Жена Моцарта

Алла Чурлина
В этом году с ней — Констанцей фон Вебер — связаны две юбилейные даты: 255 лет со дня рождения и 175 лет со дня смерти. Девять лет своей жизни она была супругой В.А.Моцарта.

15 декабря 1781 г. Вольфганг Моцарт пишет из Вены отцу Леопольду в Зальцбург:
«... Она не уродлива, но и не красавица. Её прелесть в двух маленьких чёрных глазках и красивой фигуре. У неё не много чувства юмора, но довольно здравого смысла, чтобы исполнить долг жены и матери. Она не привыкла к роскоши … Напротив, она привыкла быть плохо одетой, потому что то немногое, что её мать могла дать детям, она дала двум другим, но не ей. … А большую часть того, что нужно женщине, она может сделать себе сама. Она каждый день сама причёсывается. Понимает в домашнем хозяйстве и имеет лучшее в мире сердце. Я люблю её, а она любит меня от всего сердца. Скажи, могу ли я желать себе лучшей жены? ...» (по книге «Вольфганг Амадей Моцарт. Письма», М. «Аграф» 2000 г.)

Когда 4 августа 1782 года Констанца фон Вебер (05.01.1762 — 06.03.1842) в венском Кафедральном соборе Св. Штефана сочеталась браком с Вольфгангом Амадеем Моцартом, за её плечами лежали полные тревог месяцы. Мать и её опекун потребовали от Моцарта подписания брачного контракта (который она разорвала), а в заботе о безупречности дочери были готовы подключить полицию. Многократно запрашиваемое сыном разрешение на бракосочетание от отца Леопольда Моцарта пришло только на следующий день после венчания и свадьбы. Тем не менее именно в это время Вольфганг праздновал в Вене свой первый большой успех как оперный композитор, автор зингшпиля «Похищение из сераля».

Констанца фон Вебер родилась 5 января 1762 года третьей (из четырёх дочерей) у Франца Фридолина фон Вебера и Марии Сесилии Штамм в местечке Цель-им-Визенталь около Фрайбурга в Брайсгау. Её отец — вначале респектабельный «чиновник» — после проигранных в судебном порядке споров вынужден был оставить должность и содержать семью, перебиваясь заработками певца, суфлёра и копировальщика нот. Вся семья музыкальна: сёстры Алоизия и Йозефа будут известными примадоннами, кузен Констанци — композитор Карл Мария фон Вебер. Да и сама «Станци» была не бездарной певицей: одну из партий сопрано в мессе c-Moll Моцарт написал для неё. Также после смерти супруга она в период с 1791 по 1797 числится певицей на сценах Вены (Kaernthnerthor-Theater), Лейпцига (Gewandhaus), Берлина (Королевский оперный театр), Линца и Праги (Национальные театры). Ее любовь к фугам, о которой Моцарт пишет своей сестре в апреле 1782, свидетельствует, во всяком случае, о незаурядном музыкальном понимании.

Судя по переписке супругов, отношения между ними выглядят более чем хорошими. В течение 8 лет у них родилось 6 детей, из которых выжили 2 сына — Карл Томас (1784-1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791-1844). Всё это время Констанца снова и снова серьезно болеет и старается поправить здоровье на курорте Баден под Веной. Это лечение было, вероятно, одной из причин для значительных долгов, которыми она была отягощена после смерти Моцарта.

Под влиянием своего второго супруга, датского дипломата Георга Николауса Ниссена (1761-1826), она становится осмотрительным и оперативным администратором наследия Моцарта. С Ниссеном, после многих лет проведенных в Копенгагене, летом 1824 она переселяется в Зальцбург. Ниссен работает здесь также над своей биографией В. А. Моцарта, завершение которой и распространение после его смерти организует Констанца.

12 августа 1835 в „Зальцбургской газете“ впервые звучит призыв к установлению памятника композитору. В 1836 из правления общества "Музей" образовывается „Mozart-Comite'“ (Моцартовский комитет), и, наконец, в 1841 объявлен „Dom-Musik-Verein und Mozarteum“ (Музыкальное общество при соборе и Моцартеум), которое принимает на себя подготовку и проведение праздника к открытию памятника Моцарта в Зальцбурге.

