Самед Бехренги Маленькая чёрная рыбка

Джебраил Халиди
   
Перевод с азербайджанского

В зимний вечер в глубине моря старая рыба, собрав вокруг себя своих внуков и правнуков, рассказывала  им сказку: – Жила была Маленькая чёрная рыбка. Она жила со своей мамой в маленькой речушке, которая протекала  в ущелье. Их дом находился за чёрным камнем под водорослями. Мать и дитя  с утра до вечера плавали друг за дружкой. Они, иногда присоединялись к косяку других рыб в этой речушке и к вечеру возвращались в свою обитель. Чёрная рыбка была единственным сыном у мамы. Вот уже несколько дней малыш был сам не свой, задумчив, лениво и нехотя плавал  то туда, то сюда, часто отставая от своей мамы. Мать сначала подумала, что это настроение сына скоро пройдёт. 
Но...Оказалось озабоченность Маленькой рыбки была серьёзной.





Как-то раз, когда солнце только взошло, Маленькая рыбка разбудила маму:– Мамочка,  я хочу с тобой поделиться.
– Нашёл же ты время делиться со мной,– ответила мама, лениво протирая глаза и зевая: – Лучше, собирайся, пойдём, поплаваем...
– Нет, мамочка я больше не хочу плавать. Я непременно должен уйти отсюда!                Мать была изумлена, спросила сына:– Ты и впрямь хочешь уйти отсюда?!               
– Да, мама, непременно!– ответил он.
– Ведь ещё темно, куда ты собираешься?!                – Хочу узнать,где заканчивается наша река? Знаешь,мамочка, вот уже давно я думаю об этом. Всю ночь, не сомкнув глаза, я думал о том, что где же заканчивается и куда протекает наша река? Хочу знать, что есть, чего нет в других местах?!..                – Когда я была маленькой, тоже думала об этом, сыночек! Река не имеет  ни начала, ни  конца. То, что видишь, то и есть.               
– Нет, мамочка, не так. Всё имеет начало и конец. Например, ночь заканчивается,  начинается день, так же неделя, месяц, год… Что они начала и конца не имеют?!..               
Мамочка, я, сыт по горло от этих твоих прогулок. Моя  мечта путешествовать, узнать, что творится вокруг нас, в других местах. Не думай о том, что кто-то меня надоумил.  Нет, я давно думаю об этом. Конечно, спрашивал, узнавал  у некоторых  и понял, что многие рыбы также не довольны своей участью. Они вечно жалуются на своё житие, бытие. Хочу знать, неужели  жизнь состоит лишь из того, что бы плавать в таком маленьком пятачке и стареть, не видя ничего, или  есть что-то в мире?! Если да, то тогда, что означает другой мир?!               





В это время большущая рыба приплыла к их дому.                –Соседка, – обратилась она к маме Маленькой чёрной рыбки, – почему ты споришь с ребёнком? Как вижу, вы сегодня не собираетесь на прогулку?! .. Услышав голос старой соседки, мать жалобно пробурчала:– Видимо мир перевернулся, соседка, дитя учит мать...                – Как это?                – Посмотри на этого малыша, мечтает путешествовать. Какие-то вздорные слова говорит. То и дело твердит: – Хочу познать мир, узнать, что творится вокруг нас?!  Соседка поинтересовалась: – Малыш, скажи с какого времени ты начал так философствовать, что мы об этом не знали?                – Не знаю, что Вы подразумеваете, называя меня философом?  Просто мне надоели эти, день ото дня, повторяющиеся  прогулки. Не хочу я жить как вы все. Хочу познать мир!                – Пощади меня, сынок, не уходи, –  умоляла мать чёрной рыбки.                Но на Маленькую  рыбку не подействовали слова ни соседки, ни даже матери.        – Соседка,помнишь,раньше  часто к нам приходил большой рак-отшельник...          – Да, очень хорошо помню. Но однажды наши пожилые рыбы разозлись на того рака-отшельника и убили его,разорвав в клочья.                – Да, да, вспомнила я того рака, он долго шептался с нашими детьми.            





