Петушиные рассказы

Александра Плохова
                Поле и Уле – моим милым внучкам.
ЗА ЧТО?

 В школьные годы в каникулы родители меня отправляли к тётушке в Краснодар, где меня пичкали борщом, варениками, мёдом, арахисом.  К сожалению, в округе не было детей моего возраста. Во всём дворе из живности только – умная немецкая овчарка по кличке Султан, глупые куры и зловредный петух. От скуки меня спасали книги. К счастью, в доме была неплохая библиотека. Утомившись от жары, я днём спала, а ночи напролёт читала под неумолкающий хор цикад.
К моему приезду поспевала черешня. Одно дерево оставляли не тронутым, чтобы побаловать меня. По утрам, едва проснувшись, я вылетала из дома, забиралась на дерево и с наслаждением лопала черешню, бросая косточки вниз. А та-а-а-м!
Там, волнуясь, кругами расхаживал петух, ожидая, когда я спущусь, и начнутся великий ор и великая погоня.
- За что? За что он меня невзлюбил?
Стоило мне появиться на крыльце, петух мчался со всех ног, взмахивая крыльями и подпрыгивая  от нетерпения. Я в страхе орала: - Султан! Султан! Пёс, сладко спавший в тенистом уголке двора, лениво потягивался и, не спеша, трусцой, бежал вслед за улепётывающим петухом. Бежала за разбойником и тётушка, грозя его искупать. Однажды даже окунула в бочку с водой.
На моё жалобное- «За что он меня преследует?», тётя ответила:
- Не за что, а почему?. А потому, что на тебе красный сарафан, а Петя терпеть не может красный цвет.
Я возмутилась: - Отказаться от любимого красного сарафана в белый горошек в угоду этой капризной птице? Ещё чего! У любой девчонки в одежде всегда бывает что-либо красное - не платье, так шорты, не шорты, так носочки или лента в косе.

И война наша с Петей продолжалась и впредь.


МЕСТЬ ПЕТУХА
 
Однажды в 3 часа ночи я проснулась от истошного крика петуха. Откуда взялся петух в квартире на 7-ом этаже нашего дома? Прокукарекав три раза, он успокоился, но, увы, не я. Поразмышляв, я решила, что кто-нибудь из соседей по этажу завёл себе "птичку", и постаралась забыть о ней.
Но история повторилась и в следующую ночь. И опять в три часа ночи! И снова три раза. Тут уж я онемела от страха. Разбудила сына и невестку. Они предположили, что мне это приснилось, и принесли успокоительное.
Что же вы думаете?
В следующую ночь я уже не могла уснуть. Хотела убедиться, что я не спятила. Ровно в 3 часа я подпрыгнула от зловещего петушиного крика, от жуткого страха. Тут уж и дети прибежали. Осмотрели книжные шкафы, гардероб, комод и все углы.
Заглянули и под кровать. И вот... Вот он голубчик. Сидит в углу в яркой коробке, прикинувшись будильником.
Удивительно, что "он" вдруг, ни с того, ни с сего решил заявить о себе.
А ведь появился в нашей квартире давным-давно, в качестве подарка, но был сразу же всеми отвергнут, сослан в темницу и забыт.

 
О Сказке Пушкина Золотой петушок

Александра Плохова

О СКАЗКЕ ПУШКИНА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Приступив в год Огненного Петуха к петушиной теме, смею ли я оставить без внимания «Сказку о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина?
Вряд ли есть хоть один человек, который не читал:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».
Книгу Сказки Пушкина я получила в подарок в День рождения в пять лет.
Когда моему сыну исполнилось пять лет, я её разыскала в недрах книжных шкафов.
Его реакцию я записала по горячему следу в своём дневнике:
«Смотрел телевизор и слушал с большим интересом Михаила Козакова, который читал Пушкина «Сказку о золотом петушке».  На экране только актёр (никакого действия) и звук его волшебного голоса 
На другой день, разыгрывая эту сказку, чуть не всю повторил наизусть. Я не вмешивалась, занималась своими делами.
Вдруг расхохотался:
- «Глядь! Ан с Востока лезет рать!»? Мама, правда, смешно: «лезет»?
- Тем и велик Пушкин, что умел найти точное слово, - отвечаю я.
Открывает книу.
-А что такое: «Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана»?
Оъясняю.

