Детские развлечения

Эльвира Шарпинская
В детские годы, как и все дети, Мила любила играть. В доме были разные игрушки:  плюшевые и резиновые фигурки животных, сказочных персонажей. Была и игра, «Больница», где присутствовали многие  пластмассовые атрибуты   для «диагностики и лечения»: игрушечные градусник, шприц, фонендоскоп, грелка и др. Но самой большой страстью девочки были куклы, к покупке которых подходили с особой тщательностью. Как правило, у любимой куклы были волосы, пусть и приклеенные, выразительные глаза с ресницами, симпатичные губки, нарядное платьице, очень было хорошо, если кукла говорила  слово «мама», если её покачать. Глядя на дочь, Надежда вспоминала, какая кукла была у неё, в тяжёлом, военном детстве. Голова у той куклы была глиняная, нарисованные глаза, приклеенные волосы, а туловище, руки и ноги были тряпочные. Как-то куклу уронили на пол, и у неё отломился нос. И маленькая Надя, старалась смастерить ей новый нос, но он всё равно отклеивался.
Однажды в детский магазин игрушек, он назывался «Детский Мир», был привоз кукол. Миле купили большую куклу, крепкого сложения, волосы цвета пшеницы, голубые глаза с чёрными ресницами, закрывались и открывались. Кукла, произносила слово «Мама», стоило её наклонить. Красное, в клеточку платье, а на ножках белые носочки и туфельки. Мила не переставала любоваться куклой, с начала укладывала спать её в коробке, играя, кормила её из кукольной посудки.  Приходила играть соседская девочка, Танюшка, они жили на втором этаже. Её родители, узнав, что подружке купили новую куклу, тоже отправились в  магазин «Детский Мир», и выбрали своей дочке куклу, какая им больше приглянулась. Та кукла была в противоположность другой, хрупкая, тонкие ручки, ножки, волосы чёрные, а глаза синие, в платье голубой расцветки. Мамы девочек общались, ходили,  друг к дружке в гости, как соседки.  Они, смеясь, говорили, что у Милы кукла деревенская, крупная и румяная, а у Тани, городская и стройная.  Обе мамы хорошо шили, словно соревновались, кто лучше сошьёт платье своей дочке. Девочкам нравилось играть бумажными куклами. В то время, часто печатали в журналах на внутренней части обложки журнала или на последней, нарисованные куклы с их сопутствующим гардеробом. С помощью мамы их можно было аккуратно вырезать и с увлечением примерять им разную одежду.  Бумажные куклы и сейчас можно увидеть в книжных магазинах, они могут быть выполнены в книгах, на разных страницах могут быть одежды по временам года, а также национальные и сказочные костюмы, платья.  Но больше всего Мила любила, когда мама сама рисовала, что у неё хорошо получалось, раскрашивала рисунки цветными карандашами.
Когда Мила выросла, окончила школу, а потом институт, стала работать, и коллектив женщин на день рождения, подарили ей немецкую куклу. Эти куклы были тогда очень популярные и дефицитные. У таких кукол была резиновая голова, глаза с густыми мягкими ресницами, шелковистые волосы, которые хорошо расчёсывались, а остальное туловище, руки, ноги могли быть пластмассовыми, но были как настоящие. У подаренной куклы было красивое жёлтое платье, с оборкой по подолу юбки. На голове косынка такой же расцветки. Это была зеленоглазая красавица. Кукла говорила «мама», закрывала и открывала глаза. Много позже и Мила купит своей дочери куклу, со светлыми вьющимися волосами, почти в метр ростом и которая ходила, шагала, когда её ставили на пол и держали за руку, поворачивала голову при ходьбе. Потом появилась кукла Барби, с женственной фигурой и длинными пышными волосами. В магазинах игрушек были целые семьи таких кукол: папа, мама, и дети; разнообразная мебель для них, и игрушечные дома с готовым интерьером. 
В детстве Милы не было ещё компьютеров, телевидение  не во всех районах установили, но дети не скучали. В доме всегда был фильмоскоп, и разные диафильмы. По вечерам, выключали свет и смотрели всей семьёй. Можно долго было рассматривать понравившийся кадр, так как демонстрация диафильма зависела от самих. Сначала взрослые читали текст, а позже дети, когда пошли в школу и научились читать, то читали сами, по очереди. Брату и сестре, нравилась познавательная настольная игра «Угадай животных», где по описанию нужно было отгадать, какому из диких животных принадлежат те или иные признаки и черты. Походы в библиотеку, считались одним из приятных событий, выбирали книжки, разрешали брать собой, три-четыре, а как приходили домой, то с большим интересом читали, обсуждали понравившуюся книгу. Весной возле дома играли в лапту, футбол, летом купались, учились плавать в природных водоёмах.  А в зимнее время дети ходили на лыжах, катались на коньках, рядом  были разные речки, протоки. Мальчишки играли в хоккей. Так проводили свой досуг многие дети, пока не пришли 90- годы.