День пограничника

Григорий Спичак
Май 2016 года. День пограничника. Сыктывкарский городской парк полон людей в зеленых фуражках. Дело идет к вечеру, который в период "белых ночей" и на вечер-то не похож, но который все более понятен по числу слегка трезвых... Где-то в Израиле, в двухстах километрах от долины Тимна, в цветущей Негрев, идут перестрелки между боевиками-палестинцами и израильскими солдатами. Наверно, Якоб так же внимательно слушает песок и разговоры туристов, жарит свою любимую курицу и шепчет молитвы в ствол своего карабина...

...Полковник Сурненко, наверно, на даче. Купил он-таки себе дом в Тверской области, жена его сильно увлеклась оранжерейной флористикой, а он... купил телескоп и поставил на чердак. В небо смотрел несколько вечеров, а потом заскучал. Потому что небо стало смотреть в него с большим упреком. Тогда Вадим пошел по внутренним галактикам своей памяти. Сел за мемуары, но плюнул. Это у него получалось ещё хуже, чем смотреть на звезды. Говорят, что немного больше, чем надо, он стал попивать коньяк. Пьяным его никто не видел, но бутылочка "Арарата" или "Ноя" у него стоит в буфете рядом с заварочным чайником...

...Наталья Радостева женила наконец своего сына, а из своей трехкомнатной квартиры создала клуб-библиотеку, где постоянно тусились аспиранты, фантазеры из "Космопоиска" и заезжие командировочные. Сама Радостева едва ли и четыре месяца в году бывала на квартире. А в прошлом, 2015 году, после сильных пожаров в Амурской области, она собрала среди знакомых бизнесменов солидную сумму для помощи коллегам-орнитологам. Но японский журавль и черная цапля весной этого года так и не прилетели... Деньги тут не помогут.

...Самойлов на свадьбу сына не приехал. Он отсидел три из четырех лет срока, на которые его приговорил федеральный суд, уехал куда-то на Кавказ, где , по его словам, ему предложили место в одном из бизнес-проектов федерального уровня. Во время единственной встречи с женой после освобождения, в глаза смотрел просто и честно. " Я не виновен. Все сложнее, Наташа... Думаю, что ты догадываешься...". Она посмотрела в его все так же отвлеченно-фанатичные глаза и искренне кивнула - "догадываюсь". На том и расстались. Наверно, теперь уже навсегда.

...Вероника Кайндли работает в Москве, преподает английский в одном из техникумов. Говорят, что она через директора техникума, армянки по национальности, как-то очень сильно сдружилась с армянской диаспорой и зачастила на Севан, где уже третий год проводит часть своего отпуска. Где Севан, там и Эчмиадзин. Хоть и не рядом...

...Мы сидим с Виктором Викторовичем Рубиновым в сыктывкарском городском парке. Я, к сожалению, с палочкой. Боли в ногах не дают двигаться свободно. Застудил ещё в марте в командировке очередной, а потом сорвал в тренажерном зале. Как написал мне отец Иоанн: "Знак тебе Божий - двигаешься не туда, куда надо. Вот Господь тебя и ограничил в движении. Тебе ж волю дай, так ты планету реальную и нереальную уже исколесил бы вдоль и поперек. А счастье - оно не в пространстве. И даже не во времени...Будь счастлив, Георгий. Как - ты сам знаешь."

