Разноцветная школа сценарий для школьного театра

Надежда Семеновская
РАЗНОЦВЕТНАЯ ШКОЛА
Сценарий для школьного театра по сказке Якова Акима
«Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Учитель Так-Так
Щетка, собака учителя
Очень Вежливая Старушка
Мальчик Ржавые Пятки
Мальчик Попрыгунчик
Мальчик Мультик
Девочка Ленточка
Рыбак
Мастер

ДЕЙСТВИЕ 1
Сцена 1
Лесная полянка. На сцене появляется Учитель Так-Так и его собака Щетка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, Щетка. Прекрасное место для школы. Подай-ка мне колышки.
Щетка находит на сцене колышки. Учитель Так-Так огораживает место для школы, протягивая между колышками веревки.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, Щетка. Прекрасное место для школы. Теперь остается раздобыть учеников. Ищи!
ЩЕТКА (обиженно): Гав!
Учитель Так-Так гладит собаку.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста, Щетка! Ищи, пожалуйста!
Собака Щетка нюхает воздух, срывается с места и убегает. Возвращается собака  с девочкой Ленточкой.
ЛЕНТОЧКА: Здравствуйте. Вы учитель, я знаю. А меня зовут Ленточка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Очень приятно. А это Щетка. Знакомьтесь.
Собака Щетка садится и подает девочке лапу, Ленточка пожимает ее.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Следовательно, Ленточка. Ты очень занята, Ленточка?
Ленточка проходит перед учителем на носочках.
ЛЕНТОЧКА: Очень.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Видишь ли, мы задумали построить школу.
ЛЕНТОЧКА: Школу? Но я же и так учусь. Видите, я учусь танцевать.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста, танцуй на здоровье. На переменах. Ты действительно хорошо танцуешь. Я бы даже сказал – замечательно!
ЛЕНТОЧКА: Правда?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Честное слово.
ЩЕТКА: Гав!
Девочка Ленточка кружится на носочках.
 ЛЕНТОЧКА: Хорошо. Я согласна. Я согласна строить с Вами школу и учиться в ней. Потому что Вы мне нравитесь.

Сцена 2

На сцене появляется Очень Вежливая Старушка.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Не откажите в любезности, скажите, который теперь час?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: С удовольствием. Вы не боитесь собаку?
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Цыц, собака!
Ошеломленная Щетка жмется к хозяину.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Сейчас примерно десять часов утра. Это по солнцу.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Крайне Вам признательна. Простите, если задержала Вас.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что Вы, не беспокойтесь!
На сцену выбегает мальчик Ржавые Пятки. Очень Вежливая Старушка с криком «Ты со мной не шути!» хватает его за шиворот и дает затрещину.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, а зачем Вы его бьете?
МАЛЬЧИК РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Не хочу! Не буду!
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Простите, с кем имею честь?
 ЛЕНТОЧКА: Да это же учитель!
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: А ты, девочка, будь добра, не вмешивайся. Что же касается Вас, сделайте одолжение…
Очень Вежливая Старушка уходит за кулисы.
ЛЕНТОЧКА: Тебе очень больно?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Да не больно, а противно.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Но за что? Разве есть, разве может быть причина ударить ребенка, вот просто взять и ударить?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Да не бьет она меня. Именно что не бьет, а еще хуже.
ЛЕНТОЧКА: Что же может быть хуже?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Вос-пи-ты-ва-ет. Вот что. Во вторник и пятницу.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Погоди. Воспитывает? Это интересно.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Чего тут интересного? Воспитывает в духе.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: В каком духе?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: А я не знаю, в каком. Я не слушаю. Она говорит, а я не слушаю, в окно смотрю. «Я, говорит, твоя родная двоюродная бабушка и воспитаю тебя в духе…» А дальше я забыл, потому что лошадь в окно увидал и перестал слушать.
ЛЕНТОЧКА: А зачем ты тогда к ней ходишь?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: «Зачем, зачем!» А затем, что я тут живу, пока родители не приедут. А еще я секрет хочу узнать.
Собака Щетка навострила ушки.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Ну да. Она говорит: «У тебя от твоей родной двоюродной бабушки никаких секретов быть не должно. И тайн тоже». Почему же тогда у нее от меня есть секрет?
ЛЕНТОЧКА: Ой, какой секрет?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Тише. Она меня ищет. А я вот не буду! Назло ей не буду мыться, и все!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Позволь, то есть как это не будешь мыться?
