Рождение человеческого сознания и 4 матрицы

Сергей Горский Москва
                Час зачатья я помню не точно,
                Значит, память моя однобока...

                В.С. Высоцкий



Подобно космическим циклам, сами люди рождаются, развиваются, стареют и умирают, чтобы после смерти унестись на край света, а потом вновь когда-то воскреснуть на новом «небе», ниспасть с «небес» на «землю» и сыграть новую «земную» роль в новой серии бесконечного космического сериала. На смену одной роли в одном обличье, допустим, человека, который «туп как дерево», приходит иная роль в ином обличье, допустим, баобаб.

                Но если туп как дерево — родишься баобабом
                И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

                В.С. Высоцкий

Либо это может быть набоб, правитель  провинции Восточной Индии в империи Великих Моголов. Либо простая русская баба, «мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая». Короче, как повезёт. Неисповедимы роли космического синематографа.

А как быть с сознанием? Каков его жизненный цикл? Как оказалось — ничего оригинального: сознание тоже рождается, развивается, стареет  и умирает. Тут, правда, есть две тонкости.

Во-первых, под сознанием имеется в виду индивидуальное сознание каждого отдельного человека. (Поговорим здесь о нас, о людях, а не о зверях или летучих мышах, также обладающих своим специфическим сознанием. Особенности нашего сознания нам хорошо известны, так сказать, «изнутри», исходя из собственного жизненного опыта. А вот каково быть летучей мышью — нам, обычным людям, не ведомо). Собственно говоря, именно это сознание и формирует из человека человека. Вершина этого сознания — разум, подводная часть айсберга — огромные пласты бессознательного.

Во-вторых, как оказалось сравнительно недавно, сознание, присущее каждой личности, рождается ещё в утробе матери, когда человеческий мозг ещё полностью не сформировался. Так, нервные клетки — нейроны — имеют длинные отростки — нервные волокна, покрытые специальной электроизолирующей оболочкой — миелином. Пока не завершена миелинизация кортикальных нейронов, которая начинается уже с 18–20 недели беременности, а продолжается приблизительно до десятилетнего возраста, о полноценном сознании, которое включает в себя память, говорить не приходится. Так считает академическая наука. Точнее, считала до недавнего времени.

И вот, как оказалось, под осторожным, дозированным воздействием психоделиков в ЛСД-сеансах, которые проходили под контролем врача, наблюдались воспоминания о жизни в утробе матери. По-научному это называется наличием пренатальной и перинатальной памяти, то есть памяти в утробе матери и в процессе родовых схваток, которые завершаются рождением очередного, пока несмышлёного, но уже обладающего разумом человеческого детёныша, очередного представителя славного вида Хомо сапиенс. Причём это именно воспоминания, а не галлюцинации. Эти воспоминания были подтверждены путём многочисленных опросов родителей тестируемых.

Что же показали эти воспоминания? О, вам и не снилось!

Знаете, что такое БМП? — Боевая машина пехоты. Зачёт.

А знаете, что такое БПМ? — Базовая перинатальная матрица. Кто не знает — на пересдачу.

Сама по себе эта матрица не вещественная, а психологическая. Руками её не пощупаешь. Она просто объединяет в себе  1) физиологию, 2) психопатологию (при наличии), 3) активность фрейдовских эрогенных зон, 4) ассоциативную память в человеческом обличье, 5) их переживания на сеансах ЛСД (феноменология сеансов ЛСД).

Самыми интересными оказались сопоставления пункта первого и пункта последнего, пятого, на четырёх этапах жизни в утробе и появления в муках на свет божий. Автор всех этих исследований, знаменитый американский психолог и психиатр чешского происхождения Станислав Гроф, которому в  2007 году было присвоено звание почётного профессора Московского государственного университета, присвоил этим четырём этапам большого пути соответствующую нумерацию:

БПМ I (период спокойного развития эмбриона в чреве матери),
БПМ II (первая клиническая фаза родов, связанная с началом сокращения матки до её открытия),
БПМ III (вторая клиническая фаза родов, когда шейка матки открывается, и плод начинает движение наружу),
БПМ IV (отделение плода от матери). 

(Просьба не путать БПМ I, БПМ II, БПМ III, БПМ IV родом из родов и роддома с БМП-1, БМП-2, БМП-3 и БМП-4 из Советской и Российской Армии.)

Вот что пишет о каждом из них доктор философских наук Евгений Торчинов:

             «Для БПМ I характерно чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом. Мир представляется как место невыразимого сияния и красоты. Важной вариацией этого переживания является наложение его на трансперсональное состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд.

