Помни предков своих. Семья

Николай Обухов
Это произведение имеет для меня большое значение. Мои любимые и обожаемые всеми бабушка Лидия Георгиевна Тихонова (в девичестве Лгалова) и дедушка Николай Георгиевич Тихонов по материнской линии сыграли решающую роль в моем становлении как личности и сотворили меня тем, кто я есть. За это им большой поясной поклон и неистребимая благодарная память о них…
Семейные устои для дедушки, воспитанного в условиях патриархального быта, когда все трудились сообща и бескорыстно помогали друг другу, имели очень большое нравственное, моральное, – жизненное значение.
Он вырос в большой, дружной, заботливой, любящей семье и, конечно, хотел иметь такое же собственное семейство. Судьба опять была к нему благосклонна. Он нашел то, что искал и прожил всю жизнь в любви и радости.

Надежный тыл и опора

Осенью 1918 года в Храме Святителя Николая Мирликийского в Дербенёве, который находится в известном нам Уланском переулке, венчались рабы Божии Николай Тихонов и Лидия Лгалова.
История их встречи романтична. Брат Николая Константин, ученик Строгановского училища, снимал комнату в трехкомнатной квартире 23 дома Красковского (№ 7) в Уланском переулке у своей родственницы М.Ф.Бутыриной, довольно известной в Москве повитухи.
До него здесь некоторое время  проживал его старший брат Сергей, когда учился
в МУЖВЗ. Кстати, именно М.Ф. Бутырина в 1897 году подавала прошение в СЦУТР о приеме туда своего родственника Кости Тихонова.
И еще один, очень интересный исторический факт. Знаменитый скульптор С.Т.Коненков (некоторые пишут – Конёнков, я же буду придерживаться написания этой прекрасной фамилии Коненков, так, как он сам записал в своих мемуарах) в своей замечательной книге «Мой век: Воспоминания» на странице 82 рассказывает, что он с двумя друзьями снимали за 15 рублей в месяц комнату на троих… в доме Красковского, в Уланском переулке, недалеко от МУЖВЗ, в котором он тогда учился!
И мне почему-то все время кажется, это была та самая, наша впоследствии, квартира. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что дедушка об этом мне никогда ничего на рассказывал.
Забегая вперед, хочу немного похвастаться. На улице Горького, теперешней бывшей-нынешней Тверской, находится мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т.Коненкова», в которую я, будучи подростком, неоднократно захаживал по приглашению ученицы С.Т.Коненкова скульптора Г.П.Левицкой, для меня просто тети Гали, лучшей подруги детства моей тети Т.Н.Тихоновой. Тогда это была просто квартира, в которой проживала вековечная натурщица скульптора Маргарита. Но это опять отдельная история... 
Когда пришло время учиться и младшему брату Николаю, то Константин, давший ему рекомендацию для поступления в Строгановское училище, предложил Николаю обосноваться в этой квартире, комнату в которой Николай снимал впоследствии на протяжении всего времени его обучения в Училище.
В гости к М.Ф.Бутыриной часто приезжали дальние родственники из села Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. Среди них бывала и молодая девушка Лидия Лгалова. Первая встреча для обоих прошла незамеченной, наверное, по молодости лет, однако со временем они стали хорошими и добрыми друзьями, часто проводившими свободное время вместе.
В 1917 году Николая призвали в царскую армию и направили на ускоренные курсы в Александровское военное пехотное училище. После окончания училища перед отправкой на Восточный фронт он подарил Лидии на прощание свою фотографию с надписью на обороте: «На добрую память Лиде от воина-друга г. Троицк. 1917 г. август 1-го. Н.Тихонов».
Наверное, пока он был в армии, они переписывались, но, к сожалению, никаких писем
не сохранилось. После возвращения с фронта Николай сделал Лидии предложение руки и сердца, которое она с радостью приняла.
