На войне всякое бывает!

Таня Киселёва
              По письмам ст. Оперуполномоченного отдела Контрразведки НКО «СМЕРШ»

     Часто встречающаяся в фронтовых письмах отца фраза - «На войне и так бывает», натолкнула меня на мысль собрать эти маленькие, трогательные фронтовые истории, в единый рассказ под таким же названием.    
      Стараясь не тревожить свою возлюбленную, мою будущую маму, описаниями тяжелых сторон фронтовой жизни, отец развлекал в письмах (по выражению мамы) рассказами о армейском житье-бытье, заочно знакомил её со своими боевыми товарищами, курьезными, а иногда и трагическими, случаями фронтовой жизни.
       В этих письмах, написанных по законам военного времени в рамках военной цензуры, невозможно узнать ни о фамилиях боевых друзей (только имена), ни о конкретных географических наименованиях местностей, откуда были посланы фронтовые весточки.
      И только анализируя даты писем с боевым путём 102 Дальневосточной Новгород-Северской дивизии, в которой со дня её формирования в отделе контрразведки «СМЕРШ» служил мой отец, я сочла возможным эти эпизоды связать с ориентировкой местности и названиями боевых операций, в которых участвовала дивизия.

БЕЛОРУССИЯ, май 1944г
 в междуречье Днепр – Березина 102 Дальневосточная стрелковая дивизия держала оборону
 

*** 
«Утром вчера написал и отправил тебе письмо, с 12.00 до 18.00 в этот же день за все майские дни изрядно отдохнул. Встал, навел туалет и после еды пошел на передний край в район той станции, о которой писал тебе раньше.
По дороге трижды попадал под артиллерийский налет противника, малость царапнуло в спину, а ординарца пришлось госпитализировать. С переднего края меня прогнали солдаты и офицеры, заявив, что мое присутствие у них всегда нервирует фрицев. Рыжими мы их называем.
Вернулся к себе в землянку, а там полно гостей, приехало руководство сверху. После разрешения деловых вопросов, один из присутствующих предложил мне показать твою фото-карточку (ранее я ему высказывал свои мысли и показывал её).
      И, как всегда, я достал с моего нагрудного кармана твою фото-карточку, и прежде чем показать им, поцеловал, представляя, что в натуре целую тебя, дорогая.
Павел, которого характеризовал тебе в прошлом письме, выхватил её из моих рук и также поцеловал.
      После просмотра у всех осталось приятное впечатление о тебе, чему я имею право гордиться. В честь твоего здоровья организовал ужин, пришлось выпить изрядно.
Водку я, Тоня, пью, но пьяным не напиваюсь.
По эфиру через радиоприемник, стоящий на столе, закончился звон кремлевских курантов. Гостей проводил, скучать пришлось мало. В землянке собрались штабные офицеры, на столе появился сохранившийся резерв.
      У каждого из сидящих, за исключением Павла, в руках фотокарточки любимых, и так начались поцелуи и тосты за здоровье любимых. НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»

***
 «Недавно встал, полюбовался природой, многие ещё поздравляют с праздником 1го мая.
Работник полевой почты доложил, что писем нет, в таких случаях, он всегда избегает меня, немало достается ему от меня, когда он приходит впустую, зато первым старается увидеть меня, когда в корреспонденции оказывается мне письмо.
      В таких условиях, Тоня, начал писать тебе письмо, хотел было погрустить, не дают.
С переднего края пришли ветераны части получать ордена. Кто поздравляет с праздником, а кто не видел меня последние дни, интересуется здоровьем. Другие зашли для того, чтобы вспомнить прошедший путь с начала формирования части, вспомнить прожитые невзгоды в летнюю и зимнюю пору.
      Вот сейчас сидит рядом Петр Васильевич, молодой 1925 года рождения, уралец, небольшого роста. С прибытием в часть, был неповоротлив, все смеялись над ним, особенно когда он держал винтовку, которая была выше его.
      Во время преследования врага он вступил в боевые ряды и обнаружив противника Петя с радостью закричал: «Немцы!». Маленький ростом, но большой винтовкой Петр уложил 8 фрицев. Таких дел за Петром уже много. НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!
На груди его красуются ордена Красной Звезды, Красного Знамени и Орден Славы III степени.
Через несколько часов у Петра дополнится орден Славы II степени. Он рассказывает, как несется служба переднего края, какую заботу проявили о нем в госпитале.
      Одно плохо, у Петра нет отца, есть единственная мать, да и то от неё больше полгода не получает писем, да и сам писать не умеет. Я ему оказал помощь в розыске матери.
      Разреши закончить, Тоня. Я спешу видеть рыжего ефрейтора, добытого только что разведчиками языка.»