              Символические образы, сопровождающие переживания БПМ II, покрывают довольно широкий диапазон. Это видение ада, образы Сизифа и Тантала, терзаемый орлом Прометей, а также образ мстительниц Эриний. Библейские темы сводятся к картинам изгнания из рая, а также к переживаниям подвергаемого издевательствам Христа перед распятием и чувству богооставленности.

             Символы БПМ III связаны с оргиастическими культами и религиями, практикующими кровавые жертвоприношения. Характерны образы, близкие тематике культа религий доколумбовой Америки, а также видения божеств типа Молоха, Гекаты или Астарты. Присутствуют видения религиозных церемоний, включающих сексуальный элемент и ритмические танцы, от вакханалий древних греков до архаических ритуалов. Из библейских образов присутствуют потоп, жертвоприношение Авраама, египетские казни, разрушение Содома и Гоморры, а также распятие и страдания Христа и переживания чистилища.

            Кроме того, присутствуют и видения демонического характера, в которых сочетаются образы извращенного секса, садомазохизма, скатологии и акцент на смерти с элементами богохульства и обратного религиозного символизма.

            Религиозный и мифологический символизм БПМ IV богат и разнообразен. Переживание смерти "эго" связывается с образами ужасных божеств, упомянутых выше. Возможно отождествление себя с жертвой богини Кали или с ребенком, брошенным в пламя, пылающее в гигантской статуе Молоха. Сцена возрождения часто связана с отождествлением себя с такими божествами, как Кетцалькоатль или Осирис, а также с другими персонажами, символизирующими смерть и воскресение, — Дионисом, Орфеем, Персефоной и Адонисом. Из библейских тем это смерть и воскресение Христа.

            Индивидуум, прошедший через муки родов и переживающий возрождение, преисполнен чувств торжества и триумфа, выражающихся в видениях победы над разными мифологическими монстрами (св. Георгий, побеждающий дракона, Тезей, побеждающий Минотавра, Митра, убивающий быка в священной пещере, и т.п.).

            Характерны видения сияющего света, исходящего из божественного источника. С этим связана и суперпозиция перинатальных и трансперсональных переживаний (переживание слияния с Богом или Абсолютом, растворение "я" в бесконечном сознании, единство с архетипической Великой Матерью (иногда в виде Исиды или других великих богинь) или присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии)» [1]. 

Какие картины! «Чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом»! «Состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд»! Изгнание из рая! «Потоп, жертвоприношение Авраама, египетские казни, разрушение Содома и Гоморры, а также распятие и страдания Христа и переживания чистилища»! Победа над монстрами, а то над самым главным монстром — Князем Тьмы! (За нашу Победу!) «Сияющий свет, исходящий из божественного источника»! «Слияние с Богом или Абсолютом»! «Растворение "я" в бесконечном сознании»! «Единство с архетипической Великой Матерью»! «Присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии»! (И я там был, мёд-пиво пил…) И всё это видит не ветхозаветный пророк, а ребёнок, к тому же  ещё в материнской утробе!

Другой известный философ и к тому психолог, но уже не российский, а американский, по имени Ричард Тарнас, в эпилоге своего бестселлера  1991 года «История западного мышления» (“The Passion of the Western Mind: Understanding the Ideas that Have Shaped Our World View”)  рассматривает  эти перинатальные матрицы  с точки зрения физики, психологии, религии и философии.

Сама диалектика видений, которые пронизывают стадию рождения, начинается с движения  «от начального состояния нерасчленённого единства» через стадию «разобщения, раздвоения и отчуждения», последующую «стадию полного исчезновения к нежданному искупительному освобождению, которое несло и преодоление, и завершение этого промежуточного отчужденного состояния, восстанавливая изначальное единство, однако на совсем новом уровне, где сохранялись все достижения пройденной траектории».

О как! От нерасчленённого единства, а то и Единого,  к единству на совсем ином уровне! Тут без Гегеля с его диалектикой никак не обойдёшься! Причём «эта архетипическая диалектика нередко переживалась одновременно как на индивидуальном уровне, так и — даже более ощутимо — на коллективном уровне, так что движение от первоначального единства через отчуждение к освобождающему разрешению переживалось как, например, эволюция целой культуры или человечества в целом — не только как рождение конкретного ребенка от конкретной матери, но и как рождение Homo sapiens из лона природы».