Между прочим, пока дедушка был в армииБ его будущая жена тоже не сидела без дела. Она вместе со своей старшей сестрой Раисой работала сестрой милосердия в госпитале для раненых и увечных бойцов, который находился в районе Лефортово.
В июне 1919 года в семье появился первенец – дочь Валентина, а в июне 1925 года родилась и вторая дочка – Татьяна.
Трогательные чувства любви и взаимного уважения бабушка и дедушка пронесли через всю совместную жизнь, несмотря на лихолетье и невзгоды, выпавшие на их долю.
Не было ни одного случая, когда они хотя бы спорили между собой или взаимно упрекали друг друга. Любые вопросы решались на основе взаимопонимания и почтительного отношения друг к другу.
И это, в большой степени, заслуга моей бабушки Л.Г.Тихоновой, которая была верным другом, надежным тылом и мудрым советчиком   дедушки во всех его устремлениях
и начинаниях.
А еще бабушка была замечательной хозяйкой и прекрасной хранительницей домашнего очага. Она могла разрешить любую проблему так, что та казалась ничтожной, и возникало недоумение, почему проблема вообще существовала. С ней часто советовались по разным вопросам жильцы нашего дома и всегда отмечали ее исключительную доброту, великое терпение и природную дальновидность.
На Светлое Воскресение Христово бабушка, несмотря на всевозможные запреты, всегда пекла удивительно вкусные пасхальные куличи и делала настоящую заварную пасху с цукатами. Готовую смесь она выкладывала в старинную деревянную пасочницу, состоящую из четырех боковых стенок из липы в виде трапеций, скрепляемых между собой. Внутри на одних стенках пасочницы были вырезаны углублением два креста, на других – буквы "X" и "В" («Христос Воскресе»).
С каким радостным чувством ждали дети раскрытия стенок пасочницы и явления им чуда – готовой душистой пасхи с выпуклыми рисунками и надписями на ней. Такое не забывается никогда!
Бабушка стойко переносила жизненные трудности, понимая всю важность выполняемой дедушкой работы. Например, в 1919 году, когда дедушка был призван в ряды РККА
и в напряженном ритме участвовал в создании агитпарпоездов, она одна занималась воспитанием недавно родившейся дочери – дедушка не только днями и ночами пропадал на работе, но и часто выезжал в служебные командировки по линии ВЦИК и ВШВМ.
Но бабушка недолго оставалась дома. Обладая деятельным характером, она поступила на работу в Московский губернский военкомат, оставляя маленькую дочь на попечении 
М.Ф.Бутыриной.
Следует, однако, отметить, что в силу специфики бабушкиной работы, разговоры об этом никогда не велись и были в семье закрытой темой. Только раз бабушка рассказала об одном необычном эпизоде, который был связан со службой дедушки в армии.
В начале 1920-х годов она работала с А.К.Дексбахом, который в те времена был губернским военкомом и командиром 2-й бригады частей особого назначения (ЧОН) в Москве.
Однажды под вечер Дексбах вызвал бабушку к себе в кабинет и посоветовал, чтобы ее муж, Н.Г.Тихонов, не выходил на службу в ближайшие два-три дня, сославшись на плохое состояние здоровья. Причин такого совета он не объяснил.
Дедушка, будучи очень ответственным, обязательным и дисциплинированным человеком, порывался выйти на службу. Бабушка с большим трудом уговорила его отказаться от такого шага. Она мотивировала это тем, что хорошо знает А.К.Дексбаха, который просто так не будет давать подобных недвусмысленных советов.
На следующий день им стало известно, что на службе у дедушки были проведены повальные аресты в связи с якобы раскрытым контрреволюционным заговором. 
Кажется невероятным и противоестественным, но ни бабушка, ни дедушка в дальнейшем не были арестованы или репрессированы, как многие служащие и офицеры старой царской армии.
Бабушка трудилась еще долгие годы и ушла с работы только в конце 40-х годов.

