим узким торцевым фасадом, а рядом находится памятник «раннего барокко» - ректорский флигель Университета. Этот флигель построили в 1794 году. 28 ноября 1880 года в этом здании родился и провёл детские годы в семье своего деда, ректора Университета А.Н. Бекетова, знаменитый русский поэт Александр Блок.

Следующее здание Университетской набережной – это здания Петербургской Академии наук и Ленинградского Университета им. А.А. Жданова (библиотека, архивы, институты и т.д.). Кстати, первоначально Петербургская Академия наук размещалась в 1724 году во дворце царицы Прасковьи Фёдоровны на месте южного пакгауза порта и «Биржи».

Затем Академия переехала в здание Кунсткамеры (1718-1734). Ещё во время строительства сюда из «палат Кикина» перевезли коллекцию «монстров и раритетов» Петра I. В Кунсткамере разместились «также библиотека и обсерватория Академии наук».

Здесь работали крупнейшие учёные: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-Н. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1741 года по 1765 года в Академии наук трудился М.В. Ломоносов, а с 1783 года по 1796 год директором Петербургской Академии наук была Е.Р. Дашкова.

В 1878 году в Кунсткамере был создан Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (с 1902 года). В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся Музей М.В. Ломоносова - великого русского учёного, просветителя, поэта и художника.

Следующее здание в стиле «позднего барокко» - это Манеж 1-го кадетского корпуса (1756-1759 гг., архитектор И.Г. Борхард, скульптурный декор фасадов - И. Юст).

Выступ гранитной стенки набережной напротив здания Манежа «раньше служил въездом на наплавной Исаакиевский мост, который с 1727 г. до середины XIX в. был единственной переправой, соединявшей Васильевский остров с материковой частью города. Этот гранитный выезд создан в 1819-1821 годах инженером А.А. Бетанкуром. Одновременно этот выступ-выезд – прекрасная обзорная площадка Университетской набережной.

Ещё ближе к БПК «Свирепый» участок Университетской набережной, на котором возвышается комплекс зданий Меншиковского дворца. Здесь была «усадьба» князя А.Д. Меншикова - ближайшего сподвижника Петра I, а именно: трёхэтажный дворец, завершённый высокими, с переломом, мансардными кровлями. Дворец Меншикова был создан в 1710-1714 годах архитектором Д.М. Фонтана и Г.-Н. Шеделем. Тогда они назывались «Палаты Меншикова» и стали первым крупным и роскошным каменным зданием Санкт-Петербурга.

В «Палатах Меншикова» проводились «пышные петровские «ассамблеи», праздновались победы русской армии и флота в Северной войне, устраивались приёмы иностранных послов».

В 1731 году «Дворец Меншикова» был передан привилегированному Сухопутному шлехетскому военному училищу, а затем 1-му кадетскому корпусу. В последующие годы Дворец Меншикова перестраивался, достраивался, совершенствовался под нужды Кадетского корпуса.

Воспитанником Кадетского корпуса был знаменитый русский полководец фельдмаршал П.А. Румянцев, здесь учились: декабрист К.Ф. Рылеев, драматург А.П. Сумароков, актёр Ф. Г. Волков; в 1740-1741 годах на лекциях кадетам присутствовал А.В. Суворов, а с 1794 по 1797 год главным директором Кадетского корпуса был М.И. Голенищев-Кутузов.

В актовом зале Кадетского корпуса в июне 1917 года проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где выступал В.И. Ленин.

4 июня 1917 года В.И. Ленин заявил о «готовности партии большевиков взять власть в свои руки». 9 июня 1917 года «в речи о войне В.И. Ленин указал путь к заключению демократического мира». Вот почему улица «Кадетская линия» в 1918 г. была переименована в «Съездовскую».

«Лес деревьев» напротив (на траверзе) БПК «Свирепый» - это парк-бульвар-сквер «Румянцевская площадь». Здесь, среди деревьев сквера, стоит обелиск из серого сердобольского гранита - памятник фельдмаршалу П.А. Румянцеву, под командованием которого русская армия одержала победы в сражениях при Ларге и Кагуле.

Первоначально обелиск, созданный в 1799 г. архитектором В. Бренна, находился на Марсовом поле. В 1818 году по проекту К.И. Росси памятник перенесли в центр плаца Первого Кадетского корпуса, потом вокруг обелиска в 1866-1887 годах по проекту архитектора Н.Н. Ковригина был разбит сад, где в 1880-х годах устроили фонтаны Д.И. Иенсена.

В 1939 году этот сад на месте бывшего плаца Первого Кадетского корпуса был назван именем великого украинского поэта Т.Г. Шевченко, который в 1838-1845 годах учился в Академии художеств, расположенной рядом, но ленинградцы как встарь называли этот сквер «Румянцевская площадь»

Самое крайнее слева здание на фотоиллюстрации – это Академия художеств (Университетская набережная, д.17). Академия художеств – это первое в петербургской архитектуре здание с последовательным воплощением принципов классицизма. Проект здания Академии художеств разработали архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Строилось здание Академии художеств в 1764-1788 годах и на завершающей стадии строительством руководил архитектор Ю.М. Фельтен.

Главный фасад Академии художеств – это «чёткий ритм вертикальных колонн и пилястров дорического ордера, поднимающихся на высоту двух верхних этажей».

«Рустованный первый этаж здания Академии художеств с высокими полуциркульными окнами воспринимается как пьедестал сооружения, вход выделен выступающим вперёд портиком, между колоннами которого стоят статуи Геркулеса и Флоры - копии произведений античных ваятелей».

Петербургская Академия художеств, то есть «трёх знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры - была создана в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова.

«В числе самых известных педагогов и воспитанников Академии художеств были: живописцы А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий, О.А. Кипренский, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.Е. Репин; скульпторы Ф.И. Шубин, И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Мартос, М.М. Антокольский; архитекторы В.П. Баженов, И.Е. Старов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, А.П. Брюллов, К.А. Тон, Л.Н. Бенуа и другие».

Здесь, в здании Академии художеств размещены: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Научно-исследовательский музей и Научная библиотека Академии художеств СССР.

Несомненно, украшение облика комплекса зданий Академии художеств – это гранитная пристань на берегу Невы, сооружённая по проекту К.А. Тона в 1832-1834 годах. Здесь по сторонам лестничного спуска на массивных гранитных пьедесталах установлены величественные изваяния сфинксов, найденные при раскопках в Фивах, столице Древнего Египта.

В 1843-1844 годах, когда началось строительство первого постоянного моста через Неву – Николаевского (Лейтенанта Шмидта, Благовещенского) моста и набережной лейтенанта П.П. Шмидта (с 1918 года), Университетскую набережную перед Академией художеств и участок берега, примыкающий к пристани, облицевали гранитом.

Отдав должное левой стороне от БПК «Свирепый», то есть Университетской набережной и Академии художеств, за мост Лейтенанта Шмидта мой взгляд не распространялся, так как всё моё внимание привлекали объекты правой стороны от БПК «Свирепый» - Краснофлотской набережной (с 1738 года - Береговая Нижняя набережная улица; во 2-й половине XVIII века — Исаакиевская, Галерная; с 1800-х годов - Английская набережная; c 1918 по 1994 год - набережная Красного Флота - автор), куда я стремился всем сердцем и душой.

Там произойдут все дальнейшие события, открытия и приключения моряков-свиреповцев в Ленинграде, в День Военно-Морского Флота СССР 27 июля 1974 года.

Ну, а пока с утра 26 июля 1974 года я был занят, очень занят…