Ржавые Пятки убегает за кулисы.
Сцена 3
Появляется мальчик Мультик. Он толкает перед собой тележку.
МУЛЬТИК: Слева по борту неизвестное судно!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Конечно. Телега может и поплыть, если скатится в воду. Но может и затонуть.
МУЛЬТИК: Лево руля!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Скажи, пожалуйста, ты вернулся из плавания или только собираешься?
МУЛЬТИК: Снаряжаю экспедицию. Вокруг света и обратно.
Мальчик Мультик смочил слюной палец и вытянул перед собой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Определяешь направление ветра. Прекрасно. А сколько будет семью шесть?
Мальчик Мультик молчит.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Понятно. Мы собираемся строить школу. Нужен каменщик.
МУЛЬТИК: Мне сейчас некогда.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Главный каменщик.
МУЛЬТИК: Главный – это другое дело. Тогда полный вперед!
Сцена 4
На сцене появляется мальчик Попрыгунчик. Он все время прыгает на одной ноге.
ПОПРЫГУНЧИК: Можно, я буду учиться в Вашей школе?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что ж… Раз ты хочешь учиться…
ПОПРЫГУНЧИК: Нет. Я хочу прыгать, а дома не велят. Вчера я прыгал на матрасе, а под подушкой стояла каша завернутая. Ну вот, каша и опрокинулась, а я виноват.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Но разве тебе нечему учиться? Вот, например, знаешь ли ты, сколько километров в высоту ты напрыгиваешь в месяц? А в год?
ПОПРЫГУНЧИК: Не знаю.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Вот видишь. Неплохо было бы научиться считать. Но тогда и мне придется прыгать вместе с тобой.
ПОПРЫГУНЧИК: Зачем?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Иначе нам будет неудобно разговаривать друг с другом. Но разве мне за тобой угнаться!
ПОПРЫГУНЧИК (задумчиво): Может быть, поискать другую школу?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Подумай. Пока школа еще строится, ты можешь прыгать. Но когда занятия начнутся, придется сидеть спокойно. Да-да, учиться и не мешать остальным.
Мальчик Попрыгунчик внимательно слушает.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Понимаешь, вот я, скажем, люблю качаться на качелях. Но ведь надо помнить и о других. Если я все время буду качаться, кто же будет вести уроки и учить школьников? Не правда ли? Не всегда человек может делать только то, что ему хочется.
ПОПРЫГУНЧИК: Прямо не знаю, как быть.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да, совсем забыл. Ты ведь можешь еще прыгать по дороге в школу.
ПОПРЫГУНЧИК: А из школы домой?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Согласен.

Сцена 5
На сцене учитель Так-Так, Ржавые Пятки, Попрыгунчик, Мультик и Ленточка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: И какая же у нас будет школа?
МУЛЬТИК: Ну, вроде как корабль. Захотел капитан – становись на якорь, а нет – полный вперед.
ЛЕНТОЧКА: Ничего подобного! Школа должна быть разноцветной.
ПОПРЫГУНЧИК: Пусть наша школа будет похожа на карусель, чтобы играла музыка и одна парта догоняла другую.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Ясное дело, наша школа должна быть разноцветной. Можно, конечно, выкрасить школу одной серой краской, но, боюсь, тогда и уроки станут похожи один на другой. Непременно разноцветная! Она будет похожа на корабль и на карусель. Но, между прочим, школа должна быть школой – с белыми партами, классной доской и звонком.
Собака Щетка ввозит на сцену телегу с разноцветными кубиками и кирпичами. Все строят школу и поют песенку:
Это мы – кирпичи!
Нас не зря обжигали в печи!
Синие, желтые, красные,
Станем мы стенами классными!
Синие, желтые, красные
 Бим-бом-бом!
Стены поднимутся классные –
 Бим-бом-бом!
Закончив стройку, все уходят за кулисы.
Сцена 6
На сцену выходит мальчик Мультик, оглядываясь, перестраивает школу в корабль.
МУЛЬТИК (разговаривая сам с собой): Корабль есть корабль, и никаких каруселей.
Закончив работу, Мультик выкладывает разноцветные буквы на магнитной доске
ЩИСЛИВАВА ПЛАВАНЯ!
Из-за кулис за Мультиком наблюдает Ржавые Пятки.

