Восьмое марта

Александр Щербаков 5
Игорь сидел в глубокой задумчивости. Начало марта, скоро праздник женщин, а в голове нет ни одной идеи. И  надеяться не на кого. В рентгеновском отделении большой коллектив  -    6 врачей, 11 рентгенлаборантов  и  5 санитарок.  И лишь Игорь мужского пола.  Да еще основная масса женщин   предпенсионного и пенсионного возраста.  Правда, в рентгенологии пенсия дается женщинам в 45 лет, а мужчинам в 50.  Так что по общим понятиям это не настоящие пенсионеры,  хотя  прежней активности у них уже не было. Но были в отделении и три довольно молодых рентгенлаборанта, из них две вообще комсомольского возраста.
 
Игорь уже несколько раз думал о проведении этого мероприятии. Его заведующая отделением этим не заморачивалась, её обычно приглашали к себе хирурги, с которыми у неё были  дружеские отношения. А остальные врачи и некоторые рентгенлаборанты ходили на общебольничное торжественное собрание, и потом расходились по домам. А санитарок вообще никто не поздравлял с этим праздником. И получалось, что они и не женщины вовсе.

А между тем они тоже играли  большую роль в работе всех кабинетов отделения.  Поэтому он, полгода назад придя на работу в отделение после трех лет службы в армии врачом, старался как-то объединять всех сотрудников, независимо от социального положения, статуса и возраста.  И международный день 8 марта - очень хороший повод и возможность для этого.
 
Сегодня он решил не уходить домой, пока не найдет решения этой проблемы.   Взял лист бумаги и ручку и размашисто написал ПЛАН.  И задумался.  Он  давно,  еще со школьных лет, уделял большое внимание планированию. Это позволяло учесть все возможности и его лично, и других, чтобы все прошло на хорошем уровне. Он даже сочинения писал не с черновика, а после написания подробного плана по произведению,  которое предлагалось для сочинения, и никогда не писал сочинений на свободные темы.  Поэтому после некоторых  раздумий он довольно скоро набросал план, предусмотрев нем все, что казалось ему  важным.  Прежде всего надо было  учесть участие в общебольничном мероприятии большинства сотрудников отделения и лишь после это проведение своего.
 
Он сразу подумал, что лучше всего будет провести вечер при свечах и почитать стихи про женщин и о любви.   В 16 часов 7 марта еще светло, но сделать затемнение не проблема,  в процедурной рентгеновского кабинета очень плотные шторы. Не хватает разве столов и стульев, но и это можно решить. Стулья есть в коридоре, там сидят пациенты в ожидании вызова в рентгенкабинеты.  Столы можно попросить в отделениях, в буфетных есть, на пару часов всегда могут дать.  Теперь что поставить на столы?  Видимо, будем пить чай с тортом,  и еще фрукты подставить.  Алкоголь пить в больнице нельзя, так что одна проблема отпадает сама собой.  И еще свечки в подсвечниках  здорово  украсили бы  столы.  Но  где их взять?  Его не такая уж большая зарплата  начинающего врача не позволит все это купить на свои деньги. Теперь музыка нужна.  Ну,  это не такая уж большая проблема, он видел в кабинете профессора хороший проигрыватель, можно попросить. Скорее всего,  профессор даст проигрыватель под его гарантию.
 
Теперь надо подумать о программе. Основное время займет чтение стихов. «Кто будет читать?» -вот вопрос.  Игорь знал парочку стихов о женщинах, но этого мало. Женщины обычно знают много стихов о любви,  но надо будет  уговорить  их прочитать на публике.  И ведущим кто будет? Придется самому, опыт кое-какой есть. Он и тамадой часто был за столом, участвовал в КВН в студенчестве. 
 
Получается, потянуть в одиночку подготовку к этому первому торжеству в своем отделении ему не под силу. Надо привлекать других.  Опыт организаторской работы у Игоря есть, все же 2 года был комсоргом части.  И он решил начать с двух молодых комсомолок, которые тоже недавно стали работать в отделении.  Узнав, что одна из этих комсомолок  сегодня дежурит ночь в рентгенкабинете  травмпункта, он решил дождаться её и переговорить, не откладывая в долгий ящик.  Да и откладывать было некуда.
 
Поработав до 8 часов вечера в своем кабинете, он прошел в рентгенкабинет травмпункта. Там была  одна из комсомолок, весьма бойкая молодая женщина. Она с энтузиазмом приняла его предложение и обещала поговорить с другой комсомолкой. Так что актив уже появился,  и можно рассчитывать на успех.  Теперь надо поставить в известность заведующую отделением об его  инициативе,  и затронуть кое-какие проблемы, в частности, финансовые.
 
