Революция без революций

Юрий Хозяинов
  В начале марта в Тюмени прошла шестая по счету «Театральная революция». Так по инициативе театра «Мимикрия» и Любови Лешуковой назвали фестиваль молодежных театров. Молодежь хочет производить революционные преобразования в любых областях деятельности, особенно в театральном деле, но что у них получается?

В 17-м году тюменский фестиваль стал европейским, его под свое крыло взял  Центрально-Европейский комитет Международной ассоциации любительских театров. Посмотреть, что из этого получится в Тюмень приехали: Алед Рис Джонс, член исполкома Международной ассоциации любительских театров AITA (Великобритания); Видас Силюнас - президент Российского центра AITA; Михаил Чумаченко, вице-президент РЦ AITA, президент ассоциации студенческих театров России и другие высокие чины AITA.
 
Фестиваль не имел конкурсной составляющей, поэтому призы не предполагались: «Сюда приехали спектакли, лучшие в европейских регионах, победившие в конкурсах. И мы не имеем права  назвать один спектакль более хорошим по сравнению с другим. Приехавшие в Тюмень спектакли все хорошие» - так объяснил это решение Михаил Чумаченко. Экспертная оценка не является способом показать «всякому сверчку свой шесток». Разъясненное и мотивированное решение жюри позволло бы молодежному театру определить направление своего дальнейшего развития и средства достижения художественных целей. Но взрослые решили: пусть дитя тешится и будет довольно.
 
На торжественном открытии фестиваля  в Тюменском драмтеатре вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев: завил: «Европейский театральный фестиваль стал возможным благодаря тому, что тюменское театральное сообщество сумело доказать, участвуя в различных фестивалях, что в Сибири есть творчество и креатив». Днем позже, общаясь с участниками Фестиваля на открытии Молодежного театрального центра «Космос» губернатор Тюменской области Владимир Якушев подтвердил желание и возможность Правительства области всемерно поддерживать молодежное театральное движение области и Европы путем финансирования подобных фестивалей и продолжения реконструкции МТЦ «Космос».

В этом году в Тюмень приехали любительские театры из семи стран, которые показали 10 разножанровых постановок.
В выборе своего сценического репертуара молодежные театры разделились на две группы: одни считают, что старая добрая классика (Сервантес, Достоевский, Чехов) а также примыкающие к ним современные часто ставящиеся авторы лучше всего способны донести «послания» молодежных театров зрителям и миру, другие выбирают оригинальные пьесы, неизвестные никому, кроме их театра.

Одни театры считают,что достаточно рассказать зрителям о впечатлениях навеянных от прочтения представляемого произведения, другие -  обрушивают на молодого зрителя словесные потоки емких диалогов не исключая из них почти ни одного авторского слова.

Особняком я поставил бы спектакль лейпцигского театра «Don Q…» которую я назвал «кукольно-масочная мистерия с элементами клоунады и живой музыкой». Зрители весело смеялись над ужимками и прыжками актеров, а также произносимыми клоунскими голосами «дон Кихот, Санча Панса», но вряд ли до них дошла хотя бы малая толика глубокого смысла заложенного в роман великим Сервантесом.

Все, что мы увидели на этом фестивале уже где то было и было не раз. Ничего революционного и даже нового в попытках молодежных театров найти свой путь к зрителю на этом фестивале я не увидел. Видимо прав Владимир Ленин, поучавший молодежь: «Чтобы стать подлинным революционером надо хорошо знать классику!» Вот они и узнают, и пусть помогут им в этом деле опытные наставники!