Троица

Андрей Сафонов 4
Многим кажется абсурдным то, что христиане верят в единого Бога в трех лицах. На первый взгляд это противоречит здравому смыслу. Но секрет в том, что обыденный здравый смысл не всегда является синонимом логики и тем более Истины. Здравому смыслу противоречит идея бесконечности, которую невозможно представить и, в то же время, математик легко использует ее в своих расчетах, здравому смыслу противоречит квант, который может присутствовать в двух местах одновременно, здравому смыслу противоречит то, что свет одновременно является волной и частицей. Для здравого смысла нелепо любить врагов и благословлять проклинающих.
Однажды, когда я еще не был верующим, у моего друга философа случайно вырвалась фраза: “если бы Бог не был Троицей, он был бы эгоистом”. Тогда я понял, что концепция триединства - по-крайней мере, глубочайшая идея в истории мысли.
Действительно, если бы Бог был просто личностью, подобно Наполеону или Александру Македонскому, пускай самой мудрой и всеобъемлющей, он бы фактически не отличался от гностического демиурга – самовлюбленного и гордого узурпатора вселенной, заставляющего себе поклоняться. Но величайшая тайна Евангелия в том, что “Бог есть любовь”(1 Иоанна). Любовь неизбежно означает выход из себя в объект на который она направлена и Бог любит человека, любит каждую травинку, но получается, что до того, как все было сотворено Ему некого было любить.
Если только не допустить, что в самом Боге существует растождествление. Он один, но в то же время три. Отец любит Сына и Духа, Сын любит Отца и Духа, Дух любит Отца и Сына – это вечная циркуляция, лежащая в основе жизни. Это непрестанный творческий диалог, в котором происходит зарождение всех вещей. Именно поэтому Бог каждый миг творит все новое. Там в неизмеримой бездне одновременно пишется и поется песня всех песней.
Закрученные спиралью галактики, режим дыхания, циркуляция крови, обмен веществ в природе, самосознание – везде в природе мы наблюдаем то, что синергетика называет обратными связями - один объект влияет на другой, но тем самым влияет на себя же. Именно это имел в виду художник Мориц Эшер, когда рисовал руки рисующие сами себя.
Но внешние процессы служат лишь отражением глубочайшей внутренней тайны – любовь требует растождествления. Невозможно любить, если “я” это только “я”, если существо замкнуто само на себе и таким образом отрезано от окружающего мира. Конечная причина зла – отделенность. Любовь – это выход из своих границ. И это то, что постоянно происходит в Троице.
Но больше всего потрясает то, что Бог стремится включить человека в это сокровенное общение. Через жертву Сына Дух Святой получает возможность соединится с нашим духом, посредством Духа мы оказываемся уже не снаружи, а внутри Троицы. “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ”. (Иоанна 17 глава)
Для меня это не просто богословие, это то, что было сначала допущено умом, а потом стало каждодневной реальностью. Каждое утро в молитве я чувствую непрестанное обновление , неиссякаемый поток творчества, переживаю сверхъестественную любовь, которая захватывает все существо. И я четко понимаю, что это не от меня. Что это Бог по своей невероятной милости дышит во мне. Я понимаю, что сам по себе – как ветка, которая без дерева засохнет, но когда ветка прививается к дереву, она получает энергию от корня и расцветает.