6. Партийная фразеология

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Основоположники партийной фразеологии Сталин, Ленин и Троцкий

Задачей всех партийных организаций любого предприятия или учреждения всегда являлось воспитание своих сотрудников, ну а воспитание студентов партийной организацией НГУ считалось самой важной задачей.

Когда я говорю о воспитательной работе, подразумеваю, идейно-воспитательную.

Далее я местами цитирую, но в основном перефразирую статью секретаря партбюро НГУ В.Н. Борисова «Партийная организация и воспитание студентов, опубликованную в газете «За науку в Сибири» (№23 от 14 июня 1965 г.).

Дело в том, что недавнее рассмотрение этого вопроса на бюро горкома КПСС, озаботившегося состоянием этой идейно-воспитательной работы в НГУ, сопровождалось критикой в адрес партийной организации, ректората и деканатов НГУ, которые, по мнению горкома КПСС слабо занимались вот этой самой пресловутой идейно-воспитательной работой со студентами.

Бюро горкома приняло специальное, и по его результатам в НГУ прошло партийное собрание, где были намечены меры по улучшению этой работы. Так было положено: критика и меры.  А какие меры? Поговорить на собраниях, кого-то осудить, принять какие-то решения, кому-то указать, что-то зажать.

Секретарь партбюро НГУ В.Н. Борисов своей статьёй как бы подводил итоги этого обсуждения и, как было положено, «признавал ошибки и намечал меры по их преодолению». Ему было необходимо показать, что в НГУ приняты все меры, чтобы «поднять уровень идейно-воспитательной работы».

Основным средством воздействия на студентов повсюду считался сам учебный процесс и, прежде всего, преподавание общественных дисциплин, и вот здесь у молодых преподавателей отмечались «недостатки, как по содержанию, так и по методике проведения занятий. Кафедры же оказывали им недостаточную помощь.

Некоторые лекции и семинарские занятия по общественным наукам проводятся в отрыве от практических задач коммунистического строительства, не носят боевого наступательного характера. В лекциях недостаточно разоблачается буржуазная идеология и её пережитки в сознании людей».

Я сознательно привёл эту цитату, чтобы показать современному читателю фразеологию того времени. Эти заученные фразы многократно повторялись, но, по сути, мало чего выражали.

Они не могли оказать какого-либо воздействия на умы студентов и оставались только пустыми фразами, которые что-то значили только для тех людей, к которым они были обращены. В данном случае, на административное и партийное руководство НГУ и на "бедных" молодых преподавателей.

Но вот прозвучало и нечто позитивное: «Второй год преподаётся в университете курс «Основы научного коммунизма». Введение этого курса позволило более тесно увязать изучение марксистко-ленинской теории с важнейшими проблемами современного общественного развития. Чтение нового курса позволило перестроить преподавание и других общественных наук».

Я думаю, В.Н. Борисов говорит то, что от него хотят услышать – дифирамбы в адрес прозорливых кремлёвских идеологов, придумавших курс «Научного коммунизма» и идеологических работников горкома и обкома КПСС, которые должны были это "обеспечить".

Дальше секретарь партбюро хвалит студентов младших курсов и поругивает студентов старших:

«Хуже обстояло дело на IV-V курсах. Студенты нередко пропускали занятия и плохо готовились к выступлениям на семинаре. У некоторой же части студентов усвоение марксистско-ленинского мировоззрения оказалось формальным: они посещали лекции, выступали на семинарах, сдавали зачёты и экзамены, однако проявляли путаные и ошибочные взгляды».

Вот какую беду увидели преподаватели общественных наук и партийные деятели всех рангов. Подумать только: студенты «проявляли путаные и ошибочные взгляды!»

Я думаю, что моему читателю уже надоело читать партийные фразеологические штампы, перешедшие в язык статьи. Мне самому противно читать их, а тем более, писать в своих воспоминаниях. Поэтому я опущу значительную часть текста статьи и коротко перечислю, в чём тогда усмотрели причины, породившие недостатки в идейно-воспитательной работе.

Во-первых, в большом числе совместителей в НГУ. То, что, на самом деле являлось его достоинством, что определяло высочайший уровень преподавания, что обеспечивало высокий уровень подготовки студентов.

Последний выпуск дал 187 отличных и хороших оценок дипломных работ из примерно двухсот. Многие студенты к окончанию НГУ уже являлись хорошо подготовленными исследователями и сразу включились в работу Институтов, куда были распределены на работу.

Во-вторых, в слабости факультетских организаций. Это, опять-таки, во многом связывалось с большим количеством совместителей, которые стояли на партучете в Институтах СО АН, по месту основной работы.

В-третьих, как обычно поругивали Комитет комсомола НГУ за то, что он плохо руководил факультетскими бюро.

В-четвертых, непременно признавали правильность критики в свой адрес: «Партбюро не руководило комсомольской организацией и политическим воспитанием комсомольского актива».

Здесь я не удержусь от восклицания: «Как Вам это нравится! Партбюро признало, что не руководило комсомолом!» 

Ну а заканчивалась статья заверением в том, что «партийная организация НГУ является достаточно зрелой, чтобы устранить все отмеченные упущения в партийно-политической и партийно-организационной работе».

Признаться, я никогда в совершенстве не владел партийной фразеологией и обычно такие статьи не читал, ограничиваясь заголовком и не вникая в суть. И сейчас: пишу и улыбаюсь. Радуюсь тому, что она осталась в нашем прошлом.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/09/463