Сцена 7
На сцене появляются Учитель Так-Так, девочка Ленточка, Ржавые Пятки, Мультик, Попрыгунчик.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Доброе напутствие! И было всего-навсего… раз, два, три… семь ошибок. Я не знаю, кто это сделал…
Учитель Так-Так спокойно исправляет ошибки
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Я знаю.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Не перебивай. Я хочу сказать: пусть тот, кто вчера это сделал, сегодня, когда мы разойдемся, разберет кусок стены и выложит «Счастливого плавания!» без ошибок.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Но я знаю, чьи это ошибки!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: В разноцветной школе не будет ябедников. Уходи!
Ржавые Пятки убегает за кулисы.
Сцена 8
Звенит звонок. Все дети, кроме Ржавой Пятки, садятся кругом. В центре учитель.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Итак, учимся слушать. Слушайте. Это шумит лес. Слышите? Словно ручей журчит в траве. Это шелестят, переливаются листья берез. Вот осина: каждый листок – маленькая трещотка… А сосна кряхтит и поскрипывает.
ПОПРЫГУНЧИК: Ой, правда… А сейчас вот машина урчит. Грузовик.
МУЛЬТИК: Какой грузовик – это у тебя в животе урчит перед обедом.
Все смеются.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Слышите – жужжит шмель над цветком клевера? Так-так. А вот уже не слышно шмеля – его заглушили моторы… Ну конечно, скоростной пассажирский самолет! В кабине летчики, пассажиры у круглых окошек смотрят вниз… Мальчик тоже прилип к окошку так, что у него сплющился нос. Вот сейчас он увидел внизу зеленую полоску леса, а на ней разноцветный квадратик.
ЛЕНТОЧКА: Это он нашу школу увидел!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кстати, тот, кто рассказывает, должен знать, что его слушают. Иначе рассказывать неинтересно.
Конечно, бывают люди, умеющие слышать только себя. Тем хуже для них. Если другой человек доверил тебе свою беду, слушай и не говори ему: «Да-да, мне тоже плохо». Горе у каждого свое. Когда другому человеку радостно и он пришел к тебе рассказать об этом – слушай и радуйся вместе с ним. Запомните: каждый человек говорит по-своему. Научиться слушать и откликаться – это и значит быть другом.
А теперь будем учиться видеть. Посмотрите на небо. Видите там Луну и звезды?
Все поднимают головы и дружно говорят нет.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я и хотел вам доказать, что смотреть – это еще не значит видеть. (Учитель снимает и протирает очки) Ученый видит Луну, даже не глядя на нее.
МУЛЬТИК: А для чего тогда очки?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Очки? Очки, наверное, для того, чтобы побыстрее вдевать нитку в иголку. Но есть и кое-что посильнее самых толстых очков и морского бинокля. Это – воображение. Вот, скажем, когда пахнет укропом, мне ясно видится дом, в котором жили мои родители. И кадка с солеными огурцами. Она стоит в сенях, рядом с полными ведрами, а на крышке лежит медный ковшик, весь во вмятинах – мы его часто роняли…
Возьмем другой пример. У каждого из нас есть близкие люди. Их лица можете увидеть даже в темноте, даже тогда, когда эти люди далеко.
МУЛЬТИК: Кажется, я понял. Вот еще бывает важный, толстый, щеки надует, а скажет что-нибудь – и сразу видно – дурак. А некоторые его уважают. Это потому, что не видят, да?
ПОПРЫГУНЧИК: Или вот наша бабушка. Очень обыкновенная бабушка, хоть и не давала мне попрыгать на матрасе. А только уехала она на неделю, сестру проведать, и сразу у нас молоко утром пригорело, папа сердится, что ботинки не найдешь, мама его ругает, да и мне достается. Выходит, мы не знали, что все дело в бабушке. Значит, не видели, какая она у нас хорошая.
Звенит звонок. Мальчики прощаются и уходят.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: До завтра! Ленточка, а ты почему не идешь домой?
ЛЕНТОЧКА: Я хотела спросить… Вот Вы про лица сегодня говорили, про лица родственников, да? Почему же, например, я Вас все время вижу? Задумаюсь и вижу, как очки протираете, как звоните в звонок, улыбаетесь или сердитесь… Ведь Вы мне не родственник?

ДЕЙСТВИЕ 2
Сцена 1
Урок в разноцветной школе.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, что на сегодня задано?
