Телеса обетованные

Андрей Лит
Дано мне тело.
Что мне делать с ним?
Таким единым
И таким моим.
Осип Мандельштам

Часть первая. Боль как средство познания мира.

Однажды у меня разболелась голова. Когда-то в детстве мы, дворовые шалопаи, наливали в  воздушный шарик воду, натянув его на кран и направив тугую струю в резиновое растяжимое чрево.  Шарик раздувался в гигантский тяжеленный пузырь, готовый разорваться на молекулы воды от малейшего укола.

Тяжелый раздутый пузырь, готовый к взрыву, это и была моя голова, наполненная болью. Я не знал куда отнести эту боль, как от нее избавиться.
Наконец я сел в комнате с задернутыми шторами, утонув в полуденном полумраке. Я сидел неподвижно, стараясь не шевелиться, как кот, терпеливо и сосредоточенно поджидающий мышь.
 
И тут ко мне пришло озарение. Я вдруг понял природу боли.

Если замереть, прекратить всякое движение, замедлить дыхание, и абсолютно, совершенно расслабиться, то боль, навязчивая и занудная, как вой бормашины, исчезает.

В абсолютном покое боль исчезает вместе с телом. Боль рождается из движения. Она как нота, рождаемая от движения смычка по струне. Если перестать двигать смычок, звук пропадет. Боль - это искра, рождаемая от столкновения тела с материальным миром.

Неподвижность - самое действенное лекарство от боли и страдания.
 
Учитель дхармы буддийский монах аджан Брам называет боль, физическую и душевную, Великим Учителем человечества. Ничто и никто не преподнесет так урок нравственности и философии. Когда приходит боль, болезнь, человек покидает привычный мир ложных комфортных представлений и отправляется в нелегкий путь поиска.

Я наблюдал это во многих больных. Многие люди, переживая длительную сильную боль и страдая, особенно на терминальных стадиях болезни, рассказывали мне о каком-то абсолютно новом восприятии жизни. Им как бы открывалась новая глубина действительности, её новое измерение, и войти в эту глубину их заставило страдание.
Боль необходима для того, чтобы понять её причины и навсегда от неё избавиться. К освобождению от страданий человека побуждает физическая и душевная боль.

Часть вторая. А теперь состоится вынос тела.

Наблюдая за мучениями людей в больницах и госпиталях, я пришел к выводу, что отчасти причина этих страданий - убежденность в том что тело принадлежит тебе. Что ты и тело - одно и тоже, и ты распоряжаешься и управляешь своим собственным телом. Как следствие - безнадежная привязанность и полная зависимость от его состояния.

Иногда я думаю, как хорошо было бы жить без тела! Обладание телом - одно из самых обременительных и тяжелых дел в жизни. Сколько зря, впустую потраченного времени!
 
Начать с того, что его нужно постоянно мыть. Одевать, раздевать, выгуливать. Его надо кормить. Вся жизнь уходит, на то, чтобы запихивать в голову всю эту колбасу, эти батоны, вливать в чрево борщи и окрошки, наливочки и кофеек, только и  добываешь ему  эти продукты, жидкие и твердые.

На первый взгляд кажется, что сам вопрос, моё тело, или нет - абсурд. Чье же еще тогда. Ты - хозяин физического тела. Что хочешь, то и делаешь с ним, как хочешь, так и распоряжаешься. Можешь отдать команду руке рюмку водки ко рту поднести, а можешь - кукиш соседу показать. Хочешь, бицепсы качаешь, а хочешь, живот отращиваешь мощнейший.

Однако все это еще не означает управление, контроль. Прикажите телу не стареть. Попробуйте дать команду телу не болеть. Не быть усталым. Зубам дайте команду не стираться и не выпадать, волосам не седеть, суставам не скрипеть. Дайте команду телу не умирать, попробуйте.

Пока тело не появляется на свет, оно  принадлежит матери. Как только человек рождается, он начинает разделять тело с тысячами живых существ, о присутствии которых даже не подозревает, но жить без которых невозможно.
Так же как после постройки храма на чердак заселяются голуби и аисты, в подвал - мыши и пауки, в воздухе комнат начинается полет насекомых, в теле начинается неподконтрольная нам жизнь.

Великий учитель истины Шерлок Холмс в последнем сериале говорит, обращаясь к самоубийце,  "лишить себя жизни - неверное выражение. Не себя, а кого-то. Жалеть о ней будете не вы. Ваша смерть - это всегда испытание для других"
Тело человека не принадлежит ему, так же как и его жизнь.

Когда человек вырастает, тело становится собственностью работодателей, членов семьи  и сборщиков налогов. Задайте себе вопрос, как часто в течении дня вы помещаете свое тело туда, куда хотите именно вы, а не другие люди и обстоятельства.

Оно - как выпущенный из пушки снаряд, летит по траектории жизни, которую нельзя поменять усилием воли. Можно немного задержать падение, делая утреннюю зарядку, или же значительно его ускорить, вводя в него яды, которые заменяют нам счастье.

Часть третья. Моё тело - не моё дело

Буддийский наставник Аджан Брам любит повторять, все то, что не подчинено нашей воле, что мы не можем контролировать, - это не наше дело.
Страдание человека начинается с ожидания от действительности того, что она никогда не сможет предложить нам. Идеальных обстоятельств. Замечательного партнера. Интересной  работы. Послушных и здоровых детей. Стабильной экономики. Не ворующего правительства. Не ломающегося автомобиля. И - не болеющего, не стареющего тела.

Страдание начитается, когда мы беспокоимся о том, что невозможно контролировать. Это - как пытаться удержать поезд, хватая его руками.
Моё тело - не моё дело. Я не имею над ним контроля. Оно меня не касается. Я разделяю его с другими существами как квартирант. Я просто временно в нем нахожусь.

Тело - самый подлый предатель на свете. Сколько усилий, сколько заботы потрачено, сколько крема втерто, в него, в подлеца. Сколько очередей у врачей отстояно.
Вы таскали его по стоматологам и окулистам, вы обхаживали его у массажистов и остеопатов, делали подтяжку лица и пластику груди, потели в спортзалах на беговых дорожках сгоняя с него килограммы.

Как заботливо вы устраивали его на ночлег в пуховых подушках и перинах, как откармливали витаминами.
А оно предало вас. Кожа обвисла и сморщилась. Волосы порядели, сосуды покрылись кальцием и холестерином.

В конце концов, оно бросит вас, как муж-многоженец, развалится и рассыпется в пыль. Его даже невозможно продать хоть за какие то деньги как старый автомобиль.

Хватит с меня. Я не должен заниматься всеми этими поносами, мигренями. Болит, зудит, скрипит - это не моя проблемма. Как говорят на западе, не мой бизнес. Тело должно заботиться само о себе, а сознание - о себе.

Тело имеет немыслимую восстановительную силу и не нуждается в нашем участии. Оно в состоянии само позаботится о себе. Надо просто оставить его в покое, отпустить. И тогда оно отпустит вас.