- Мам, послушай, как смешно: «Сам себя ты, грешник, мучишь».  А вот бабушкины слова ещё смешнее: «Прости мою душу грешневую!».
И мы хохочем. А в смысле бабушкиных слов он сам позже разберётся.

                ***
Вспоминаю урок литературы в школе и нашу учительницу Каллисту Николаевну, вещающую, что это произведение Пушкина подверглось цензуре, как намекающее в недопустимом тоне на личное отношение автора к Николаю Первому.
На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар.
Вот как объясняется этот факт в комментариях к сказке:
«После двухлетнего затишья петушок трижды предупреждает о враге или о какой-то другой опасности на востоке. Но вместо вражеских войск сначала оба сына царя, а затем и сам Дадон находят красавицу шамаханскую царицу. Она и есть тот враг, о котором предупреждал золотой петушок: от нее погибают два сына Дадона, заколовшие друг друга во время пира, и оба их войска, от нее гибнет старый скопец-звездочет, настойчиво требующий у Дадона исполнения его неосторожного обещания. От нее гибнет и сам старый Дадон. Шутливая сказка заканчивается шутливым нравоучением:

Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
«Сказка о золотом петушке» по содержанию целиком примыкает к существующим в народном творчестве шутливым сказкам, повестям, анекдотам на тему о том, что женская красота страшнее всякого врага.
При публикации сказки (1835 г.) в «Библиотеке для чтения» (т. IX, кн. 16). цензор А. В. Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также стих «Царствуй, лежа на боку».

Пушкин с возмущением писал об этом в своем дневнике:
«Ценсура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке:
Царствуй, лежа на боку
 и
 Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова» (см. т. 7).

                ***

Я была очень удивлена, узнав, что в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» (сюжет и образы) совершенно преосмысленны: царь Дадон изображен ленивым, трусливым и предельно глупым; таково же и все «Дадоново царство» — его сыновья, советники, войска и весь народ. У Пушкина нег ничего подобного.

                ***

А вот этот комментарий И.С Бонди к сказке «Золотой петушок» меня не только удивил, он просто поразил!
Ниже привожу несколько строк:

  «Эта последняя пушкинская сказка была написана 1834 г. И представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте». Пушкин заменил сложный, запутанный ход повествования выразительной композицией, а условно фантастические образы – образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном, и в образном отношении к подлинно народному творчеству.»

(А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах.
Москва. «Художественная литература», 1974, стр. 519) 


               ЦЕНА ПОРТРЕТА,  А МОЖЕТ, ПЕТУХА?

Это -  портрет П.Л. Капицы и Н. Н. Семёнова, двух юных друзей – будущих академиков и Нобелевских лауреатов работы моего любимого художника Б.М.Кустодиева Б.М., написанный в Петрограде в 1921 году.
Привожу отрывок из книги Адель Ивановны Алексеевой «Солнце в день морозный. Кустодиев». Автор рассказывает о работе Кустодиева над портретом Шаляпина.

  «Во время сеансов художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, свое детство, говорили о прошлом, об искусстве.
В эти же дни Кустодиев делал другой портрет — молодых ученых Семенова и Капицы. Так что оба портрета стояли в одно время в мастерской. Молодые ученые, приходя, видели огромное незаконченное полотно с Шаляпиным. И когда Шаляпин однажды встретил у Введенской церкви Капицу и тот поздоровался, Федор Иванович поделился с Кустодиевым:
  - Знакомое лицо, а где я его видел — шут знает.
  - А не этот? — спросил Кустодиев и показал стоявший на мольберте портрет двух физиков.
- Он! Кто же это?
Кустодиев засмеялся и рассказал Шаляпину, как начал писать портрет этих молодых людей.
— Пришли и говорят: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". И такие они бровастые, краснощекие (им и голод нипочем), такие самоуверенные и веселые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своем институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу».