Возвращение в прошлое

Борис Аверин
    
   Отдых на южном море предполагает жаркую солнечную погоду. Особенно, если он короткий, неделю в середине лета.

   С утра тучи покрывали небо. Их цвет имел различные оттенки. Над головой они были тёмно серыми, свинцовыми, над морем у горизонта, становились зловеще синими. Казалось, что небо с трудом удерживает их тяжесть, и они вот-вот упадут на землю. Лучи южного солнца не пробивали их. Колючий холодный ветер, дующий с моря, был насыщен морской влагой.

   Одевшись потеплей, позавтракав в столовой на берегу моря, чтобы как то убить время, я и двенадцатилетняя дочь Ира, молча, не спеша, шли на рынок посёлка. Наше морское настроение, зависящее от погоды, было кислым.

   О приближении к рынку свидетельствовали многочисленные ларьки, павильоны. Мы шли, не задерживаясь у них.

   Перед входом на его территорию, на видном месте, нас приветствовал огромный плакат, зазывающий на цирковое представление «Мотогонки  по вертикальной стене».

   -Папа, ты видел когда-нибудь этот аттракцион? – Полюбопытствовала дочь.
   - Нет, только слышал.
   - Пойдём? Наверное, интересно!

   Без труда нашли кассу, и купили билеты на ближайшее представление. Его начало нужно было ждать. Мы медленно ходили вдоль прилавков, «глазели» на то, что продавалось.

   Внезапно, в пяти-шести шагах, я увидел мужчину. Слева от него стояла женщина. Они покупали клубнику, он, близко приблизившись к ней, что то тихо говорил.

   Что то знакомое еле улавливалось в его фигуре, лице. В голове, как в калейдоскопе мгновенно менялись картинки прошлого. Я остановился. Мысль, где  видел этого человека, сверлила мой мозг.

   Невольно, не отдавая себе отчёта, смотрел на него изучающим взглядом. Он был среднего роста. Светлые волосы, зачёсанные назад, подчёркивали его высокий лоб. Глаза хмуро смотрели из-под еле заметных ресниц. Нос с широкими ноздрями, казался не соразмерно маленьким по отношению к вытянутому овалу  лица. Рот был большой. Вокруг тонких губ залегли мелкие морщинки.

   - Где я видел это запоминающееся лицо? - Навязчивая мысль не покидала меня. Особенно мне были памятны нос, рот, складки вокруг губ.
 
   Покупатель повернул голову. Наши взгляды встретились. Он не придал этому значения. Взял пакет в правую руку, и, сказав, что то спутнице, пошёл с ней в мою сторону.
 
   Они прошли вплотную от меня. Я делал вид, что рассматриваю ягоды на прилавке. И, тут, как молния, мгновенно, ярко, память высветила нашу давнюю встречу.

   Мой мозг работал быстро и чётко. Мне стали понятны мои действия.
   - Нужно не потерять его. Он не узнал меня! – Подумал я, - убеждён, что я на том свете. Я должен принять меры к его задержанию.

   - Доченька, - обратился я к Ире, не выпуская из вида свою цель, - мы не сможем сейчас идти на цирковое представление.

   - Почему? - В её глазах был испуг. Видимо, моё внезапное беспокойство передалось ей.
   - Ты помнишь дорогу к дому, в котором мы сняли комнату? Возвращайся одна. У меня возникло срочное дело. Позже  всё расскажу!

   Оставив дочь у прилавка с ягодами, быстрыми шагами направился вслед, затерявшемуся в толпе, мужчине с женщиной. Я был взволнован неожиданной встречей и внезапной их потерей.

   - Отыскать, и выследить убийцу. Увидеть место, где остановился на отдых, или живёт постоянно. Об этом сообщить в милицию.

   Быстрым шагом я двигался к выходу рынка. Осматривался вокруг, в надежде увидеть своего знакомого. От нервного напряжения не ощущал холодного ветра,  мне стало душно.  Расстегнул куртку и ворот рубашки. Парочка будто провалилась сквозь землю, я её не видел.

   Выбежав с рынка, где публики было меньше, осматриваясь вокруг, увидел их.  Они садились в легковушку белого цвета с шашечками на дверях.

   - Уедут! – Отчаяние охватило меня. – Неужели упущу? В этот момент я готов был бегом сопровождать уезжающее такси.

   Подбежал к «Жигулям» синего цвета, стоявшим на  противоположной стороне дороги. На водительском месте сидел парень лет двадцати трёх-двадцати пяти, с коротко стриженными чёрными волосами.

   - Молодой человек, выручайте! – Взволнованно, с нотками мольбы, обратился к нему. – Я не должен упустить вот ту машину, - и показал на такси, отъехавшее уже метров на двести, - там преступник.

   - Я не могу ехать, жду жену. – Спокойно, подняв голову, что бы видеть моё лицо, ответил он.

   Не помню, как я его уговаривал, какие слова убедили его, но через какое то время, Жигули на огромной скорости мчались по шоссе. Я внимательно всматривался вперёд, что бы увидеть белое такси.

