Тайны секретного документа. 2. Продолжение

Галина Лемешко
               Шумел сурово родной лес.
   
   Леса, глубокие овраги, поросшие густым кустарником…Их было много на территории Чертковского района. Лес, с детства знакомый кормилец, место детских забав и  приют влюбленных, война сделала суровым, темным и холодным. Но вместе с тем, теперь он стал и защитником, и домом партизан. Он вызывал страх у оккупантов. Более, пяти месяцев леса и овраги были свидетелями « моральных и физических переживаний и бед», - пишет Мижирицкий.
   

  Война вообще каким-то непостижимым образом меняет значение наших русских слов, вернее сказать, просто высвечивает совсем новый смысл. Вот, например, «спокойной ночи», «добрый день». Наши лесные жители не говорили их  друг другу с наступлением вечера. Слова эти совсем не означали для них покоя. К утру, они были спокойны, если ночью успешно, без потерь, прошла вылазка в логово врага. А потом, назавтра, добрым днем был тот, когда удавалось пополнить запасы, разработать новый выход в тыл противника, добиться хотя бы даже небольшой победы над ним.
      

  Таких ночей и дней выдалось немало. Читаю, похожие на сводку боевых действий, выдержки  из докладной записки секретаря райкома: «22 августа была взорвана легковая машина, в которой находились 3 немецких офицера и шофер. …Группой уничтожено зернохранилище  с двумя тысячами центнеров зерна. …В разное время уничтожен велосипед и мотоцикл с водителями. …Вообще за период пребывания на территории, занятой противником, группа уничтожила 128 немецких извергов и полицейских. … 14 старост, полицейских и провокаторов задержано и передано Особому отделу проходящей передовой части Красной Армии. …13 сентября, по наводке предателей, Рогачев был схвачен и отправлен в Кантемировский концентрационный лагерь. Враги не смогли сломить волю партизана, на допросах он держался мужественно и никого не выдал. За 4 дня до назначенного расстрела был освобожден  Красной Армией. Вернулся к месту ареста и с местными патриотами задержал 12 предателей села Осиковка Писаревского района Воронежской области».
   

  …Бесценной была для партизан помощь местных жителей. Это они обеспечивали их продуктами и медикаментами, укрывали от преследования и очень часто выполняли задания разведывательного порядка.
   Самой большой неудачей группы Шлыкова П.Н.  стало то, что они не сумели наладить связи с теми, кто также входил в списки партизанского отряда и подписал Клятву верности.  Их было более 20 человек в других селах и           хуторах района. Но, даже оставшись без связи, эти люди самостоятельно вступали в борьбу.
   
    Активно действовала группа Щедровского сельского совета под руководством товарищей Кривоспицкого и Седуна. Они сами  не явились на перерегистрацию в немецкую полицию и сагитировали несколько односельчан. Вместе и начали действовать. Фашистам не было покоя на этой земле. Партизаны выводили из строя сельскохозяйственную технику, срывали уборку урожая. Удалось установить связь и помогать  в работе с населением командирам Красной Армии, которые по заданию командования переходили линию фронта. Офицеры рассказывали о положении на фронтах, снабжали партизан советскими листовками, разоблачали провокационные слухи, которые запугивали население.
   

  Ощутимую помощь оказала группа в Михайлово-Александровском сельсовете (станция Шептуховка). Ещё до войны здесь  работал директором неполной средней школы Жуков. Активный комсомолец нередко выполнял важные поручения отдела пропаганды и агитации райкома партии. В начале войны был призван в ряды Красной Армии. В одном из боев, раненный, он выбрался из окружения противника, пробрался в село, вернулся к семье. К 1декабря 1942го он окончательно сформировал активную группу партизан из местных и жителей. В первую очередь начали с агитационной работы среди населения. Жителям, уже несколько месяцев находившимся в оккупации, как воздух была необходима информация о происходящем на фронтах. Учитель Жуков умело вел эту работу, вселял уверенность  в сердцах земляков.
   

  За несколько дней до прихода красноармейцев стало известно, что немцы, покидая село, взорвут вальцовую мельницу. Трое суток партизаны несли боевое дежурство, на четвертые, ночью, к мельнице подъехала немецкая автомашина и фашисты приступили к работе. Но взорвать мельницу, кормилицу всей округи, им не удалось. Внезапные автоматные очереди заставили оккупантов быстро уходить в сторону Миллерово.
 23 декабря отряд под командованием Жукова,  имевшего опыт боевых действий и щедро обстрелянного врагами, соединился с разведкой и частями Красной Армии. С боем была взята  машинно-тракторная станция, освобожден элеватор с находившимся там складом немецких боеприпасов. В этом бою погиб член отряда Козырев П.И. Пулеметчик Криволуцкий,  раненный в руку, вывел из строя три вражеские огневые точки. Это были первые потери отряда Жукова. А еще через три дня были убиты бойцы отряда Елисеева и Салов. Это произошло после освобождения станции Шептуховки. Стремительно в село прорвалась крупная группировка противника. Тысяч семь-восемь живой силы с танками и бронемашинами  буквально накрыли всю территорию. Отряд партизан присоединился к 124 гвардейскому полку и  к части 126 гв. полка и участвовал в боевых действиях. Кроме того, участникам отряда, хорошо знавшим местность, удавалось успешно выполнять разведывательные задания армейцев.
   

  Партизаны передали частям Красной Армии 10 мотоциклов, 6 велосипедов, 3 пулемета, автоматы, бензин, продукты питания.
  Партизанский отряд Жукова получил официальную благодарность от командования 124 и 152 гвардейских полков.

              (Продолжение следует)