Триалектика развития

Сергей Бахматов
               

  В последнее время развернулся диспут между приверженцами диалектики и триалектики. Первые утверждают, что в триалекике нет ничего нового по сравнению с диалектикой, в которой снятие противоречия означает объединяющее третье как результат развития. Если речь идёт о системе понятий, то первое, что должно быть сделано - это определена область их применения. Как вообще можно определить генезис таких инструментов мышления, как диалектика и триалектика? Не подлежит сомнению то, что все познается в сравнении.  Противоположности, в которых предстаёт перед человеческим разумом некоторое явление общественной жизни, как раз и подлежат сравнению через анализ их свойств для последующего объединения посредством гармоничного синтеза. Это означает то, что сущность, благодаря творческому вмешательству человеческого разума, будет являться для человечества нужным ему образом. Триада Гегеля описывает процесс познания вполне адекватно, однако распространение этой системы на бытие и историю человечества - это уже грубая ошибка. Дело в том, что «снятие» в мыслительном процессе идет в «виртуальном пространстве», а попытка снятия (объединения противоположностей) в реальном мире (например, в обществе) всегда приводит к реальной борьбе, в которой противоборствующие стороны забывают о разумном компромиссе. Более того, триада Гегеля, претендующая на роль описания развития бытия и истории человечества, предполагает разворачивание её во времени. Логика триалектики акцентируется на единовременном снятии без переноса элемента борьбы на бытие общества.

   Модель развития по спирали означает такое движение общества, когда поступательное движение его сопровождается «отражением» от стенок канала развития, то есть временным торжеством одной из противоположностей. В законе отрицания отрицания также предполагается достижение противоположностей. При этом синтез, то есть снятие, является тезисом новой триады, что неправильно по существу. Ошибка Гегеля в упрощении описания развития одной триадой.  Дело в том, что развитие предполагает снятие противоречий всех пар противоположностей, так как понятия, увязанные с развитием общества, сильно взаимосвязаны. Полное снятие одного противоречия невозможно без снятия других. Например, понятие свободы как синтез тезисов абсолютной ничем не ограниченной свободы и полным отсутствием её (рабством), невозможен без справедливости, которая является синтезом тезисов произвола и уравниловки. Понятие справедливости  в свою очередь не может быть синтезировано без понятия народовластия, которое является синтезом тезисов единоличной диктатуры и охлократии и т. д.    


  Ещё один нюанс, касающийся источника развития, который неправильно трактуется в системе Гегеля. В диалектике Гегеля источником и движущей силой развития является противоречие. На самом же деле, единственным источником развития является само движение как таковое, а логическая система мышления человечества призвана правильно определить направление этого движения, чтобы оно стало развитием.

В качестве образного примера парадокса понятия развития приведу гипотетический диалог «чайника» с диалектиком. «Чайник» спрашивает.

  В чём состоит причина развития?
- Любая вещь и мыслимое о ней содержат в себе противоположности, которые вступают в противоречие, а снятие его приводит к развитию вещи или её познанию.
-  А в чём заключается причина возникновения противоречий?
-  Причиной этого является развитие на определённых уровнях.
-  Позвольте, господин хороший, вы же только что утверждали, что причиной (источником) развития служит противоречие и последующее его снятие, а теперь заявляете, что противоречия возникают, являясь следствием развития. Вы уж как-нибудь определитесь.
-  Без противоречий нет движения и развития! Поэтому разумно считать, что противоречия являются источником развития.
-  А без движения нет противоречий и развития! Почему бы ему не быть источником?

  Можно попытаться разорвать этот замкнутый причинно-следственный круг, привлекая вместо развития более ёмкое понятие движения, которое мыслится как любое изменение.    
  Источником движения является отображение мироздания самого на себя посредством сил фундаментальных взаимодействий. В настоящее время достоверно известно существование четырёх фундаментальных взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого. Мироздание отображается само на себя и становится не тождественным самому себе, что является движением всего сущего. При этом происходит структурирование материи в виде объектов, которые, взаимодействуя между собой, образуют объектно-субъектное пространство, что представляется как принцип всеобщей взаимосвязи.
 
  Неживая природа до появления живой не ведала никаких противоречий, а самодвижение её осуществлялось исключительно по необходимости. Это было всего лишь «пассивным исполнением» воли мироздания, которое задаёт движение бесчисленному количеству объектов, наделяя их различными траекториями в пространстве состояний. Если эти траектории пересекаются, то объекты либо перестают существовать в данном качестве, либо траектории их изменяются.
   В этой связи интересно отметить то восхищение, которое вызывает у нас сложность и совершенство солнечной системы и Земли в частности, которая удивительным образом приспособлена для зарождения на ней жизни. Это устройство настолько совершенно, что может возникнуть мысль о том, что оно возникло не в результате спонтанного движения, а по воле разума. Однако это, скорее, объясняется тем, что бесконечное количество траекторий, которые задаются объектам мирозданием, включают и те уникальные, которые полностью соответствуют условиям зарождения жизни. Таким образом, в неживой природе существовало одно лишь движение.             

