Цикл писем

Камила Султан
Начало осени 1923 год.

« — Проходит время,но я все ещё жду твоих писем и не понимаю,писал ли ты их мне или же моё призрачная вера,должна разбиться вдребезги ? Ты ушёл и я считала дни,выделяя на блеклом пергаменте красным цветом чёрточки и считая,сколько уже не вижу тебя. Неужто мои послания стали росписью ветра в тихом омуте свечей прощания ? Мне не удосужились сообщить,ни адрес твой точный,ни как твоё самочувствие и я все гадаю,сколько будут продолжаться эти бесконечные муки разлуки. Я наделала сотню черно — белых фотографий, каждый наш момент желала сделать памятным,вдруг,ты не вернёшься, а я сойду с ума,тогда откуда люди узнают,как мы безмерно были счастливы? Меня перестали слушать,люди проходят мимо и даже некому приготовить ужин,я жду покорно вестей и думаю,что пожалуй умру следом за тобой,пусть здесь в тихом,мрачном доме,где не слышно огнестрельных взрывов и где за окном веселятся дети,но,поверь,не смогу жить дальше,зная,что ты зарыт в свирепо кровавой земле,когда мои ноги касаются мягкой травы. Слов у меня нет пожалуй,радостных или же от всей чрезмерно богатой души,ведь с твои уходом,моя душа покинула меня и сердце моё было отдано тебе в ладони,прозрачным,дымящимся холодком.

Кажется,будто я в целом мире одна,когда на общих фотографиях мы улыбаемся вместе. Чёрный цвет не окрасил счастье в блеклость,наоборот заставил наши влюблённые глаза сиять в его темноте. Белый затмил невзгоды и твои губы,как помню сейчас,шептали о великом будущем. Сколько эти чёрно-белые картинки будут досаждать меня своими воспоминаниями,когда твоя рука не сжимает мою ? Я молчу,хотя в горле застряли слова,безумно хочется сорваться и найти тебя. Стоять рядом с тобой и держа в руках оружие,нестись в бой;быть твоей опорой и пусть,ты будешь только осуждающе молчать,я же буду красноречиво тебя защищать. Когда,скажи,когда,наступит наше счастливое будущие ? Когда я возьму на руки наших детей и буду их сладко целовать ? Кому мне отдать свою любовь и тепло,если ты вдали,а другого мне и тошно при ставить ?  — »

« — Я пыталась сжечь нарисованные картины,которые ты так любил рисовать, лишь потому,что на них,ты всегда изображал мою улыбку и взгляд полн радужности,восторга от возможности жить. Ты,действительно,думал,что я смогу все просто так забыть ? Твои обещания очернялись своим ценным значением у меня в грудной клетке,я не могу дышать,потому,что в грудях поросли яркие цветы горечи,а память сжигает твой призрачные,такой родной облик. Блики твоей фигуру,я ловлю в каждом своём сне и стараюсь ухватиться за рукав твоей рубашки,но,ты чрезмерно быстро покидаешь меня,а я вынуждено стою на краю пропасти,зная,что и это письмо,ты,вряд ли прочтешь когда-нибудь.  — »

« — Прошло ровно три года,с твоего ухода,на улице сейчас весна и мои любимые ромашки устелили все поля,даже засели наши огороды и двор,вызывая еле горящую надежду,что вскоре мы встретимся вновь. Не могу поверить,что не получила за столько времени от тебя писем,ведь просила,умоляла горьким ночами небеса,получить от тебя маленькую весточку. Все твердят мне,что пора одуматься и начать жить заново,моя тётушка выбросила все твои рубахи и запретили рассматривать наши фотографии,и я не знаю,что делать,как мне быть ? Может,мне и вправду пора перестать писать ежедневно письма ? Нет,нет ! Они будут написаны ещё миллиардом слов и опечаленных,почти обреченных речей,только прошу по заботится о себе,раз не отвечаешь мне.  — »

