Конфуций и Клава

Гоар Рштуни
Иногда такая ностальгия вылезет, как подумаешь, совсем ни к чему вылезет, и всё! - , как сказал бы мой любимый Гоголь. А вот как вспомню себя помоложе - приятно ведь! - и перед глазами мои школьные тетради, разноцветные тексты – разными чернилами, перьями и разным почерком… и пошло – поехало…
Вспомнила давеча историю записывающих устройств. В книжных магазинах был канцелярский отдел, там продавались ручки, перья (не путать с гусиным! Его уж не достала я, тот век прошёл!). Гусиные и вороновые перья прослужили человеку добрых десять веков и просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Странно думать, что еще наши прадеды писали гусиными перьями. Для работы перо требовалось зачинить: срезать наискосок, заострить, расщепить. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. И вот именно тот нож и назвали перочинным.

А чернильницы, проливайки и непроливайки? Чернила мы делали сами из таблеток, продавались "таблетки чернильные". С зеленоватым таким отливом... Растворяешь, а я любила дикую концентрацию, такое письмо при этом получалось! Я обожала делать упражнения по языку, и густые чернила, быстро высохнув, переливались на солнце зелёным перламутром. Подумать только, еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год  около миллиона флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов! Я специально узнавала!
А перьевые ручки продавались деревянные и из материала, напоминающего пластмассу, у меня где-то хранится серебряная с чернью, из Тегерана. Этой ручкой мой свёкор, родом из Персии, каллиграфическим почерком выводил поздравления на открытках.

Дальше надо было выбрать перо. А про перья особая песня! Все имели "свой почерк" и названия. Их было с десяток в нашем книжном магазине, по две копейки, что ли. Лучше всего писало «армейское» или «солдатик – с красной звездой»… Неплохо писало перо, называемое «лягушкой». Ещё с одно, по имени «семушка», мягко писало, получался хороший почерк, n 55, узорчатое  86-е, «рондо», «звездочка»…  Я выпускала школьную стенгазету и все колонки писала разными перьями и чернилами, чтоб не догадались, что заметки все одного автора, почерк и вправду получался разный.

О, как я любила свои перья! Хранила их в коробочке. И сама шила из обрывков толстой ткани перочистку, аккуратно обмётывая круглые кусочки ткани крючком, а серединку  прошивала пуговицей. Сеточку для чернильницы тоже сама сплетала, я и авоськи плела :) На нашей арабкирской улице в большой моде было рукоделие: вышивка гладью, крестиком, рЫшелье, мережкА... Нам было по десять-двенадцать лет, мы ходили друг к другу домой и с гордостью показывали и обсуждали очередное рукоделие, как сейчас сказали бы, очередной проект.
Можно было сшить для чернильницы торбочку из ткани. Неразливайку, или непроливайку, ставили в углубление парты, но кляксы всё равно были неизбежны…

Египетские школяры вспомнили бы, что перо с расщепом, напоминающее то, которое применяется и до наших дней, изобретено в их Древнем Египте. Тростниковую палочку, с помощью которой писали папирусы, расщепляли. По канальцу между половинками тоненькой струйкой стекали чернила. Толщина текста регулировалась нажатием на кончик пера. Все почти также как в современном пере. Остались такие плакатные и перья к авторучкам.

Потом кто-то в класс принёс первую «самописку». Впрочем, и "вечные" перьевые ручки в нашем отечестве выпускались отвратительные. Скребли, текли...
У меня все руки были в чернилах – отечественные протекали, их надо было мыть… да и китайские, красивого кремового цвета папа покупал по семь рублей, по числу детей… брр, как перемножишь... Тоже были не очень удобны, тем более, что их часто теряли.  Ещё до войны  венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат (по специальности химик, между прочим) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня.

А вот с шариковыми ручками стало легче. В Австрии заменили жидкие чернила  чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась эпоха величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил. Везде стояли заправки – стержни не выбрасывали. Потом их стали продавать отдельно, ну а сейчас - сами знаете, какое раздолье в ассортименте.

Но уже давно, с 94-го года, я перешла на клаву. До неё я печатала на "Эрике" и электрической "Ятрани". За "Эрикой" по совету шефа, я с ночи стояла в очереди в магазин на Пушкинской площади, записалась, а через полгода зять приехал и заплатил за эту мечту! На ней я училась, тоже по совету шефа, печатать слепым десятипальцевым методом, напечатала две редакции диссертации и отнесла профессиональной машинистке: сил не было исправлять, на машинке это довольно муторное занятие, да и текст диссертации после многочисленных правок и редакций постепенно осточертел.
Эрика до сих пор стоит у меня дома заслуженным экспонатом, а в родительском подвале стоят две мамины немецкие, ещё довоенные машинки. А ещё помню, что пишущие машинки надо было в спецотделе регистрировать. Чтоб листовки не напечатать, стало быть.

А несколько лет назад в Китае я видела стелы с высеченными на них иероглифами, с высказываниями Конфуция… Пятый век до новой эры! Ровные, как печатные! 
Вдруг вспомнилось… когда бойко набирала комментарий в Фейсбуке...