***
       «Хочу после обеда вздремнуть, хлопцы уже спят, они все любители поспать. Я принял метод будить их – кричу: «Авиация противника, поднимайтесь!» «или «Просочились автоматчики!»; при таком подъеме встают быстро, а если скажешь: «Павел, Петр, Владимиры, Алексей  – кушать!», то проведешь час и не разбудишь.
       Алексей - это мой ординарец, как я его называю комендантом. Сам он с Урала. В 1941 году был тяжело ранен под Москвой, ему проделали три сложных операции, он не строевой, но в строю, функции его уход за воронком.
Он молодец парень! Конь, за которым он ухаживает занял первое место в армии. Это моя лошадь, Каштаном его называем. Что характерно, вчера Алексей пас на лугу Каштана. Алексей уснул, а Каштан рядом лег и голову положил на Алексея.
  НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ! Вот как на войне животные дружат с человеком.»
   
***
      «Только что пришел с пункта сбора донесений, лично пересмотрел пришедшую почту, среди которой, маленького, беленького конверта с письмецом от тебя я не обнаружил. Нашел большое письмо Павлу от Катюши, за которое пришлось Павла малость промариновать, сначала ему сказал, что письмо у Алексея (он бегал по лесу искал Алексея). Впоследствии вызвал баяниста и заставил Павла под баян танцевать «Камаринского».
      Открыв толстое письмо от   Катюши, все думали, что там есть фотокарточка, а на самом деле – чистая бумага, за которое ей большое спасибо.   
      Петру также нашел письмо в пришедшей почте, тоже из Москвы. Он пошел по моим стопам, установил письменную связь и уже изрядно переписывается с председателем фабрично-заводского комитета одной из фабрик города Москвы. Петру пришлось танцевать «Гопака».  А Владимир Первый сплясал «Лезгинку». И так, пришлось с часик повеселиться
   НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»

***
     «Вчера вечером автоматчики принесли нам зайца. Красивый зверек, но объявил голодовку. Сегодня утром Павел хотел пристрелить его на отбивные, но я запретил, буду принимать все меры к тому, чтобы заставить косого кушать. Небольшие результаты есть.
      Сегодня ночью был на переднем крае, при возвращении в траншее поймал ежа, красивый, но проявляет дезертирские намерения, придется привлечь к уголовной ответственности, вот сейчас он ходит по столу.  Косой, отлично кушает.
      В общем, Тоня, организую филиал московского зоопарка, приезжай.  Просмотр бесплатный.
Ну, пока, Тонечка! Уже светает, поют соловьи, и кричит кукушка. Буду отдыхать.
    Тонечка, встреча наша уже не за горами! Скоро, скоро, этот -1944 год будет годом нашей встречи!
      Тонюша, разреши прервать письмо, допишу вечером.
А сейчас зашел ко мне, в землянку, полковой инженер и бубнит все время, чтобы я пошел глушить с ним рыбу, сам он идти боится, боится, что его арестуют по дороге.
Тонечка, беру автоматическую винтовку и иду на рыбную ловлю, может быть, убью утку.
   И так, пришел с рыбной ловли, рыбы поймали до 7 кг, часть уже и скушали.
НА ВОЙНЕ ВСЯКОЕ БЫВАЕТ!
Утку убить не пришлось, но возможность была. По дороге нашел три гнезда, в которых было по 10 яиц, хотел было взять их с собой и организовать у себя инкубатор, но подумал и пришел к тому, что утята могут сбежать, как сбежал ежик.
      Зайцу то сбежать не пришлось, Алексей с него сделал хорошие отбивные.
Уток было много, но стрелять не стрелял и не разрешал другим, убеждал в том, что это мамаши будущих молодых утят.»

