Приложение 6. Трактат о Кольцах

Басов Дмитрий
Рассуждение наше о кольцах великих начиная, должны мы задачу свою обозреть и изложить с ясностию, ибо - не ведая куда идёшь – можно ли верный путь избрать?
Сгинули кольца великие, и нет никакой возможности их испытать, познать, постигнуть тайны древние, раскрыть их потомкам на благо, да избежать повторения печалей бессчётных, что в давние времена те кольца принесли.
Остались токмо разговоры несведущих, коих много, да все без пользы. Ещё рассказы старые: предание эльфийское о создателях колец; таково же сказание о Великом Кольце и его властелине в книге Красной западных пределов записанное; таковы же немногие записи Сарумана-мага, высоко взлетевшего, да низко павшего.
Весьма давние все сии свидетельства, и многочисленные испытатели натуры усердные многие труды произвели с тех пор. Толь великая громада материй на сие дело собрана, каковую и используем мы по надобности в нашем рассуждении. Посмотрим, что в сказках старых правда, что лукавство или незнание, а чего и нет там, но разумом, посредством рассуждения постигнуть мудрому дозволено.

[часть текста не читается]

... не называют, вернулись эльдары в край благословенный, но часть осталась, которые желали своей жизнию жить, своим умом перебиваться.
Были эльдары – великие искусники, возжелавшие постичь мастерство гномье и соединить его с искусством эльфийским. Пришли они в новые земли и поселились в краю близ Мории.
Крепкую дружбу завели эльфы с гномами, каковой дотоле не бывало, долго учились у них, но дальше пошли в искусстве своём. И выковали они кольца власти. Девятнадцать великих талисманов, что не над людьми или эльфами власть давали – но над миром, дабы можно было освободить его от искажения тёмного, и сделать его подобным краю благословенному, за морем оставленному.
Однако же Саурон, прислужник врага всеобщего и сам враг, прознал о том прежде, нежели труды закончены были. Явился он под ликом благим, давал кузнецам советы мудрые, но с червоточиной. Внимали тем советам эльдары, казались они им откровением, помощью неисчислимой. И когда были готовы кольца – знал враг о тайной их слабости.
Тогда выковал он кольцо единое, величайшее из всех, дабы подвластны ему стали остальные кольца и обладатели их. Однако же не подпали эльдары под власть тёмную, тотчас прознали об обмане.
После того пошёл враг на эльфов войной и истребил многих, кольцами же завладел, дабы раздать их людям и гномам – тем, кто служить ему будет верно. Получили люди девять колец, а гномы – семь.
Однако же после оказалось, что над гномами не было власти вражьей, кольца токмо разжигали в них жажду к наживе, но не подчиняли. Одни только люди попали в сети тёмные, великими стали воинами и королями, приобрели могущество непревзойдённое, да не было им счастья от того.
Через многие лета был Саруман Белый великий маг из-за моря послан, совместно с другими, противустоять врагу. Долгие столетия испытывал он кольца разные, прежде созданные, проницал таинства магические и многие ответы нашёл. Однако же прельстился он могуществом и решил возвыситься над самим врагом всеобщим и властвовать над миром. Гордыня погубила его, великих высот он достиг, но бесславна была его гибель.
Оставались три кольца у Эльфов величайшие, потаённо скрытые, не осквернённые прикосновением врага, но всё же единому подвластные.
После подвига великого, полуросликами свершённого, кануло кольцо врага в расселине роковой и сгинуло вместе с другими. Потеряли и три кольца эльфийские силу свою и увезены были за море. Так закончилась история колец великих, так в повести сказано.
Что же правда здесь, что – вымысел? Зададимся вопросами, сделаем выводы, дабы отыскать зерно истины.

Для ясного и подробного понятия должно рассмотреть чья же идея была, по чьему замыслу кольца создавались?
Во-первых, так сказано – после враг узнал о работе мастеров, когда замыслили они уже труд свой.
Во-вторых, рассудим: мог ли враг сам подобные талисманы измыслить? Уж ежели он смог Великое кольцо непобедимое отковать – так и остальные ему по силам были.
В-третьих, учтём: Три эльфийские нимало не гибельны были, но напротив – целительны и весьма полезны.
Следует из того, что не Саурон труд сей задумал, а лишь прознал о замысле кузнецов-эльфов и потщился использовать его для своей выгоды. Тако же и эльдарам не дал воспользоваться творениями их труда.
Первый вывод:
Кольца созданы были высшими эльфами, их умением и по их замыслу, а отнюд не по замыслу врага. Это важная мысль суть, ибо о заложенном в кольцах многое сказать может.