« — Почтальон говорит,что больше не может слать мои письма и упрашивать его нет смысла. Они,говорит он,теряются по пути или же твой взводный шлёт их,не открытыми,назад. Саша,скажи мне,ты хоть ещё помнишь меня ? Помнишь,что я жду тебя ? Что лелею наши мечты и строю планы на будущие,в котором буду только твоей верной спутницей? Возвращайся,пожалуйста, побыстрее,моё сердце больше не выдерживает разлуки.  — »

« — Я пишу с полной обереченностью,прошло уже десять лет,скажи,Саша,ты считал время от нашей разлуки ? Думал,каково это сгорать от думы,что твоя половинка умирает,а ты смеешь дышать спокойной,без горячего,обжигающего дыма огней и пулемётов ? Мои руки на автомате пишут тебе,глаза сами находят перо и вычеркивают на пергаменте прощальные слова,ведь пора уже,однако не могу смериться,полностью поверить,ибо всей душой люблю тебя. Жду нашей встречи,дабы больше не отпустить тебя, если не желаешь быть мои,просто не приходи никогда,а я буду писать и дальше тоскливые,раненные письма.  — »

« — Сегодня был сбор урожая,тётушка опять пригрозила всем своим фирменным пирогом,который обязательно спечет,а мы съедим,хотя на вкус он походит на горький одуванчик. Помнишь,как ты любил его,лишь потому,что собираться в кругу семьи тебе,казалось прекрасным и незабываемым,очень важным для каждого человека. Я присылала тебе конверты с фотографиями, в надежде,что ты посмотрев на них,ответишь мне,ведь уже столько лет прошло,пора бы простить меня за мое недовольство, когда ты уходил. Я помню,как ты прощавшись,обещал вернутся,сколько, чёрт возьми, я должна ждать ? Моё сердце,моя душа,вся я — разлагаюсь. Улетучиваюсь на крыльях страданий и ожиданий в далёкие,громящие бездны,чтобы там пробудить все богатство мира и послать тебе весточку. Но,получив её,ты вовсе не ответишь и больше не захочешь читать мои письма. Жаль,я ведь,люблю тебя. Очень люблю.  — »

« — Саша,здравствуй! Вчера мы праздновали рождение дочки Кристины,малышка родилась здоровой и твоя сестра передаёт тебе привет,впервые за столько лет попросив меня написать тебе. Она ждёт тебя. Мы ждём тебя. Утром я была на могиле твоей матери,я писала тебе,что она скончалась в больничной койке,но ты,как и всегда бездушно промолчал,а несносный ветер выпил все мои ненавистные речи,посему сейчас я иссякла,выводя буквы дрожащими руками. Похороны были скромными,однако очень тёплыми и печальными,прошло несколько гостей,много мы не звали и тётушка не выдержав заговорила с твоим портретом в гостиной,спрашивая пьяным говором, почему ты не пришёл, почему не вернулся. Я не понимаю,неужто,тебя действительно больше нет .. ?  — »

« — Я шлю тебе фотографию своего сада,она чёрно-белая,но отлично передала сияние теней в себе. Имеются фотографии твоей сёстры и Дашеньки ( дочки Кристины ),я бы прислала все,но выбрала самые тёплые запечатленные чувствами, чтобы ты удостоверился,что сестра твоя жива и очень счастлива. Скажи,когда буду вот так же,счастлива и я ?  — »

« — Саша,прошло уже двадцать лет. Двадцать,чертовых лет,мои глаза тревожно раскрываются,стоит лишь отворится калитка или же псу забежать в комнату,как я представляю,что добрые силы занесли тебя ко мне,но нет, это всего лишь мои мечты и желания. Я не праздновала день рождения в этом году,посчитав нужным больше не обращать внимание на свой возраст или внешность,запрусь одиноким сумасшедшим философом дома и буду пересматривать черно — белые фотографии, представляя каким взрослыми были бы наши дети. Детская площадка,построенная тобой, пустует,ни единой маленькой ножки не видал уютный дворик и никогда не было слышно голоса деток,их плач или смех — пусто,нечего,кроме меня,наш дом не видал. От этого твоему сердцу легче или я делаю тебя, своей верностью и ожиданием,больно ? Скажи,я остановлюсь. — »