***
     «Я болею редко, но с полковым инженером - целая беда. Зимой прошлого года мой коллега по службе из соседней части, предложил мне молодого козла, котлеты из которого мне понравились. В результате чего, я дал своим хлопцам команду умело пойти и прибрать к рукам все мясо у этого коллеги. Все было выполнено точно и чисто.
      Перед боевой операцией у наших штабных офицеров появилась водка, а закуска оказалась у меня, но повар - кулинар был неопытный, а может быть умышлено приготовил так котлеты, что последствия у каждого из нас были не совсем приятные, но зато боевая операция проведена успешно и часть получила благодарность от Военного совета нашего фронта.    
      Вот с этих пор наш инженер частенько хворает, а как появляется у него 100 метровка, так сразу же мы вспоминаем и котлеты, и проведенную боевую операцию. НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»

БЕЛОРУССИЯ  лето 1944г
Белорусская наступательная операция  «БАГРАТИОН», наступление  в направлении г. Бобруйска


***
    « Мы движемся на Запад и все делается на ходу. Вот это маленькое письмо, Тонюша, пишу тебе на том месте, где ровно 15 минут назад сидел немец и строчил с пулемета. Теперь его нет, убит он той рукой, которая пишет тебе это письмо.
НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»
Сейчас, хорошо видно, как наши соколы штурмуют отступающего немца, утюжат траками наши славные танкисты, гонят врага и уничтожают пехотинцы.
Ну, Тонечка, прости, что мало написал, спешу.»

***
     «Сегодня представилась возможным малость отдохнуть на привале. Спал целых шесть часов, спал как убитый.   Здоровье отличное.
      Движемся беспрерывно вперед.  Беспрерывно выходят на дорогу, из разбитой группировки противника, засевшие в кустах и ямах и оставшиеся в живых фрицы с поднятыми руками. Последнее время уже и конвоировать их не стали. После обыска назначаю старшего из немцев и этот старший конвоирует их в тыл. А мы вперед на запад. НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!
      По дороге всё время вереницей стоит разбитая техника противника. Дорога увалена трупами врага. Освободившееся население радостно встречает воинов Красной Армии. Выходят на дорогу с цветами, молоком, а то и самогоном.
      А мы все вперед, только вперед, на Запад.»
***
    «В связи с подготовкой к выходу на исходное положение, к тому же застала ночь, я не смог, дорогая Тонюша, дать тебе полностью ответ на твое письмо.
      Сейчас хочется тебе, дорогая, Тонечка, рассказать о случившимся вчера чрезвычайном происшествии.
      Вчера перед отъездом на высокой ели, у которой стояла наша повозка, хлопцы заметили рой пчел. Суждений было много, некоторые из военных оспаривали, что это не пчелы, а осы. А другие настаивали на своем, говорили, что именно пчелы, и должен быть мед. Решение было принято одно - ДОСТАТЬ!  Для выполнения данной операции поручили инженеру (о котором я тебе писал) применить свои технические средства, т.к. химиков под руками в это время не было.
      И если бы ты только знала, какого нам дали перца эти пчелы, когда доставали этот рой!  Я рассчитывал кушать свежий мёд за себя и за свою москвичку, Тонюшку, а когда стал подносить ко рту соты с медом, вылетела из ячейки пчела и ужалила меня за верхнюю губу. Не находил места целую ночь, был с распухшей губой.
НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!
      Прихожу к выводу, Тонюша, что ты, наверно, не любишь мед, как и свежую рыбу. Помнишь, писала ты об этом?»

