Столетний жребий 1917-2017 годов

Елена Николаевна Избицкая
Сегодня исполняется 100 лет с момента февральской революции в Российской Империи, произошедшей  23 февраля 1917 года ( 8 марта по новому стилю). Итогом революции, произошедшей во время 1-ой Мировой войны, стало свержение самодержавия и "отречение" Императора Николая 2 от престола. Последствием этого стал арест царской семьи, Октябрьская "революция", расправа над представителями Российского Императорского Дома и братоубийственная  гражданская война.
 
Установившееся 100 лет назад традиция отмечать главные советские праздники 23 февраля и 8 марта, стала для бывших советских граждан уже нормой жизни. Система советского образования, основанная на атеизме, способствовала тому, что неграмотность в истории иудаизма и его традиций сделало незамеченными несколько важнейших фактов в истории России за последние 100 лет. Самый главный факт - совпадение даты февральской революции с одним из главных иудейских праздников , называемым Пурим, что означает жребий. Углубляться в историю праздника не вижу смысла, так как сегодня благодаря глобальной сети Интернет каждый без труда может найти описание всех иудейских праздников и традиций. Скажу главное - праздник посвящен спасению евреев от истребления в Персидском царстве 2400 лет назад, о чем повествуется в Книге Есфири( Ветхий Завет).Основной смысл жребия заключается в том, что одновременно с приказом уничтожения евреев было дано разрешение на защиту евреями своих жизней с оружием в руках. Тот, кто побеждал в битве - палачи или жертвы - решал жребий судьбы. Тот, кто оказывался сильнее и хитрее, тот и оставался в живых.


Роковое совпадения даты Пурима с датой февральской революции в России можно было считать случайным совпадением, если бы не история преследований и гонений представителей иудаизма в Православной России. Началась она еще со времен правления Рюриковичей. Еще  Иван Грозный запретил пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета.Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов -  крещёных евреев. При этом Петр I отказывал в просьбам еврейским купцам о въезде в России. В 1727 году Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. Поэтому  до 1772 года еврейское население в России практически отсутствовало. Только после  трех разделов Речи Посполитой на территории Российской империи впервые появилась достаточна большая группа еврейского населения в 1772-1795 годах. В 1783 году в состав Российской империи вошёл Крым , что сильно осложнило взаимодействие представителей иудаизма с местным крымским мусульманским населением. Поэтому Указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года была определена территория для евреев, где им было дозволено жить и заниматься промыслом, получившая наименование черты еврейской оседлости: территория Литвы, Белоруссии, некоторые части территории Украины, Бессарабии и бывшего Царства Польского после 1815 гола. В разное время евреям запрещалось селиться в Николаеве, Ялте, Севастополе и в большинстве районов Киева. Следующие 100 лет наблюдалось, то улучшение положения еврейского населения, то его ухудшение.  Указом от 11 апреля 1823 г. Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 г. все винные промыслы, а к 1 января 1825 г. переселились в города и местечки. В 1824 г. последовал указ: евреям — подданным иностранных государств было запрещено селиться в России.


Во время царствования Николая I в 1827 году был издан закон, обязавший евреев к отбыванию рекрутской повинности, от которой они ранее были освобождены. 2 декабря 1827 г. были опубликованы указы о выселении евреев из сельской местности в Гродненской губернии и из Киева в течение двух лет.  В 1829 г. Николай I распорядился выслать из Курляндии всех евреев, приехавших туда из других мест. В 1830 г. евреи были высланы из сел Киевской губернии. В том же году Николай I запретил принимать евреев на государственную службу. 1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым евреям было разрешено донашивать её при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейским женщинам запретили брить голову.Также во время правления Николая I была ссоздана государственная еврейская образовательная система, включающая как начальные школы, так и училища (в Вильне и Житомире).Рекрутчина, рост налогов, различного рода преследования привели к обнищанию широких слоев еврейского населения к 1827 году.  Указом императора Николая I «Положение о евреях» от 13 апреля 1835 года евреям было разрешено получать казённые земли в бессрочное пользование, приобретать и арендовать земельные участки в шести губерниях, а также предусматривал временные рекрутские и налогоплатёжные послабления.


С момента вступления на престол  Александра II его указом от 30 мая 1866 года, вновь был  наложен запрет на приобретение евреями земельных участков. В связи с расширением границ Российской империи в XIX веке её подданными стали также грузинские евреи, горские евреи и среднеазиатские евреи. С момента отмены в Российской Империи крепостного права, некоторая часть крестьян составила конкуренцию беднейшей части евреев в ремеслах и в торговле. После убийства Александра II  1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, так как среди лиц, замешанных в убийстве Императора было много евреев. После этого политика в отношении еврейского населения ужесточилась. Так 3 мая 1882 года были приняты  «Временные правила», согласно  которым евреям запрещалось:  новое поселение в сельской местности, приобретение недвижимости вне городов и местечек черты оседлости, аренда земли и торговля в воскресенье и в христианские праздники. В 1887 году евреям, жившим в деревнях запретили переезжать из одной деревни в другую. Эти правила были отменены только после 1917 года.