Что мог посоветовать враг кузнецам, что они подвох не заметили?
Следуя совету тому, разве могли они сделать что-то явно негодное? То ведь эльдары были, дивное племя, великие мастера и мудрецы, а не дети малые, неразумные. Нет, это кажется немыслимым. Паче того, три кольца толикую громаду дел свершили согласно назначению своему, пока было утеряно единое, однако же никакого гибельного действия на владетелей своих не оказывали.
Второй вывод:
Изначально, кольца (ежели употреблялись по назначению) ничего гибельного (для эльфов) в себе не несли.

Что ж, ошибались мудрые те, которые во внутреннее натуры святилище и истории глубины взирали любопытным оком? Напрасно ли сказали они, что изначально кольца искажены были вражьим замыслом? О том рассудим позже, труд наш продолжая.

В то время, когда единое было у властелина своего тёмного, Три эльфийские были укрыты: следует из того, что была тогда великая опасность в их ношении и употреблении.
Семь – оказывали на гномов действие, но отнюд не то, которое ожидалось тёмным властелином.
Девять – поработили людей полностью. Важно, что не все те люди были с самого начала злодеями. Но противустоять кольцам они не смогли, потеряв как облик человеческий, так и души светлые черты. Отказаться от колец тако же им было никак, хотя и невозможно им было не иметь понятия о происходящем.
После утери единого кольца, негодное действие семи и девяти продолжено было, пусть и не столь сильное. Три же не лежали втуне, но много дел высоких произвели, при том не было гибельного в действии их для владетелей.
То есть: действие трёх колец не было похожим на действие семи и девяти.
В чём же разница между ними? Ведь делались они по одному образцу.
Две разницы мы видим: первая в том, что Семь и Девять побывали в руках Врага, а Три остались неосквернёнными. Вторая разница – все кольца выкованы были эльфами и для эльфов, но семь и девять носили другие эрухини.
Могут ещё возразить, древние стихи повторяя, что три кольца выше были, совершеннее и чище изначально. Может и так, но сомнение остаётся. Эльфийские Три – кольцами стихий были – огня, воздуха, воды. Неужто забыли мудрые кольцо земли сделать? Да и прозреваем мы через предания старые, что кольцо короля-чародея, назгула – кольцом земли было. Клинки разрушало, врата митрильные. Противустоял всем напастям, даже времени, высокий Ортанк, как же разрушена была башня древняя, могучая Амон-Сул? Велика сила кольца короля чародея была. Отчего же быть кольцу земли слабее колец других стихий?
Третий вывод:
Большая часть великих колец несла в себе последствия негодные и даже гибельные для людей, и часть причин того в осквернении их врагом, а другая – в том, что не для людей те талисманы изначально предназначены были.

Дальше последуем в рассуждении нашем. Что же давали кольца оные хорошего и негодного для людей их носивших, как в стародавних историях рассказано?
Возможность тление приостановить для мира малого, хранить милое от разрушения временем.
Силу великую магическую.
Великое жизни удлинение.
Возможность даже несведущему видеть сторону оборотную и способность действовать в ней.
Неразличимость глазу человеческому.
Превращение живой души в оборотную.
Подчинение врагу неотвратимое и не только разумом, но и душою.
Невозможность самочинного избавления от кольца.
Видение мира ложное, обманное.

Рассудим по порядку.
1. Там где трудились неутомимо эльфийские кольца – в Ривенделле, Лориэне – как будто замедлялось, приостанавливалось течение времени, старение мира, разрушение и тление. Нимало не сомневаемся мы, что это и было главнейшим назначением колец великих. Самая большая мечта Эльдаров, остававшихся в Средиземье – создать подобное блаженному неувядающему саду Амана. Но нет ничего более зыбкого и непостоянного, нежели наш беспрестанно меняющийся мир. Самые дивные творения – разрушаются, самые прекрасные цветы – вянут, самые верные друзья – умирают, когда приходит срок. Сам мир меняется, «удлиняются тени», а время лишь ускоряет свой бег. Воистину великая сила заложена была в кольца, ежели могли они противустоять ходу вещей.
Но нет свидетельств, что могли люди (или гномы) пробудить в кольцах эту мощь их; токмо высокому дивному народу под силу было то и сущностям другим, наивысшим.
Однако же, кажется нам, что кольцо – лишь инструмент. С топором один дом строит, другой на большой дороге зло и погибель творит. Так и кольцо великое эльфийское в руках тёмных обратное действие может дать: не хранить – а напротив, разрушать.