***
   « День выглядит сегодня ясно, а солнце начинает пригревать по-осеннему, по утру становится свежо. В Сибири в это время, утром роса замерзает, зелень меняет свой цвет, здесь этого ещё нет. Вот прилег на зеленой траве, такой же как этот карандаш, которым пишу.
    Слева от меня сидит Вася, воспитанник,1929 года рождения и пилит на двухрядной (трофейной) гармошке, которую я ему час назад подарил. НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!
     У Васи замечательный слух, он на губной гармошке исполняет любые вещи, а на двухрядке тоже клеится хорошо. Несмотря на карманный рост, с Васи толк будет!
    Справа идет бой, наш правый сосед  ,для ориентировки 2й.
  (2- ой Белорусский фронт ,примеч. Авт.)
Стреляют и наши артиллеристы, скоро пойдем вперед.

ПОЛЬША.  осень 1944г


***
   « Утром начал писать это письмо в хорошем доме одного помещика и только успел написать «Здравствуй дорогая Тонюша!», как мгновенно очутился в другом месте. Что было? Для разъяснения скажу, это не от «МЕССЕРА» и «ЮНКЕРСА», а от своего «ИЛЬЮШИ»!
 НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!Правда обидно, ну ничего не поделаешь, двигаемся вперед и вперед, все ближе к нашей встречи.
      Тонюша, прошу не обижаться, что пишу плохо по содержанию, не позволяет время для этого. Мне, кажется, что ты, моя дорогая, не обидишься.
      И так, сероглазая, говоришь: четвертый день не получаешь моих писем, начинаешь злиться. Охотно верю, дорогая. За десятидневку, в которой не было от тебя писем, я не только злился, с ума чуть не сошел. Вот оно как бывает!
Злиться друг на друга мы не будем, незачем делать это.
Когда будет больше времени, напишу побольше, я себя считаю пока перед тобой должником.
      Тонюша, за прошедшее время нашего письменного знакомства, в каких только условиях я тебе не писал - писал в землянках, в траншеях, в воронке под дубом и грушей, на самоходных орудиях и танках и т.д.  и т.п.»

***               
  « Сегодняшний день был хорош! Выгнали немцев с их укрепленной линии. Малость засыпало песком. Ну ничего, только слышу плоховато, дня два три пройдет.
С зам. командира части, который стоял рядом немного хуже, потерял разговорную речь. Это тоже пройдет.НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!
     Придя с ним с передовой, увидел, что четыре письма ожидают меня, за что выношу тебе большое фронтовое, любовное спасибо.
      С рукой у меня ничего особенного, теперь вполне здоровая, а случилось то, что стыдно писать.
Во время выхода с поля боя, я предложил на радостях зам командиру части по политической побороться. Вот и схватились, его разложил на обе лопатки, а себе вывернул палец на правой руке. Я тебе как-то писал ещё весною, что у меня заживает все, как на собаке. Вот на праздник 10 числа подбил себе глаз, вчера ещё было заметно, а сегодня чин-чинарем! Полный порядок!»