В царствование Александра III также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 год: высшие учебные заведения в черте оседлости могли принимать до 10 % студентов-евреев, вне черты оседлости — 5 %, в столицах — 3 %). Земская реформа 1890 года лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных).Также положение десятков тысяч семей евреев в черте оседлости было существенно осложнено введённой министром финансов России С. Витте винной монополией — исключительно государственной торговлей спиртным (1895—1898). С 1894 по 1898 год часть еврейских семей, проживавших в нужде, возросла примерно на четверть. 10 мая 1903 года императором Николаем II было утверждено разработанное Комитетом министров Положение, разрешавшее евреям проживать в 101 селении в черте оседлости.


После 1904 года многие евреи стали вступать в ряды социалистических партий , главные из которых были эсеры и РСДРП, большая часть большевицкой фракции состояла из евреев. Во время революции 1905 - 1907 годов евреи были активными ее участниками. В 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях (за исключением консерватории», процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений (Электротехнический институт и Институт инженеров путей ообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, Домбровское горное училище (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге).Законом, принятым в 1912 году, был установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Также их перестали принимать в Военно-медицинскую академию. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды.


В 1914—1916 годах с территории Польши, Литвы и Белоруссии во внутренние губернии России было выселено 250—350 тыс. евреев.. 15 августа 1915 года был издан циркуляр разрешавший евреям «жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного»; таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Таким образом еврейское население к 1916 году вышло из черты оседлости.
Главным переломом изменения положения еврейского населения в России стала февральская революция. Председатель Государственной думы М. Родзянко и министр-председатель Временного правительства Г.Львов приняли декларацию, согласно которой была введена «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений». 20 марта Временное правительство приняло постановление, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности».


В первый состав советского правительства — Совета народных комиссаров, сформированного 26 октября 1917 г., вошел один еврей, Л. Троцкий (нарком по иностранным делам). 9 декабря 1917 г., в ноябре 1917 г. наркомом земледелия стал еврей А. Шлихтер (1868—1940); затем наркомом юстиции стал левый эсер еврейского происхождения И. Штейнберг. В 1918 г. Л. Троцкий стал наркомом по военным и морским делам, а ещё один еврей, Исидор Гуковский, стал наркомом финансов. Но в составе руководства большевистской партии евреев было немало. Так, на 6-м съезде (6 июля — 3 августа 1917 г. в Петрограде) в состав ЦК РСДРП(б) из 21 человека было избрано шесть евреев: Г. Зиновьев, Л. Каменев, Л. Троцкий, Я. Свердлов, М. Урицкий, Г. Сокольников, в состав ЦК; на 7-м съезде (6-8 марта 1919 г.) в состав ЦК из 16 членов вошли 5 евреев: Л. Троцкий, Я. Свердлов, Г. Зиновьев, М. Лашевич (1884—1928), Г. Сокольников; из избранных на 8-м съезде (март 1919 г.) 19 членов ЦК было 4 еврея: Г. Зиновьев, Б. Каменев, Л. Троцкий, К. Радек; из избранных на 9-м съезде (29 марта — 5 апреля 1920 г.) 19 членов ЦК также было 4 еврея: Г. Зиновьев, Б. Каменев, Л. Троцкий, К. Радек.( Электронный источник, URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/История_евреев_в_России , дата обращения 7 марта 2017 года). То есть каждый третий - пятый член ЦК был представителем иудейского этнического меньшенства.


Согласно данным первой российской переписи населения, прошедшей в 1897 году, в Российской империи жили 5 110 548 ( 4,1% от общей численности населения)лиц иудейского вероисповедания, из которых 3 578 229 проживали в пятнадцати губерниях черты оседлости, 1 321 100 — в Царстве Польском, и 202 000 — на остальной части Российской империи. За период 1795—1897 гг. численность еврейского населения выросла с 750—800 тыс. до 5 216 тыс. то есть примерно в 6.7 раз. При этом этнические русские составляли  83,934 млн чел. или 66,81 %.  Вместе славяне (восточнославянские народы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75 % населения империи. ( Электронный источник, URL:https://ru.m.wikipedia.org/wikiИстория_евреев_в_России , дата обращения 7 марта 2017 года).

Если сопоставить процентный состав еврейского населения в численности всего населения России и процентный состав еврейского населения, вошедший в высшие органы власти, то получаются следующие данные: численность еврейского населения 4,1% от населения России занимала в 1917-1919 гг. 21- 31 % в центральных органах власти.


Все вышеуказанные факты из истории России показывают, что только в 1917 году представители еврейского меньшенства впервые получив возможность занять высокие посты в центральной и местной власти страны, заняли значительную долю властного пирога. Многовековые ограничения в правах еврейского населения были устранены с помощью марксистко-ленинской идеологии построения социализма и февральской революцией, закончившейся свержением монархической формы правления, защищавшей тысячелетиями  страну от прихода к власти представителей иных народностей и вероисповеданий. Жребий судьбы, брошенный в феврале 1917 года в России привел к распаду трех Великих империй - Российской, Османской и Австро- Венгерской и последующего прихода к власти законным путем ( без революций и захватнических войн) тоталитарных лидеров и диктаторов, в том числе и фашистских, деяниями которых стал холокост.


8 марта 2017 года


PS: 8 марта для меня день памяти по отцу, умершему в 2013 году в годовщину празднования 400 - летия династии Романовых и в годовщину февральской революции.