Целую, Тося. Глава 3

Богатова Татьяна
http://www.proza.ru/2017/03/06/30

- Тосенька, - раздался в трубке сотового телефона Антонины Ручновой голос её бабушки, - ты можешь сегодня ко мне заехать?
- Конечно, бабуль, - нежно отозвалась стройная тридцатипятилетняя женщина, с густыми волосами, цвета "коньяк", длиной до плеч.

Причёска "каре" без чёлки оставляла открытыми высокий лоб и красивой формы, тёмные брови. Порывистые движения худощавых рук позволяли в должной степени оценить их очарование, когда Тоня поправляла падавшие на лицо локоны или касалась пальцами лба.

- Я уже освободилась, - продолжала Антонина, - так что, где-то через часок буду у тебя.
 - Девочка моя, - лукаво заметила бабушка, - турфирма находится на соседней улице. Ты, как обычно, намерена добираться ко мне через супермаркет, чтобы натащить кучу гостинцев. Я права?
- Бабуль..., - Тоня, которая никогда не приходила к бабушке с пустыми руками, попыталась было убедить её дождаться.
- Тосенька, поторопись, пожалуйста...
- Бабуль, тебе что, плохо? - встревожилась внучка.
- Нет, ну что ты, - поспешила успокоить её пожилая женщина. - Просто я испекла для тебя "курник" и хочу поскорее угостить, пока он тёплый.
- Бабуля, - рассмеялась Антонина, - мучное, вечером?
- Деточка, - улыбнулась в ответ бабушка, - ломтик пирога совершенно не повредит твоей замечательной фигуре. И поторопись, поскольку, помимо пирога, тебя ожидает важный разговор.
- Хорошо, целую тебя, - растянула в широкой, белозубой улыбке чуть припухлые губы Тоня.

Пока она опускала от уха трубку, то её тёмно-карие миндалевидные глаза сияли такой необычайной теплотой, что на лицо женщины невольно засмотрелась её компаньонка, с которой они вели небольшой совместный туристический бизнес. Добродушная полная сорокалетняя женщина, с рыжими, кудрявыми, короткими волосами, придававшими ей моложавый вид, всякий раз бывала растрогана нежностью и вниманием, когда Антонина при ней разговаривала со своей бабушкой.

- Поеду, - Тоня легонько хлопнула обеими ладонями по подлокотникам офисного кресла из светлой кожи. - Только, как быть с гостинцами? - озадаченно проговорила она, поднимаясь. - Бабуля в нетерпении. Ждёт меня с тёплым "курником" и утверждает, что у неё ко мне важный разговор.
- Какие проблемы? - весело улыбнулась Янина. - Через два дома магазинчик "Фрукты".
- О, спасибо за идею, Янчик, - проведя расчёской по волосам, Антонина торопливо сунула её в сумку, застёгивая на ходу. - Компьютер выключишь? - обернулась Ручнова уже в дверях.
- Ну, конечно, - отозвалась подруга.
- Спасибо! Пока! До завтра!
- До завтра, Тосик! Удачный у нас с тобой получился день, - улыбнулась Янина вслед. - Пока!

"Ага, - подумала Антонина, усаживаясь за руль своего автомобиля, оранжевого "Киа Пиканто", - удачный. Заключить договор с банком на организацию туров выходного дня это несомненная удача. Нам с Янкой повезло, что начальство выбрало именно нашу фирму. Хотя, такой выгодный контракт могли с лёгкостью перехватить. Хорошо, что руководитель филиала банка в нашем городе человек новый. Ему не знакомы негласные правила, когда предпочтение отдаётся родственникам руководящего состава. А нам этот контракт позволит ещё долгое время продержаться на плаву. Сфера туризма отмирает. Большинство людей предпочитает самостоятельно подбирать маршруты путешествия и приобретать билеты. Да и покупательная способность оставляет желать лучшего. Ну, что же, будем развивать с Яниной новое направление", - завершила свои размышления Тоня, подрулив к магазину, о котором ей напомнила подруга.