2. Невозможно нам наверное сказать как действие колец происходило. Однако же нимало не сомневаемся мы в том, что кузнецы-эльдары не ниже нас в мастерстве были и мудрости. Из того мнение имеем, что были кольца суть ключами к силам великим природным. Неисчислимая мощь вкруг нас, но неподвластна часто и своевольна. Направляема же верно – на дивные дела способна.
Тако же могли кольца и как обычные талисманы действие магическое стеснять, подобно как зажигательное зеркало свет солнечный нечувствительно тёплый собирает в зажигательной точке жаром великим.

3. Велико жизнь удлиняли кольца людям и хоббитам их носящим. То известно по существу девяти кольценосцев тёмных и Голлума – твари несчастной и злодейской. Тако же хоббит Бильбо Бэггинс молодость свою сохранял весьма долго, пока хранил кольцо Единое.
Зададимся вопросом – что есть причина того?
Кольца великие эльдары для себя ковали. Для коей надобности было им труды великие положить на то, что им без надобности? Ведь жизнь эльфийская без того безмерна.
Может быть, это Саурон для верных слуг своих кольца осквернённые толикой силой наделил? Но и единое кольцо тако же жизнь продлевало. Из того заключаем мы, что свойство это неотъемлемое всех колец великих в системе их строения причину имеющее.
Полагаем мы мнение, что происходит сие из того, что кроме других свойств кольца, было и охранное. Посему должно было кольцо усиливать стойкость против жара и холода, ядов, магии злокозненной и прочая. Сила великая охранная в кольце таящаяся и замедляла тление.

4. Тако же и способность смотреть в оборотный мир есть случайная для человеков. Эльдары, как сказания говорят, жили в чувствительном мире купно и в оборотном. По здравому рассуждению следует заключить, что мастера народа дивного и талисманы свои великие делали для действия в обоих. Кольцо такое, надетое человеком, связующим для него являлось меж двух сторон. Хотя для мага, умудрённого многими опытами, сия способность не представляет тайны, но для вьюноши приступающего к испытанию натуры и постижению таинств магических способность такая весьма полезна.

5. Натуры неутомимые испытатели, усердствуя постигнуть многия естественные таинства, оставили о невидимости многочисленные сочинения в разных народах, в разные веки свету сообщенные. Нет нужды пересказывать все причины и способы стать неразличимым глазу человеческому. Точно сказать невозможно кое из тех действий кольца великие производили.
О том лишь любопытствуем, кто свойство сие в кольца вложил – эльдары-творители либо Саурон-враг?
Широко мнение, полагающее, что причину невидимости вложил в кольца враг всеобщий для пущей силы слуг своих. Основанием того называют свидетельства о том что и единое кольцо, врагом измысленное, и эльдарами некасаемое, тако же невидимостью наделяло, тогда как Эльронд премудрый, Галадриэль-владычица и Митрандир-маг кольца великие Три нося отнюд не обращались невидимы.
Сомнение наше в том состоит, что многие и другие, надевая кольца могли оставаться наблюдаемы и чувствительны. То и Девять кольценосцев, то и Том Бомбадил, то и сам Саурон-враг. Нет и доказательств верных в отношении гномов.
Посему представляется нам, что вероятнее причина невидимости была случайной же для людей и хоббитов и соединена неразрывно с двойственным существом колец в обоих мирах. Саурон же принял эту способность с вящей радостию, как замыслам своим подмогу.
Ещё мнение наше доказуем тем, что обладая ужасной силой и хитроумием и намеренно такими свойствами своё кольцо наделяя, ужель бы Враг оное не сделал способным и в оборотном мире неразличимостью наделять?
Следует и другое сказать: известно, что опытные маги могут самочинно направлять подобную способность талисманов ныне известных, из того заключаем мы что и умелые владетели колец при желании могли быть видимыми хотя и при надетом кольце.