Услышав беседу мамы и соседки, Маленькая чёрная рыбка с обидой обратился к ним:  – Прекратите, тот рак был моим другом…                – До этого времени не знали о дружбе рыб и раков, – пробубнила соседка.              – А я не слышал о вражде  рыб и раков… Вы все виноваты в  гибели нашего друга,  бедного рака-отшельника.                – Тому раку-отшельнику поделом, – сказала мама Маленькой чёрной рыбки, – он всё время твердил о невыносимой  жизни в нашей речушке. Ему нужен был целый мир...                Услышав беседу матери и соседки, Маленькая чёрная рыбка смело сказала:– Тогда убейте и меня! Ведь то, о чём мечтал рак-отшельник, претворять в жизнь буду я!               



Вскоре множество рыб собралось вокруг Маленькой чёрной рыбки и её мамы.     Старые рыбы, разозлившись на слова Маленькой рыбки, в один голос кричали:         – Ты думаешь, что мы тебя будем щадить?!                Мама чёрной рыбки заступилась за сына:  – Пойдите прочь, не трогайте моего единственного сына!                Нашлись и такие рыбы, которые стали укорять маму маленькой чёрной рыбки:– Ребёнка надо было воспитывать раньше …                – Мне стыдно за то, что я ваша соседка – закричала старая соседка.                Иные рыбы, намеревались, поймать рыбку и как следует, наказать: – Этого мятежника следует выгнать из нашего обиталища или наказать так же как того рака-отшельника!..                Мать,  в три ручья проливала слёзы, умоляла соседей:  – Добрые соседи, умоляю вас, пощадите моего единственного сына, помилуйте его…                – Мама, не плачь. Они не стоят твоих слёз!                Раздались голоса обитателей ручейка: – Не смей оскорблять нас!                – Всех смутьянов следует уничтожать!                – Ведь нет на свете лучше места, чем то, где мы живём…               





Вскоре маленькая рыбка, в сопровождении таких же маленьких рыб, приплыла  в то место, где  воды их арыка-речушки с высокого ущелья протекали в море.            В момент  расставания Маленькая чёрная рыбка обратилась к своим сверстникам: – До встречи, друзья. Не забывайте меня.                В ответ услышала: – Разве тебя возможно забывать?! Всё это время мы жили, словно во сне, потёмках невежества. Лишь ты разбудил нас, ты раскрыл нам глаза. Мы тебя никогда не забудем, наш друг. Ты всегда останешься в нашей памяти как умный и смелый!                – До свидания, друзья мои, до встречи, – сказала Маленькая рыбка и, в мгновенье  ока, бросилась в речку, которая протекала в ущелье. Скользя, по водопаду, через ступенчатые  перекладины  ущелья, вскоре она мигом очутилась в глубокой воронке.





Сначала испугалась. Ведь до этого времени рыбка не сталкивалась со столь глубоким водоёмом. Стала плавать и постепенно эта  новая обстановка понравилась Маленькой рыбке. Оглянулась. Вокруг плыли многочисленные головастики. Они, окружив Маленькую рыбку стали над ней посмеиваться:                – Посмотрите на нее. На кого она похожа?         
Маленькая рыбка, задумавшись, ответила: – Прошу вас, не оскорблять меня. Меня зовут Маленькая чёрненькая рыбка. А как вас зовут? Скажите своё имя, и мы познакомимся.                Один из головастиков сказал: – Мы друг друга головастиками называем.              Остальные наперебой закричали: – Мы имеем честь и достоинство!                – Красивее нас, не сыщешь на свете!                – Мы не такие неказистые и неуклюжие как ты!                Маленькая чёрненькая рыбка так ответила им: – Я не думал, что вы такие недалёкие хвастунишки. Но за то, что вы по незнанию так говорите, я прощаю вас.                – Значит, ты нас считаешь недалёкими хвастунишками?                – Если бы не были такими, то имели бы представления о том, что каждому приятен свой облик. К тому же у вас даже имена не совершенны.                Головастики, услышав от Маленькой рыбки такие нелестные слова о себе, разозлились и начали твердить, перебивая друг-друга:                – Ты себя напрасно утруждаешь. Мы с утра до ночи ходим по миру, но не заметили  никого столь совершенного нас …                – Вы же кроме этого грязного озера  нигде не побывали, как же можете судить о другой жизни?!                – Разве есть другой мир кроме нашего озера?! – с удивлением спросили головастики.                – Ну, конечно. Хоть раз вы задумались о том, что сюда,  в ваше маленькое озеро, где вы живёте, откуда прибывает  вода и что находится за вашим озером?                – Неужели кроме нашего озера имеется  другой мир?                – Конечно!                – Ты что, с ума сошел. Ха, ха, ха. Какие вещи говоришь?!               





