Мати умер

Алексей Мишин12
Я уже ложился спать, когда в мою, далеко не самую новую дверь, довольно навязчиво постучали.

- Мати умер, - на пороге стояла Соня.
- Какой Мати? - глупый вопрос, но разве может быть другой реакция у полусонного человека, который до этого не спал несколько ночей.
- Мати, мой муж! Ты пьян, что ли, Лион??
- Соня, мои соболезнования. Чем я могу тебе помочь?

И это была моя самая большая ошибка....

Первый порыв помочь тому, кому плохо, кто попал в беду, может оказаться губительным для нас самих. Такой порыв вообще может нас уничтожить. Но желание помочь тому, кто нуждается в нашей помощи, оказывается сильнее. Нет, это даже не желание, а какой-то инстинкт, инстинкт, о последствиях которого мы вообще не задумываемся.

- Лион, помоги мне собрать поминки. Я боюсь, что сама с этим не справлюсь, столько всего надо подготовить к похоронам.

Соня прекрасно понимала, что собрать поминки Мати - непростая задача для любого, кого попросили бы об этом одолжении, учитывая все обстоятельства.

Фразой "Чем я могу тебе помочь?" я, по сути, подписал себе приговор....

Уже больше ста лет в нашем городке существовала традиция -  поминки собирают жители. Каждый приносит что-нибудь съестное на общий поминальный стол.

Традиция странная, но по преданию, ее начал бывший мэр нашего городка - так он хотел доказать своей, тогда уже вдове, что люди его в городе любили и уважали. И, вот что интересно - ему удалось это доказать!

Почти весь город пришел на его похороны - все плакали и удивлялись быстрой кончине, а поминальный стол ломился от яств. Как говорил мой прадед, в городке таких богатых свадеб не было на тот момент, как поминки мэра.

С одной стороны, конечно, обычай довольно практичный - помочь семье, которая только что потеряла близкого человека. Ведь известно, что собрать поминки дело непростое. С другой стороны, обычай подленький  - люди могут и не прийти, а значит - ничего не принести..

И, к сожалению, смерть Мати оказалась как раз из тех смертей. Мати был землемером - ходил мерил участки и наделы, дома и пристройки, огороды и сельские угодья. В народе его звали "отрезатель" - Мати любил указывать на просчеты в землеустройстве, заставляя владельцев - отрезать, перекраивать землю, перестраивать дома и другие постройки. Когда он проходил в своем болоньевом плаще с большим деревянным циркулем под мышкой, по улицам городка в своих больших очках
с резинкой вместо дужек, народ знал - сегодня кто-то лишится своих метров. Законных или нет - вопрос другой. Главное - своих. И, конечно, это печалило многих....

Ну, вот он и умер….

- Нора, Мати умер, - я постучал в окно нашему фельдшеру Норе. Милая женщина, хладнокровная, как и положено врачу, спасла не одну жизнь в нашем городке. Практически любой житель мог быть уверен, что порезав палец или распознав в себе приступы аппендицита он может прийти-прибежать-приползти к Норе и она обязательно поможет. Жила она одна, мужа у нее никогда не было (хотя она и говорила всем, что он у нее моряк и находится в командировке, которая продолжалась не одно десятилетие). Всю свою жизнь она посвятила спасению других людей. 

- Царствие небесное… - за окном послышались уходящие шаги. Я все понял и пошёл дальше.

Булочник Марк красил окна на веранде.
- Марк, привет, Мати умер.
- Ну, умер и умер.
- Соня будет собирать поминки, ты ... внесешь свой вклад? - я старался вложить в тон своего голоса как можно больше тональности просьбы, а может быть даже и мольбы.
- Да ты с ума спятил, Лион? Мати обогатился за счет всего города настолько, что Соня спокойно может собирать поминки всем нам. Да и потом, для того что ли Мати урезал наши угодья, чтобы потом мы собирали ему пышные поминки? Нее, Лион, я в такие игры не играю. После того, как он с комиссией отобрал у меня половину фермы, а моя жена сошла с ума, я ничего не хочу слышать про него. Умер и умер.. Похоронят как-нибудь, на земле мертвецов не оставляют.
- Ты прав, Марк. - я тяжело вздохнул. Я прекрасно понимал, что подобные разговоры меня ждут практически в любом доме.

Я пошел к дому Фимы, которая когда-то училась с Мати в одной школе. Говорят, у них даже был когда-то роман, пока Мати не уехал учиться в Большой город. Даже несмотря на то, что через 4 года он вернулся оттуда с Соней, Фима тайно любила его, хоть и родила двойню от какого-то командировочного плотника, имя которого она вскоре благополучна забыла.

- Фима, Мати умер, - Фима доила козу. Она на минуту остановила этот процесс, поправила волосы, которые настырно лезли в глаза и .... продолжила дойку - Ну что же, людям это свойственно, Лион, ничего не поделаешь.
- Фима, но ты же любила его?
- Я любила его живым, а мертвый на кой ляд он мне нужен? Но ты же пришел не за этим... Ты же пришел на счет поминального стола... Нет у меня ничего, кроме молока, а молоко на поминальный стол не ставят...
Подобные ответы меня ждали везде - у кого-то Мати отнял часть огорода, кому-то из-за его замеров пришлось снести половину двора, а скотину вынуждено продать или зарубить на мясо, кто-то вообще уехал из нашего городка....

***

- Забери из ведра всю рыбу - все равно сегодня не базарный день - без всяких эмоций на мое известие о кончине Мати, сказал мне Кир - заводчик небольшой рыбной фермы в нашем городке.

Он поставил ведро передо мной....

Похоронили мы Мати с Соней, вечером того же дня..... А рыба была тухлой.....