Избыток

Николай Шведов
                из цикла "Накоротке с эхо"

     То, что неправильно - иногда бывает полезно. Так и с привычкой моей - читать сразу две или три книги. Вчера перед сном, как всегда с тихой радостью полистав стихи Пастернака, которые раньше помнил наизусть, уже вдумчиво, обстоятельно читаю отца Софрония (Сахарова).
     И вот останавливает меня цитата из Евангелие от Иоанна (Ин 10, 10). Господь говорит: «Я пришел для того, чтобы (люди) имели жизнь и имели с избытком». Когда я раньше читал эти слова, я как бы опускал их до лучших времен. Непонятно мне было, что это такое: жизнь с избытком, как это возможно?
     Бывает, что мне встречаются мысли – это касается духовных книг – мысли, которые я не совсем, не до конца понимаю. Тогда я отношу это на свою неподготовленность к встрече с Божьим словом. Но я знаю, придет время и мне будет доступна еще одна потаенная духовная кладовая. Так было не раз и не два, и не только со мной. Это обычно и справедливо. Ведь каждый может вместить далеко не все и не сразу. К тому же не все в нашей жизни зависит от нас.
      И тут мне возвращаются только что перечитанные строчки Пастернака о зиме, о нашей несравненной, русской,даром нам даденой, пречистой зиме:
             И белому мертвому царству,
             Бросавшему  мысленно в дрожь,
             Я тихо шепчу: благодарствуй,
             Ты больше, чем просят, даешь.
       Борис Леонидович, опять тебе спасибо: "Ты больше, чем просят, даешь"! Вот ты и подарил мне, как ключик от кладовой, разгадку дивной тайны загадочных слов Благой вести: «чтобы имели жизнь и имели с избытком» - с тем самым избытком любви и красоты Божьей, который мы не можем вместить, даже претендовать на него не умеем по черствости души. Господь, если вглядеться, этот избыток для каждого приготовил, только заслужи его совсем малым усилием,  только отрешись на мгновение от суеты да оглядись вокруг и откроется тебе в ответ на твое благодарное удивление сокровенная гармония.
        Вот, он - избыток-то! Благодарствуй, Господи!

  *     *     *