ПОПРЫГУНЧИК: Задача про два корабля, которые спешили навстречу друг другу. У меня, кажется, вышло…
Учитель берет тетрадь.
 УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Правильно.
МУЛЬТИК: Подумаешь. Зато я умею ориентироваться по звездам.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, завидуешь? А если бы он не решил, тогда что? Никто бы не решил, тогда что? И ты и все бы успокоились: задача не решается, и нечего голову ломать. Так? Нет, это наше счастье, что есть люди, которые лучше нас решают задачи, строят школы, выращивают розы. Мы смотрим на них…да, может быть, чуточку завидуем, но нам хочется научиться тоже. И мы стараемся! Но ты все-таки не зазнавайся (Попрыгунчику).
Сцена 2
В класс робко входит Ржавые Пятки.
ЛЕНТОЧКА: У нас новенький.
МУЛЬТИК: Тоже мне новенький! Знаем мы таких новеньких! Это же Ржавая Пятка!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я наказываю тебя. Оставляю без домашнего задания.
Сцена 3
Ленточка поднимает руку.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что ты хочешь сказать, Ленточка?
ЛЕНТОЧКА: Я тут изобрела стихи. Вот, написала по-письменному, пусть теперь напечатают по-печатному и скажут, что я поэтесса. Они, поэты, бывают рассеянные, я тоже ходила по воду с корзинкой вместо ведра.
МУЛЬТИК: Дай почитать. Дай, пожалуйста!
Все кричат: читай вслух!
ЛЕНТОЧКА: Стихи мои, читать их буду я сама. Так делают настоящие писатели. Тихо! Начинаю. «Вакса». Стихи. Посвящаются учители Так-Таку.
Сапожная вакса «Крым»
Черная, как ночь.
Она башмакам моим
Должна блестеть помочь.
Ленточка садится.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Во-первых, спасибо тебе за посвящение. Ты действительно сочинила стихи. Четыре строчки. А теперь скажите мне, понравились ли вам стихи?
МУЛЬТИК: Очень. Они такие  складные. Крым – моим, ночь – помочь…
ПОПРЫГУНЧИК: Мне ни за что так не сочинить.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Конечно, ботинки блестят, если их начистить ваксой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я давно хотел поговорить с вами о стихах… И о тех, кто пишет стихи. О поэтах.
ПОПРЫГУНЧИК: Поэты бывают рассеянные. Ленточка тоже ходила к колодцу с корзинкой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кто из нас не бывает рассеянным? Если бы дело было только в этом, мы все давно бы стали поэтами. И тот, кто пропускает буквы в диктанте, и тот, кто надевает рубашку шиворот-навыворот. Я знал одного поэта. Да, я знал настоящего поэта.
РЖАВАЯ ПЯТКА: А он тоже ходил за водой с корзинкой?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Нет, с ведрами. Он целый день работал в огороде и не мог оставить грядки без воды.
ЛЕНТОЧКА: А какой он был из себя, этот поэт?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Какой? Лицо у поэта было резкое и вместе с тем нежное. А если бы вы видели, как он улыбался… Но про эту улыбку надо рассказывать отдельно.
Лишь поздним вечером, когда местные жители спали, поэт запирался в маленькой комнате под самой крышей и доставал потертую тетрадь. Он писал торопливым почерком, зачеркивал и снова писал. Это были стихи о черной пашне, о сенокосе, о жарком деревенском полдне и о цветущих липах. И вот чудо: сочиняя стихи о сенокосе, поэт уставал вместе с косцами, да, его мучила жажда! Он чувствовал себя то пахарем, то пластом жирной земли, то веткой цветущего дерева…
Особенно любил поэт дождливые вечера. Когда капли начинали барабанить по крыше, он распахивал окно и прислушивался. Дождь шумел в саду, плескал со стрехи в подставленную кадку, утихал и снова расходился. Капли ударяли в подоконник, отскакивали на тетрадный лист, чернильные строчки расплывались, а сердце колотилось чаще, и перо продвигалось быстрее.
Иногда поэт сердился на себя, вырывал и отбрасывал исписанный лист. Ветер подхватывал белый листок и, покружив перед окном, уносил в темноту. Поэт волновался и шагал по комнате…
Да, хорошие стихи пишут, когда волнуются. Но еще для этого нужен талант.