Назавтра Игорь, улучив момент, когда они остались вдвоем с заведующей,  рассказал ей о своей задумке,  и заведующая восприняла все это с пониманием. И когда он заикнулся о деньгах, она сразу сказала: «Используем для этого «серебряные» деньги,  премиальные от сдачи серебросодержащих отходов. Там есть некоторая сумма, и мы иногда используем их для отделения. А это мероприятие для коллектива. Так что посчитай, сколько потребуется денег и скажи».  Получив такую поддержку, Игорь с еще большим энтузиазмом принялся претворять в жизнь свой план.  И через пару дней они имели подсвечники и свечи, деньги на торты и фрукты. И тут Игоря осенила еще одна идея – подарить каждой сотруднице по гвоздике.  Конечно, это не один-два цветочка, и где их купить в то время дефицитов, в середине 70-х годов?  По крайней мере, накануне 8 марта все мужчины сбивались с  ног в надежде купить небольшой  букет цветов.  И тут помощь пришла с неожиданной стороны.  Когда он поделился своей проблемой с заведующим травмпунктом, который прекрасно знал весь город, тот подсказал  один вариант. В их районе есть ТЭЦ, которая имеет теплицы, где используется остаточный пар. И вполне возможно, там растят и цветы. Надо поехать и поговорить.  И Игорь решил использовать этот шанс, очень призрачный. Кто продаст незнакомому, да еще молодому человеку без связей, такой дефицитный товар, как цветы накануне 8 марта?
 
На следующий день, отпросившись на час раньше с работы, Игорь поехал в фирменный магазин кондитерской фабрики, и, простояв час в очереди, стал обладателем большой красивой коробки конфет «Птичье молоко», страшного дефицита. С коробкой конфет добрался на автобусе  на ТЭЦ, которая была видна издалека своими высоченными трубами и огромными цехами.  В проходной ТЭЦ узнал, где теплицы, и пошел туда. Решил действовать не через начальство, а через работниц, наверняка женщин или девушек.  А с ними он умел разговаривать. Несколько комплиментов, сказанных искренним голосом, коробка дефицитных конфет, и он наверняка сможет купить нужные ему гвоздики. Так и получилось.  Девчонки из теплиц не устояли перед комплементами симпатичного Игоря, да еще с такими конфетами. Никто им до этого времени ни комплементов не говорил, ни конфет не дарил. И Игорь уходил из теплицы не с цветами, а с твердым обещанием девчат приготовить ему к утру 7 марта нужное количество гвоздик.  Заказал он на 3 цветка больше, чем надо было для сотрудников отделения. Один цветок собрался подарить главному врачу, тоже женщине, второй -  любимой девушке, а третьим расплатиться за машину, которую он хотел попросить у своего коллеги-хирурга, приезжавшего  на работу на своем «Москвиче-412».
 
Потом они с комсомолками провели пару репетиций  вечера стихов. Кто и что будет говорить, кто за кем будет выступать.  Предусмотрели, что будут желающие почитать стихи и среди приглашенных.  Все подробно написали, весь сценарий вечера поэзии.  Вроде все должно получиться неплохо.
 
И вот наступило 7 марта. С утра было очень оживленно во всех подразделениях больницы. Нагрузка в этот день на персонал больницы, в основном женский, была минимальной. Плановых операций не делалось,  мужчины из персонала больницы то и дело поздравляли женщин. Игорь уточнил у своих комсомолок, как всё готово к вечеру поэзии с поздравлениями женщин в отделении?  Девчонки сказали, что все закуплено, и торты, и заварка, и фрукты, а свечи и подсвечники уже давно были готовы. Сам он вместе с хирургом на его автомобиле съездил в теплицу и забрал драгоценные цветы, только утром срезанные и очень хорошо упакованные, чтобы не замерзли.  Приехав в больницу, он занес цветы в фотолабораторию рентгеновского кабинета травмпункта, где поставил их  с помощью знавшей все комсомолки в ведро с водой, чтобы не завяли.  Кроме дежурного рентгенлаборанта, о цветах не узнал никто.
 
О том, что в рентгенкабинете собираются проводить вечер поэзии, узнали многие сотрудники больницы, и уже немало сотрудников напрашивались в гости.  Наконец пробил час проведения торжественного больничного собрания. Игорь постарался, чтобы основная масса сотрудниц отделения ушла на мероприятия.  А он с комсомолками и парой санитарок стали готовить кабинет к своему мероприятию.   Расставили столы и стулья, в качестве столов использовали еще и  рентгеновские аппараты, переведя их в горизонтальное положение.  Расставили вазы с фруктами и торты на столы,  всю посуду – чашки, стаканы, ножи и чайные ложки.  Поставили на столы несколько подсвечников со свечами.  На стену Игорь  повесил изготовленную  им самим стенгазету с поздравлением женщин с  8 марта.  Негромко включили хорошую инструментальную музыку, которая создавала фон.  Потом затемнили кабинет, и к окончанию больничного мероприятия в кабинете горели лишь два неактиничных фонаря и несколько свечек. Получилась очень теплая обстановка.  Чайники с кипятком тоже были готовы.  Оставалось только встретить  сотрудников отделения и приглашенных из других отделений больницы на этот вечер стихов.
 
