Не терзай себя методами...

Анатолий Шуклецов
Знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей? Александр Грибоедов. // Работаю я самым буржуазным образом: в положенные часы. Утром сажусь к столу, точно купец к конторке. Пишу потихоньку, средним числом страницы по три в день, не переписывая. Делаю, конечно, ошибки, иногда вычёркиваю, но кладу на бумагу мою фразу, когда она совершенно сложится в голове. Как видишь, всё ординарно. Но дело в том, что все настоящие работники должны быть по необходимости людьми тихими, чуждыми всякой рисовки. Эмиль Золя. // Расскажу о манере работы Жорж Санд. Ежедневно, систематически писала от трёх до шести дня и ночью от двенадцати до четырёх. Знаете, что однажды случилось с нею? Нечто чудовищное! Она кончила роман в час ночи – и принялась за другой, в ту же ночь! Писать – это для госпожи Санд органическая функция. Теофиль Готье. // Успех в работе писателя наполовину зависит от правильной организации труда. Только труд, целенаправленный и каждодневный, не зависящий от настроения и внешних обстоятельств, может дать хорошие результаты. Эмиль Золя не делает из этого тайны и только удивляется, что многие не постигли столь простой истины. Молодым литераторам он говорит: «Работайте много, по возможности регулярно, каждое утро, одинаковое количество часов». // Мой график чёток. Утро принадлежит новому сочинению, которое в работе. Время после обеда – сну и письмам. Вечер – чтению, семье, играм и редактированию, которое просто не может ждать. Моё главное время для письма в основном утро. Стивен Кинг. // Я пишу ежедневно, включая воскресенья, с девяти утра до трёх дня, в тихой комнате с хорошим отоплением, потому что единственное, что мне мешает, – это холод и голоса. Габриель Маркес. // Иван Бунин в отличие от Куприна отдавал литературному труду строго определённые часы. Раз и навсегда заведённый распорядок царил в бунинской семье, где бы он ни останавливался – в Тульской губернии, в Москве, в деревне. // Ты спрашиваешь о методах работы. Не терзай себя методами, лишь бы тебе вообще хотелось работать. Работай каждый день. Непременно к вечеру должно быть что-то сделано. По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении можно сделать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества, другой – для технических выполнений, третий – для эскизов, четвёртый – для собирания материала. Мало ли что понадобится для творчества! Главное – чтобы родник его не иссякал. Николай Рерих. // Все приёмы хороши, коли есть талант. Сомерсет Моэм. // Мудрость труда и творчества состоит в том, чтобы достигнуть нужного результата с возможно меньшей тратой материала, энергии и времени. Последним испытанием любого метода должны быть его практические результаты. И труды работавшего медленно Александра Иванова, равно как и работы Карла Брюллова, писавшего феноменально быстро, – суть драгоценные грани великого искусства. // В искусстве не может быть запрещённых приёмов: есть лишь неуместно и некстати применённые. Все средства хороши, если они ведут к нужному результату. Всеволод Мейерхольд. ///