Умение думать

Марина Лебедь
  Важная, если не сказать важнейшая информация - знание о том, насколько человек в процессе исторической эволюции становится лучше и  совершеннее в умственном отношении.

     Наука, безусловно, движется вперед, но значит ли это, что  интеллектуальный уровень общества в целом становится выше?  Современная наука шагает семимильными шагами.

    Научные прорывы совершают выдающиеся ученые, наши современники. Но, во-первых, их единицы, и, во-вторых, они стоят на плечах своих великих предшественников - гениев. И как знать, может быть,  интеллектуальные усилия, необходимые для нового изобретения, не столь уж велики.

    Еще важнее вопрос, стал ли современный среднестатистический человек умнее  своих праотцов.   Вопрос не так прост. С одной стороны,  исследователи  в области эволюции мозга констатируют неуклонное снижение массы мозга. За последние тридцать тысяч лет масса мозга снизилась более, чем на двести грамм.  Можно было бы возразить,  что масса не единственный показатель. Древние люди могли лишь  обтесать камень, а современники ежедневно используют сложную технику, управляют автомобилями, пользуются смартфонами и т.п.  Это так, но много ли для того, чтобы быть успешным пользователем надо ума?  Ведь быть энтузиастом новинок в области навороченных гаджетов отнюдь не показатель умственного развития.

     Безусловно такие факторы, как всеобщая грамотность, свобода от изматывающего физического труда, доступ к информации, среднее образование - прямые свидетельства усложнения психической жизни. Но есть и другая сторона. Куда, в итоге, направляется эта, усложненная образованием психическая энергия? Если получивший, пусть даже только среднее, а, тем более, высшее, образование человек, в итоге использует свой мозг для выполнения шаблонных и весьма несложных действий в офисе, а, придя домой, тем более, не хочет напрягаться и думать;  отдыхая за еще более простыми компьютерными играми, он развлекается лайканьем в интернете, ловит покемонов или бездумно - без критики и анализа поглощает новости, то можно ли говорить о действительном совершенствовании интеллекта, как особенности современного Homo sapiens?

    Если человек действительно физически развит, то ему знакомо чувство мышечной радости.  Это аксиома, знакомая многим.  Точно так же, если человек по-настоящему развит интеллектуально, то он будет стремиться к умственным занятиям  не для того, чтобы они приносили дивиденды, а потому, что умственное напряжение для него ценно само по себе и доставляет реальное удовольствие.    Если этого не происходит - грош цена полученному образованию, какими бы корочками оно не подтверждалось. Практически у любого современного человека есть выбор,  как распорядиться свободным временем и если этот выбор заключается в примитивизации своей среды обитания, в незамысловатых развлечениях, то не все ли равно, насколько у такого субъекта развит мозг - он находится в перманентном анабиозе. Дикарь, живущий в дебрях Амазонки, вызывает легкое сожаление - ну не повезло человеку родиться там, где он смог бы освоить, а затем интериоризировать достижения многих поколений.  По настоящему жалок тот, кто рожден в цивилизованной стране, получил образование и при этом ведет более примитивный образ жизни, чем тот же дикарь, которому, по крайней мере, надо ориентироваться в джунглях и многое знать для выживания.

 Социологи порой удивляются, как может быть так, что не столь уж малый процент современных людей отторгает передовое, целяясь за прошлое, предпочитает дремучие, устаревшие, отжившие и совершенно не сообразующиеся с современным уровнем культуры архаически-средневековые формы мировоззрения. Может быть, причина этого социального феномена в отсутствии самой фундаментальной базы настоящей культуры - умении думать.