   Мы ехали уже за посёлком. Дорога вела в сторону портового города. К моей радости я увидел метрах в двухстах - трёхстах, преследуемый автомобиль.

   - Подъезжайте ближе, что бы увидеть, там ли пассажиры? – Попросил парня. 
Пассажиры были в автомобиле. Это меня успокоило.

   - Преследование не должно вызвать беспокойства у пассажиров, – высказал вслух своё соображение.
 
   Так мы ехали довольно долго, не меньше, сорока минут.  Такси, не въезжая в город, свернуло в сторону моря. Дорога стала уже. Мы поехали медленнее, подстраиваясь под скорость преследуемого автомобиля.

   Такси остановилось. Придорожный кустарник и густой лес скрывали, то, что было рядом с ним. Мой водитель, понимая замысел конспирации, остановился, не доезжая до такси, метров сто.

   Я отдал, заранее приготовленные деньги, водителю. Поблагодарил его. Он не хотел принимать деньги, и сказал, что будет стоять на этом месте, ждать меня.

   Прячась за кустарник, я приблизился к  такси,  стоявшему у ворот высокого кирпичного красного забора, за которым я увидел огромный особняк из такого же кирпича.

   Таксист, наклонив голову, был чем то увлечён. Я подумал, что пересчитывает полученные деньги. Как только я подошёл к машине, заработал мотор автомобиля, видимо, водитель такси хотел отъезжать.

   Я постучал тихо по багажнику машины, чтобы обратить на себя внимание. Тот, видимо решил, что я собираюсь ехать с ним, ждал, не трогаясь с места.

   - Вы, не скажете, любезнейший, - ласково  обратился к водителю, - тех, что Вы подвезли, здесь живут, или может быть, в гости приехали?

   - А Вам, что? – Грубо ответил таксист.
   - Я из уголовного розыска! – Нахально, уверенно, чтобы быть убедительным, твёрдо сказал я.

   Мой ответ на его вопрос охладил грубый пыл. В этот момент я думал, что, возможно, в разговоре, как это бывает в поездках на такси, пассажир рассказал, что то о себе.

   - Разрешите сесть в машину? – Спокойно спросил я, переходя на правую сторону автомобиля.

   Выяснил, что пассажиры такси, вероятно, живут здесь летом. Территория за забором охраняется.
   - Вы можете назвать адрес дома?
   - Нет, мужчина показывал дорогу. Адрес не называл.

   Поблагодарив, водителя,  попросил его ехать со мной в ближайшее отделение милиции. Отъехав от ворот забора, по моей просьбе машина остановилась возле ожидающей меня синей «семёрки». Я решил, что не следует мне задерживать паренька, взявшегося мне помогать в моей шпионской операции.

   Такси остановилось в узком переулке портового города возле двух этажного дома старинной постройки.
   - Здесь отдел милиции, - повернувшись ко мне, сказал тихим голосом водитель.

   По  выражению его лица и голосу я понимал, что ему хочется скорее распрощаться со мной, чтобы не быть впутанным в детективную историю.
 
 Рассчитавшись, я вышел из такси и поднялся по ступенькам к входу отделения милиции. Дежурный милиционер, скучающе выслушал меня. Я сказал ему, что мне нужен лично начальник отделения по чрезвычайно важному делу. На моё счастье день был будничный, и начальник находился на службе.

   После разговора дежурного по внутреннему телефону с начальником, через несколько минут, я сидел за столом, напротив него, майора милиции.

   Волнение мешало мне собраться с мыслями, и последовательно изложить суть дела, из-за которого я оказался совершенно неожиданно, даже внезапно, в милиции.

   Майор предложил выпить стакан минералки из холодильника. Пока медленно пил холодную воду, обдумывал свой рассказ.

   В это время я был отрешён от внешнего мира. Не видел кабинета, в который вошёл, не вспоминал о дочери, которая, наверняка, переживала своё одиночество. В памяти всплывало то, что не вспоминалось прошедшие шесть лет после того смертельного вечера, который должен был быть последним в жизни.

   - Товарищ майор, я пришёл к Вам, чтобы сообщить о нахождении в Вашем районе моего убийцы. Он скрывается от возмездия правосудия уже шесть лет. Его нужно срочно арестовать.

   Начало моего разговора, думаю, начальнику милиции казалось странным . Мало ли, умалишённых, преследуемых манией преследования, обращаются в милицию? Разве сразу поймёшь, где истина, а где больной бред?

   Чтобы быть понятым, я начал свой рассказ с начала разворачиваемых событий шесть лет назад.
   - Осенним хмурым вечером, во второй половине ноября,  за рулём Камаза, исколесившим пол страны, я ехал по территории Краснодарского Края. Находился в районе Армавира. Автомобиль был загружен электронной техникой. В то время только начинали входить в обиход современные видеомагнитофоны, телевизоры, сотовые телефоны.

   Начинался вечер. Автомобили ехали с включёнными фарами, они слабо подсвечивали дорогу, потому что сумерки только наступали. Дорога не была тяжёлой.