***
     «Тонюша, я было взял себе в сыновья твоего земляка с 3й Мещанской, Алексея Васильевича. Ему 13 лет от роду, воинское звание сержант, мать у него умерла, а отец и брат погибли за Родину.
      Будучи в одной части, я познакомился с ним, и он изъявил желание пойти ко мне.
  В части, где он был, рады избавиться от него. Взял его к себе в седло, проехали несколько километров, и он заявляет мне: «Я - солдат, а ты - офицер, давай я буду идти пешком, а ты должен ехать на коне».  Просьбу Алексея я удовлетворил, не прошел он и сто метров, смотрю, мой Алексей забрался сзади на буфер шедшей машины М-1, на ходу отрезал запасной бак бензина и стоит на дороге. Прочел ему нотацию, что так делать нельзя.
      На второй день мы с Алексеем были в группе офицеров, придя в свою землянку
 у Алексея в карманах оказались изъятые им у офицеров три пистолета.
Хуже того, шла машина, груженная хлебом, и мой Алексей оказался в кузове и давай по дороге из машины бросать солдатам буханки хлеба.
       Вот озорник, второй Мустафа!
Дал слово, что безобразничать не будет, и ровно через 5 минут чуть не застрелил одного из автомата.НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ! Кроме того, самостоятельно ходит на передний край. Завтра выпишу документ, чтобы этапировать  Алексеея в тыл, в детдом.»
 
*** 
   «Вечером вчера проводил своё самое главное начальство.  Проверяли лично работу отдела.
Дела обстоят отлично. В итоге проверки, я их так «напроверял», что в конце концов не только язык у них еле-еле ворочался, но и, интересно, как они добрались до места своего назначения.
Не удивляйся, Тонюша, на фронте и так бывает.»

***
     «Я тебе расскажу только об одном факте, который наблюдал вчера и сегодня.
НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»
Вечером вчера, пришел в дом, где располагается начштаба нашей части (утром в этой деревне были немцы), за столом у нач. штаба сидели его приятель, в чине майора, лет сорока, и молодая девушка. Пригласили меня, выпили немного. В разговоре эта девушка мне рассказала, что она с 1925 года рождения, коренная москвичка, училась в институте иностранных языков, а после играла на сцене, вращалась с Козловским и т.д. Около 2х лет переписывалась с фронтовиком. На одном из выступлений в театре её забросали цветами, здесь же, в театре, был и этот фронтовик. Во время антракта у них состоялась встреча. Он в звании лейтенант, хороший парень, командует ротой. Девушка говорила, что любит его, и приехала с ним на фронт, видится приходится через 2-3 дня.
      Приятно было вчера слушать такие слова, но не приятно было видеть, сегодня рано утром эту девушку с тем майором, когда зашел в комнату. Это факт на территории нашей части, а сколько ч
частей и сколько таких фактов!

ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ февраль 1945г.
Восточно-Прусская наступательная операция 1945г


***       «Милая, теперь буду жить!
13 дней был оторван, не только писем не получал, но и не знал, что делается в нашем коллективе.
На войне всякое бывает.
Есть приказ Рокоссовского, за это время была объявлена благодарность.
В части нас давно похоронили, многие говорят, что видели наши трупы, а мы ЖИВЫ и ЖИТЬ будем!
     Вот сутки как прибыл в свой коллектив, а там уже сообщили по дистанции выше о моей гибели, но я жив. А как встретили в части! Все целуют, радости сколько!
     Эх, Тоня, если бы ты знала, сколько за эти 13 дней побили мы немцев!
  Тонюша, теперь и меня называют партизаном. Не раз вспоминал тебя, каждую минуту. Было время думал умру, но врагу не сдамся! Если буду стрелять себя, то вместе с твоей фото.
На войне и так бывает.
За эти дни Володям попало за то, что они убежали от меня. Многие говорили, что видели мой труп.
   За эти 13 дней курить здорово стал и чистый спирт пью!

Ах, погоревал я в эти 13 дней о тебе, дорогая!
      Почему так получилось:
  С небольшой группой наших богатырей проскочили боевые порядки немцев, ворвались в город. В городе была ещё жизнь, работали телефоны, электричество, ходили троллейбусы и поезда.
Обстоятельства заставили на одной из дорог остановиться.
      А сколько мы на этой дороге перебили немцев и подбили машин! Если кончались боеприпасы, вооружались немецкими, и немцев били из их же оружия.
НА ВОЙНЕ И ТАК БЫВАЕТ!»