Наконец, «эта архетипическая диалектика переживалась и фиксировалась гораздо чаще в нескольких измерениях сразу — в физическом, психологическом, интеллектуальном, духовном, — чем в каком-либо одном из них, а иногда все они наличествовали одновременно в некоем сложном сочетании. Как подчеркивал Гроф, клинические свидетельства вовсе не предполагают, что эту перинатальную цепочку следует сводить просто к родовой травме: скорее представляется, что сам биологический процесс рождения есть выражение более общего, глубинного архетипического процесса, который может проявляться во многих измерениях. Итак:

             «С точки зрения ФИЗИКИ, перинатальная цепочка переживалась как период биологической беременности и как рождение, причем движение происходило от симбиотического союза со всеобъемлющим питающим чревом, через постепенный рост сложности и обособления внутри этой матки, к столкновению с сокращениями утробы, с родовыми путями, и, наконец, к самому рождению.

             С точки зрения ПСИХОЛОГИИ, здесь ощущалось движение от начального состояния нерасчленённого сознания "до-Я" к состоянию возрастающего обособления и разобщения "Я" с миром, возрастающего бытийственного отчуждения, и, наконец, к ощущению смерти "Ego", за которой следовало психологическое возрождение; нередко все это ассоциировалось с опытом жизненного пути: из чрева детства — через труды и муки зрелой жизни и удушье старости — к встрече со смертью.

            На РЕЛИГИОЗНОМ уровне, эта цепочка переживаний обретала великое множество обличий, но в основном преобладала иудео-христианская символика: движение из первозданного Райского Сада, через Грехопадение, через изгнание в мир, разлученный с Божеством, в мир страданий и смертности, к искупительному распятию и воскресению, несущему с собой воссоединение человеческого с Божественным. На индивидуальном же уровне переживание этой перинатальной цепочки сильно напоминало связанные со смертью и возрождением инициации древних мистериальных религий (на самом деле они, по-видимому, были во многом тождественны).

             Наконец, на ФИЛОСОФСКОМ уровне, данный опыт был постижим, условно говоря, в неоплатонически-гегельянски-ницшеанских понятиях, как диалектическое развитие от первоначального архетипического Единства, через эманацию в материю с возрастанием сложности, множественности и обособления, через состояние абсолютного отчуждения — "смерть Бога" как в гегелевском, так и в ницшеанском смыслах — к драматическому упразднению,  завершению, к синтезу и воссоединению с самодостаточным Бытием, в котором и исчезает, и завершается траектория индивидуального пути» [2]. 
 
Вот что, оказывается, переживает младенец в период родов! Тут тебе и физика, тут тебе и психология, тут тебе и  религия, тут тебе и философия! А вы говорите «несмышлёныш»! Всё знает, сказать только не может! А как подрастает — говорит! (Если вспомнит.)

И, как легко заметить, физика и философия  мира, сопутствующего  этим психологическим видениям, очень точно соответствуют физике и философии HIT-мироздания: то же состояние первоначального Единства, которое появляется и в философии последователя великого Платона — Плотина, жившего в III веке в Римской империи, и в глубинной реальности космического синематографа; те же видения Райского Сада, который наблюдают зрители «небесного» зала космического HIT-cinema; то же самое Грехопадение в процессе работы процессора Жизни и так далее.
 
Если современная «безжизненная» наука никаких внятных объяснений физической сущности этих видений не даёт, а лишь констатирует их наличие (или же традиционно ставит это наличие под сомнение), то наша скромная прозаическая, но, одновременно, и виталистическая картина мира всё это прекрасно объясняет коротенькой аббревиатурой  VHS: Vital Holistic System, то есть Целостная Система Жизни. Или так: Vital Holographic System, то есть Голографическая Система Жизни.  Объясняет как загадки возникновения жизни и загадки жизни после смерти тела, так и загадки развёртывания изначальных картин сознания в виде целой серии БПМ Грофа.

Сознание существует изначально! Ещё до рождения человека и, соответственно, его головного мозга! Существует в иной — нелокальной, нематериальной, негэнтропийной — реальности. Существует изначально, не только до рождения человека или иного другого живого существа, но и до рождения самой Вселенной! Существует, но в иной форме, в ином состоянии, в иной реальности, на ином носителе. Да здравствует сознание во веки веков!

Но на этой сложной смести психологии, физики, философии и религии история жизненного цикла человеческого сознания не заканчивается, а только начинается. На смену этапу рождения человека приходит этап его взросления. По мере взросления в сознании народившегося на свет божий нового обитателя планеты Земля, открываются новые контуры сознания, заложенные в нём на генетическом уровне.  И, как это ни странно, следующий этап человеческой жизни, этап взросления,  также насчитывает 4 ступени развёртывания сознания. Ступаем...


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/08/419


Примечания:

1. Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»
2. Ричард Тарнас «История западного мышления», Эпилог