Дочери

Несмотря на трудное время, семья жила дружно и весело. Когда девочки были еще маленькими, дедушка устраивал для малышей детские домашние спектакли по мотивам русских народных сказок, на которые приглашали всех соседских детей. Для спектаклей дедушка делал декорации в большой комнате, а бабушка и другие матери шили для своих чад незамысловатые костюмы для представлений.
Когда девочки подросли и пошли в школу, многие их одноклассники любили бывать
в нашей квартире. Кто-то приходил за советом, кто-то просил помочь сделать домашнее задание, а некоторые просто любили находиться в приветливой и дружной атмосфере нашего домашнего очага.
Бабушка и дедушка часто устраивали для ребят вечерние чаепития. На этих встречах они при участии взрослых читали прозу, декламировали стихи, пели песни и разыгрывали небольшие сценки.
Эти традиции сохранились и тогда, когда дочери встали взрослыми. Хлебосольный дом всегда был открыт для их подруг и друзей, многочисленных родственников, коллег и знакомых бабушки и дедушки.
Обе дочери боготворили своего отца и всю жизнь очень трепетно и нежно относились
к своим родителям.
Но традицию художественного воспитания в семье поддержала только младшая Татьяна.
В 1947 году она окончили МХПУ им. М.И.Калинина, в котором преподавала композицию
и смежные дисциплины более 40 лет, воспитав и дав дорогу в жизнь не одному поколению художников декоративно-прикладного искусства и мастеров различных народных промыслов, разлетевшихся по необъятным просторам Советского Союза. 
Татьяна была еще и одаренным портретистом и пейзажистом, однако все свои силы отдала, в основном, педагогике.
Дочь Валентина в суровые октябрьские дни 1941 года окончила МИИКС и всю жизнь проработала инженером-проектировщиком объектов мясной промышленности, унаследовав от отца умение отменно выполнять чертежные и графические работы.

