Помни предков своих. Довоенные годы

Николай Обухов
Данная глава охватывает период с начала 1920-х годов до трагического 1941 года.
События повседневной и творческой жизни Н.Г.Тихонова тех лет так причудливо переплетаются между собой, характеризуются таким многообразием своих проявлений, насыщенностью и динамизмом развития, что порой невозможно отделить одно от другого. Но все они в той или иной мере повлияли на его дальнейшее развитие и становление  как многопланового художника-прикладника и педагога.

Калининское училище

Калининское училище сыграло в жизни дедушки немаловажную роль – он был одним из  его основателей и преподавал в нем не один десяток лет.
Молодое Советское государство предавало большое значение развитию
и совершенствованию кустарной промышленности,  которая являлась основным средством использования избыточной рабочей силы в деревне, а в некоторых местах была главным источником доходов крестьянства. Кустарная промышленность рассматривалась как одна из главных составных частей экономики молодой страны Советов. Недаром в апреле 1919 года был принят подписанный В.И.Лениным декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности». Стране срочно требовались квалифицированные кадры, способные работать
в кустарных промыслах и артелях в новых условиях.
Московский техникум кустарной промышленности (МТКП) был образован в 1920 году
и предназначался для подготовки инструкторов-организаторов кустарных промыслов. В него входили следующие отделения: деревообделочное, изделий из кожи, женских рукоделий, минеральное, художественной игрушки и научных пособий.
В МТКП принимались граждане, получившие профессионально-техническое образование по кустарной промышленности в учреждениях второй ступени – инструкторских школах Отдела кустарной промышленности Главного управления профессионального образования (Главпрофобра) ВСНХ, а также дети кустарей, члены промысловых кооперативов, товариществ и кустарных артелей, которые трудились по избираемой ими специализации.
В основном это были крестьяне и рабочие, а также представители интеллигенции. Целью четырехлетнего курса обучения была не только ликвидация общей и профессиональной безграмотности большинства студентов, но, самое главное, обеспечение кустарной промышленности специалистами высокой квалификации, способными решать разнообразные задачи в новых условиях советской действительности.
Высокий уровень обучения постоянно поддерживался за счет качественного состава коллектива педагогов. В разные годы здесь работали выдающиеся деятели культуры, художники, исследователи народного искусства, ведущие мастера народных промыслов: В.Н.Бакшеев, Н.Д.Бартрам, А.М.Васнецов, В.И.Василенко, А.А.Вольтер, В.С.Воронов, С.В.Герасимов, С.П.Евангулов, С.В.Ильинская, Б.Н.Ланге, А.В.Моравов, М.С.Назаровская,  Г.А.Орлова, Н.Н.Соболев, Е.Г.Теляковский, А.С.Хитров, К.Ф.Юон.
Напомним об одном интересном факте. В начале своего существования училище часто меняло название и стало Московским художественно-промышленным училищем
им.М.И.Калинина (МХПУ) или Калининским училищем лишь в 1930 году.
Н.Г.Тихонов пришел работать в училище в начале 1922 года, став одним из его основателей и ведущих педагогов. Он преподавал композицию, рисунок, акварель и другие художественные предметы в общей сложности более 35 лет, находясь на разных должностях или работая по совместительству.
Дедушка сразу с головой окунулся в разноплановую работу – читал лекции, вел занятия с учениками в натурных классах, проводил экскурсии в музеи и на выставки, выезжал с ними на пленэр.
В довоенный период дедушка преподавал в МХПУ вплоть до 1936 года. У него проходили обучение композиции такие известные мастера советского искусства как народный художник СССР Е.Е.Моисеенко,  народные художники РСФСР Н.Н.Золотарёв и  Н.В.Присекин, талантливые художники В.Б.Рябинин, А.И.Скворцов и М.И.Цепелев.

