Почему человек чурается рая

Валерий Казанцев
Странная все-таки происходит история в настоящее время с развитием человеческого сознания касаемо аспекта духовного развития. Наверное, это во многом связано с падением общих моральных нравов и мощным внедрением в наше сознание активных элементов из широкого ассортимента действующего формата членов «общества потребления». И это притом, что всем хорошо понятно - откуда осуществляется такая подача, и к каким последствиям она может привести. Но здесь, как, впрочем, и всегда, работает «зомбирование» населения всеми возможными информационными площадками, руководствуясь лишь сиюминутными соображениями экономической выгоды.

Традиционные религиозные ценности, являющиеся базисом общественного устройства, включая государственное регулирование, сегодня не просто поставлены под угрозу, но и подвержены самой настоящей тенденции отторжения. В данном контексте хочется особо отметить нивелирование основного религиозного инструментария, основанного на Страхе Божьем. Священное Писание и Предания святых отцов учат православных христиан Вере в Бога, во многом опираясь на такие системообразующие понятия как рай и ад. Именно от правильной расстановки ценностей и происходит каждодневный упорный труд в духовном аспекте нашего бытия. Но, как показывает практика, сегодня никого не испугаешь карой небесной и отсылкой в ад, ведь сама перспектива оказаться в раю теперь уже не является желанной.

Почему же люди перестают стремиться заработать себе бонусы в духовную копилку в процессе земной жизни для попадания в рай?! Чем собственно сам рай перестал соответствовать чаяниям людей в загробной жизни?! Ответы на данные нериторические вопросы и могут дать нужные подсказки при формировании новых взглядов на работу Церкви в нашей православной стране. Кстати, сейчас мы намеренно не будем касаться наказания в виде возмездия человеческой греховности в аду. Не будем и рассматривать благодать Божью в процессе земной жизни, которую испытывает каждый верующий при должном сердечном настрое. Данное состояние человек калмыцкой наружности из столичного мавзолея, например, в свои эпические времена назвал «опиумом для народа». А сделаем это мы исключительно в целях чистоты, так сказать, эксперимента.

Итак, попытаемся посмотреть на рай сегодня глазами среднестатистического гражданина нашей горячо любимой Родины. И какая же картина маслом, как говорят у них в Одессе, открывается нам от этого взгляда?! Все очень просто до банальности. Оказывается, что народный эпос в виде «синицы в руках вместо журавля в небе» недвусмысленно отражает и нашу тематическую ситуацию. Ведь степень актуальности человеческих устремлений напрямую зависит не от масштабов, важности и глубины рассматриваемых духовных ценностей, а лишь от общественных установок. Получается, что человек (среднестатистический и ведомый коллективным сознанием) принимает правила игры из внешней среды, которая в нынешних условиях определяется исключительно информационной площадкой. А эта площадка в свою очередь формируется средствами масс-медиа, используя, в том числе, и современные интернет технологии.

Так как нам приходится жить в обществе, основным движущим или развивающим регулятором которого является именно экономический аспект, то и все основополагающие настройки, так сказать, носят соответствующий финансовый мотив. То есть, экономика находится сегодня в полной зависимости от производителей товаров и услуг, а потому и в качестве основной актуальной информации для человека преподносится именно сфера товаро-денежных отношений. Человек просто программируется самим обществом на потребление материальных ценностей, которое, несомненно, происходит в ущерб духовному развитию. Ну, разве может сравниться новенькая японская малолитражка в кредит (про ростовщичество и финансовые кризисы никто, конечно же, не вспоминает) с каким-то так раем? Причем горние выси всегда представляются в самом унылом и непритязательном виде.

