Странные открытия. Детство

Людмила Петрова 3
   Странные открытия – это открытия мною разных стран, в которых довелось побывать.

   На русском языке страна, странствие, странный – это однокоренные слова. Мы странствуем, чтобы удовлетворить свое любопытство, удивляемся всему неизвестному, неизведанному и просто другому, поэтому и другие страны – странные, непохожие на нашу.

   С русскими согласны в этом болгары, у них на болгарском языке слово страна звучит также как и на русском, но ведь наши языки похожи. А вот немцы, датчане, голландцы называют страну землей Land – Deutschland – немецкая земля, Rusland – русская земля, Niderlande – Нидерланды  низкие земли. На сербском языке тоже страна - это земля, и ничего в ней удивительного и странного. Государство на немецком языке Staat, созвучно со словом Stadt (город), а еще государство – Reich. Государства росли вокруг городов, тоже все понятно. Вот Францию немцы называют государством франков – Frankreich, а не французской землей. Видимо, за земли они с французами долго воевали и не смирились с тем, что какие-то из них стали французскими.

  На украинском и белорусском языке слово страна – краина, отсюда и Украина, наверное. А мне раньше казалось, что Украина созвучно с окраиной. На самом деле это большой край.

  Англичане, вообще, не идентифицируют другие страны: земли там у них или болота, горы или степи. Какая разница? Вот их страна - Великобритания – она великая. Никакой скромности!

  Некоторые государства, Аргентина, например, рекламируют свои полезные ископаемые, чтобы уже никаких вопросов не было – серебра у них навалом.

  Но правильнее всего, логичнее, мне кажется, страна называется на латыни – Patrium – отчизна, отечество, край отцов. Недаром раньше изучали латынь – все-таки основа европейских языков.
  Познание страны – это знакомство  не только с ее географическим положением, ее государственным устройством, особенностями исторического развития, экономики, но и, в первую очередь, знакомство с ее людьми, их характером, бытом, традициями. И это, поверьте, очень интересно!

Детство – время открытий.

   В каждом человеке живет колумб. И этот колумб всю жизнь совершает открытия большие или маленькие. Кому как повезет. Все зависит от того, как долго ты будешь сохранять в себе детство.

   Я родилась и выросла в маленьком рабочем поселке на Карельском перешейке. Детского садика у нас в поселке не было, и дети имели полную свободу передвижений, слегка ограниченную отдельными бабушками, которым все время было некогда. И слава Богу! Родители появлялись дома только вечером, поэтому целый день был в полном нашем распоряжении.

   Детство – это время Великих Географических Открытий. Вышел за ворота или калитку – а там целый мир: дома, в которых живут другие люди, улицы, по которым ездят машины, лес со своими деревьями, ягодами, грибами, поле с разными цветами, травами и дорога, ведущая в неизвестность.

   А если пройти по ней и влезть на березу, ту, которая на горке перед въездом в поселок, можно увидеть соседнюю деревню и залив. Так говорили мне мальчишки. Что же, можно и проверить. И я полезла на березу. Сначала было легко, сучья толстые, на них вставать просто, но зато ничего не видно из-за листьев. Страшновато, но вниз не надо смотреть. Это они мне снизу советуют. Я и не смотрю, некогда. Лезу дальше. Сучки тоньше, зато листва реже. Выше, еще выше.

   - Ну, что видишь? - кричат снизу. Еще один сучок, на него еще можно встать, обхватить рукой ствол, прижаться к нему. Все. Я отрываю глаза от ствола березы и вижу!
   
   Сколько всего отсюда видно! Вот дорога убегает вдаль, становится тонкой ленточкой и пропадает. Вот маленький игрушечный экскаватор насыпает песок в кузов такого же игрушечного грузовичка, остальные стоят за ним и ждут своей очереди. Это карьер, здесь добывают гравий для строительства Ленинградского метро, здесь работают наши родители. А дальше лес, как море сине-зеленое, потому что одни сосны. За этим сине-зеленым морем маленькой узкой серебристо-голубой полоской виден залив. Ура! Я вижу море.

    - Тише ты, не кричи, а то еще свалишься, а нам отвечать! - голоса мальчишек почти не долетают до моего слуха. Здесь ветер за моей спиной надувает паруса моего корабля, мачта – береза гнется, а я, как матрос впередсмотрящий, на этой мачте. Только вижу впереди не землю, а море. Море – это мечта. Залив был недалеко от нашего поселка, но пройти к нему было нельзя. На его берегу располагалась воинская часть, огороженная колючей проволокой.

    - Деревню видишь? - это они опять.
    - Нет, а где она? - кричу я.
    - Посмотри налево, теперь видишь?  - Знать бы, где лево. Я лево и право путаю до сих пор. Но повернула голову правильно. За лесом на горке маленькие домики, тоже игрушечные.

    - Здорово! Вижу домики! И колхозное стадо, коровки, как точечки, или как запятые.
    - Ну все, слезай! Мы тоже хотим посмотреть! – это уже девчонки торопят. Сами первыми лезть не хотели, а теперь кричат: слезай. Вот все рассмотрю, тогда и слезу.

     Слезать страшнее, ноги нерешительно ищут ветки. Ветки гнутся. Надо перехватывать руки. Но эта «америка» стоила, чтобы я ее открыла.

     Позже залив был тоже открыт и покорен нашей разновозрастной ватагой. Колючая проволока не была такой уж непроходимой помехой для людей, ищущих приключений. Сколько там за проволокой было белых грибов!

    Нами была покорена также полусгнившая деревянная пожарная вышка, стоящая в лесу в двух километрах от поселка. Влезать на нее было опасно, особенно по набитым сбоку деревянным перекладинам, но что могло остановить отважных исследователей. Зато оттуда открывался такой вид! Не то, что с березы.

   Все важные объекты в радиусе 5-6 км от поселка были обследованы, изучены и нашли практическое применение. Это был финский дзот и окопы, еще одна уже металлическая вышка, старые финские заброшенные хутора с еще плодоносящими вишнями и смородиной, речка с ее омутами и мелями, пруд с тритонами и весенней лягушачей икрой, лес с грибами и черникой, колхозные поля с горохом и овсом (овес, впрочем, нас не интересовал).

   Самым дальним и самым интересным объектом было озеро Местеръярви, находящееся от поселка в 6 км. Но ведь были велосипеды. Пусть не у всех, но можно же вдвоем на одном, это даже веселее! Главное: вовремя вернуться домой, чтобы родители не волновались. Вода в озере, как парное молоко, особенно вечером. Рядом с озером большая поляна. Накупавшись вволю, мы лежали на ней и смотрели на озеро или играли в мяч.

    О мое детство, я люблю тебя! Ты - моя удивительная страна, моя милая родина!