РЖАВАЯ ПЯТКА: А что такое талант?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Талант… Как бы вам объяснить? Это когда человек умеет свою радость, свою печаль, свое удивление передать другим. Да, именно заставить людей волноваться вместе с тобой, чтобы люди читали твои стихи и волновались, как ты. Должно быть, это и есть талант. Понятно?
ЛЕНТОЧКА: Понятно, только не очень.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Неудивительно. Я и сам это не всегда понимаю.

Сцена 4
На сцене одна девочка Ленточка. Она зовет собаку Щетку. Появляется Щетка, садится и вопросительно смотрит на девочку.
ЛЕНТОЧКА: Сапожная вакса «Крым!»
ЩЕТКА: Гав!
ЛЕНТОЧКА: Черная, как ночь!
ЩЕТКА: Гав-гав!
ЛЕНТОЧКА: Она башмакам моим должна блестеть помочь! Поняла?
ЩЕТКА: Гав-гав-гав!
Сцена 5
На сцене Очень Вежливая Старушка. Она достает из белого полотняного мешочка старинные карманные часы. Часы громко шипят, старушка чертыхается на них за то, что они не хотят показывать правильное время.
С другого конца сцены выходит собака Щетка, Очень Вежливая Старушка ее не замечает.
ЩЕТКА:  Какой позор! Какая беда! Хозяин меня подстриг, чтобы я не ходила лохматой и не подвала пример нерадивым ученикам. Я теперь на зайца похожа – и буду жить в лесу. Ни за что не покажусь в школе, пока снова на отрасту! (Нюхает воздух) Но как же есть хочется! Попрошу у старушки – вдруг кинет косточку.
Щетка подбегает к старушке, протягивает лапу. Очень Вежливая Старушка грубо кричит «Пошла вон!» и замахивается на собаку мешочком с часами. Щетка хватает мешок и убегает.
Сцена 6
Перемена в Разноцветной школе. На  сцене все ученики и собака Щетка. Ржавые Пятки держит в руке карманные часы.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Вот это часы! Я таких и не видывал (протягивает часы Мультику). Это теперь наши с тобой часы. На, держи! Будем носить по очереди.
Появляется учитель Так-Так.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кто это подарил тебе такие замечательные часы?
МУЛЬТИК  (радостно): Никто не дарил. Их кто-то в траве возле школы посеял, а Ржавые Пятки нашел.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, прелестно. Если Ржавые Пятки их нашел…значит, часы кто-то потерял.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Пускай не теряет. Часы теперь наши, наши с ним.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Нет. Человек, потерявший такие часы, наверняка очень расстроился. И я прошу вас рассказать своим приятелям и знакомым, а ни пусть сообщат своим знакомым, что часы отыскались. Не может быть, чтобы добрая молва не нашла хозяина часов. А вдруг это были для него не просто часы? Бывают очень дорогие для человека вещи – не потому дорогие, что дорого стоят, - ох как обидно их терять. Если хотите, расскажу вам одну историю.
Все дети в один голос: Хотим! Хотим!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Когда-то отец подарил мне глиняную дудочку. Я был тогда школьником, совсем как вы.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Честное слово. Так вот, отец подарил мне глиняную дудочку, объяснил, что называется она окариной, показал, как играют на ней. Я мало-помалу научился игратью
ЛЕНТОЧКА: Красиво она играла?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да как вам сказать… Я ведь не был настоящим музыкантом, да никто и не учил меня. Мне нравилось, что звук окарины похож на голос кукушки и что вечером дудочка поет не так, как утром. Голос у нее был не слишком громкий и никому не мешал. Отец любил слушать, как я играю. Он приходил вечером с работы, ложился на диван, а ноги закидывал на табурет. Прямо в сапогах. Да, он за день уставал, и мать не ругала его.
Я играл и играл на окарине, а сам все смотрел на отца. Как сейчас вижу, он лежит на спине, подложив ладони под голову. От его черной макушки до носков сапог было так далеко! Он был большой, мой отец. И я… как бы вам сказать… любил его. Мы с отцом были друзьями. Бывало, только увижу отца у калитки, тут же бросаю игру и бегу домой. Конечно, я знал – ему захочется со мной потолковать или просто помолчать, а рано утром отец снова уйдет на работу.
А потом я вырос. Даже отцовские сапоги стали мне жать. Вот тогда-то и началась война.