Во-первых, жизнь проходит мимо нас сейчас, а райские кущи «маячат» избранным только в далекой перспективе. А во-вторых и последующих по списку, там создана такая атмосфера, что и оказаться в эпицентре Божественного мира по собственной воле не очень-то и хочется. Ведь близость безгрешных душ и ангельского мира во главе с Самим не совсем соотносится с текущими устремлениями, ориентированными на исключительно комфортные в физиологическом смысле вещи. Опять же в помощь такой антидуховной установке способствует множество вероучений и естественно безбожие – атеизм. Как говорят святые отцы, в конце времен наступит ситуация, когда в мире будет столько вероучений – сколько людей. То есть, сегодня мы видим явную тенденцию на резкое увеличение количества различных сект и группировок религиозного толка, трактующих Веру на свой субъективный манер, не стесняясь невежественного обращения с самым консервативным, в позитивном смысле слова, предметом человеческого знания.

Итак, те сведения, которые дают нам священные тексты (Писание и Предание), предоставляют такую информацию о рае, что не может в должном виде заинтересовать современника. Конечно же, многое зависит от образа мыслей соискателя духовных ценностей, но поучаствовать в данном процессе необходимо всем причастникам национальной духовности. Боже сохрани, осуждать деятельность Церкви, но…. Каждый житель нашей страны постоянно сталкивается с агрессивной политикой насаждения своих вероучений, как правило, с «западными» источниками происхождения. Эти «деятели» несут в себе разрушающий посыл, направленный на дестабилизацию Православия в нашей стране. Противопоставить нам для них, конечно же, есть что, даже исключая законодательную платформу, которая, кстати, также могла бы адекватно отреагировать на ситуацию, хотя бы и в превентивных целях.

Но сейчас углубимся в тему рая…. Бытует мнение, что реальный мир является воплощением и ада, и рая одновременно. Полуадом он представляется в силу огромного количества испытаний в виде болезней, несчастных случаев и прочих негативных событий. А полураем его можно считать из-за расширения той зоны комфорта, которая связана именно с означенным форматом «общества потребления». Однако никто не задумывается над тем фактом, что увеличение реальных ценностей несет в себе самый настоящий разрушающий посыл. Даже исключая моральный аспект, проповедуемый лозунгом: «Цель оправдывает средства!», очевидно, что все эти «богатства» требуют повышенной заботы и участия. То есть, нельзя иметь автомашину, например, и не заботиться об ее техническом обслуживании и обеспечении топливом, условиями безопасной эксплуатации и стоянки. И так во всем, что касается материальных ценностей. Вместе с приобретаемым комфортом и удовлетворением своих материальных потребностей мы в еще большей степени получаем «головную боль» в виде заботы о них.

Короче говоря, налицо подмена понятий. И данный «мухлеж» провоцируется теми силами зла, которые в самой большей степени заинтересованы в дискредитации духовных ценностей в угоду материальной тленности и телесной бренности. И в этом разрушительном моменте очень активно участвует аспект уничижения достоинств рая. Конечно же, Вера незыблема и монолитна в своих понятиях. Но, в данном эссе автор лишь хотел наглядно показать в одном фрагменте, как нелепо и неразумно выглядит тенденция разрушения духовных ценностей в пользу сиюминутной кажущейся выгоде материального плана. Причем никто сейчас не говорит об аскетическом образе жизни. Нужно лишь ограничить свой неудержимый аппетит и более благоразумно соотносить свои возможности с теми потребностями, которые многие из нас ставят в качестве своих жизненных целей, забывая даже о последствиях. Это очень красноречиво видно по кредитным историям многих запутавшихся в жизни людей. А ведь, если разобраться, то всю эту истерию с накоплением материальных ценностей можно легко избежать без какого-либо ущерба своему комфорту и достоинству.

Подводя итог тематическим рассуждениям о рае, можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что, променяв его на дешевую подделку в виде реальных ценностей текущей жизни, человек попадает в ловушку: и здесь куча неразрешимых проблем, и туда (в рай) путь заказан. А ведь для того, что бы хоть чуть-чуть получить понятие о той благодати, которая ждет всех достойных в горних высях, достаточно приложить небольшие усилия (никакого фанатизма!) для собственного духовного развития. В огромную помощь на этом поприще вам станет, если и не воцерковление, то хотя бы посильное приобщение к таинству причастия. А ощутив эту благодать, вам уже и не понадобятся другие аргументы!