32 - В поход за фольклором

Маргарита Люблинская
   "Богата народными талантами Владимирщина. На территории области живут и работают чудесные художники Мстеры, ставровские и небыловские рожечники, не перечесть фамилий одаренных певцов, плясунов, частушечниц. Вся страна знает владимирскую сказительницу Елену Васильевну Волкову - "бабушку Олену", как называют ее в родном селении, Старых Петушках," - так писала Владимирская газета "Призыв" 26 марта 1948 года.
   В 1947 году областной Дом народного творчества сделал первые шаги по сбору и изучению фольклора Владимирской области. Была издана книга сказов, песен и частушек "Славься, Родина!" Е.В.Волковой.
   В марте 1948 года в Доме народного творчества состоялось совещание, на котором обсуждался дальнейший план работы по сбору и изучению народного творчества. Была создана специальная секция, которая с этого года должна заняться изданием сборника "Фольклор Владимирской области". Туда должны были войти народные сказы о Великой Отечественной войне, о счастливой колхозной жизни, песни, частушки, поговорки, отображающие социалистическую новь.
   Знаменитый писатель Максим Горький говорил: "Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего".

   К сбору фольклора было решено привлечь местную интеллигенцию, студентов, школьников. Большую работу намечалось провести в Муромском, Суздальском, Судогодском и других районах области, богатых народными традициями.
   В 1949 году вышла в свет небольшая книжечка Владимирского Дома народного творчества "Колхозная новь". Ее я тоже, конечно, нашла в Российской Государственной библиотеке.
   На зеленой обложке книги - рисунок: девушка танцует в свете прожектора, машет платочком, а ее партнер отплясывает вприсядку! Открывается занавес, словно приглашает нас в зрительный зал посмотреть на эти задорные танцы, послушать зажигательные русские народные частушки. Народные-то они народные, но у каждой первоначально был все-таки автор, а потом уже она ушла в народ, перепевалась, изменялась, переделывалась.
   Предисловие к книге "Колхозная новь" написал Евгений Осетров. Он отметил, что "с незапамятных времен многоустая народная молва из поколения в поколение передавала предания, легенды, былины, пословицы. В них запечатлена вся история нашей страны. Нет ни одного крупного исторического события, которое не оставило бы тот или иной след в фольклоре. Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала небывалую творческую активность широких масс. Новые песни зазвучали над просторами нашей необъятной Страны. Невиданного расцвета достигло народное творчество. В советские годы выросли одаренные сказители, песенники и частушечницы.
   В советском фольклоре нашли отражения глубочайшие социалистические изменения, происшедшего в стране. Борьба за власть Советов, гражданская война, Сталинские пятилетки, Великая Отечественная война, новый пятилетний план - все это ярко и образно отражено в народном творчестве. В тысячах сказах, песен, легенд воспеты любимые вожди - Ленин и Сталин.
   Владимирская область представляет огромный интерес для фольклориста. Богатое историческое прошлое, яркая социалистическая действительность обусловила исключительно благоприятные возможности для создания народных произведений.
   Страстный любитель фольклора М.Е.Пятницкий говорил около сорока лет назад: "Народная песня исчезает, и ее надо спасать!" Советские люди возродили и художественно возвысили русскую песню.
   В десятках тысяч частушек, распространенных по всей области, запечатлена крестьянская новь. Они - верное зеркало колхозной жизни.
   Многогранная, кипучая современная действительность раскрывается во всей красоте, когда слушаешь одаренных частушечниц. К таким, прежде всего, относится Евдокия Данилова из Собинского района. Она знает сотни разнообразных частушечных текстов. Многие из них она сочинила сама. Особенно много бытует частушек в Собинском, Суздальском, Судогодском и Гусь-Хрустальном районах.
   Зимой - в избе-читальне, летом - за деревенской околицей после натруженного дня собирается молодежь, лихой гармонист трогает лады и начинается бесконечный "перепляс". Юноша и девушка становятся друг против друга и заводят разговор частушкой. Из этих частушек можно узнать все новости сельской жизни. Незамысловатые по форме частушки благодаря своей искренности и правдивости дышат подлинно поэтическим очарованием.
   А сколько искрящегося юмора, порой самого неожиданного, обнаруживается во время "перепляса"! Горе тому нерадивому работники, имя которого попадет на язык бойких частушечниц. Осмеянный на деревенской вечеринке, обычно старается работать как можно лучше, чтобы впредь не попасть в смешное положение.
   Появилось множество частушек о механизаторах сельского хозяйства, о трактористах и комбайнерах.
   Наша область является непочатым краем деятельности для фольклориста. Настоящий сборник - первая попытка собрать устное народное творчество Владимирщины. В сборник вошли частушки, отображающей социалистическую новь колхозной деревни.
   В сборе частушек приняли участие работники краеведческих музеев, сельские учителя, школьники и студенчество.
   Считаем своим долгом выразить признательность товарищу Варганову - директору Суздальского музея, предоставившему многие частушечные тексты".
   