Кустарный музей

Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства был открыт в 1885 году. Он задумывался не только как центр собирания уникальных образцов народного творчества, сбыта продукции кустарей и промыслов губернии, но и как руководящее звено в деле  художественного воспитания кустарей и разработки новых кустарных изделий.
Огромную роль в становлении и развитии Кустарного музея сыграл известный промышленник и меценат С.Т.Морозов, ставший в 1890 году заведующим музеем. В 1903 году он построил для музея знаменитое  здание в Леонтьевском переулке, дом 7.
Одной из главных целей Кустарного музея С.Т.Морозов считал обеспечение кустарей такими образцами и рисунками, которые бы помогали кустарям изготавливать современные  изделия промыслов, основанных на вековых традициях русской народной культуры.
Вскоре после победы Октябрьской революции Кустарный музей возобновляет свою работу и активно участвует в восстановлении и развитии таких известных художественных промыслов, как хохломская роспись, ростовская финифть, вышивки Рязани и Калуги, кружевоплетение Вологды. При непосредственном участии специалистов Музея проходило становление основных центров миниатюрной лаковой живописи по папье-маше в Палехе, Холуе, Мстёре.
Н.Г.Тихонов приходит в Кустарный музей в 1921 году и работает там до 1927 года. Он  принимает участие в  разработке различных образцов изделий из металла, дерева, кожи для кустарной промышленности преимущественно новой, советской тематики. Особое внимание в этот период он уделяет расписным изделиям и, в частности, изделиям из «народного» материала – бересты, которая всегда занимала важное место в народных промыслах. Издревле в народе были очень популярны расписные берестяные туеса, или бураки.
Дедушка взял все лучшее от орнаментальной народной росписи и, соединив ее с новой символикой, создал несколько  образцов берестяных изделий, которые в дальнейшем получат самую положительную оценку на международном уровне.
Об участии профессиональных художников в работе Кустарного музея сказано немало. Вот одна из книг – «Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX–XX вв.», опубликованная в 1965 году. Приведем из нее несколько отрывков.
 «Среди художников, работавших с промыслами и связанных с Кустарным музеем, были Н.Г.Тихонов, Н.Б. Досекин, Е.Г.Теляковский, А.Суворов, З.Д.Кашкарова, Б.Н.Ланге, В.Хвостенко, А.И.Гущин, Е.П.Повстяный. С.Н.Изоргина. Это были молодые одаренные художники, влюбленные в русское народное искусство, искренне стремившиеся принести промыслам как можно больше пользы.
… Молодых художников, естественно, влекла новая революционная тематика, они стремились не толь сами создать, но и помочь мастерам промыслов в разработке тематических образцов, отражающих завоевания Октябрьской революции, победы на фронтах гражданской войны, смычку города с деревней и т.п.
… Наиболее важным событием в истории художественных промыслов 20-х годов явилась выставка декоративных искусств в Париже, состоявшаяся в 1925 г. В известной мере эта выставка стала подведением итогов того, что было достигнуто в промыслах за первые восемь лет Советской власти и … ознаменовала собой новый этап в развитии народного декоративного искусства 20-х годов.
… В каталоге Парижской выставки упоминаются … изделия из бересты, выполненные художниками Б.Н.Ланге, Е.Г.Теляковским, А.И.Гущиным, Н.Г.Тихоновым.
Н.Г.Тихонов в декорировке берестяных изделий шел от городецкой росписи, используя известный мотив дам и кавалеров, встречающийся на донцах городецких прялок; он изобразил на берестяном бураке  красноармейца в шлеме, играющего на баяне, и пляшущих девушек. Бурак Тихонова на Парижской выставке имел большой успех*.
За свои берестяные изделия Тихонов и Гущин были награждены на Парижской выставке дипломами и золотыми медалями…
* До этого он экспонировался на выставке 1923 г. Сведения даны Н.Г.Тихоновым».
Следует отметить, что, в полном соответствии с революционной модой, в то время Кустарный музей часто менял свои названия, входил составным элементом в искусственно создаваемые организации, но всегда оставался тем центром сосредоточения истинно народных традиций декоративно-прикладного искусства, которые были заложены в него С.Т.Морозовым.
Под своим названием Кустарный музей существовал в 1918–1920 годах, потом
в 1920 – 1926 годах он назывался Центральным музеем ВСНХ. В 1927 году на базе мастерских музея была создана Центральная научная опытно-показательная станция (ЦНОПС), в состав которой входил музейно-выставочный отдел (или бывший Кустарный музей).
В 1931году  был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 в Институт художественной кустарной промышленности (ИХКП), который с 1941 года стал именоваться Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства».
Сотрудничество Н.Г.Тихонова с Кустарным музеем в 1927 году не закончится, а будет продолжаться вплоть до самой войны.
До 1938 года дедушка факультативно разрабатывает эскизы и расписывает ковши, братины, подносы, коробки и другие деревянные предметы для Кустарного музея. Он также создает эскизы нескольких разноплановых композиций росписи металлических подносов (например, эскизы росписи подносов «Птица и рыба» и  «Канал Волга – Москва).
Добавим, что, по данным Словарного отдела Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ ТИИ РАХ), в Музее народного искусства хранились две его работы – расписные подносы «Розы и георгины» 1925 года и «Дыня, фрукты и цветы» 1931 года.
В 1939 году художники А.И.Гущин, Е.Г.Теляковский и Н.Г.Тихонов разрабатывают совместный проект и производят оформление магазина «Кустари» ИХКП в Леонтьевском переулке, дом 7.  Дедушка делает эскизы плафона и стены напротив входа и расписывает их.
После войны Н.Г.Тихонов продолжит плодотворное сотрудничество с НИИХП и примет самое активное участие в решении всех насущных проблем, стоящих перед  художественной промышленностью.