ПОПРЫГУНЧИК: Настоящая?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да. В первый же день войны отец собрался на фронт. Велел мне приглядывать за младшим братишкой и помогать матери по дому.
Мне хотелось сказать отцу на прощание что-нибудь. Но мы оба были мужчины. И я только взял окарину и сыграл ему любимую песенку.
Отец не велел его провожать. Помню его спину в дверях. Отцовскую спину в потертой кожанке. Да, бывает, что человек уходит. И не возвращается.
Отца убили в первом же бою. Я не верил сначала, долго мне еще снилось, будто отец вернулся, а я играю ему на окарине.
Говорят, люди растут во сне. Наверное, когда мне снился отец, я тоже рос, становился похожим на него.
И вот пришло время, мне дали винтовку с патронами.
А глиняная дудочка лежала в заплечном мешке, этот мешок был всегда со мной. Только мне не хотелось играть: подумайте, просто лето, наступила осень, а война не кончалась, людей убивали и убивали.
Однажды неподалеку от нас разорвался снаряд. Осколком ранило моего товарища. Я подбежал к нему, но рядом опять ухнуло, и нас обоих засыпало землей.
Когда я очнулся, был уже вечер. Товарищ стонал. Я перевязал его, а когда лазил в мешок за бинтом, увидел, что дудочка раскололась надвое. Ведь она была глиняная.
Я склеил свою окарину в день Великой Победы. Да, да, представьте себе, склеенная, она заиграла! Правда, немного по-другому, не так весело, как раньше. И вот теперь, когда остаюсь один, изредка играю на окарине и вроде бы опять вижу отца…
ЛЕНТОЧКА: А почему Вы нам никогда не играли на этой дудочке? Сыграйте, пожалуйста!
Учитель Так-Так достает окарину и играет на ней. Звучит песня:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Сцена 7
На сцене все ученики
ЛЕНТОЧКА: Надо скорее разыскать хозяина часов, скорее!
МУЛЬТИК: А я что говорю? И я говорю – разыскать. Запечатать письмо в бутылку , а бутылку – в речку. Кто потерял, тот выловит бутылку.
ПОПРЫГУНЧИК: Хитрый какой! Твою бутылку найдут лет через сто, а ты все сто лет чужими часами хвалиться будешь, да? Объявления надо развесить,  вот что. Так, мол, и так, приходите в школу за часами. И все.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Можно еще шар воздушный. И к нему большой плакат, а на плакате часы нарисовать и нашу школу.
МУЛЬТИК: Все равно я бутылку кину. Моряки всегда в бутылках письма пишут. И карту вложу, чтобы знали, где искать.
Дети выносят  из-за кулис большой плакат с надписью разноцветными буквами ЧАСЫ В РАЗНОЦВЕТНОЙ ШКОЛЕ!
Проносят плакат по сцене. Все, кроме мультика, уходят за кулисы.
МУЛЬТИК: Все равно я бутылку кину. Все моряки так делают.
Мультик берет письмо, запечатывает в бутылку и кидает за кулисы.
Сцена 8.
Урок в разноцветной школе. На сцене появляется Рыбак, в руке у него бутылка.
РЫБАК: Да что это вы придумали? Какие еще часы?  А может, у меня свои часы, а?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК (достает часы): Вы не поняли. Мы нашли чьи-то часы и хотим их вернуть.
Рыбак смотрит на часы.
РЫБАК: Вот оно что. Нет, мне чужого не надо. Извините за беспокойство.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста. Приходите просто так, в гости. У нас тут…
На сцену выходит Очень Вежливая Старушка.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: У вас тут, простите, мои часики, если не ошибаюсь?
На сцену выбегает собака Щетка, рычит и лает на старушку и убегает со сцены.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА:  Собачка, куда же ты? Собачка? Сначала вещи присваиваете, потом убегаете… Нехорошо, собачка, нехорошо. Вот и внучек мой двоюродный подтвердит.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Простите, я не понял. Кто у кого присваивает?
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Не извольте беспокоиться. Ну забежала собачка, ну стибрила, бывает. Слава богу, нашлись часы. Не откажите в любезности…
Учитель Так-Так протягивает старушке часы. Часы громко шипят. На сцене появляется Мастер.
МАСТЕР: Подождите! Дайте сюда часы.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Позвольте, куда?