***
- Спасибо, бабулечка, безумно вкусно, - Тоня откинулась на стуле в просторной кухне двухэтажного дома, постройки начала тридцатых годов прошлого столетия.
- На здоровье, моя милая, - ласково улыбнулась миниатюрная пожилая женщина на пороге восьмидесятилетия. - Теперь, когда гостья накормлена-напоена, можно приступать и к просьбе.
- Бабуль, - заинтересовалась Антонина, - ты прямо как-то издалека начала. Неужели, дело такое сложное?
- Я не знаю, Тосенька, насколько это будет сложно, - пожала худыми плечами Вера Степановна. - Помнишь письма твоей прабабушки, в честь кого тебя назвали?
- Ещё бы мне не помнить? - воскликнула Тоня. - Я ведь столько раз их перечитывала. И некоторые даже помню наизусть.
- Ну, так вот, - продолжала бабушка, - мне бы хотелось их как-то сохранить, увековечить, так сказать.
- Хм, - задумалась внучка, - может быть, стоит написать по ним небольшую книгу мемуаров. И, кстати, ты тоже могла бы внести свою лепту, добавив свои воспоминания. Было бы замечательно, - оживилась Тоня. - У меня есть знакомый автор, который непременно подойдёт к делу со всей душой...
- Нет, - к удивлению Антонины, поморщилась бабушка, - это не совсем то, чего бы мне хотелось. Видишь ли, детка, - обратив внимание на недоуменный взгляд внучки, принялась объяснять Вера Степановна, - как бы ни был хорош автор, всё равно он привнесёт свой взгляд на события. А мне хотелось бы сохранить мамины письма нетронутыми. Это её жизнь, Тосенька, - грустно покачала головой пожилая женщина, - её чувства, её переживания, боль и радость. Хотя, радости было так мало, - заключила она со слезами, блеснувшими в глазах.
- Верно, - живо подхватила Тоня, - я до сих пор помню, как она писала, что в жизни у неё было только два счастливых, самых ярких воспоминания. Это день, когда Витольд признался ей в любви и день рождения дочки. Бабулечка, - порывисто поднявшись со стула, Антонина прильнула к бабушке и, обняв её, нежно прижалась щекой к волосам, всегда безупречно подкрашенным хной, чисто вымытым и завитым, - не грусти, пожалуйста.
- Не буду, не буду, - погладила внучку по руке хрупкой ладонью Вера Степановна, справляясь со слезами.
- А письма мы непременно сохраним, - бодро пообещала Антонина, вновь усаживаясь на своё место за столом. - Давай, я заламинирую их. Затянем прозрачной плёнкой, - пояснила она, - как пенсионную карточку, помнишь?
- Да, Тосенька, я знаю, - подтвердила бабушка. - Но это лишит письма тепла, знаешь ли, той необычайной ауры, что сохранилась с давней поры. Пусть уж бумага останется бумагой. А сохранить письма мне хотелось бы, некоторым образом, - подбирала слова пожилая женщина, - посредством компьютерных технологий. Если я правильно выражаюсь? - смущённо глянула она на внучку.
- Бабуля, - всплеснула руками Тоня, - ты гений! Ты совершенно правильно говоришь! Я отсканирую письма и соберу в единый файл. И тогда их можно будет прочитать с экрана компьютера.
- Вот-вот, - обрадовалась Вера Степановна, - чего-то в этом роде мне и хотелось.
- Отлично, - вновь вскочила со стула Антонина. - Я очень рада, что правильно поняла тебя, - снова обняв бабушку, она чмокнула её в щёку.

***
После чаепития Тоня с Верой Степановной переместились в спальню и до позднего вечера бережно перебирали письма. Антонина при этом никак не могла преодолеть некое щемящее чувство, не совсем понятное ей самой. То ли чувство предвкушения того, что должно было произойти, то ли его неотвратимости. Это ощущение преследовало Тоню нечасто, каждый раз оставляя после себя неприятные воспоминания.

"Не хочу, - подумала Антонина, - не надо мне никакого предвкушения! Все надежды, мечты, чаяния приносят одни только разочарования".