Воспоминания о дедушке

Мы жили одной семьей в Уланском переулке более 35 лет. С началом летнего сезона бабушка, дедушка и я выезжали на все лето в Вербилки. Мы с дедушкой часто бывали там и во время зимних каникул.
Годы, проведенные в Вербилках, я вспоминаю с большой любовью, радостью и трепетом. Здесь прошла лучшая пора моей жизни, начиная с младенчества, отрочества и юности.   
Я постигал азы жизненного опыта, и именно дедушка заложил и развивал во мне те основы восприятия действительности и отношения к окружающему миру, которые стали для меня путеводным ориентиром в дальнейшей жизни.
Дедушка был для меня не только непререкаемым авторитетом, но добрым старшим товарищем и тактичным, мудрым наставником. Он передал мне частичку своей души и всемерно способствовал моему нравственному, эстетическому и физическому развитию.
Дедушка никогда не стремился к тому, чтобы я стал художником, но вложил в меня базовые представления о его профессии и об изобразительном искусстве в целом.
Он научил меня любить и чувствовать природу в бесконечном ее разнообразии
и беспрестанном движении, пытался передать мне свое необыкновенное восторженное чувство, которое возникает в душе художника при соприкосновении с живым очарованием Природы.
Он постоянно обращал мое внимание на явления природы, мимо которых проходили обычные люди, но которые не ускользали от глаз опытного художника. Это мог быть полет пучеглазой стрекозы с невидимыми в движении крыльями, разноцветный благоухающий ковер полевых цветов, непередаваемый перелив цвета на небе при заходящем солнце или обычная паутина, сверкающая мириадами капелек росы в первых лучах встающего светила.
Так он стремился показать мне великую гармонию Природы, лежащую в основе всего сущего на нашей прекрасной, но хрупкой Земле.
Дедушка с детства приучал меня к труду. С раннего возраста он научил меня  работать разными инструментами: молотком, пассатижами, пилой и рубанком сначала под его присмотром, а потом и самостоятельно.
Он приносил из магазина пустой деревянный ящик и просил меня, тогда еще ребенка лет десяти, сколотить из него ящички поменьше для хранения луковиц различных цветов. Я выполнял разные работы по дому и  в саду, воспринимая это не как некую повинность, а как естественную потребность помощи моим близким людям.
Дедушка заложил во мне любовь и уважительное отношение не только к своему труду, но и к труду других людей.
Он научил меня в раннем возрасте плавать, поскольку считал, что любой человек, живущий рядом с рекой, обязан уметь не только держаться на воде, но и быть отличным пловцом. Для этого мы вдвоем соорудили пробковый пояс, в котором я барахтался в воде, пока не постиг премудростей этого прекрасного и полезного вида спорта.
Дедушка и я часто ходили пешком вверх по извилистой тогда еще Дубне, восхищаясь открывавшимися видами на реку и окружавшим ее лесом. Мы  уходили в дальние сосновые боры, где можно было надышаться целебным хвойным воздухом, увидеть и услышать токующих глухарей и тетеревов, полюбоваться россыпями краснобокой брусники, сизой черники и лугового разнотравья, искупаться в чистой и спокойной Дубне. Мы возвращались домой уставшие, но полные прекрасных впечатлений от общения с живой Природой.
Дедушка – один из тех счастливых людей, в характере которых было объективно трудно найти какие-либо недостатки. 
Наверное, здесь удачно соединились вместе и дополнили друг друга его воспитание
в патриархальной семье с твердыми моральными устоями и обучение в Строгановском училище, славном своими демократическими традициями.
Дедушка был гуманистом и относился ко всем людям с большой теплотой и сердечным участием. Воспитанные  в нем чувство долга, глубокая человечность, трезвость в суждениях и поступках, нелюбовь к фальши, спокойная искренность, душевная чистота, природная скромность и бескорыстие стали для него с молодых лет основными принципами человека и художника.
Дедушка обладал большим чувством меры, такта, собственного достоинства и был мягок душой. Но он твердо и последовательно отстаивал свою позицию или принятые  решения, ни перед кем не заискивая или пресмыкаясь.
Дедушка всю жизнь был беспартийным. Как настоящий художник он считал правильным оставаться вне партий. Для него единственным высшей целью было служение изобразительному искусству и педагогике.
Он никогда ничего не просил у власть имущих, не гнался за чинами, наградами
и привилегиями, не ездил в Дома творчества, а честно и бескорыстно служил делу всей своей жизни. У дедушки за долгие годы работы так и не появилась своя мастерская – он умел довольствоваться малым и творил в том месте, где жил.
В общении с посторонними дедушка был немного суховат, педантичен и немногословен. Но такое поведение не было обусловлено чертами его характера. Просто со времен службы в царской армии он выработал свой стиль общения с окружающими, который в дальнейшем не раз помогал ему в трудных ситуациях. На самом деле за этим поведением скрывался человек огромной душевной теплоты и обаяния.
Вспомним, что сказала в своем выступлении В.М.Вишневская, искусствовед НИИХП, на обсуждении групповой выставки художников в 1957 году:
«… Мы знаем его давно, знаем с разных сторон – и как педагога, и как художника, и как общественного деятеля.
Я сама должна совершенно честно сказать, что по-настоящему я его поняла только, когда увидела как художника. Только тогда я поняла, какой великой души этот человек, внешне иногда сухой, замкнутый, какая теплота кроется за этой внешней сухостью».
У дедушки практически не было дурных привычек. Он не пил крепкого алкоголя, но любил в качестве аперитива марочные вина, не курил и никогда не сквернословил. А если кто-то позволял себе крепкое словцо, то он сразу ставил матершинника на место.

Увлечения дедушки

Дедушка не только всю жизнь плодотворно работал и преподавал. Но также он умел хорошо отдохнуть и с пользой для себя и близких провести свободное время.
Конечно, его главным пристрастием в любое время было изобразительное искусство, которым он с большим удовольствием занимался и в свободное от занятий время.

Цветовод
В летний период он много времени посвящал своему любимому цветнику – источнику его творческого вдохновения и месту активного отдыха.
Дедушка разводил различные сорта пионов, роз, гладиолусов, флоксов, георгин, тюльпанов, львиного зева, а также выращивал душистый табак, анютины глазки, настурции и резеду. Здесь были также кусты сирени, жасмина, садового шиповника, ремонтантных и чайных роз и лунарии (лунники).
Цветник был тщательно спланирован и поддерживался дедушкой в идеальном порядке. Основную круглую клумбу занимали различных оттенков пионы, в центре которой размещался большой куст белоснежного жасмина. По четырем сторонам клумбы располагались грядки в виде изогнутых трапеций, на которых росли гладиолусы разных цветов, львиный зев, настурции с табаком, розы. Все это обрамляли длинные  грядки различных флоксов – от практически белых и бледно-розовых до насыщенно-пурпурных оттенков. По углам цветника и у дома росли кусты махровой сирени разных цветов. Деревянная беседка около забора летом была увита каприфолью и диким виноградом. 
С весны до глубокой осени цветник представлял собой изумительную композицию из различных цветущих растений, расположенных в строго определенном порядке и радовавших глаз сочностью красок и буйной палитрой разнообразных цветовых сочетаний.