« — Сегодня я выбросила свой календарь,что считал дни нашей разлуки и почти забыла,что такое воспоминания,пока не пришли мне,все мои письма обратно. Неужели,писав тебе столько лет,я зря лила слёзы и старалась красивым почерком передать всю любовь и нежность ? Мне запретили сдавать письма,сказали,что больше не могут их принимать и отставлять на потом,вдруг ты решишь прочесть и мне стало.. тошно. Целая лавина боли стиснула лёгкие,перемотала моё горло своим пониманием тем,что ты не читал,а мои старания пылились в заброшенном шкафе,среди тысячи таких же. Ты,простишь меня за то,что в свои 50 , я все ещё пишу и верю,что когда ты вернёшься,мне вновь будем двадцать три,а тебе двадцать пять? Разве возможно такое ? Разве захочешь ты,вернутся к старой и забытой женщине,что давно сошла с ума,храня верность тебе одному. Я,действительно, твоя,Саша,лишь, потому,что не желаю быть чей-то другой,принадлежать кому-то другому... Мои звезды среди мраков зимы,нарисовали твоё лицо и каждую ночь,я закрываю глаза,видя тебя и наше,так и неосуществленное будущие. Ты — стар,я — стара, у нас больше нет шансов и это,Саша,моё последнее письмо. Я люблю тебя, любила всю жизнь и умирая,буду любить тебя. Буду принадлежать тебя и буду мечтать о другом : что умерев,воссоединиться с тобой. Я ждала тебя и буду ждать,хоть вечность,ибо кроме тебя мне никто не нужен больше. Так и знай,что моё сердце,мои губы,мои очи,моя душа — твои. Только твои.

Я очень скучаю. Держись,скоро я тебя догоню. Скрашу тьму в свет,зажгу тысячи свеч собой,дабы тебе ни при жизни,ни при смерти не было страшно и одиноко. Я — твоё пристанище, я — твой дом, я — твоё лекарство,не забывай. И помни,ты — моё все.

Вечно любящая тебя,Софья ..

1973 год,Ленинград. — »

- Что-то не так,командир?

- О чем ты,Соловьенко ? - тускло сглотнул мужчина,невидящим взглядом пялясь на размытые буквы на старом и уже потрепанном пергаменте в виде письма в своих руках - Так и будешь столбом стоять?

- О чем вы,командир? - непонятливо спросил мальчишка,напрягаясь из-за резкого,раздраженного вздоха мужчины - Вы меня позвали и я .. не совсем понимаю зачем.. Может быть,вы хот..

- Перестань мямлить,соберись солдат - оборвал мужчина мальчонку,бросая письмо на стол и наконец,оборачиваясь к собеседнику - Собери этот хлам и выбрось.

Голос командира привычно истощал строгость,напоминая,что его приказы выполнять стоит безоговорочно и без лишних вопросов. Соловьенко в долю секунды,оказался возле стола командующего и стал быстро сгребать потрепанные письма в одну кучу,чтобы после неуклюже схватив в свои ладони,отойти на прежнее место,а после обернутся в попытке быстрее покинуть кабинет командира. Но,внезапно вздрогнул,услыхав еле слышные слова брошенные в спину :

- Это неправильно.. неправильно.. неправильно..нет..

Мужчина вцепившись в подоконник,прислонил лоб к прохладному стеклу окна,изнуренно вздыхая и чувствуя внутри,как тугой узел скрючивает в груди все воспоминания и страхи.

- Что неправильно,командир? - поражено уставившись в напряженную спину мужчины выше по статусу,мальчонка затаил дыхание,и так не удосужившись ответа,сделал пару неуверенных шагов в сторону командира и повторил попытку - Командир,что .. неправильно?

- Обманывать,заставлять ждать,терять близких,умирать в страданиях и одиночестве;уходить и видеть лица тех,кто будет до самой смерти тебя дожидаться,когда ты знаешь,что больше не вернешься.. Неправильно держать себя,вечно воевать и ждать,что время позволит тебе стать счастливым .. Разве счастье будет ждать?