Выставки
   
О выставке 1919 года было сказано выше. До войны дедушка принял участие еще
в нескольких отечественных и зарубежных выставках.

1923 год
Первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка
с иностранным отделом была торжественно открыта в августе 1923 года на месте бывшей свалки и  болота на берегу Москвы реки недалеко от старого Крымского моста.
Эта выставка молодого СССР имела огромное политическое и народохозяйственное значение. В формировании общего облика выставки и создании экспозиций многочисленных павильонов приняли участие практически все ведущие мастера архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства и художественного конструирования нашей страны.
Главным архитектором был А.В.Щусев. Другой выдающийся архитектор,
И.В.Жолтовский, разработал генеральный план выставки. Общее художественное оформление выставки выполняли знакомый нам И.И Нивинский и А.А.Экстер, а скульптурную часть проекта выставки – известные скульпторы Н.А.Андреев, И.С.Ефимов, С.Т.Коненков и И.Д.Шадр.
 Всего на территории выставки было возведено более двухсот, в основном деревянных, зданий самой различной стилистики – от эклектики до конструктивизма. Их фасады были украшены росписями, рельефами и надписями, выполненными по эскизам известных художников И.И. Нивинского,  А.А.Осмёркина, К.С.Петрова-Водкина, Г. и В.Стенбергов, И.А.Француза и А.А.Экстер.
Здесь дедушке посчастливилось выступить  в двух ипостасях – он был не только  оформителем, но и участником выставки.
В книге «Выставочные ансамбли СССР 1920–1930-е годы. Материалы и документы» приводится  документ под номером 17 «Список художников, выполнявших живописные работы на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года», датированный 17 июля 1923 года. Всего в списке значится 61 человек.
Пункт 1 этого списка выглядит так: «1. А.И.Гущин, Н.Г.Тихонов, П.С.Спасский, Маркичев, З.Волкова и А.В.Куприн».
Список подписан заведующим ИЗО Наркомтруда (Народного комиссариата труда СССР)
и Московской биржи труда Е.Орановским.
Столь интересное сочетание должностей в одном лице объясняется тем, что в ту пору все художественные и изобразительные работы должны были выполняться только теми художниками, которые состояли на учете художественного бюро секции Всероссийского союза работников искусств (Всерабис) биржи труда.
В своей автобиографии дедушка пишет, что он проводил работы по декоративной росписи павильонов «Текстильный» («Текстильсиндикат»)  и ОЗРА («Отдел защиты растений») на выставке 1923 года.
В издании Главного выставочного комитета 1923 года «Первая Всесоюзная сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом. Общий каталог выставки» приводится подробная информация об организации данной выставки, ее экспонентах и экспонатах. Указывается, что в Кустарном павильоне представлены экспонаты Московского Кустарного музея, которые были выполнены кустарями-художниками по заданиям музея и под его контролем. На стенде росписи по дереву были выставлены тарелки, ковши, коробки, блюда и другие образцы, авторами которых были А.И.Гущин, А.Н.Дурново, Н.Г.Тихонов и другие художники.

