Яблоки на снегу

Ирина Семерова-Малахова
Ещё в памяти навсегда осталась история с яблоками. Трудно понять тем, кто не жил в шестидесятых прошлого столетия на Северах, как это – на оленине, макаронах, кашах и сухофруктах длинную зиму переждать. Даже картошка была сублимированная, сухая. Но всегда в конце короткого лета в бухту заходил корабль северного завоза.

Продукты привозили на всю зиму, месяцев на восемь, до следующей чистой воды. После этого связи с большой землёй у посёлков не было. Маленькая «Аннушка» продовольственный вопрос решить не могла. Зимой и самолёта ждали по три месяца.

Конечно, сразу в магазинах разрастались очереди. Покупатель старался накупить побольше продуктов, продавцы старались быстрей продать скоропортящееся. Яблоки входили в этот список. Мама однажды, когда мне было 4-5 лет, каким-то неимоверным образом умудрилась купить пять ящиков яблок. Ящики плоские, большую часть их занимали симпатичные чистенькие опилки, в которых плоды лежали в два этажа.

Обнаружив в комнате у кровати колонну из пяти ящиков, пахнущих деревом и чем-то ещё непонятным, но вкусным, я начала пытать родителей – что там? Когда мне сказали, что там яблоки, не поверила: я видела у бабушки яблоки, они не пахнут так! Пришлось маме порыться в опилках и достать красивенное красно-жёлтое яблоко. А раз достала – отдавай на съедение!

Мы, питающиеся кашами и рыбьим жиром, наверное, очень сильно нуждались в витаминах. Яблоко было сладким, ароматным, но, не помещаясь в двух моих ладонях, всё равно оказалось маленьким – не хватило. А мама сказала, что эти яблоки – на всю зиму, поэтому надо в день съедать только одно яблоко. Считать я не умела, потому согласилась и грустно ушла играть в общий коридор общежития.

Когда вечером был объявлен отбой и все улеглись спать, я уснуть не могла. Запах опилок и яблок отгонял сон. А что, если достать яблоко и понюхать? И потом уже спать?! Просунув руку между железными прутьями спинки кровати, я погрузила ладонь в тёплые и щекотные опилки. Яблока в них не было. Пришлось подтянуться ближе всем телом и залезть подальше в ящик.

Наткнувшись на круглый плотный плод, я потянула его к себе. Рука с яблоком между дощечек ящика не пролезала. Через верх достать тоже было невозможно, это был третий ящик, ещё два стояли сверху. Ощупав стенки нижнего ящика, обнаружила более широкое отверстие между досочками стенки. Погрузила руку, нащупала плод, легко вытащила и… тут же его сгрызла! Обсосала огрызок с косточками и закинула улику под кровать.

Мне казалось, что теперь я смогу уснуть. Но рука уже шарила в опилках в поисках очередного фруктового витамина. Не знаю, как никто не проснулся, не слышал моё сопение, чавканье, скрипение панцирной сетки. Утром, увидев рассыпанные вокруг ящика опилки, родители обнаружили целых пять яблочных огрызков! Я отбивалась, как могла – я одно съела! Остальные не я, наверное, Бабай!

Вот это моё заявление почему-то успокоило папу и маму. Потому что я была искренна в своём заблуждении. Совесть моя спала, разум спал, а организм тупо требовал витаминов, и тело подчинилось… Меня не ругали, попеняли только, что одна ела, не поделилась с сестрой, с родителями. И я потом до следующего года отказывалась есть яблоки. Стойко выдержала, меня кормили рыбьим жиром и кислыми жёлтыми витаминками С. А яблоки убрали от кровати, чтобы не смущали растущий без солнца организм.