Маленькая рыбка тоже засмеялась, сперва,  ей захотелось уйти и, этим глупым головастикам ничего не объяснять, но, затем решила перед отплытием  поговорить с их матерью.                – Где ваша мама?!                Раздался громкий голос мамы головастиков:                – Я здесь. Кому я понадобилась?!                Голос прозвучал с берега.  Маленькая рыбка обернулась и увидела лягушку, сидящей на огромном камне.  Она, мигом нырнула в воду и  скоро  очутилась перед  Маленькой рыбкой.                – Я здесь, – повторила она,– что тебе угодно?!                – Здравствуйте, достопочтенная!..                Лягушка грубо прервала рыбку:– Эй ты, существо без рода и племени! Что ты творишь с моими детьми?! Видишь, что они неопытные, маленькие, и всякие глупости им говоришь. Столько лет я прожила в этом мутном озере и знаю, что весь мир и есть это озеро. Будет лучше для тебя, если уйдёшь со своими проблемами подальше от нас. Только смотри, не сбивай с пути моих детей…     – Хоть сто лет проживёшь в этом мутном озере, всё равно останешься отсталой и невежественной лягушкой...                Лягушка разозлилась на Маленькую рыбку и пригнула на неё.





В это время всё перевернулось верх дном. Чёрная рыбка кувыркнулась  от полученного удара, очутилась у обрыва. Здесь сильная речка протекала вниз в море. На огромном камне крупный рак,  со своими острыми клешнями,  разделывал большую лягушку. Заметив Маленькую чёрную рыбку, рак ласково воскликнул:– Подойди ко мне, красивая и смелая рыбка. Иди, пообщаемся!                – Здравствуйте, уважаемый Рак!                – Какая ты воспитанная рыбка! Подойди поближе, деточка! Подойди!                – Я собираюсь путешествовать, но не намерен превращаться в Вашу еду!                – Ты такой трусливый?!                – Я не трусливый! Я просто, всё замечаю и всё понимаю…                – Ответь мне, почему ты подумал, что я хочу тебя съесть?!                – Не притворяйтесь, что не понимаете моего опасения?!..                – Я поняла тебя, маленькая рыбка. Видимо, ты намекаешь на лягушку. Да, я не люблю лягушек, просто их не перевариваю. Лягушки считают себя самыми совершенными на свете существами и образцами счастливых особ. Хочу их уразуметь в том, что кто же хозяин этой жизни. А ты не бойся, любезнейшая рыбка! Подойди ко мне.                Рак, сказав эти слова, неуклюже, стал боком приближаться к рыбке. Он двигался очень смешно. Маленькая рыбка, отплывая от рака, не удержалась от смеха:              – Бедняжка, даже толком ходить не научился, а считает себя властелином мира?!..               





В это время кромешный мрак окутал озеро, где находились Маленькая рыбка и рак. От внезапного удара рак бессильно провалился на дно озера.                Сидящая на берегу ящерица, увидев его в таком положении, громко засмеялась…  Маленькая чёрная рыбка, заметила на берегу озерка юного чабана, внимательно наблюдающего за происходящим. Всюду звучали бесконечные громкие блеяния ягнят и козлят «ме, ме», «бе, бе». Когда юный чабан отвёл свою отару дальше от их озера.                Маленькая чёрная рыбка, обратилась к ящерице: – Милая ящерица, я та Маленькая чёрненькая рыбка, которая путешествует по миру в поисках конца речки. В начале поездки меня пугали какой-то рыбой  Осетром, птицами Пеликаном, Бакланом.  Если ты имеешь сведения о них, то сделай милость, расскажи мне.                Ящерица сказала рыбке: – Осётр, Пеликан не водятся в наших краях. А вот, Бакланы встречаются. Смотри, будь бдительной, ни в коем случае не лезь в мешок этой хищной птицы.                – Что означает мешок Баклана? – прервав ящерицу, спросила маленькая чёрная рыбка.                – У Баклана под клювом  находится огромный мешок, который вмещается много воды и туда часто попадается много неопытных рыб. Баклан часто оставляет  про запас  содержимое своего мешка на долгое время.                – Значит, если попал  в его мешок, то считай себя уже мёртвым?!                – Да, но, если разрезать этот мешок птицы, то можно освободиться. Я передам тебе острый нож. Если попадёшься  в мешок Баклана, то можешь спастись. Ящерица мигом сползла в расщелину скалы и вскоре вернулась с острым ножом. Она вручила его Маленькой чёрной рыбке.