Мальчонка изумленно открыл рот и тут же закрыл,чувствуя,как тяжелый камень ложится поверх грудей от единой мысли,что его ждут дома,а он,оказывается,больше не вернутся? Командир развернулся,одарил легкой улыбкой и вытянул одну руку вперед.

- Отдай мне,я отнесу их тем,кто является их хозяевами.

Мужчина уставился пронзительным,но опечаленным взором,кажется,выжигая все мысли из головы,но мальчишка все равно не мог решится протянуть письма обратно,наоборот сжав своими пальцами и прижав к груди,пораженно вдыхая,будто догадываясь наконец,что держал все это время.

- Это письма погибшим солдатам от их .. семей? Женщин.. матерей? 

Командир устало кивнул и наступил несколькими шагами,и паренек расслабив хватку,вручил их ему,позже отходя назад. Он было хотел уходить,оставить в одиночестве и такой нужной сейчас тишине,командира,но почему-то остановился,подавшись порыву и выпалил :

- Я вернусь и вы вернетесь,командир,потому что,я жить хочу. Хочу вернутся и быть рядом с теми,кого люблю. Я не знаю,что будет завтра и точно уж не знаю,будут ли наши края мирными,но знаю одно,если сильно хотеть,можно выжить,ради улыбок тех,кто заставлять наши сердца биться. Боритесь и не сдавайтесь,слышите?

- Это просто слова,Соловьенко,на деле все иначе. От одного желания мир не наступит,от хотения одного солдата война не прекратится и ..

- Верно,от одного нет,так почему же нам всем,не захотеть жить в мире?

Командир наконец расслабился и напряжение,что прежде восседало на плечах,спало и он не сдержавшись,широко улыбнулся.

- Потому что,людям нужна война. С самим собой,с правилами,с обстоятельствами,с судьбой и другими людьми,знаешь почему? Потому что,мир не помнят,не ценят.. Есть люди,которые начинают войны,а есть те,которые бросаются в них и разжигают сильней . Естественно,мир - это хорошо,все хотят его,но наша жизнь - это и есть война,поля для сражений,для самоутверждений и самовыражений,чтобы вписаться в историю света и оставить след. Ты - прост,потому что,внутри тебя живет любовь,желания прожить в спокойствии и рядом с той,что ждет тебя сейчас,верно? - солдат медленно кивнул - Эти письма - поднял руку мужчина,встряхивая старыми пергаментами в воздухе - прислали жены и родственники умерших солдатов на войне,когда человек умирают здесь,пришедшие им письма складывают в одну кучу и вскоре поджигают,а другие,передают выжившим и хранятся весь путь сражений. Эти письма посланы Софьей Ильченко,она была женщиной моего товарища,который был убит в сражении,но ей никто об этом не сообщил,посему она писала их до самой смерти,покорно веря,что ее супруг когда-то ответил ей,но увы .. уже поздно,слишком бессмысленно. Я сохранил каждое письмо,потому что,верил,что когда-то встречу его и передам их ему,но спустя несколько лет,оказалось,что его труп все таки нашли и похоронили в заброшенной деревне , и я ..

- Как это..не знали?

- Тогда,тех,кто погибал,не хоронили и тем более не оглашали умершими,о них просто все забывали. Погибших была куча,реки крови и море страхов,одни забывали свои имена,другие с ума сходили и их отпускал обратно,а третьи,оставались служить,ну а четвертые,которые умирали - забывались. Имена путались и нашедших трупов в этой заворухе,просто хоронили,как безымянных,ведь по сути людей было много,а времени выяснять кто кем приходятся,слишком мало. Я надеялся до последнего,что он не погиб и его переправили служить в другой место,ведь он был воистину великолепным солдатом и заслужил много похвал от главнокомандующего,он был моим другом.. вместе с ним,я пережил настоящий ад и он действительно держал наш строй в норме,вечно подбадривая и первый рвался в сражений.. был настоящим львом,о,а какие шуточки он пускал вечером,когда стихал гул и мы наслаждались спокойствием .. - командир оперившись поясницей об стол,тяжело вздохнул,ныряя в воспоминания - Собственно,он так и не вернулся,и всю нашу роту разбросали кого куда,но пришедшие письма я сохранял,в надежде,что наши клятвы выжить сработают и мы когда-то все вместе встретимся,но увы,остался жив лишь я .. Лишь я ..Печально,да?