Что касается живой природы, то для раскрытия понятия развития нужно разделить её на три категории: первая категория  - это объекты живой природы, которые не имеют сознания и разума (микроорганизмы и растения), вторая категория включает животный мир, представители которого уже имеют сознание и, возможно, зачатки разума, третья категория состоит из тех, кто обладает не только сознанием, но и развитым разумом (человечество).

   Объекты живой природы, отнесённые к первой категории, движутся, подобно объектам неживой природы, по линейчатым траекториям, подчиняясь необходимости. Хотя в данном случае возможны и ветвления. Генные мутации и естественный отбор - это влияние внешней среды разных масштабов. Первое обусловлено влиянием окружающей среды и космическими излучениями, а второе - непосредственным окружением. Развитие в данном случае оформляется не разумом, а заданием бесконечного количества траекторий, из которых актуализируются уникальные, соответствующие законам бытия. Источником развития, как и в случае с объектами неживой природы, является движение, которое является следствием активного отображения природы самой на себя.

  Представители второй категории в целом также подчиняются необходимости, но наличие у них врождённых инстинктов, а также модификации их под влиянием опыта позволяют им в некоторых случаях успешно преодолевать межвидовую конкуренцию, меняя ареал обитания и даже переходя на питание другой пищей. Траектории в пространстве состояний бытия у них уже не линии, а узкие каналы, в пределах которых происходит движение видов. Всё остальное у них подобно тому, что имеет место в первой категории.

   Третьей категории, к которой относится человечество, присуща траектория в пространстве состояний, представляющая собой широкий канал, поскольку появляется осознанный выбор из множества возможностей бытия, которое представляется человеческому разуму противоречивым. Именно наличие разума у человечества превращает движение по необходимости в развитие в оптимальном направлении, благодаря осознанному выбору из множества возможностей. Сечение этого канала можно образно представить себе, как окружность, на которой напротив друг друга расположен набор парных противоположностей человеческого бытия. Человечество, обладающее коллективным разумом, познаёт как окружающую его природу (законы мироздания), так и законы общественного бытия, что соответствует движению его в пределах канала. Поступательное движение соответствует прогрессу (развитию), в обратном направлении - регрессу. Активное отображение мироздания, в том числе и общественного бытия, на общественное сознание задаёт движение. Очевидно, что оптимальной траекторией будет та, которая совпадает с осью симметрии канала, поскольку в этом случае движение будет в чистом виде свободным развитием. Это направление можно считать предопределением для разумного человечества. Неразумное движение наоборот приводит к отклонению от оптимальной траектории и приближению к границе канала, где обостряются противоречия, которые могут быть сняты только с привлечением коллективного разума.
 

   Триалектика подразумевает такую логику развития, при которой противоположности не достигаются, а движение происходит вдоль оси канала. Напомню, что гармоничное развитие возможно только тогда, когда снятие происходит для всех пар противоположностей, а познание мироздания и самого себя человечеством находится в гармонии. В противном случае возможен регресс, и даже обрыв траектории развития человечества вследствие глобальной войны или экологической катастрофы.
   Триалектика как инструмент логической системы мышления включает в себя всё ценное, что содержится в диалектике, но имеет то новое, что позволяет использовать её для развития человеческого общества на практике, не прибегая к бескомпромиссной борьбе. Непосредственное применение закона единства и борьбы противоположностей не в системе мышления, а в общественной практике оказалось ущербным, так как подразумевает вечную борьбу, а в конечном счете приводит к тому, что прав становится тот, кто сильней. Суть триалектики состоит в том, что на основании диалектического анализа всех противоречий общественного развития и полученных результатов в снятом виде, происходит их практическое воплощение в общественную жизнь.
 
 Если бы общество уже находилось на искомой траектории, то задача развития решалась бы достаточно просто: отклонение от траектории оптимального развития вызывает появление комплекса не антагонистических противоречий, своевременное снятие которых (пока они не стали антагонистическими), возвращало бы всё общество на разумную траекторию. Приведение современного общества, раздираемого противоречиями, на траекторию устойчивого и разумного развития, требует метода последовательных приближений, при котором частичное снятие одного противоречия позволяет осуществить частичное снятие других. Затем откроется дорога для более полного снятия этих взаимосвязанных противоречий и т.д. до почти полного приближения к намеченному идеалу. Начинать надо с противоречия в духовной сфере, то есть формирования образа будущего общества. 


 
  В общем и целом отличие триалектики от диалектики в том, что преобразование общества во всех аспектах его бытия ведётся без привнесения элемента борьбы противоположностей на основе плана, разработанного с использованием её. Это самый короткий и эффективный путь построения настоящего социализма, который, по существу, и есть благополучное разрешение всех основных противоречий. Противоречия и дальше будут возникать, но они будут уже не антагонистическими. Триалектика как инструмент анализа общества будет способствовать сохранению устойчивого развития.