– Не знаю, как тебя поблагодарить, уважаемая ящерица?!                – Брось благодарности, детка моя. Такие ножи я множество раз дарила таким смелым и умным рыбкам как ты…                – Значит, и до меня были такие рыбки, которые пользовались Вашей милостью?!           – Да, многие до тебя переплывали отсюда. Сейчас они создали свои косяки, семьи…                Ящерица прислонив ушко к прощелине скалы, стала прислушиваться.                – Удачи тебе, милая и смелая черная рыбка. Детки мои уже проснулись. Я вынуждена идти к ним, – сказав это, ящерица просунулась в прощелину скалы. Маленькая чёрная рыбка очень долго плавала. После встречи с ящерицей она обдумывала дальнейшую свою путь. По дороге в свою обитель, она встретила огромный косяк мелких полосатых рыб. После разлуки со своей матерью  Маленькая чёрная рыбка столько рыб не видела. Полосатики, окружив Чёрную рыбку, спросили:                – Видимо ты чужеземец?!                –  Да. Плыву издалека.                –  Куда намерен плыть?                – Плыву до тех пор, пока не увижу, где заканчивается этот арык-речка.                – Какой арык? – спросили полосатики.                – Тот, что мы сейчас с вами находимся.                – Мы его не арыком называем, а речкой.                Одна из полосатых рыбок обратилась к подружке:                – Ты слышала, говорят, что у нашей реки орудует грозный Баклан.                – Да, я слышала об этом, – ответила её подруга.                Другая, из полосатиков  прошептала: – И об этом знаешь, что  Баклан  имеет огромный мешок под клювом.                –  Да, я слышал об этом.                –  Знаешь и всё равно плывёшь туда?!                –  Да!               





Среди маленьких полосатых рыб распространился слух о том, что прибывший из далека  Маленькая чёрная рыбка мечтает о том, что найти конец реки, и она даже не боится страшной птицы Баклана.                Группа полосатиков захотела присоединиться к  Маленькой чёрной рыбке, но побоявшись гнева старших  рыб не стали этого делать.                Было темно. В глубине речки у большого камня чёрная рыбка нашла себе место для сна. В полночь проснулась от яркого света луны, который освещал камень, под которым спала она. Маленькая чёрная рыбка очень любила луну, часто мечтала побеседовать с ней. Дома, до путешествия,  мама часто мешала рыбке разговаривать с любимой луной, заставляя спать А на этот раз  Маленькая чёрная рыбка выплыла навстречу  луне.               






– Здравствуй, моя дорогая, моя красивая Луна!                И Луна радушно встретила Маленькую чёрную рыбку:                – Доброй ночи тебе, моя смелая и мужественная чёрная рыбка! Как ты попала в эти края?!                – Я познаю мир, путешествую!                – Мир очень велик, ты не сможешь его всего познать...                – Ничего, сколько смогу, столько и познаю!                – Мне очень хотелось бы с тобой рядом побыть, но надвигается ко мне огромная чёрная туча и не даёт пообщаться с тобой.                – Красавица Луна, я обожаю твой лучезарный свет. Мечтаю о том, что твой свет всегда озарял мне путь.                – Моя любимая рыбка. По правде говоря, у меня нет собственного света. Солнце даёт мне свет. Слышала о том, что люди собираются в скором времени полететь на луну?!                – Это невозможно!..                Луна не успела завершить свою мысль, густая чёрная туча заслонила её лицо и небо погрузилась в темноту.                Маленькой чёрной рыбке снова  стало тоскливо, она, прислонившись к чёрному камню, уснула.               