6. Ужасное сие последствие – обращение в навей – тако же, мнится нам, случайное. Для доказательства обратимся к подобному же несложному рассуждению.
Кольцо великое единое такое действие оказывало; то и Бильбо и Фродо чувствовали и Митрандир то подтверждал. Голлум же столь не похож стал на хоббита, что и следа не отыскать. Не стал же вовсе навьем он только из-за стойкости хоббитской потаённой. Но ежели так, то испросим себя: для коей цели способность сию вложил Саурон в Своё кольцо? Ужель заранее он прозревал, что попадёт оно к смертному?
Никак нам то немыслимо. Причиной же способности такой полагаем мы иную систему тела человеческого по сравнению с хроа эльфа или майя. Хроа эльфу дано Всевышним на веки вечные, из того следует, что заложена в нём способность беспредельно обновляться изнутри, либо напротив – изъята из него способность к старению, что у человеков неотъемлема суть.
Как рассудили мы уже, кольцо предотвращало тление и разрушение от причин извне. А поскольку разрушению от внутренних причин тело эльфов нимало не подвержено, либо обновляемо вечно – о том не было эльдарам заботы.
Кольцо, попав к человеку, защищало тело, споспешествовало и обновлению, но лишь до тех пор, пока то обновление извнутрь происходило. В итоге, когда естественный ход вещей приводил к тому, что тело переставало обновляться – оно начинало исчезать по мере наступления рухлости внутри либо умирания его частиц нечувствительной величины. Душу же и разум кольцо продолжало сохранять в плену ужасном, когда ни жить в мире, ни уйти из него было не можно.
Нет сомнения, что Саурон-враг прозревал это изначально, но не было для него пущей сладости как мучить творения всевышнего, пусть и слуг своих верных.

Читатель внимательный спросит: что же, все способности колец великих эльфийских для человеков лишь случайны: и негодные и – напротив – полезные? В чём же осквернение их состоит врагом всеобщим?

Прежде чем приступить к тому ответу, зададим другой вопрос: для коей надобности раздавал Саурон кольца людям и гномам? Невозможно сомневаться в ответе: слуги ему нужны были верные. Однако же не просто слуги, а слуги великие, могучие; дабы чрез них многими тысячами людей, гномов управлять, сковать цепью погибельной. Согласившись с тем, и должны мы рассудить: что мог вложить в кольца враг, способное его целям.
Слуги его наивысшие должны были иметь хитроумие великое – но и жестокосердие. Силу неодолимую – но и невозможность ту силу против Властелина повернуть. И при том, что обратятся они весьма мудрыми и могучими, невозможно им отказаться от кольца и от оков его гибельных. Могущество врага неизмерно велико было, и достало бы ему мудрости и умения вложить в кольца надобное. Так рассудив, и утвердим, что эти способности суть осквернение.

7. В каждом существе человеческом суть три начала. Одно начало призывает о себе позаботиться: пропитании, защите, радости своей. Другое же начало призывает заботиться о творениях и замыслах Всевышнего. То и дерева и травы и родники и живые твари и эрухини – далёкие и близкие – родители и дети, и возлюбленные милые, и вовсе незнакомые. Третье же начало ведёт человека за грань изведанного. Подвигает к испытаниям природы и к сложению стихов, к воздвижению башен ранее невиданных и музык дивных, к стремлению в небеса и к сотворению того, для чего нет ещё слов.
Первое начало дано Всевышним как средство для второго и третьего. Второе начало суть любовь, и она – основа, позволяющая толь разным вместе жить и одно дело делать. Ибо немочно великие дела одному свершить. Третье начало – это дар Всемогущего, малая толика пламени его негасимого, данная для возвышения человека, дабы достойно в конце времён он мог воспеть вместе с айнурами песнь Арды обновлённой.
Для следования началам сим придал всевышний детям своим свойства разные – мудрость и храбрость, силу и магию и другие толь многие, что не перечесть. Одним больше одного досталось, другим другого и каждый своё место и назначение соблюдает к вящей славе всевышнего.
Ещё ведомо, что посеяны в каждом существе человеческом семена зла вражьего, богопротивного. Тех семян всходы, ежели им не противиться, извращают начала высокие: любовь, дружбу, стремление к знанию и красоте и подменяют противустоянием, властолюбием, алчностью, гордынею.
Полагаем мы мнение, что Саурон-враг наделил кольца осквернённые великой силой тёмной, которая умножает свойства надобные – мудрость и силу и магию и другие, но губит в человеке любовь и пускает в рост семена вражьи.
Тогда силу и хитроумие обретает кольценосец, но токмо для себя и своего господина все дела его. Однако же и господину бы он не поклонился, но чрез кольцо проистекала мощь врага тёмная, необоримая, противустоять которой было невозможно никому из смертных. Для оной же надобности насылал враг мороки, дабы мир виделся обманно и неправедно.
Делаем мы вывод, что двумя путями подчинение происходило – действием кольца осквернённого и тёмной мощью самого Саурона, доколе носил кольценосец своё кольцо, а Саурон – кольцо единое.
От кольца же своего отринуться кольценосцу невозможно было, о том позаботился Враг.