Фотограф
Как мы уже знаем, дедушка начал заниматься фотографией, еще учась в Строгановском училище под влиянием талантливого художника и педагога С.С.Первухина, который был членом Русского Фотографического общества.
Это увлечение настолько захватило дедушку, что он всю жизнь не расставался
с фотоаппаратом. Сначала это была дореволюционная штативная камера «Любитель», производящая снимки на фотографические негативные стеклянные пластинки. Технология получения позитивных изображений была достаточно сложной, но это не останавливало дедушку, и он снимал не только своих родных, но и природу.
Эта камера была в рабочем состоянии еще в начале 1950-х годов, но тогда дедушка уже работал с  пленочными фотоаппаратами ФЭД и «Зоркий».
До последнего момента его жизни у него в шкафу хранились проявленные стеклянные негативы  в картонных коробках, которые он делал еще в 20–30-х годах прошлого столетия.
В его архиве осталось много фотографий родных, бытовых сцен, а также его цветника
и природы родных Вербилок.

Меломан
Со времени обучения в Строгановском училище дедушка стал большим любителем классической русской и зарубежной оперы. В семье было принято постоянно ходить в Большой театр на оперу и балет.   
Дедушка был страстным меломаном и за долгие годы собрал неплохую коллекцию, содержащую  более 200 дореволюционных и советских патефонных пластинок. Наряду с записями гениев русского вокала Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, И.С.Козловского, С.Я.Лемешева, В.В.Барсовой, в коллекции были записи итальянцев Э.Карузо и Т.Руффо, арии из различных опер, инструментальные произведения русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и эстрадная музыка.
Дедушка часто ставил на патефон выбранную им, в зависимости от настроения, пластинку и тогда в комнате звучали печальные или мажорные арии из опер, проникновенные романсы, классическая музыка или куплеты из веселых оперетт.
Любимой песней дедушки на склоне лет была песня Марка Фрадкина и Льва Ошанина «Из далека-долго течет река Волга» в исполнении народной артистки СССР Л.Г.Зыкиной.
Вся коллекция после ухода дедушки из жизни была передана мной в дар в Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД).

Библиофил
Дедушка любил читать и собрал обширную библиотеку, в которой были многочисленные собрания сочинений и отдельные произведения русских, советских и зарубежных писателей. Кроме специальных книг по изобразительному искусству и альбомов с репродукциями картин различных художников в библиотеке были тематические подборки книг по истории, о природе, флоре и фауне, путешествиях по миру и приключениях.
Он приучил меня не только к чтению с ранних лет, но и к бережному и внимательному отношению к книге, как к живому субъекту мировой культуры, настоящему другу и помощнику человека.


Спортсмен
Дедушка в молодости играл в футбол и городки, до преклонных лет катался на велосипеде и ходил на лыжах. Он любил дальние пешие прогулки по берегам Дубны и Якоти и быструю ходьбу.
С быстрой ходьбой был связан один интересный эпизод, напомнивший о далеких годах его молодости. Мои друзья детства, братья Петр и Андрей Грибковы из соседней квартиры, не раз замечали, что дедушка при ходьбе, особенно быстрой, как-то странно держит сжатой кисть левой руки у бедра, – сказывалась его давняя армейская привычка придерживать несуществующую уже офицерскую шашку, чтобы она не била по левой ноге.
Хотелось бы упомянуть еще один факт из его армейской биографии. Как офицер царской армии он был обучен не только светским манерам общения, но и практике русских боевых искусств, умелое владение которыми он никогда не афишировал. Только однажды он с хитрой улыбкой показал на мне тем же ребятам некий стремительный прием, после которого я оказался на полу, так и не поняв, что же со мной произошло.
В 50–60-е годы прошлого века летом он постоянно организовывал дальние лодочные походы на двухвесельных яликах вверх по Дубне и устраивал пикники в любимом нами живописном месте «Под дубком», которое находилось в лесу у берега реки. Лодки дедушка брал напрокат на пристани клуба ДФЗ или в Доме отдыха «Вербилки».

