Пробуждение Флоры и гран па из Пахиты испытание кр

Мари Козлова
«Пробуждение Флоры» и гран па из «Пахиты»: испытание красотой
Классические редко исполняемые балеты великих хореографов – Мариуса Петипа и Льва Иванова – «Пробуждение Флоры» и финальное гран па из «Пахиты» на сцене Мариинского театра – это всегда большая долгожданная радость для балетоманов и театралов. Она случается один, максимум два раза за сезон. И пропустить это никак невозможно, тем более, когда в них заняты лучшие балерины и танцовщики Мариинки.
Балет «Пробуждение Флоры» создавался в 1894 году по заказу царской семьи как часть увеселительной программы для гостей по случаю бракосочетания великой княжны Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, о которых уже вряд ли кто помнит. Но балет не оказался одноразовым, как задумывался, ведь «создать короткий балет с простым незамысловатым сюжетом развлекательной формы без сложных психологических образов» поручили великим хореографам, которые умели создавать только шедевры. На незамысловатое либретто с амурами, нимфами, вакханками, олимпийскими богами и богинями и всеми, кто должен был прославлять любовь и счастье Зефира, бога легкого летнего ветра, и Флоры, нимфы плодов и садов, покровительницы растений, которым Аполлон велел быть вместе. Хотя Петипа и Иванов, считая, что делают спектакль на один раз, использовали частично свои прежние наработки, все равно получился выдающийся балет. Жизнерадостная музыка Риккардо Дриго сделала танцы еще более легкими и изящными.
Впервые исполненный в Петергофском дворце, балет, по мнению критиков, стал маленькой «брошкой, но брошкой с бриллиантом», и вскоре попал на сцену Мариинского театра, где исполнялся многими известными танцовщиками, в частности Матильдой Кшесинской, Николаем Легатом, Анной Павловой, вплоть до 1919 года. И благодаря записям хореографии, сделанным Николаем Сергеевым, балет смогли возобновить в 2007 году на сцене того же Мариинского театра и показали во время фестиваля «Золотая маска» в 2008 году. Балет получил «Золотые маски» в главных балетных номинациях — «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балете» (Екатерина Осмолкина), «Лучший хореограф» (Сергей Вихарев). С тех пор он регулярно появляется в афише Мариинского театра.
5 марта 2017 года милая история из жизни олимпийских богов и античных мифологических персонажей явилась на исторической сцене Мариинского театра во всей своей красе. Олеся Новикова (Флора) и Давид Залеев (Зефир) удачно дебютировали в партиях главных персонажей балета. Легкая, грациозная, изящная и скрупулезно точная в танце Олеся Новикова была настоящим украшением этого балета. Ее удачно дополнял Давид Залеев. Замечательными были вариации и других мифологических героев, особенно хороши были Диана (дебют Марии Ильюшкиной), нимфы (Елена Андросова, Виктория Краснокутская, Диана Смирнова, Ксения Дубровина), а также танцы в исполнении кордебалета. Весь балет смотрелся очень динамичным радостным гимном жизни и любви, и завершился впечатляющими сценами всеобщего ликования и торжества. Овация и море подаренных солистам цветов было ярким доказательством того, что балет публике понравился.
Честно говоря, мне балет «Пробуждение Флоры» напомнил по стилистике балетные «безделушки» Фокина, например, «Карнавал», хотя их почему-то всегда противопоставляют произведениям хореографов-гигантов, и прежде всего Петипа. Может, когда-то и была видна большая разница, но сегодня у Фокина замечаешь лишь значительно технически более легкую для исполнителей хореографию, чем у Петипа. И удовольствие от созерцания творений этих сочинителей танцев испытываешь похожее. И поражаешься тому, как они важны костюмы для должного впечатления от этих красивых балетов!
Гран па из «Пахиты» – самая известная часть еще одного нечастого гостя на балетной сцене. Полностью классическую «Пахиту», восстановленную Пьером Лакоттом, танцуют сейчас в Париже, а также в Новосибирске. В Мариинке ее собираются показать в рамках апрельского балетного фестиваля. Пока же зрителям пришлось довольствоваться прекрасным финальным фрагментом балета Минкуса, радующим энергичной темпераментной музыкой и эффектной хореографией.
Открывающая гран па великолепная мазурка в исполнении воспитанников Вагановской академии русского балета завораживала четкостью линий и подчеркнутым танцем ритмом. Энергичные, отмеченные точным рисунком, вариации радовали и взгляд, и слух. Оксана Скорик, Екатерина Осмолкина, Мария Ильюшкина, Светлана Иванова, Яна Селина, каждая по-своему, блестяще и воодушевленно танцевали свои техничные, но внешне такие изящные и грациозные партии, поражая синхронностью движений в парах и четверках. Одна из вариаций удивила тем, что оказалась точной копией танца Амура из сцены в царстве дриад из балета Минкуса «Дон Кихот». Хотя такие заимствования у самого себя не были тогда чем-то необычным.
Конечно, особенно запомнилаись Анастасия Матвиенко и Тимур Аскеров, солировавшие в гран па. Летящие диагонали, головокружительные вращения, впечатляющие фуэте Анастасии Матвиенко вызвали заслуженное восхищение зала. Не менее радушный прием ждал и Тимура Аскерова, с его легкими и высокими прыжками, энергичными пируэтами в вариациях. Цветов после спектакля им надарили много. Красивые костюмы (Евгения Пономарева) делали гран па праздничным и радостным. На подъеме был и оркестр под управлением Гавриэля Гейне. Музыкантам зрители тоже аплодировали весьма энергично!