Новая Жизнь

Александр Чепа
Все географические наименования и места действия реальные, происходящие события придуманы и не основаны на реальных событиях, герои вымышлены, кроме разве что мужичка со стеклорезами. Рассказ не окончен (а ведь придуман 06 марта 2012 года – пять лет назад). То, что он опубликован именно 06 марта 2017 года – совпадение, скорее всего.

***

В тот осенний день я стоял на остановке «Автовокзал» и, как всегда, рассуждал о том, как сложно в наше время найти хорошего и верного друга. Точнее, девушку. Поёживаясь на промозглом осеннем ветру, я рассматривал стоявших возле  меня людей: пожилая женщина, парень с недовольным выражением лица, две хихикающие школьницы класса эдак восьмого или девятого, опрятный мужчина с портфелем, девушка с парнем, которые по очереди курили одну сигарету на двоих... Мне стало противно – не люблю, когда рядом со мной курят. Поэтому я поспешил отойти в сторону ото всех, но сразу же столкнулся нос к носу с невысоким мужичком. Рядом с ним стояла тележка, а на ней замызганная сумка, из которой торчали осколки стекла. Я недоумённо уставился на него и понял, что мужичок обращается не к кому-то там, а именно ко мне:

– Смотри, какой хороший стеклорез, а?

Он протянул руку и я заметил в ней хитроумный инструмент на деревянной ручке. Ха, да у меня уже был точно такой же дома, только пластмассовый. Зачем мне ещё один, тем более такого сомнительного производства?

Я хотел так и сказать это продавцу, но он продолжал:
– Стекло режет как бумагу! Даже зеркало режет как нефиг делать!

С этими словами мужичок доставал из своей сумки куски стекла и прямо в руках их резал на части, а после этого небрежно бросал обратно в сумку. Хм, а ведь и впрямь хорошо режет! Своим стеклорезом я обычно долго мучался, чтобы просто отрезать кусок стекла. А мужичок, видя, какой эффект произвела на меня эта сцена, решил ещё больше поразить моё внимание – достал кусок толстого зеркала, и опять же, без видимых усилий, прямо на вису, отрезал от него часть и швырнул обратно в сумку.

Зеркало мне не удавалось обрезать, по-крайней мере, ровно – помню, как-то резал его, потом попытался отломать, а оно пошло отнюдь не по линии изгиба…

– Бери-бери, не пожалеешь, – подмигнул мне этот странный продавец. – Отдам всего за двадцать тысяч.

Ну уж нет, подумал, я. Наверное, ты один знаешь, сколько раз он отрежет, прежде чем затупится. Да и, честно говоря, не было у меня при себе таких денег… О чём я не замедлил сообщить продавцу. Похоже, он огорчился, мысленно улыбнулся я. Однако мужичок ничуть не смутился и пошёл искать других потенциальных покупателей. Некоторые здоровались с ним и отшучивались. Тут я сообразил, что он, быть может, каждый день приходит сюда и предлагает купить свой товар. Сомнительная коммерция, подумал я.

Чтобы отвлечься, я в очередной раз окинул взглядом людей, которые стояли на остановке. Возможно, кто-то из них поедет со мной в одном автобусе. Его всё ещё не было, но я и не удивлялся – по расписанию автобус придёт через десять минут.

В этот момент я случайно встретился глазами с одной черноволосой девушкой. Её лицо мне не очень понравилось, потому что даже издалека я заметил, что у неё проколота губа. Что за глупая мода пошла… Её стиль одежды мне понравился ещё меньше – преобладали чёрно-розовые тона. Или розово-чёрные. Судя по всему, мои чувства отразились на лице, потому что девушка презрительно осматривала меня в ответ, кривя губы в неприятной презрительной усмешке. Что ж, взаимно. Никогда не любил таких девушек. Я всегда приветствовал скромность – в стиле одежды, поведении... Да во всём! Однако приходилось с сожалением замечать, что скромных и воспитанных девушек с каждым годом оставалось всё меньше и меньше. То ли они вымирают, превращаясь вот в таких… эмо. То ли вырастают, и я перестаю их замечать...