1924 год
В Музее изящных искусств  в Москве проходит четвертая выставка картин группы художников «Жизнь – Творчество». Участвуют 29 художников. В трех разделах выставки (картины, рисунки, эскизы костюмов) представлены 294 произведения.
Дедушка под номерами 273–279 выставляет три натюрморта (Nature morte), картины «Сжатая рожь после дождя» и «Женщина с цветами», два этюда.
К сожалению, в настоящее время неизвестно, где находятся обе упомянутые здесь картины.

1925 год
Этот год для молодого художника Н.Тихонова опять становится знаковым – в семье рождается вторая дочь Татьяна, будущий художник и педагог, продолжатель его славных дел.
И он участвует в выставке, которая приносит ему международную известность.
В ноябре 1924 года Французская республика пригласила СССР принять участие
в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в мае-октябре 1925 года.
Участию СССР в Парижской выставке предавалось огромное значение, поскольку это была первая после длительного перерыва демонстрация достижений нашей индустриальной и  кустарной художественной промышленности, а также великолепная возможность расширить импорт художественно-промышленных изделий молодого Советского  Союза. 
Подготовка и организация участия СССР на выставке были поручены образованному при Государственной академии художественных наук (ГАХН) Комитету Отдела СССР Международной выставки декоративного искусства в Париже.
Как и в 1923 году для оформления Отдела СССР были привлечены ведущие мастера архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства и дизайна страны.
Необычный по своей форме павильон СССР, сооруженный из дерева по новаторскому проекту архитектора-авангардиста К.С.Мельникова, являлся одним из первых подобных произведений в отечественной и мировой архитектуре.
 Главным художником павильона СССР был А.М.Родченко, выпускник Строгановского училища 1916 года, художник-конструктивист, один из творцов искусства авангарда и пионер отечественного дизайна.
В Отделе СССР были представлены следующие разделы: архитектура; книга, плакат
и графика; кустарное искусство; театрально-декорационное искусство.
В выставке приняли участие более 100 советских деятелей искусств. Произведения дедушки входили в состав коллекции декоративно-прикладного искусства, представленной Кустарным музеем ВСНХ. Одна из его работ,  упомянутый уже берестяной бурак с росписью, пользовалась большой популярностью среди посетителей выставки.
Об этом говорится в выпущенном во Франции каталоге Отдела СССР: «Exposition De 1925. Section USSR. Cataloque». Среди немногих иллюстраций, посвященных секции «Кустари», на странице 183 приведено изображение данного бурака с надписью: «Section des “Koustari”.
– Corbeille en ecorce de bouleau peinte. Peinture de Tikhanov» (дословный перевод: «Секция «Кустари». Корзина из коры березы, окрашенная. Роспись Тихонов» – Прим. авт.).
В РГАЛИ в фонде 941 «ГАХН» приведен «Список экспонентов Отдела СССР Международной выставки декоративных искусств в Париже 1925 г., получивших награды, присуждаемые Международным Жюри».
Указано, что Тихонов Н. получил в классе IX «Роспись» Золотую медаль, а в классе XVI «Игры и игрушки» – Бронзовую медаль.
Всего по Отделу СССР было присуждено 483 награды, включая  59 золотых,
48 серебряных и 27 бронзовых медалей.

1927 год
Итальянская Международная Выставка декоративных искусств, основанная в 1923 году, ежегодно проводилась в Королевском дворце в Монце, пригороде Милана.
III Международная Выставка декоративных искусств с участием Советского Союза была проведена в мае – ноябре 1927 года. Организацию Отдела СССР опять поручили ГАХН, при которой был создан Выставочный Комитет Отдела СССР.
Эта выставка носила ярко выраженный урбанистический характер, что в принципе
не давало возможности показать все многообразие национального творчества народов СССР, как это было на Парижской Выставке 1925 года. Исключение было сделано лишь для кустарного отдела.
В Советском Отделе были представлены следующие разделы: декоративно-прикладное искусство; графика; плакат; полиграфическое искусство и фотография; искусство театра.
В РГАЛИ в фонде 941 «ГАХН» имеется  «Список экспонатов, отправленных Выставочным Комитетом Отдела С.С.С.Р. на III Международную Выставку в Монце-Милане 1927 г.».  В нем под номерами 125-к  и 126-к  числятся «Бочонок  с росписью орнаментом» и «Кадушка овальная с росписью «Хоровод» и указан их автор Тихонов Н.Г.
Для нас интересен и другой документ данной единицы хранения – «Список дипломов на Монце-Миланской Выставке, переданных в Кустарный музей для передачи экспонентам». Под первым номером идет диплом самого Кустарного музея, а под вторым – диплом Н.Тихонова.
В настоящее время данных о месте хранения расписанных бурака, бочонка и кадушки
с выставок в Париже и Монце-Милане нет.