И вот первые сотрудники стали входить в кабинет и в удивлении останавливались, глядя на изменившийся знакомый кабинет. А Игорь приглашал их рассаживаться за столами.  Потом стали появляться и приглашенные, но в основном они рассаживались вдоль стен кабинета. На них не были рассчитаны ни торты, ни чай, ну разве  фрукты и стихи, которые они могут услышать на этом вечере поэзии.
 
И вот все собрались. Была закрыта на ключ входная дверь в кабинет, чтобы не помешали такой интимной обстановке вечера. Игорь открыл этот вечер поэзии, процитировал несколько фрагментов известных стихов классиков поэзии в адрес женщин.  Сказал теплые слова и в адрес всех женщин отделения, какую большую и нужную  пациентам работу они выполняет.  Остановился и о роли в диагностическом процессе врачей, рентгенлаборатов и санитарок.   Потом предоставил слово одной из комсомолок, которая очень чувственно прочитала стихотворение о женщинах, о матерях.  А потом вторая комсомолка прочитала очень красивые стихи о любви.   Разлили по чашкам и стаканам чай, присутствующие стали пить чай с тортом, очень тихо, чтобы не мешать слушать стихи, которые продолжали читать другие сотрудники.  И не только те, с которыми переговорил  Игорь, а просто расчувствовавшиеся  в такой обстановке люди. Некоторые забывали слова, но все прекрасно понимали и старались подбодрить выступающего. 
 
Уже прошел час, чай был выпит, торты и фрукты съедены, свечки наполовину оплавились, но никто не собирался уходить. Звучали все новые и новые стихи.  И Игорь решил прочитать стихотворение, которые он помнил до сих пор, услыхав  из уст его первой школьной лювви около десяти лет назад.  И он негромко, чуть нараспев начал читать:
 «Могу взять твою руку недрогнувшей рукою.   Могу, на тебя не глядя, рядом с тобой быть.  Тебе, как простой знакомой, могу кивнуть головою. Но не могу забыть.
Могу на твой взгляд ответить улыбкой безмятежной. О книгах и нарядах с тобой заговорить. Имя твое я могу произнести небрежно. Но не могу забыть.
Пусть заросла тропинка, что вела к твоему порогу. Могу о тебе не думать, могу тебя разлюбить. Могу с другим тебя встретить и уступить дорогу. Но не могу забыть.
Ты не узнаешь тайны, которую я скрываю. Надежней океану сокровища не укрыть. Маленькая колдунья, я тебя знать не знаю. Но не могу забыть».
 
Когда Игорь перестал читать, в кабинете наступила  такая  тишина, что можно было услышать дыхание соседа. Никто до этого не слышал это стихотворение, оно было вообще редким и в сборниках стихов не публиковалось.  Игорь не знал, какие мысли были в эти мгновения в головах присутствующих.  Возможно, кто-то вспомнил о том, как в свое время не были сказаны нужные слова, и жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы. Да мало ли,  о чем можно было подумать, услыхав такие стихи.  Но то, что Игорь после  них, этих стихов,  открылся другой своей стороной для очень многих, это он знал. Через некоторое время предложил желающим продолжить вечер.  Но его заведующая, украдкой вытирая выступившие на глазах слезы, предложила заканчивать этот вечер поэзии, и стала благодарить и Игоря, и комсомолок, и всех присутствующих за  предоставленную возможность услышать столько новых, неизвестных многим,  очень трогательных стихов о любимых женщинах, матерях, женах, подругах.  Тогда Игорь подал знак одной из комсомолок,  и она вышла из кабинета.  И когда появилась с охапкой гвоздик, раздались возгласы удивления,  и все захлопали в ладошки.  Потом Игорь вручил гвоздики всем сотрудникам своего отделения, в том числе санитаркам, чего  они явно не ожидали и поэтому больше всех расчувствовались.
 
Так закончился день накануне праздника 8 марта, Международного женского дня в одном из многочисленных отделений городской больницы.  Об этом чествовании  женщин единственным мужчиной в отделении многие еще долго вспоминали.  И не только в рентгеновском отделении.  Бывает и один в поле воин, если настоящий мужчина с головой.