Внезапно вся вода приподнялась, темнота накрыла всех  обитателей озерка. Маленькая чёрная рыбка догадалась, что все они находятся в мешке Баклана.          – Друзья, – обратилась она к окружающим, – мы находимся в мешке Баклана.        Но для нашего спасения есть выход…                Мелкие полосатые рыбёшки, в панике начали плакать и причитать:                – Нет у нас никакого выхода для спасения…                – Скоро злой Баклан сделает «гурт» и проглотит всех нас. И тогда нам конец. Раздался зловещий смех. Это был смех Баклана.                – Полосатики, как ловко вы попались! Ха! Ха! Ха! Сожалею о том, что вы находитесь в моём мешке. Мне не по душе, что я скоро вас «гурт» и проглочу. Полосатые рыбки в один голос стали умолять Баклана: – Уважаемый Баклан! Мы давно наслышаны о Вашей милости! Если соизволишь приоткрыть благословенный свой клюв, мы выскочим и освободимся. Тогда мы все будем за Вас молиться.                Баклан ответил им: – Я не собираюсь проглатывать вас сию же минуту. В моём мешке ещё много рыб.                Полосатики в один голос, перебивая друг-друга, продолжали свои жалобные речи:    – Достопочтенный Баклан,  мы не виноваты.  – Это Маленькая чёрная рыбка сбила нас с пути…                Рыбка  возмутилась:  – Трусливые! – сказала она, – Вы полагаете, что вашими мольбами Баклан простит вас?!                Полосатики в один голос ответили: – Ты не знаешь, о чём говоришь… Многоуважаемый Баклан нас простит, а тебя, сделав «гурт» и проглотит.                – Верно говорите, – сказал Баклан, обращаясь  к полосатикам,– я прощаю вас, но с одним условием.                – Каким? – спросили полосатики.                – Ваша свобода зависит от того, как скоро вы убьёте эту хитренькую Маленькую чёрную рыбку.               





Маленькая чёрная рыбка обратилась к полосатикам: – Не принимайте эти условия.  Эта хитрая птица хочет нас поссорить. Для нашего общего спасения у меня есть другой план. С целью скорейшего освобождения полосатики стали нападать на рыбку. Маленькая чёрная рыбка снова начала убеждать полосатиков:– Трусы! У вас нет выхода. И я сильнее вас. Если даже меня убьёте, эта хитрая птица вас не пощадит.                – Мы хотим выйти на свободу! Вот почему мы должны убить тебя!                – Подумайте хорошенько! Убив меня, вы ничего не добьётесь. Не верьте этой хитрой птице!                – Ты не думаешь о нас, хочешь спасти лишь свою жизнь.                – Ах, так, тогда слушайте внимательно. Я вам покажу выход из этой ситуации.      Я буду претворяться мёртвой, спрятавшись среди мёртвых рыбёшек на дне мешка Баклана. Вот тогда увидим, он освободит вас, за то, что вы будто, убили меня. Если ослушаетесь, то я вас уничтожу вот этим ножом. Затем распорю живот этой хитрой птицы и освобожусь.               





Полосатики от безвыходности приняли предложение Маленькой чёрной рыбки. Как только чёрная рыбка, притворившись мёртвой, легла к мёртвым рыбкам. Полосатики поднялись наверх, доложили птице: – Многоуважаемый Баклан, мы убили хитрую маленькую рыбку!                Баклан довольно улыбнулся: – Вот, за это, я всех вас немедленно проглочу. Полосатики, даже не успели глазом моргнуть, как Баклан проглотил их.                Чёрная рыбка, воспользовавшись моментом, вонзила нож в бок птицы, сделала отверстие и выпрыгнула в воду. Баклан  поднял крик, хотел снова поймать   маленькую рыбку, но полученная рана оказалась серьёзной.               