Рыболов и грибник
Как и большинство мужчин в Вербилках, дедушка был заядлым рыбаком и грибником. На утренней зорьке или под вечер, он, накопав дождевых червей, шел на Дубну ловить на «донку», короткую удочку с большим «грузилом», лещей, подлещиков, окуней и ершей. Для ловли мелкой рыбы у дедушки были «верховушки», легкие длинные удочки, на которых наживкой была обычная муха, плывшая по течению по поверхности воды. Он отдыхал душой на берегу реки и приносил неплохие уловы.
У дедушки были свои излюбленные места, куда он всегда ходил за грибами. Это были густые молодые ельники, где в траве у самых стволов деревьев прятались выводки пузатых темно-коричневых белых грибов. В березовых рощах в высокой траве росли стройные и более светлые полевые белые, нарядные подосиновики с красными шляпками и скромные коричневые подберезовики.
Особенно удачной дедушка считал грибную охоту, когда ему удавалось набрать молодых рыжиков и груздей, которые всегда считались одними из самых деликатесных грибов.
 Но дедушка был не только грибником, но и настоящим мастером по маринованию
и засолке.  Особенно удавались ему маринованные белые грибы, которые отличались необычным вкусом и не теряли своей натуральной окраски.

Друзья и соратники

За свою долгую, насыщенную событиями жизнь дедушка повстречался и познакомился
с очень многими художниками, деятелями искусств, руководителями разных рангов и просто добрыми, хорошими людьми, с которыми он поддерживал многолетние дружеские
и товарищеские отношения.
С ними он учился в Строгановском училище, расписывал агитпоезда, долгие годы преподавал в различных учебных заведениях, трудился в Кустарном музее, участвовал во всевозможных выставках, занимался совместной творческой деятельностью, плодотворно сотрудничал в МОСХ, НИИХП и на Дмитровском фарфоровом заводе.
И всегда между ними оставались ровные, добрые отношения.
О некоторых из них уже рассказано. Но, к большому сожалению, очень многие остались вне поля нашего зрения. Перечислим без чинов и регалий хотя бы те имена, которые были на слуху в нашей семье при жизни моего дедушки.
Это его учителя и коллеги по работе В.Н.Бакшеев, И.И.Нивинский, А.П.Барышников
и Н.Н.Соболев.
Это выпускники Строгановского училища и сотрудники Кустарного музея А.И.Гущин, З.Д.Кашкарова, Б.Н.Ланге, Г.Н.Рычков и Е.Г.Теляковский.
Это  коллеги-преподаватели по МХПУ, МИПиДИ и МТИ  Н.В.Бодунков, С.М.Буданов, В.И.Василенко, А.А.Вольтер, В.С.Воронов, С.В.Герасимов, С.П.Евангулов, С.В.Ильинская, Н.П.Митрофанов, С.Ф.Николаев, К.В.Орлов, И.С.Простов,  М.Д.Раков, И.Ф.Рябикин, А.С.Хитров и М.А.Шмаков.
Это сотрудники НИИХП В.М.Вишневская, А.П.Кораблёв,  С.М.Темерин и  П.И.Уткин.
Это работники ДФЗ В.Ф.Горячев, П.В.Грецов, О.Н.Каховский, А.А.Клетова, В.Г.Колесников, С.М.Орлов, В.В.Папихин, Е.П.Смирнов, П.А.Харитонов,  А.А.Чекулина, А.И.Шобанов.
Это бывшие студенты Ю.Б.Ганрио, Н.Н.Золотарёв, Е.Е.Моисеенко, Б.К.Новосёлов,
И.Л.Карахан, Б.И.Коромыслов, В.В.Лебедева, Н.С.Присекин, А.И.Скворцов, М.И.Цепелев, которые проходили у дедушки курс композиции и других художественных дисциплин.

Произведение создано 04.02.15 в 16:03 по местному времени.

Дополнено и откорректировано 09.03.17 в 03:48 по местному времени.