Зарождение и развитие банковской системы в России

Андрей Кузнецов -Околелов
Зарождение и развитие банковского дела в России началось в первой половине XVIII века. Первые попытки организовать, упорядочить и создать механизм работы кредитных учреждений исходило от императорского двора. В XVIII веке в империи частный капитал практически не участвовал в развитии страны, те, кто имел какое-либо доходное дело, пытался по максимуму выжить прибыль. В отличие от стран Запада, в первую очередь Англии, Франции, Нидерландов и ряда германских государств. В этих странах частный капитал был двигателем прогресса и развития новых капиталистических форм. Банки активное становление получили в Англии и Нидерландах, где государство в экономике хоть и играло немалую роль, но основная активность была за частниками.

Российская империя выглядела совсем иначе. Частный капитал не играл такой роли, не был двигателем прогресса, а нередко просто не хватало средств реально развернуть дело.

Уже в царствование Анны Иоановны, в России существовала "Монетная контора", создание которой считается первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. И основной функцией, которой являлось выдача ссуд под обеспечение золота и серебра с "взысканием" 8% для облегчения положения лиц, нуждавшихся в кредите.

Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754 г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки, одной из главных функций которых была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества. Позже в 1766 г. банки стали выдавать ссуду и крестьянам.

Стоит отметить,  что эпоха Елизаветы Петровна была благосклонна к банкингу. При Елизавете Петровне возникали и другие кредитные учреждения, как, например, "Медный банк", "Банковские конторы вексельного производства" между городами, занимавшиеся выдачей ссуд купцам и фабрикантам медной монетой под обеспечение переводных векселей. При возврате ссудополучатель обязан был возвратить ссуды серебром.

Имея позитивную тенденцию в своем развитии, кредитные учреждения не имели успеха и не сыграли существенной роли в жизни империи. Не сыграли они значимой роли в социально-экономическом развитии России.

Дальнейшая эпоха банковской сферы связана с великой эпохой Екатерины II.

В 1769 году были созданы Ассигнационные банки, занимавшиеся главным образом введением в обращение бумажных денег. Несмотря на контроль, сосредоточенный в руках губернаторов и городничих, деятельность всех этих контор оказалась неуспешной, и они постепенно стали закрываться.

Причиной провала стала еще гиперинфляция захлебнувшая эконому из-за массового выпуска ассигнаций. Объем денежной массы к 1787 году достиг 57,7 миллионов рублей, при разрешенном выпуске в 10 миллионов, что привело к падению курса до 20 копеек серебром за один ассигнационный рубль. К тому же простота дизайна и отсутствие защитных мер, ассигнации часто подвергались подделкам, особенно номиналом 75 рублей. 

В 1796 г. был основан "Государственный Заемный Банк", занимавшийся выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам.

В царствование императора Александра I банковское дело, а с ним и кредитные учреждения подверглись значительным изменениям.

Для установления единства между всеми кредитными организациями было образовано особое учреждение "Совет государственных кредитных установлений", которое заведовало всеми кредитными постановлениями.

В 1817 г. императором был основан "Государственный Коммерческий Банк", необходимость создания которого заключалось в том, чтобы оживить промышленность и оказать помощь развитию мелкого кредита. Этому банку предоставлялось право учета векселей, право приема вкладов на хранение и право совершения переводов. Банк по мере развития постепенно открывал свои отделения в крупных городах страны.

В начале царствования императора Александра II вся система кредитных организаций была преобразована самым коренным образом.

Период с 1862 по 1872 гг. считается временем беспрерывного исторического развития банковского дела в России. В этот период зародилось 33 акционерных банка, 11 акционерных земельных банков, а 1873 г. функционировало 222 городских общественных банка. Внезапное появление такой массы кредитных учреждений привело к превышению в действительной их потребности, в силу чего многие из них уклонились от основной своей цели и увлеклись различными спекулятивными операциями, которые привели к краху самих банков.

Все существующие тогда банки делились, на государственные, общественные и частные.

Наиболее развитой формой банков в то время были Акционерные Коммерческие Банки, которые появились в России с 60-х гг. XIX века.

Состав, устройство и порядок их деятельности определялись частыми уставами. Число учредителей такого банка должно было быть не менее пяти человек. Половина складочного капитала должна была быть внесена при подписке на акции, а остальная половина в течение шести месяцев после открытия подписки.

В дореволюционной истории банковской системы России ключевую роль играл Государственный банк Российской Империи.

Государственный банк России был учрежден в 1860 году, но вплоть до конца века (1897) не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот. Она осуществлялась лишь «по высочайшим указам», во благо казны и правительства. Самостоятельно Госбанк мог лишь заменять ветхие купюры новыми, имел право принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю – продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг. С самого начала Госбанк находился в подчинении министерства финансов.
Подлинным эмиссионным центром Государственный банк России стал после реформы 1897 года. Перед Первой мировой войной он имел уже 10 контор и 124 отделения, расширилась кредитная деятельность Госбанка, он превратился в реальный «банк банков». В последующем Госбанк России был вынужден сочетать свою роль «банка банков» с прямым коммерческим кредитованием предприятий (осуществлял прямое кредитование такой экспортной отрасли, как заготовка хлеба).

Кредитование торговых и промышленных организаций происходило в основном посредством учёта векселей и выдачи ссуд, под векселя. До середины 70-х годов учёт векселей составлял в среднем 30-50 миллионов рублей в год. С середины 1870-х до середины 1880-х годов операции по учёту торговых векселей увеличились вдвое и составляли в среднем 100 миллионов рублей в год. Через 10 лет в 1890 г. они достигли только 152,5 миллионов рублей. Объём подтоварных ссуд был крайне незначителен.

На кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в 1866—1875 гг. до 28 %, в 1875—1880 гг. до 53 %, а затем вплоть до 1890-х гг. — до 63 % своих коммерческих ресурсов.

Еще одна роль Государственного банка состояла в кредитовании государства. Тем самым получалось, что казна кредитовала себя же сама. Благодаря этому финансы империи удавалось держать, в значительно-стабильном состоянии.

Свою значимую роль Государственный банк играл вплоть до Октябрьской революции. Устойчивость банковской системы России была проверена Первой мировой войной.
После Октября 1917 года Госбанк вообще перестал существовать, так как началось создание системы коммунистического распределения, при котором деньги и кредит представлялись ненужными.

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР, позже в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР.

Список источников.
1. Анфимов А.М. Некоторые вопросы организации и экономики крупного помещичьего хозяйства в России (конец XIX — начало XX века.) / Анфимов A.M.- М.: «Наука», 1966. С. 30.
2. Широков А. Ассигнации в России. Журнал «Советский коллекционер», 1932, № 3, с.73-79.
3. Свиридов ОЮ: Деньги, кредит, банки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 г.
4. Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861—1892 годы). — М.: Госфиниздат, 1960. — 415 с.
5. Кисмина Е.В. Государственные банки в системе кредита Российской Империи второй половины XIX–XX вв. / Е.В. Кисмина, Н.А. Благочиннова // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – №5 (115). – С. 71.