   В книге "Колхозная новь" было 5 разделов:
 - Нас ведет великий Сталин по дороге Ленина (13 частушек);
 - Пусть узнают во всем мире, как колхозники живут (44 частушки);
 - Наша Родина могуча, наша Армия сильна (24 частушки);
 - Девичьи лирические (25 частушек);
 - Шуточные (6 частушек).

   В конце книги был напечатан список исполнителей и собирателей, от которых записаны или которыми доставлены материалы сборника. Указано, какие частушки кому конкретно принадлежат. Всего 26 авторов, и среди них - Елена Васильевна Волкова. В сборник включена всего одна ее частушка, это и понятно: бабушка Олена в основном писала сказы и стихи, а большинство ее частушек было написано в годы Великой Отечественной войны, они должны были войти в другой сборник. Многие ее частушки о мирной жизни уже были напечатаны ранее в 1947 году в ее книге "Славься, Родина!"
   Авторами частушек "Колхозной нови" были жители сел Ундол, Омофорово, деревень Петрушино, Гнусово, Ланино Собинского района,сел Менчаково, Михайловская Сторона Суздальского района, села Борисо-Глеба Муромского района, села Орехово Ставровского района, села Вольная Артемевка Судогодского района, Старое Опокино Гусь-Хрустального района. Из Петушков была только одна сказительница, частушечница - наша бабушка Олена. Ее частушка включена в первый раздел книги.

                "Мы работаем с подружкой,
                Не жалеем своих сил,
                Мы хотим того добиться,
                Чтобы Сталин похвалил."

   Эта частушка была напечатана и в книге "Славься, Родина!", где я прочитала и другие замечательные частушки:

                "Победили мы фашистов,
                Наступил счастливый век.
                Нас привел к победе Сталин,
                Наш любимый человек.

                Соловей поет на ветке,
                Сокол взвился в небеса,
                Мы покажем в пятилетке
                Трудовые чудеса.

                Пятилетка - наше счастье,
                Будем планы выполнять,
                На заводе и в колхозе
                Будем темпы повышать.

                Я на тракторе работаю,
                Трактористом я горжусь.
                Я девчонка удалая,
                Куда хочешь я гожусь.

                Ах колхозы, ах совхозы,
                Ах родимые поля.
                Мы - колхозные ударницы -
                Подруженька да я.

                Разбуди меня, мамаша,
                Как займется зорюшка.
                Поспевает урожай
                На колхозном полюшке."

   Эти же частушки были напечатаны и в Петушинской газете "Большевистское знамя" от 12 декабря 1947 года. Они были широко известн в районе и области.

   Внучка народной сказительницы Любовь Николаевна Дудина вспоминает, что Елена Васильевна всегда включала свои частушки в каждое свое выступление, а выступала она много: перед летьми в школах и пионерских лагерях, перед зрителями в разных населенных пунктах петушинского района и других, всегда ездила туда, где работал ее сын Сергей, в клубах, на полевых стана, в обеденный перерыв колхозников и рабочих. У бабушки было много маленьких книжечек, которые она бережно хранила и часто перечитывала. Видимо, речь идет о этих самых книгах, выпущенных Владимирским домом народного творчества. Интересно, сколько их было? Удалось ли осуществить намеченные в 1948 году планы по сбору фольклора?
   Надо обязательно постараться разыскать их все, может быть, там еще опубликованы какие-то стихи Елены Васильевны Волковой.