- Как там Полина? - спросила Вера Степановна о своей дочери, отвлекая Антонину от тревожных мыслей.
- Нормально, - встряхнула волосами Тоня. - Работает, планирует отпуск.
- С Леонидом? - осторожно уточнила бабушка.
- Ага, с Лёнечкой, - кивнула Антонина, с едва уловимой насмешкой называя любовника, на десять лет моложе её матери.
- Интересно, - в тон внучке, с иронией спросила пожилая женщина, - каким образом он устраивается в своей семье? Должно быть, врёт про командировку.
- Скорее всего, - передёрнула плечами Тоня. - Они с мамой предпочитают курорты Кавказских минеральных вод. Так что, и загранпаспорт не нужен, и мороки с визами никакой.
- Удивительно, - продолжала бабушка, - что все двадцать лет, что они вместе, ему удаётся таить связь на стороне от семьи.
- Кто знает, - усмехнулась Антонина. - Очень может быть, что жене всё известно. Просто она не затевает скандала. А Лёнечке вполне комфортно. Жена - завуч в одной из престижнейших школ города. Известность и всякое такое. Любовница - главный бухгалтер молочного комбината, - Тоня осеклась, предпочитая умолчать о своём предположении по поводу того, что любовника матери привлекает, прежде всего, её материальная состоятельность, поскольку не знала этого наверняка.
- Да, - грустно покачала головой Вера Степановна и, внезапно сообразив, что затронула тему, которая может оказаться неприятной для внучки, потому что оба неудачных романа Антонины состоялись именно с женатыми мужчинами, решила перевести разговор на другое.
Однако Антонина сама продолжила, лёжа на животе на широкой кровати, где они с бабушкой перебирали письма.
- Бабуль, - грустно сказала Тоня, опираясь на локоть и подпирая голову ладонью, - а почему так получилось, что ни одна из женщин в нашем роду не выходила замуж? Я, конечно, не суеверна. Но проследив семейную историю на четыре поколения назад, поневоле задумаешься, не висит ли над нами венец безбрачия. Или как там его ещё называют? Сама посуди, - взволнованно приподнялась Антонина, усаживаясь на колени, - я в свои тридцать пять одинока...
- Тосенька..., - попыталась было утешить её Вера Степановна.
- Погоди, бабуль, - остановила внучка, - давай принимать во внимание факты, существующие на сегодняшний день. Ну, так вот, я - одна. Оба романа с женатыми - не в счёт. Даже ребёнка не решилась родить, - хмыкнула Тоня, - в отличие от мамы, у которой хотя бы на это смелости хватило. И, несмотря ни на что, мамуля воспитала меня в убеждении, что мой отец оказался порядочным, дав мне свою фамилию.
- Он и был порядочным, Тосенька, - подхватила бабушка. - И Полину он очень любил. Просто, как это зачастую бывает, разрывался между двумя семьями. Никак не мог оставить жену. Она, вроде бы, сильно болела. Но, на поверку оказалось, что серьёзно болел Вася. И ушёл первым. А его жена до сих пор жива.
- Но, тем не менее, - печально улыбнулась Антонина, - это не позволяет нам отнести маму в разряд женщин, побывавших замужем. Не так ли?
- Ты, безусловно, права, - грустно согласилась Вера Степановна. - Ты у нас единственная, кто не носит фамилию Пожидаева.
- Бабуль, а ведь дедушка Андрей не был женат? Или ты скрывала от меня, пока я была маленькой? А потом мне как-то в голову не приходило переспросить.
- Нет, моя дорогая, - погладила её по волосам бабушка. - Андрей погиб на учениях. И мы не успели с ним пожениться. Поэтому, единственное, что мне удалось записать в метрику Полины это отчество "Андреевна".
- А потом, бабуль, ты кого-нибудь любила?
- Можно сказать, что нет. Увлечения, конечно, были, Тосенька. Но того чувства, как в девятнадцать лет, мне уже не довелось испытать. Наверное, - снова с грустью улыбнулась пожилая женщина, - мы с моей матерью однолюбы.
- Прабабушка Тося тоже, после того как рассталась с возлюбленным, никого не смогла полюбить?
- Она и не пыталась, - печально ответила Вера Степановна, легонько поглаживая пальцами одно из писем своей матери, лежавшее у неё на коленях. - Она страстно верила, что когда-нибудь им доведётся встретиться. Когда началась война, она устремилась сразу же записаться добровольцем на фронт. Но призвали её только в сорок третьем году. До той поры несколько раз отказывали, из-за того, что я была маленькой. А потом, наконец, приняли во внимание знание двух языков, немецкого и английского, и призвали.
- Она закончила войну, кажется, в Венгрии? - уточнила Тоня.
- Верно. Мама и на фронте продолжала писать своему любимому Витольду, подписываясь неизменно: "Целую, Тося".
- Я помню, - горячо откликнулась Антонина, перебирая письма, тем временем стараясь отыскать то, которое особенно потрясло её. - Нашла! - воскликнула она.

"...сейчас мы воюем уже на венгерской земле. И я безумно боюсь увидеть тебя сражающимся на стороне врага или однажды узнать, что ты и твоя семья пострадали от фашистов, замучены в концлагере, убиты ещё до начала нападения на Советский Союз. Даже не знаю, что для меня страшнее, встретиться с тобой, как с врагом, или узнать о твоей гибели. Но почему-то моё сердце мне говорит, что ты жив, и что среди врагов я тебя не увижу. Тебя там нет и быть не может. Но где же ты, милый мой, навеки вечные любимый, Виталя?..."


http://www.proza.ru/2017/03/07/89


Фотография из интернета. Спасибо автору.