Представление о религии в целом

Николай Островский 2
(Отрывок.)

Есть определённые идеи Маркса, которые ставятся затем в основание всего советского религовнденья, или лучше сказать - атеизма, советского и современного. Это признание "вредности" религии для жизни, что религия есть отрыв абстрактного и общего от конкретного илимышления от бытия, выражение бессилия человека перед природой, орудие социального гнёта каптталистов над пролетариатом, ошибочное мировоззрение и "опиум для народа"...
Мне кажется, вопрос о "вредности" религии" требует существенной корректировки. Причём ведь любую идею можно истолковать по разному, порой превратно, исказить смысл или сделать даже правильную идею основанием примитивно-ошибочной практики. И идет Маркса-Энгельса не исключение из этого общего правила гносеологии.
В данном случае из правильных постулатов (отрыв сознания от материи и религия как средство гнёта трудящихся в капиталистическом обществе, связь религии с суеверием и её теоретическая несостоятельность), делается ошибочный вывод о вредности религии вообще, тем более, что сам Маркс высказывался в таком духе. Особенно ошибочно это положение относительно первобытной религии.  Собственно, Маркс с Энгельсом не отрицали пользу религии в смысле эволюции мышления человека от конкретного к абстрактному. В плоскости материализма, атеизм, конечно, враждебен идеализму. Но уже философская диалектика требует рассматривать любое "целое" в противоречивой взаимосвязи сторон - положительной и отрицательной, а не как только отрицательное или только положительное явление. Религия может исторически и жизненно приносить как вред, так и пользу, религия такова, каковы люди - её защитники и противники.  Требует анализа и положение о религии как о выражении"бессилия"чнловека перед давлением чуждых сил, природных и социальных.  Первобытный человек просто не смог бы выжить, если бы сознавал свою слабость перед природой именно как слабость. Выжить ему помогла магия, которая саму слабость человека в его глазах сделала его силой, поскольку, создав мир духов, она создала и своеобразный союз человека с этим миром. Магические силы осознавались первобытными как покровители человека или даже как его "слуги" и "орудия". Даже суеверия оказывались порою практически полезными. Представим себе первобытного человека, который возвращается из охотничьего похода в своё место обитания. Он должен успеть дойти до своего племени вовремя - до захода солнца, так как ночью может стать жертвой хищников. Но солнце вот-вот зайдёт за гризонт. Надо его приостановить на время.Дикарь делает магический ритуал - обламывает веточку дерева. В уверенности, что солнце остановилось на небе, он продолжает свой путь и поспевает "доиой" вовремя.  Разумеется, этот магический акт суеверие и для нас - глупость. Но он стимул, он мобилизует ресурсы организма дикаря, не осознавая даже этого, дикарь движется быстрее и успевает пройти свой путь до полного захода солнца. Для него этот магический акт не столько выражение его бессилия перед силами природы, сколько выражение его мощи, - он "управляет" силами природы.
Магия обустраивала социальную жизнь, а значит имела и объективно-этическое значение, тогда как субъективно нравственное начало ещё не сознавалась. Вообще религия полезна и в том отношении, что она необходтимая ступень для создания своего иного - атеизма...