Констанца Ниссен, вдова Моцарта, сотрудничает с Обществом: она вносит предложения, которые не всегда осуществлялись, рекомендует своего сына Франца Ксавера Вольфганга на место капельмейстера и жертвует ноты и деньги. Ей не довелось испытать радость и стать участником больших торжеств при установке и открытии памятника Моцарта. 6 марта 1842, через несколько дней после прибытия первой модели для статуи, она умирает в возрасте 80-лет. Так как оба её сына в это время не находятся в Зальцбурге, „Музыкальное общество при соборе и Моцартеум“ принимает на себя заботу о погребении вдовы Моцарта. 8 марта 1842 года „Зальцбургская газета“ достойно сообщала о «благородной простоте и задушевности» четырёхголосного пения, которым завершилась у могилы на кладбище Св. Себастиана траурная служба, вызвавшая «глубокое умиление среди всех присутствующих».

Алоис Таукс, первый художественный руководитель «Музыкального общества при соборе и Моцартеума» (именно его предпочли на эту должность, а не младшего сына Моцарта, о чём мечтала вдова) — в честь Констанцы Ниссен сочинил «Погребальное пение для вдовы Моцарта» для мужского квартера, хора и духовых инструментов, которое и было исполнено над ещё открытой могилой. Ему, Алоису Тауксу, австрийскому дирижёру, композитору, профессору университета, в 24 года возглавившему Моцартеум и Оркестр Зальцбургской оперы, предстояло ещё руководить музыкальной частью торжеств по случаю 100-летия со дня рождения В.А.Моцарта, а также отдать долг чести в траурных концертах по случаю смерти как Констанцы, так и старшего сына Моцарта Карла Томаса.

На следующий день в храме Св. Себастиана прошло торжественное поминальное богослужение. Оркестр и хор «Музыкального общества при соборе» с величайшей безупречностью исполнили сочиненный Моцартом реквием.

«... Прощай, любимая! Целую тебя миллионы раз и остаюсь вечно твой Моцарт» (09.10.1791 из Вены в Баден — одно из последних писем жене).

P.S.

Странные мысли порой навевают цифры и даты. Констанца тщательным образом готовилась к открытию памятника своему великому мужу в 1841 году (всё было приурочено к юбилейной дате — 50 лет со дня смерти композитора). Она регулярно следила за подготовкой торжества и буквально из окон дома, где жила с овдовевшей сестрой Софи Хейбель, наблюдала за работами на площади Св. Михаэля (впоследствии переименованной в Площадь Моцарта).

Как известно, строительные работы для установки памятника позволили обнаружить редчайшей ценности античные мозаики на всем пространстве площади, а также периметр дорической колоннады — это были основания и два уровня полов главного языческого храма времён Ювавума, римского предшественника Зальцбурга. Их и сегодня можно увидеть в Античном отделе Музея Зальцбурга во дворце Новой Резиденции.

Проведённые тогда масштабные археологические исследования отложили открытие памятника (оно состоялось только 4 сентября 1842 года). Констанца шесть месяцев не дожила до столь значимого в её и их сыновей с Моцартом судьбе. Памятник, инициатором постановки которого ещё в 1835 году выступил писатель Юлиус Шиллинг, открывали в присутствии сыновей Моцарта. Младший сын — Франц Ксавер Моцарт в ознаменование события дирижирует праздничной кантатой собственного сочинения и исполняет в Зале карабинеров Старой архиепископской Резиденции часть одного из фортепианных концертов отца. А двумя годами позже, в 1844 он умирает (ему было 53 года) в Карловых Варах, где и похоронен.

В 1856 году Зальцбург проводит торжества 100-летия со дня рождения Моцарта. Двумя годами позже, в 1858 уходит из жизни его старший сын (ему было 74 года) в Милане, где был изначально похоронен и впоследствии перезахоронен, но где, так никто и не знает.

Сыновья женаты не были, наследников не оставили (если не считать внебрачную дочь старшего сына, умершую ещё ребёнком). Все торжественно упокоены и почитаемы в самых разных местах Европы, только вот «не собрать» при всех тщательных фактографических данных единого «химического портрета» зальцбургских Моцартов. Пока эта «тайна» не для всех.


по материалам прессы и раздумий от 06-03-2017
Алла Чурлина