МАСТЕР: Эти часы сделал я. Их заводят раз в год, на рассвете. Год прошел.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Ничего не знаю и знать не хочу. Часы принадлежат мне, и будьте любезны…
МАСТЕР: Я не могу осмотреть их при Вас. Они не терпят лжи.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Да, да! Это все Вы подослали собаку, она украла часы! Собак надо наказывать, и учеников надо наказывать! Воспитывать их в духе почтения к старшим! В страхе воспитывать! А они, понимаете ли, дружат! Играют! Собак развели!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, прошу Вас удалиться. Вы забываетесь, здесь дети.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Это разбойники, а не дети! Где мой внук? Я этого так не оставлю, вы мне ответите!
Очень Вежливая Старушка уходит.
Сцена 9
На сцену возвращается собака Щетка. Мастер держит в руке часы.
МАСТЕР : Понимаете, я еще смолоду задумывался над странной штуковиной: каждый из нас бывает то хорошим, то похуже, а иногда и совсем никудышным. И во мне самом, я чувствовал, спорят хороший человек и неважный. Да. А так как хотелось, чтобы лучший мой человек, тот, что любит работать, знает цену дружбе, который не боится говорить правду и не причиняет боли другому, всегда брал верх.
ЛЕНТОЧКА: А как же узнать, какой человек ты сейчас – хороший или плохой?
МАСТЕР: То-то и оно. Был у меня один знакомый волшебник.
МУЛЬТИК: И он всегда Вам говорил?
МАСТЕР: Нет. Просто-напросто мой лучший человек сам тянулся к этому волшебнику. И уж когда мы были рядом, я знал – беспокоиться не о чем. Но вот беда: волшебник был слишком занят и разыскивать его становилось все труднее. Тогда-то и пришло мне в голову вложить в эти часы один секрет.
РЖАВЫЕ  ПЯТКИ (шепотом):  Мы никому не расскажем.
МАСТЕР: Несколько лет я собирал и отлаживал механизм, приглядывался к людям, пробовал угадывать их мысли, слушал пение птиц на рассвете. И  вот в одну прекрасную ночь работа подошла к концу. Часы были готовы.
ПОПРЫГУНЧИК: Они идут точно по солнцу?
МАСТЕР: Не это в них самое главное. Когда эти часы шли секунда в секунду, а на рассвете пели вместе с этими птицами, это значило, что они рады за моего лучшего человека. А когда неважный человек, неправдивый и черствый, одолевал во мне хорошего, часы то и дело останавливались, убегали вперед или отставали. И громко шипели, вместо того чтобы петь по утрам.
ЛЕНТОЧКА: А тот волшебник?
МАСТЕР: Теперь я мог не тревожить обремененного делами волшебника. А через некоторое время и сам научился понимать, когда поступаю хорошо, а когда плохо.
ПОПРЫГУНЧИК: И Вы подарили часы той старушке?
МАСТЕР: Нет, я дал их своему другу. Но после этого часы сменили, должно быть, не одного хозяина. Люди, в которых плохое сильнее хорошего, избавлялись от подарка: кому нужны часы, которые неправильно показывают время, да еще и шипят. А тот, кто кое-чему научился, передавал часы другу.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Понятно. И никто не завидовал.
МАСТЕР: Само собой, чего же завидовать, если другой человек становится лучше.
Мастер достает из кармана ключ.
МАСТЕР: Часы заводятся раз в год. Никто не мог этого сделать, потому что ключ остался при мне.
Мастер заводит часы. Раздаются звуки природы, пение птиц.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Это непостижимо!
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: А Вы когда-нибудь еще дадите послушать?
МАСТЕР: Пожалуй, я оставлю часы у вас, в разноцветной школе.
ПОПРЫГУНЧИК: На целый год?
МАСТЕР: Да. Но только часам слишком часто приходилось шипеть, и если не дать механизму отдохнуть, он может разладиться.
ЛЕНТОЧКА: А мы не будем, чтобы они шипели.
МАСТЕР: Хорошо, постарайтесь, чтобы часы пели по утрам! Сказать по правде, я и не беспокоюсь – ведь в вашей школе есть свой волшебник.
Мастер отдает часы учителю Так-Так.
МАСТЕР: Да, этот волшебник сумел разглядеть в каждом их вас – и в тебе, и в тебе, и в тебе – самого лучшего человека. И многому научить вас.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что Вы! Ведь мы еще только начинаем учиться.
Учитель Так-Так берет колокольчик. Звонит звонок.