Солнце яркое-преяркое. Но с юга, со стороны города на парк идут тучи. Они часто идут, но излучина и встречные потоки низового ветра их разгоняют тоже часто. Водораздел. Граница давлений.
Мы с Рубиновым гуляем по городу уже пятый час. Напились кофе до дури. Он пару стопочек и покрепче принял.В Сыктывкаре Виктор Викторович не был двадцать шесть лет. "Как один день. Изменился город... А вся жизнь, Георгий, как один день. Голова не понимает - как это так можно ощущать - один день...". Напротив нас на скамеечку заваливается целая толпа парней лет  двадцатипяти - тридцати. Некоторые в зеленых фуражках пограничников. Слышны обрывки фраз: "... на Октябрьском отряде тренировки были...", "...а мы в 201 бригаде на границу с Пакистаном запчасти к танкам возили...", "... да, брось ты, до прямых рукопашных никогда не доходило.Но тренировали...". Потом они рассказывают и показывают друг другу, как их тренировали. Пьют пиво. И уже, кажется, водку. Один здоровяк решил, видимо, что произвел на "дедов"(то есть на нас) впечатление.Смотрит с насмешкой в упор. Будто старается взглядом давить - "пересмотреть" это называется. Мы с Виктором Викторовичем улыбаемся. Он принимает это за усмешку.
- Что улыбаетесь, отцы? Это правда... Счас такие техники удара есть, что сразу насмерть! - он говорит с ярко выраженным коми акцентом.
- Да ну! - удивляется Рубинов, - А зачем? Здесь же врагов нету...
- Зато беспредельщиков полно. Так что приходится помнить... - он напряженно и сковано, по-медвежьи, ворочает группой мышц, распахивает рубашку.
- Так ты и на пограничника и на судью одновременно учился что ли? - спрашиваю я.
О! Это было зря. "Завелись" уже три-четыре героя в зеленых фуражках. Они начинают рассказывать нам, что в пограничных войсках одним взглядом учат различать "своего-чужого", подозрительного и необычного. "Да ну!", - с еле уловимой иронией переспрашивает несколько раз отставной генерал разведки Рубинов. И распрашивает ведь: "А как?", " А почему вам пограничникам в толпе надо было различать?" Парни, как это и бывает по пьянке, пыжатся, переключаются вниманием на нас и что-то рассказывают, рассказывают. Но я замечаю, что двое почувствовали что-то.
...- А вы, по ходу, тоже пограничники чтоли? - догадливые парни протягивают нам руки для рукопожатия. Ехидно улыбаются.
- Мы пограничники, Георгий? - ёрничает Виктор Викторович.
- Я в автомобильных войсках служил. Но на границе, в перемешку с погранцами...
- Нет. Мы ведь с тобой пограничники, - подмигивает Рубинов и приглаживает волосы. Его подмигивание замечают половина "зеленофуражечников". Но, старый разведчик, видимо, так и задумывал, - Есть такие приемы - сразу наповал... Если ты ко мне, например, наклонишься, - Рубинов хищно улыбается, глядя в глаза конопатому дылде. Но тот слишком туп, чтоб понять опасность. Он и в самом деле собирается наклониться к седому старику в светло-кофейном вельветовом костюме. Его пытаются задержать друзья. Они ещё по-прежнему слегка агрессивны, но все-таки им неловко и за товарища, который выкаблучивается тут перед немолодымы дядьками, и потому, что конфликт проявляется на ровном месте, и потому что... все-таки в Рубинове хищник мельнул на мгновение, и этого мгновения для некоторых пареней достаточно. Те, что потрезвее о чем-то вполголоса перебрасываются между собой.
- У нас другая граница, ребята, - догадываюсь я, о каких "пограничниках" говорит Рубинов.
- Таможня, небось?...
- Ну, можно так сказать... - соглашаемся мы с Виктором Викторовичем.

... На могиле Пигаша один раз в год появляется громадная красная роза и гильза от автомата "Калашникова". Могила всегда нечищенная. Железный памятник проржавел уже. Но розу кто-то кладет, И гильза сверкает. Один раз в год...

... Доктор Полозов умер. Он совсем недолго прожил, вернувшись в реал. Врачи рассказывали, что дважды он приходил на работу в свою третью психиатрическую больницу. Заходил в прачечную и просил включить ряды стиральных машин. Для него их включали-выключали порою по несколько раз. И с заправленными в нагрузку машинами и пустые. Полозов ходил между ними, входил и выходил. Несколько раз чему-то тихо улыбался...
...Кустысев приезжал в деревню Кони. Его никто не узнал. И он никого не узнал. Ещё два года назад Сурненко говорил, что Кустысев работает вахтером-пропускником в каком-то строительном НИИ на юго-западе Москвы...


... Четырнадцать страниц из дневников Иртеньева и коллекция автографов знаменитых людей нашего и будущего времени сдана в Институт Мозга...

...Отца Иоанна, незабвенного Рудольфа Кика, которого четыре года назад отправили со Святого Афона  с миссией в Рим, а теперь перевели снова куда-то в Подмосковье. Жду от него вестей. Не в свою ли церквушечку недалеко от Сергиева Посада он вернулся? Но сомневаюсь — так не бывает. Видел во сне его — стоял он на берегу большой реки и разговаривал с кем-то на другом берегу. Разговаривал шепотом сквозь грозные тучи, но собеседник его слышал. А я и не видел даже того человека на другом берегу — так далеко тот был …
Парень-пограничник протягивает нам руку  знакомиться. Явно примирительно:- Меня Саша зовут...Александр Фейхов... А вас?

На нейтральной пограничной полосе встречные потоки низового ветра разгоняют тучи. Водораздел. Граница давлений. Но есть приемы — сразу наповал. Но мы это уже знаем. И это  спасает. Некоторых. Иногда.