Ликбез. где бы ты ни был

Ева Смородина
На картинке: один из неверных вариантов в Интернете (Его нет, но она оказалась рядом!).
----------------------
«Русский язык. ЛИКБЕЗ» - моя группа ВКонтакте.
https://vk.com/publicruslikbez

ТЕМА 2. «ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ»

       В музыкальных каталогах полно поп-исполнителей, использующих в песенных текстах любимое словосочетание «Где бы ты НЕ был». И всё ради красоты рифмы со словом «небо»! А ведь смысл меняется на прямо противоположный. Например:
       - «Где бы ты не был, мы глядим в одно небо» (в какое-такое общее небо она смотрит, если любимого нигде не было?).
       - «Я улечу с тобой на небо, я обойду с тобой полсвета, я захочу к тебе, где бы ты не был» (она улетит с ним на небо, найдя его там, где он вообще не бывал).
       - «Ты - моя нежность, ты - моё небо. За тобой встану, где бы ты не был» (встанет за ним - в очередь что ли?). Я бы здесь уж лучше срифмовала: «Ты - моё небо, люблю тебя нежно».
       Дело в том, что нужная рифма сама придёт и для «где бы ты ни был». Вот моё стихотворение «Эпитафия Сыну»:
Где бы Ты ни был,
Солнечным нимбом
будешь отмечен.
Кто бы Ты ни был
(Ангел ли, Идол),
сам не увидел
выхода в Вечность.
Кем бы Ты ни был,
стану я Нимфой
в Миг Нашей Встречи.
(февраль 2017)
*     *     *
ПРАВИЛО.
       Следует различать в придаточных предложениях сочетания КТО БЫ НИ, ЧТО БЫ НИ, ГДЕ БЫ НИ и т.п. и сочетания КТО БЫ НЕ, ЧТО БЫ НЕ, ГДЕ БЫ НЕ и т.п. Несмотря на то, что частицы «НЕ» и «НИ» называются отрицательными, однако частица «НИ» часто используется в противоположном значении, когда нужно усилить утверждение. Например:
       - «Где бы ты ни был» = «Там, где ты (был или есть)».
       - «Где бы он ни был, я его обязательно найду».
       - «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».
       Если же частица имеет исключительно отрицательную функцию, то применять нужно «НЕ».
       - «Где бы ты не был, но хотел побывать?».
       - «Как не порадоваться этому!»,
       - «Где только наша не пропадала!» (означает, что мы нигде не растеряемся; сравните: «Где бы мы ни пропадали, нас всегда находили»!).
----------------------
P.S.
«…А в полях тихо шепчутся СТЕБЛИ –
Только вслушайся в говор полей…
И тогда, кто, по слухам, на НЕБЕ,
Отдадут свой привет на Земле».
       В данном отрывке автор Ксения Забкова нашла замечательную рифму «стебли – на небе» – и без всяких «НЕ БЫЛ»!
05.03.2017.