Оформитель

Дедушка много работал и как художник-оформитель.
В 1921–1923 годах он участвовал в оформлении Постоянной Промышленно-Показательной Выставки (ПППВ) ВСНХ в Петровском пассаже.
ПППВ ВСНХ существовала в 1918–1924 годах и служила для демонстрации достижений различных отраслей промышленности, а также для популяризации производственно-технологических знаний среди трудящихся СССР.
Характерно, что главными персонажами на выставке были инженеры, ученые
и хозяйственники, а художники занимались лишь живописными, графическими и шрифтовыми работами.
В 1939 году дедушка принял участие в оформлении грандиозного выставочного комплекса, построенного по Постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) в районе села Алексеевского близ Ярославского шоссе – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Он, совместно с художниками братьями Орловыми и А.И.Гущиным, выполнял работы по росписи павильонов «Свекла», «Лен, конопля и новолубяные культуры».
Напомним, что открытие ВСХВ 1 августа 1939 года стало всесоюзным событием. Выставка представляла собой целый красочный город площадью 136 гектаров, где было размещено 250 всевозможных строений, каскад прудов, парки, различные опытно-показательные  сельскохозяйственные участки.

График

После Октябрьской революции прикладная графика получила весьма широкое распространение. Находясь на стыке двух областей искусства – графического и декоративно-прикладного, она имела массовый характер и была действенным средством пропаганды идей Советской власти и воспитания трудящихся масс.
Очень многие отечественные художники, разные по своему таланту и направленности, были вовлечены в динамичный и захватывающий процесс создания различных форм  промышленной графики, зрелищной рекламы и государственных бумаг.   
Дедушка начал заниматься прикладной графикой в начале 20-х годов – в собрании произведений дедушки хранится эскиз обложки журнала «Красноармеец» за 1919 год № 1.
В это время он разрабатывает не только рисунки упаковок товара для косметической
и парфюмерной продукции трестов «ЖирКость» и «ТЭЖЭ», но и плодотворно сотрудничает с различными издательствами.
Он иллюстрирует детские книги «Зеленый мир» и «Соха в пословицах и загадках»
в издательстве «ГиЗ», «Ребятки на грядках» О.Черняевой в издательстве «ЗиФ».
В издательствах «ЗиФ» и «Новая Москва» дедушка делает  рисунки для обложек книг «Огюст Бианки», «Вольтер» и «Салтыков-Щедрин».
Кроме этого он выполняет в издательствах «ГиЗ», «Новая Москва», «ЗиФ», «Крестьянская газета», «Кустарь и артель» различные плакаты.
В Российской государственной детской библиотеке хранится единственный экземпляр книжки О.Черняевой «Ребятки на грядках» выпуска 1938 года. Несколько страниц электронной версии этого издания были любезно предоставлены автору руководством библиотеки.
В конце 1930-х годов дедушка вместе с художниками Г.Н.Рычковым и А.И.Гущиным по заказу студии «Мосфильм» разрабатывает эскизы и расписывает рекламные художественные установки для фильмов «Мы из Кронштадта», «Партийный билет», «Цирк», «Чудесница», «Поколение победителей», «Зори Парижа» и «Последняя ночь». Рекламы были установлены  на Страстной площади, Страстном монастыре, в московском метро на станциях «Охотный ряд» и «Комсомольская».
В эти же годы он делает рисунки обложек журнала «Народное творчество» в виде стилизованных орнаментов народов СССР и создает макет обложки этого журнала для всемирной Нью-Йоркской выставки 1939 года.
Дедушка также разрабатывает плакаты и панно-рекламы для организаций «Мосгороформление» и «Торгреклама» Народного Комиссариата торговли.