   То, что я рассказываю Вам, вспомнилось сегодня при неожиданной встрече с моим убийцем. Раньше  помнил не всё, лишь некоторые моменты той грустной истории.

   Посмотрев в зеркало, заметил сзади автомобиль Гаи с включённой «мигалкой». Я не придал значения этому, мало ли машин Гаи с «мигалками» разъезжают по трассам?
В месте, удалённом от населённых пунктов, этот автомобиль обогнал меня и уехал вперёд. Я потерял его из вида.

   Проехав несколько километров, увидал на обочине проблесковый маячок. Подъезжая к нему,  усмотрел возле машины двух милиционеров. Один из них миганием фонарика, требовал моей остановки.

  Я свернул на обочину, объехав милицейскую машину, остановился. Решив, что это очередная проверка документов, взял их, и открыл кабину.   Начиная спускаться на землю, подумал, что на улице холодно, и надел на голову шапку, лежащую на сидении, рядом со мной.

   Встал на землю. Ко мне, не спеша, подошли два офицера Гаи. Один лейтенант, второй капитан. Капитан, представившись, потребовал путевые документы. В этот момент, луч прожектора, проезжавшего мимо внедорожника, ярко вырвал из сумерек лицо капитана. Это длилось не более секунды, но оно, как изображение на фотоплёнке во время фотографирования, зафиксировалось в моём сознании.
 
   Я протянул ему путёвку и накладную на товар. Тот внимательно их читал, минут пять. Меня поразило столь вдумчивое чтение. Не возвращая их, потребовал открыть дверь фуры. Мы пошли к задней части Камаза, я шёл  впереди.
 
   Я не помнил высвеченного лица до сегодняшнего дня, до мгновения, когда увидел его вновь. Оно внезапно оживило то, что произошло со мной шесть лет назад. На рынке посёлка Речногорский в памяти всплыли события того вечера.
 
   Что произошло, когда я шёл открыть дверь фуры, не помню. Постепенно я приходил в сознание. Мне было холодно. Меня трясло, стучали зубы. Тяжёлый груз давил сверху. Дышать было трудно. Голова болела так, как никогда в жизни. Меня тошнило. Осознал, что лежал вниз лицом на сырой земле.

   Через какое то время, по мере возвращения сознания, сообразил, что лежу под кучей веток.  В крохотные щели укрытия проникали редкие лучики дневного света.
Сил у меня не было. Но, инстинкт самосохранения, и жажда жизни, помогли медленно вылезть из-под завала.

   Выбравшись, долго лежал неподвижно. Мне казалось, что я не встану на ноги. Что произошло со мной, и где я, не знал. Рассудок покинул меня. Я ничего не понимал.

   Отлежавшись, длительное время, встал на ноги. Огляделся. Я стоял в лесополосе. Меня окружали низкорослые деревья. На них была редкая листва. День был пасмурным.

   Я шёл по полю, не понимая, куда иду. Вышел на просёлочную дорогу, которая привела меня хутор. Мне встретился кто-то из его жителей. Мой странный вид вызвал интерес ко мне.  Я не мог ответить ни на один его вопрос. Кто я, фамилия и имя? Как оказался в хуторе?

   Я очутился в ближайшей псих больнице. Там, через полгода, сознание стало возвращаться ко мне. Позже нашлись родственники, я возвратился в семью.
Только через год после смертельного события  восстановился полностью, и смог жить полноценной жизнью.

   Всё время, пока я говорил, майор внимательно слушал, не перебивая меня. Иногда, что то записывал в тетрадь, лежащую перед ним.

 - Спасибо. Я всё понял. – Вступил в разговор милиционер. – Можете ли показать особняк, в котором находится преступник?

   Через полчаса в «Волге» с обычными номерными знаками я ехал по знакомой дороге к морю. Меня сопровождали двое сотрудников уголовного розыска в гражданских костюмах.

   Наш автомобиль проехал мимо особняка. Сотрудники обменялись репликами. Через, полтора - два километра, мы ехали назад, мимо красивого высокого забора, за которым находился мой убийца.

   Я думал, что шапка-ушанка, спасла мою жизнь. Она смягчила удар по голове. Преступники были уверены в моей смерти. Я был на грани жизни и смерти.
 
   Длительное время находился в коме, и по воле судьбы, жизнь победила смерть.
По возвращении в отдел милиции, майор поблагодарил меня.

   - Мы сейчас же начнём действовать, - Твёрдо сообщил мне. – Конечно, следствию потребуется Ваша помощь.

   - Готов участвовать в расследовании преступления. – Возбуждённо ответил я.
   – Руки преступника замараны смертями многих дальнобойщиков!
 
   Милицейский автомобиль подвёз меня к дому в посёлке, где меня с нетерпением ждала дочь. Мы оба обрадовались встрече. Пошли в столовую, к которой привыкли.

   Небо стало голубым, свинцовых туч не было и в помине. Светило яркое южное солнце, ласковое море блестело в его лучах. Хорошее настроение вернулось к нам. Наш отдых продолжался приятно и безмятежно.
                Б.Аверин
                09.03.17.