8. Не можем мы наверное сказать, как действовали кольца ради того замысла. Лишь некоторые мысли свои коротко изложим.
Полагаем мнение мы, что спервоначала кольца просто нравились, ибо давали пользу для дел многоразных, силу и защиту. К хорошему скоро человек привыкает.
После же, когда действие их исподволь глубоко простиралось, обращались они в подобие пития хмельного для непотребного пьяницы, который лишь в змие зелёном усладу видит, не получая же искомого болеет весьма.
Тому же и подтверждением служит история Голлума, твари несчастной.

9. Искажённое видение мира суть обман и глумление...

[часть текста не читается]

... свойства негодные колец великих для человека лишь случайны были. Но неизмеримо гибельнее сих свойств была сила Саурона, что чрез кольца на кольценосцев простиралась ужасна и необорима.
Из всего полагаем мы мнение, что изначальная подсказка Сауронова эльдарам-кузнецам и помогла им наделить кольца способностью меж собой сообщаться без препятствия тому и различия владельца его.
Сообщение же то вольно было от кольца к кольцу и обратно, либо для всех колец без разбору, либо токмо меж Единым и каждым другим.
В том и был подвох незамеченный эльдарами. Способность сообщения на расстоянии без разбору владельцев дивна и потаённа и до сих пор. Великим мудрецом и ныне скажут того кто разрешит сию тайну. Только всё в нашем мире две стороны имеет: так и вышло, что способность сообщаться не только благо великое принесла, но и уязвимость пред могучей силою посторонней.

Немногие мнения скажем и о кольце Едином.
Суждения сии о едином кольце суть положения вольные, никакими доказательствами не утверждённые, однако же - следуют из рассуждений многих на человеческом разумении и повседневном искусстве основанные.
Сказано, что Саурон вложил в Кольцо изрядную часть своей силы и воли. Чего же ради то измыслено было?
Воля – как мы полагаем – это способность направлять силу по своему усмотрению. Сила же суть способность к преодолению противудействия.
Следует из того, что хотел Саурон, дабы кольцо его могло направлять силу свою, и противудействие тому преодолевать.
Однако же токмо разумом единым возможно волю утверждать самочинно, без разума же может быть направлено действие лишь указкою, подобно куклам либо машинам безсмысленным. Разве же волен кто, кроме Всевышнего, наделять разумом тварь либо вещь какую? Никак!
Следует из того, что Единое силу свою направляло не вольно, но токмо согласно устроенному единожды указанию хозяина своего.
Полагаем мы, указание то потаённое наделяло кольцо единое способностью противустоять кольцам остальным и охранять всё то, что его посредством создано.
Но важнее, полагаем мы, что оно Саурона волей и силой было наделено, дабы самое себя охранить, для того что оно хранило связь меж Сауроном и Ардой, подобно тому, как камень эрехский сохранял души умершие Дунхерга в мире чувствительном.
Из того мнение наше проистекает, что пока кольцо сохранено было мог Саурон вновь и вновь в мир возвращаться и усиливаться. Но лишь было оно уничтожено – столь умалился, что исторгнут был из мира явного купно и оборотного безвозвратно.
К тому добавим: ежели бы было ещё что-нибудь чувствительное и вещественное, например – тело, то и оно могло бы удерживать Саурона в мире Арды. Но утерял уже в ту пору способность обретать вещественное тело тёмный властелин, либо же не успел собрать достаточной силы для такого обретения.
Другие тако же говорят и о камнях Барад-Дура как о связующих вещественных предметах, однако же нам по многим причинам сии положения кажутся сомнительными.
Противустоять ...

[далее текст утрачен]