Преподаватель

Н.Г.Тихонов был педагогом и вел художественные дисциплины не только в МХПУ.
В 1920-е годы он преподавал по совместительству черчение, рисунок и композицию сначала в Ермоловской инструкторской школе, которая после слияния со Стрекотовской инструкторской школой была переименована в инструкторскую школу имени Международного дня работницы (МДР).
В конце 20-х годов он преподавал изобразительные предметы в Московском государственном техникуме изобразительных искусств («Памяти 1905 года»).
В начале 30-х годов он один год работал в должности ассистента черчения в Московском институте кустарной промышленности и промысловой кооперации (МИКППК) пока институт не перевели в Ленинград.
В 1930-е годы он около десяти лет работал в Московском институте инженеров коммунального строительства (МИИКС) где был преподавателем черчения, начертательной геометрии и рисунка, а также был утвержден Ученым советом института в звании аспиранта по кафедре графики.
По воспоминаниям моего отца, окончившего в МИИКС перед войной, дедушка был строгим, требовательным, немного педантичным педагогом, отлично знавшим свои предметы, но, вместе с тем, очень мягким, тактичным, добродушным и отзывчивым человеком в отношениях со студентами.
В конце 30-х годов дедушку приглашают на преподавательскую работу в Центральное художественно-промышленное училище (ЦХПУ), которое в 1944 году по распоряжению СНК СССР будет преобразовано в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ).

Прикладник

Помимо работ, проводимых в Кустарном музее, дедушка выполнял и другие заказы. Так,с  середины 1930-х годов для фабрики  «Художественное знамя» Московского Товарищества Художников он разрабатывает проекты вышитых переходящих знамен, в том числе, с портретами В.И.Ленина и И.В.Сталина.
А для Дмитровского фарфорового завода (ДФЗ) он создал ряд эскизов  росписи по фарфору ваз, блюд и чайных сервизов.

Общественная деятельность

Все предвоенные годы Н.Г.Тихонов ведет активную общественную деятельность.
В 1922 году он становится членом Ассоциации художников революции (АХР), где пробыл до 1934 года.
В РГАЛИ в фонде 2943 «МОСХ» хранится один очень интересный документ – «Список художников, подавших коллективное заявление о вступлении в МОСХ». Это заявление было подано в Правление Московского областного Союза Советских Художников (МОССХ)
в конце 1934 года группой из десяти  человек. В нее входили декораторы К.И.Колупаев и И.С.Простов, живописцы А.И.Гущин, Н.К.Иванов, С.Ф.Николаев, К.В.Орлов и Н.Г.Тихонов, керамисты Б.Н.Ланге и Е.Г.Теляковский, скульптор Н.И.Фолимонов.
В данной единице хранения имеются также личные учетные карточки принятых в МОССХ в 1934 году художников,  хотя само заявление в ней отсутствует. Можно только строить предположения о том, почему дедушка, подав заявление в 1934 году, стал членом МОСХ только в 1945 году. Об этом факте он ничего никогда не рассказывал.

Научная деятельность

Дедушка, чувствуя, что накопил достаточный педагогический опыт, с середины  1920-х годов начинает заниматься научной деятельностью. Он пишет программу по специальному рисованию для инструкторских школ, типовые программы по акварели, рисунку и композиции для профтехшкол.
Для студентов-заочников МИИКС он составляет программу по курсу рисования
с контрольными вопросами и заданиями.
В МПХТ им. М.И.Калинина он разрабатывает и внедряет программу по рисунку
и композиции, а также очень нужную «Методику преподавания общей композиции».
Эта интересная и востребованная работа будет продолжена дедушкой после войны.

P.S. от 6 февраля 2017 года.
Кстати, мной подготовлены к печати практически все программы и методики, разработанные Н.Г.Тихоновым в период с 20-х по 80-е годы прошлого столетия.
Очень жаль, но необходимых на издание такого нужного сборника средств пока нет. Будем верить в удачу, и надеяться на лучшие времена…

Основное произведение создано 02.02.15 в 09:03 по местному времени.