Жемчужина у моря

Алексей Тесенгольц 3
Жемчужина у моря
Речь пойдёт не за Одессу, а о Эйлате, что в Израиле, но об этом чуть позже.
Я уже не впервые посещаю Израиль. Ко многому необычному я уже привык, что можно увидеть и почувствовать в этой стране.
О том, что в ноябре и декабре температура + 25, что Средиземное море «вкуснее» других морей и берега там из мелкого песка, да такого, что хоть в песочные часы его заправляй.
Что только в Израиле люди не стесняются носить на голове кипы, даже солдаты, которые в вагоны автобусов  и поездов входят с автоматами. Часто можно видеть юрких хасидов, у которых из-за бороды, пейсов и усов трудно определить возраст. И многое другое, чем эта страна отличается от других.
Визитная карточка Израиля это банановые и финиковые пальмы, вокруг которых проложены трубки  для орошения. Впрочем, газоны и другие городские растения тоже орошаются.
Когда Н. Назарбаев посетил Израиль, его ознакомили с оросительной системой  кибуцев (колхозов). В земле находятся датчики, которые, сообщают  компьютерной системе в каких химикатах нуждаются растения, и они подаются туда с водой.
Назарбаев был восхищён этим и спросил:
-  Что за люди это придумали?
- Это ваши евреи из Казахстана, - ответили ему.
Назарбаев из-за депрессии не выходил три дня из гостиницы.
Я уже писал, что хороша страна Хорватия, и Чехия, и Испания, и Франция, где мне пришлось  побывать.
Но  Израиль – это удивительная страна по многим признакам, а может это я ощущаю из-за национальной гордости.
Когда проезжаешь с экскурсиями по святым местам, и гид называет знакомые наименования библейских мест – это греет душу. Я побывал и на реке Иордан, в которой вода бирюзовая, мы прошлись по кварталам трёх религий в Иерусалиме и, конечно же, я посетил стену Плача. Гид рассказал много интересного, что я знал и чего нет. Видел метровую позолоченную Менору,  изготовление которой оплатил (миллион долларов) всеми обруганный олигарх Коломойский.
Перечислить даже часть красот Израиля заняло бы много страниц, тем более, всю информацию об этой удивительной стране можно прочесть в интернете.
Разумеется, имеются и негативные стороны в Израиле, которые бросаются в глаза после ухоженной Германии. Например, наличие бездомных кошек. Я и в Бердичеве видел много бродячих кошек и собак, но не в таком количестве.
Но когда видишь в ноябре на городских деревьях растущие финики, лимоны,  мандарины, гранаты и цветущие деревья, обо всём негативном забываешь.
Меня несколько удивило, что при недостатке земли, имеются заброшенные участки. Там диким образом растут целые заросли кактусов, на которых можно увидеть цветы, алое разных видов и просто бурьян. Ничего это не поливается, но как-то растёт.
За последние пять лет после моего посещения, на предпляжной полосе построили много зданий, наверное, это гостиницы.
Но я перейду к главной теме. Об Эйлате ходят легенды. Даже израильтяне проводят неделю – другую своих отпусков в этой местности.
Дорога от Ашкелона, где я остановился, до Эйлата  примерно в четырёх часах езды. В основном дорога проложена через гористую пустыню Арава. Несмотря на камни и песок, а главное, отсутствие дождей, многие дикие растения ухитряются там расти.
Однако люди, в результате своего труда умудряются выращивать там прекрасные фрукты. Мы проезжали мимо многочисленных кибуцев с финиковыми и банановыми плантациями. Много огромных парников, которые орошаются испаряемой изнутри влагой.
Сделали остановку у коровников фермера. Без наличия травы, они приспособились скармливать коров привозными кормами. При этом их коровы дают молока, чуть ли не больше всех в мире.
При этом коровьем кибуце построено большое кафе с магазином и туалетом. Ну, и статуи коров во всех позах от благодарного хозяина. Там можно купить и цельное молоко, и  финики больших размеров, и много сувениров с изображением коров.
Кроме больших кибуцев нередко видны поселения бедуинов. Их ветхое жилье не вызывает восторга: стены из железных листов или фанеры, не везде имеются крыши. Как и чем они живут? Я не увидел там ни фруктовых пальм, ни скота. Но, это мирные люди, никому не мешающие. Вот только режет глаза их жильё. Но и  в Ашкелоне я видел на фоне многоэтажных современных домов такое же ветхое жильё  арабов. Хотя, говорят, что внутри квартир у них всё обвешано коврами и золотом.
Наконец, показались современные гостиницы Эйлата. Я их видел на фотографиях и в видеофильмах, но собственными глазами  их увидеть – совсем другое дело.
Спустя пару дней мы прошлись по Променантам этого города: бесчисленные магазины, кафе и аттракционы, как на лучших курортах мира.