- Очень - Соловенько боялся дышать,боялся говорить больше положенного в такой искрящийся воспоминаниями момент и больше всего боялся осознать,что больше не вернется?

- Успокойся,сейчас мирные времена наступают,скоро вашу роту отпустят,осталось совсем немного и ты вернешься в родные края,и знаешь,что? - командир обошел стол и достал из тумбочки маленький сверток,обвернутый в платок и протянул солдату - Передашь это,Софье Ильченко,она хоть и умерла,но я уверен до сих пор,ждет послания от мужа. - Заметив удивленно распахнутые глаза и трясущуюся руку,командир поспешил обьяснить - Это последняя весточка Саши,которую он написал в последний наш вечер,говорил,что чувствует,что не вернутся,тогда это казалось шуткой,а сейчас .. Передашь? Она жила недалеко от твоей деревни.

- Да,конечно!

- Ступай тогда,уже поздно - сказал командир,накидывая на плечи пальто и двинулся к выходу.

- А вы куда? - разворачиваясь в сторону мужчины,следя за его действиями,осторожно спросил мальчишка. Совсем юный еще.

- К тем,кто ждет послания из дома.. Сожгу их и передам в руки тем,кто их ждет,они слишком долго пылились в моем столе,став недосягаемыми будучи запечатанными в пергамент - командир одарил последней усталой улыбкой и двинулся на улицу,напоследок бросая : - Ты вернешься.. непременно.

Парниша только кинул,озадаченно провожая мужчину в мрак ночи и когда тень командира исчезла,он лишь сильнее сжал в ладони маленький сверток и загадал желания,чтобы письма обязательно находили своих получателей,а отправили всегда получали ответ.. иначе не может быть. Письмо еще жгло руку,но теперь,он обязательно придет тому,кто является его хозяином.

« — Дорогая,Софья,
получил я твое письмо,и был слегка обеспокоен,что оно слишком долго не приходило,и одновременно,одержав его наконец в свои руки,несказанно обрадовался.
Меня мучают мысли,что вдалеке,ты уже давно нашла себе другого мужчину или вдруг потеряла веру,что мы когда-то снова будем вместе. Это глупо и совсем по-дурацки,но страхи все больше зарождаются во мне. Я частенько вспоминаю тебя,да что там,каждый божий день,каждую минуту и каждую секунду - в моих мыслях,во мне и в моей памяти,живет твой дивный облик.
Я знаю,сколько еще пробуду,но не теряю веру,что скоро окунусь лицом в твоим золотистые волосы,а губами расцелую тебя,почувствовал мягкость твоей бархатной кожи.. Софья,эта разлука действительно невыносима и злюсь на вселенную,которая разьединила нас вот так жестоко и так далеко.. 
Я порываюсь каждый вечер к тебе,чтобы увидеть твой прекрасный лик и удивительные,сияющие глаза,поцеловать твои губы и вдыхать твой пряный аромат весны.. Я думаю,что дети наши будут похожи на тебя,такие же: с красным румянцем от холода зимы и губами - бантиками,с большими голубыми глазами и доброй душой,а ты как думаешь?

Софья,я жутко скучаю и только думаю о тебе. Грею мечты и верю,что скоро мы воссоединимся и этот мир,наконец,позволит нам быть счастливыми. Верь и ты,Софья и я обязательно к тебе вернусь,даже если нет .. Мы непременно встретимся вновь,не важно где : при жизни или в раю,но уж точно всегда будем вместе.

Твой Саша Белоусов. Навеки твой.. — »