Во саду ли в огороде

Алексей Тесенгольц 3
Во саду ли, в огороде.
Если кто думает, что это пишет землепашец, то нет, я обычный технарь. Но, всем свежи в памяти счастливые советские времена, когда без подспорья не проживёшь и коммунизма не построишь.
Я уже как то писал, что мы обзавелись дачей. Купили мы её за бесценок, тогда ещё 250 Д М. Это был дырявый домик, сквозь дыры в досках кошка могла пройти не пригибаясь. В то время ещё были Schrot-ы (выбросы) , и я перетащил стенки от шкафов с двойным запасом. Но это не синдром Плюшкина, а для того, чтобы использовать обработанные торцы досок при монтаже. Покрасил и уже лет 15 стоит.
Как нормальные советские люди, мы сразу посадили для пробы ведро картошки, клубнику, лук, чеснок и ещё что-то. Но, когда мы убедились, что и картофель, и клубника появляются в магазинах с момента их открытия, и так круглый год, энтузиазм у нас пропал.
Большинство немцев, кроме цветов на дачах ничего не выращивают, если только декоративные деревца. Вокруг соседи - немцы, и я своими шумными работами немного нарушаю их покой. Часть дачного участка я превратил в  мастерскую по ремонту металлических, бетонных и деревянных изделий.
Если о   соседях, так у меня с ними хорошие отношения: кроме guten Morgen и Tschus я с ними практически не общаюсь. Правда, был один забавный эпизод. Сосед, некий Dieter Bаchmann поинтересовался, как и на что мы живём? Я сказал, что на социальную помощь в таком-то размере.
- На одного?
- Нет, на двоих с женой.
Он на меня посмотрел, как на шутника, и поплёлся к своему домику. Через некоторое время он бодро подошёл и торжественно произнёс:
- Мы с женой решили каждый месяц вам помогать.
Я сразу опешил, но тут же  успокоил и поблагодарил его, что нам на жизнь вполне хватает, мы не голодаем и даже выглядим довольно упитанно.
Так что же растёт в нашем саду-огороде? Несколько видов кустарников  разной ягоды, яблони, сливы, черешня и виноград. Из синего я даже давлю вино, остальным кормимся мы и птицы. Разумеется, что и цветы имеются, и даже розы. Груши не уживаются,  они болеют грибком и их посрезали все, у кого они росли.
Ягоду от кустарников можно есть, а можно хранить в морозилке, чтобы круглый год, добавив яблоки,  варить компоты. Это гораздо полезнее, чем пить покупные соки.
Каждому садоводу известно, как выращивать виноград, но я напишу для новичков. Проще всего купить готовый, но я каждый год прикапываю ветвь осенью, и за лето она вырастает в готовый черенок с собственной корневой системой, который можно пересадить. Можно отрезать ветку от другого винограда, поместить в банку с водой пока на улице холодно, а потом прикопать пару почек в землю, но желательно корневую систему  располагать к Югу. Это будет дольше, чем готовый черенок, но садоводам, как и рыбакам терпения не занимать. Не нужно давать винограду разрастаться на два-три метра, иначе он зачахнет. А лучше всего запросить в Интернете и там подробно об этом напишут и даже покажут видеоролик.
На одной из заброшенных фабрик наткнулся на оконные рамы, которые плавали  в погребе. Вытащил их на свет божий, высушил, привёл в порядок и соорудил парник для помидоров. При этом я не строил из бетона  никакого фундамента, вкопал 2-х дюймовые трубы  и к ним прикрепил рамы. Второй парник для огурцов я сделал из толстой плёнки 0, 8 мм. Из тонкого алюминия, который служил обечайкой на теплопроводе, я соорудил рамы и вставил в рамки квадраты плёнки.  Едим биопродукты  и радуемся жизни.
Кому это интересно, то за землю, воду и свет нужно платить свыше 100 €, как и за все удовольствия в Германии.
Как в анекдоте: Купил машину, дачу, фруктовые деревья. Купил и привёз землю и навоз. Теперь имею бесплатные овощи и фрукты.