Но это не главное. Многое мы уже повидали и удивить нас нечем. Те же пальмы, та же растительность и  довольно узкий участок моря. На другом берегу в километре видна «дружеская» Иордания. Далеко вправо уже видно открытое море без берегового горизонта.
Море называется Красным (по библейской истории оно называлось Чремным морем). Море окружают скалы, которые имеют буроватый оттенок, а на закате даже кажутся красноватыми. Где-то через него Моисей переводил евреев по расступившемуся морю, которые вышли из Египта.
Зайдя в море по колено уже можно увидеть плавающих рыб, а когда опустишь лицо с маской в воду, открывается картина из мира фантастики. Такого количества, разнообразия и цветов рыб я видел только в кино. Они плавают совершенно спокойно и питаются чем-то со дна. Не шарахаются от людей, можно случайно до них дотронуться. Это всё на коралловом берегу, который занимает метров 50 длиной. Там уложены под водой огромные плиты, а под их ступенями в углах забились морские ежи, которых я опасался в Хорватии. Наверное, они ведут ночной образ жизни. Было искушение прикоснуться  к ежу рукой, но вспоминая последнюю поездку в Израиль, когда меня ужалила медуза, я отказался от идеи поласкать ежа. Но основную картину этого подводного мира украшают кораллы разных форм и цветов.
Предлагаются на прокат маски, ласты и даже амуниция дайверов. Всё очень дорого, как во всех курортных зонах.
Не все могут плавать с маской и ластами, поэтому все красоты подводного мира можно увидеть из иллюминатора судна. За минут 30 оно делает круг вокруг обсерватории. Из окна под водой можно даже увидеть больше, чем просто плывя самому в маске. Та же масса разнообразных рыб и кораллов, но в гораздо больших объёмах.
Видно, как дайверы чистят окна подводной обсерватории, которая представляет собой вышку в форме маяка, а нижняя часть под водой, как океанариум. Те же окна через которые виден весь близлежащий подводный мир.
Там же, на территории аквапарка, можно увидеть и аквариумы с рыбами и метровыми черепахами. Они вылазят из воды, кормятся и иногда занимаются непристойным занятием к восторгу зевак, которые бросают им свои советы, видимо из собственного опыта.
Пляжная территория от этого аквапарка до нашего кораллового пляжа километра 1, 5 – 2 огорожена сеткой забора и представляет заповедную зону.
Я думаю, что там создают благоприятные условия для выращивания рыб и кораллов.
Я с собой захватил рыбацкие принадлежности, но там ловля рыб запрещена. Можно и удочки, и корм взять на прокат и в определённом месте ловить рыбу.
Жили мы в котеджной деревне в пяти минутах ходьбы к морю.  На каких-то условиях наша племянница купила квартиру из 3-х комнат, в каждой из которых по две кровати. У неё с мужем каждая 39-я неделя в году, приезжай хоть один, хоть вдесятером с детьми и внуками. Есть кухонька с холодильником и морозилкой, телевизор с двумя русскими каналами. Постель меняют ежедневно, как и делают уборку. Всё, как во всех отелях, но кормиться нужно самому. Зато и цена на уровень ниже чем в гостинице.
Имеется большая терасса со столиком и стульями для отдыха и еды. А во дворе оборудован мангал для шашлыков. Наши соседи им воспользовались, но через минут 10 по кошачьему радио был объявлен общий сбор, и два десятка кошек аккуратно расположились в ожидании угощения от радушных гостей.
Погоды были хорошие и я практически каждый день наслаждался плаванием. Но, как ни странно, был и дождик. В этой местности он так же редок, как наводнение у нас в Хемнице.
В один из послеобеденного дня поднялся ветер и даже обломал большие ветви деревьев. В предвкушении  шторма я поспешил на море, но волны были не более 2-х балов.
Противоположный берег Иордании заволокло пыльной завесой, наверное там был Хамсин (пылевая буря). Незаметная пыль в Израиле почти всегда стоит в воздухе. Вымытые машины на парковке у домов за ночь покрываются пылью, как будто их пол года не мыли.
По приезду в Ашкелон, у меня была ещё одна возможность поплавать в море. Я специально выбрал заброшенный участок, чтобы пешком пройтись по бездорожью. Примерно 1 км я прошёл по песку какой-то впадины. Наверное во время дождя вода устремляется к морю именно по этому углублению.
Животных я не особо боюсь, но не хотелось бы встретиться с какой-то змеёй или скорпионом.
В двухстах метрах от моря появилась не особо привлекательная картина. Всё, что выбрасывалось в море с кораблей или просто отдыхающими, море возвращало на берег.
Жил бы я в Израиле, возможно подал бы идею сделать забытый коммунистический субботник, чтобы очистить от мусора эту прекрасную территорию у моря.
Всё же Бог не зря благословил эту страну, которая стала индикатором всему миру. Как говорят в Израиле: - Осим Хаим! Делаем жизнь!