Наступила  полдень. Маленькая чёрная рыбка,  плавала  по широкой реке, получала огромное наслаждение. Вокруг было много воды. Непривычно себя чувствовала чёрная рыбка. В глубине,  маленькая чёрная  рыбка спросила одну рыбу из огромного косяка: – Брат, я прибыл из далека. Скажи, как называется эта местность?!                – Брат, добро пожаловать на наше море!                Одна из рыб воскликнула: – Все реки и арыки стекают сюда.                Другая рыба дополнила: – Теперь иди, поплавай немножко. Но, будь внимательным и осторожным, постарайся не подниматься на  поверхность воды. А то  Пеликаном встреча ни чему хорошему не приведёт. Нынче он очень прожорливый...               







Маленькая чёрненькая рыбка нырнула в глубину, немножко поплавала с различными рыбами. Постепенно  увлёкшись, поднялась на поверхность воды. Волны успокаивали. Под палящим солнцем  он  одиноко плавал  и получал наслаждение. Ласковое солнце грело его спину.                Рыба размышляла: – Горе, опасность может с любой стороны подкрасться ко мне. Но, я достоин жизни, не хотелось бы стать жертвой какой-то птицы Пеликана...        Маленькая рыбка не успела завершить свою мысль, оказалась в клюве страшной птицы. Пеликан сильно прижимал  Маленькую рыбку своим крепким клювом. Было невыносимо терпеть боль.                – По какой причине ты меня не проглатываешь? – спросила Пеликана Маленькая  рыбка, – догадываюсь, меня бережёшь для кормления своих детёнышей. Но, учти, я из тех нежных рыб, которые при употреблении, мяса становится ядовитым.                Пеликан задумался: «Если поверить словам этой маленькой, но очень хитрой рыбки, лучше я сам поем её, чем оставлю своим деткам. Может и вправду она ядовитая...»                В это время Пеликан раскрыл свой клюв, и Маленькая чёрная рыбка выскользнула и устремилась вниз в спасительные волны  моря...
На этом месте Старая рыба завершила свою сказку о Маленькой чёрной рыбке. Она повернулась к своим тысяча девятьсот девяносто девяти внукам и правнукам сказала: – На сегодня нашей сказке конец. Уже пора спать. Продолжение её вы услышите завтра. Добрых вам снов! Спокойной ночи!
Все направились спать. Лишь только одна маленькая золотая рыбка не смогла уснуть. Она всё время думала о Маленькой чёрной рыбке и о её далёких путешествиях ...



       


От переводчика

Самед Бехренги является одним из талантливых детских писателей Иранского Азербайджана XX века. Он родился в 1939г. в г. Табризе  в семье  азербайджанского рабочего.  Из воспоминаний брата Асада, опубликованных в газете «Кейхан»   узнаём: «Ежедневно по утрам в Табризе жители очень часто замечали босиком бегающего мальчика. Очевидцы спрашивали друг-друга: – Кто же этот мальчик? Почему он босыми ногами бегает по улицам города? Почему башмаки свои держит за пазухой?»...                Мальчик каждое утро торопился в школу, которая находилась далеко от того места где жила его семья. И чтоб не опоздать на занятия, он вынужден бежать. А почему босой? Выяснилось, что у этого мальчика были  рваные башмаки. Чтобы они не мешали ему  при беге, мальчик снимал их и, только подойдя к школе, одевал».                Самед Бехренги окончил Табризский педагогический институт,                преподавал в отдалённых сёлах Иранского Азербайджана, писал и издавал свои самобытные детские произведения.                Известно, что Самед Бехренги проводил свои занятия бесплатно для детей бедных семей, где жил сам, распределив классы по возрасту и разделив их по группам. Бывало так, что в одной небольшой классной комнате проходили уроки для разных возрастных групп.                Молодой писатель читал и свои детские рассказы, которые с огромным удовольствием изучали его ученики.
      
               
Произведения Бехренги не раз завоёвывали призы в  престижных                международных выставках детской литературы (в Великобритании, Италии).                В 1962г.  в Международном конкурсе детской литературы рассказ «Маленькая чёрная рыбка» Самеда Бехренги  был удостоен специальной премии в Болонии (Италия).                Произведения писателя не раз издавались в городе  Баку на азербайджанском языке.               
Бехренги прожил всего лишь 29 лет. Умер писатель в 1968 году в Иране при весьма загадочной обстановке, по версии прессы: «он утонул  в водоёме глубиной менее одного метра».