Я развернулся, но увидел перед собой уже другую девушку, чем-то напоминающую ту, от глазного контакта с которой я с таким удовольствием отказался. Хотя тут же заметил, что единственное сходство между ними было только в цвете волос и отчасти в причёске. Чёрные, спадающие ниже плеч… Вряд ли это её настоящий цвет волос, внезапно подумал я.

Ростом она была чуть пониже меня, стройная, с серыми добрыми глазами и серьёзным лицом, а по возрасту, похоже, или как и я, или чуть помладше. На ней было чёрное пальто и чёрные джинсы. Картину завершала чёрная сумка, перекинутая через плечо.

Однако я был удивлён ещё больше, когда эта девушка оглянулась, скептически осмотрела людей на остановке, покачала головой и, робко глянув на меня, заговорила:
– Вы не подскажете, автобус номер 3-а не приезжал ещё?

При этом она слегка улыбнулась. Я серьёзно посмотрел на девушку. Кажется, она совсем не такая, как та, что стояла чуть вдалеке и от всей души презирала меня. Но я не смог улыбнуться ей в ответ и серьёзно протянул:
– Нет, хотя я тут стою уже двадцать минут.

Девушка всё так же, улыбаясь, проговорила:
– Это хорошо. Спасибо большое!

– Да не за что...

Почему же именно сегодня я не смог даже улыбнуться ей в ответ, с тоской подумал я. Видно, она неплохой человек, совсем без того гламура, который сейчас сплошь и рядом. Хотя вряд ли такая девушка одинока…

Пока я думал об этом, она уже отошла и стала ещё дальше от других людей, чем я. Девушка стояла ко мне спиной, а я смотрел на неё и понимал, что упустил как раз ту возможность впервые в жизни познакомиться... Раньше я делал это только по социальным сетям. Так гораздо проще: если общение не шло или заходило в тупик, то можно было в любой момент прекратить его, или даже занести друг друга в чёрные списки и забыть обо всём, что было.

В этот момент девушка, будто услышав мои мысли, достала мобильный телефон, набрала номер и я услышал её голос:
– Да, я уже на остановке... Нет, ещё не было... Я не знаю... Так значит, до конечной, да? А встретить не можешь?.. Хорошо, тогда я позже перезвоню тебе... До встречи, родной.

Ну конечно, у неё есть парень. Но почему же меня это так расстраивает? Какое мне вообще дело до неё? От таких мыслей я начал злиться на самого себя.

Тем временем девушка повернулась ко мне лицом и, постояв в раздумье, медленными шагами направилась в мою сторону, смущённо вертя в руках телефон. Когда она подошла, я вопросительно и удивлённо уставился на неё. Интересно, как я выглядел со стороны в этот момент?

– Извините ещё раз, – смущённо улыбаясь проговорила она. – У меня только что разрядился телефон, а мне нужно уточнить одну вещь…

Я тут же радостно подумал, что девушка попросит у меня телефон, чтобы перезвонить, и я узнаю её номер и смогу потом созваниваться с ней… Но тут же, вспомнив про парня, нахмурился. Она, видно, заметила эту резкую перемену настроения у меня на лице и сразу же заговорила быстрее, не дожидаясь ответа:
– Нет, я вовсе не прошу вас дать мне позвонить, это мало что изменит. Тем более, когда мне нужно будет позвонить снова, мой телефон оживёт на пару минут.

Вот сейчас я не смог сдержать улыбку!

– Может, вы вряд ли будете знать… – продолжала она. – Но мне нужно найти одну улицу, а я смутно представляю, где она находится… Сегодня я впервые буду в том районе. По телефону мне толком не смогли объяснить, тем более, что я плохо ориентируюсь в незнакомом месте…

– «Новая Жизнь?», – уточнил я, когда девушка сделала паузу.

– Да-да! – она не переставала улыбаться.

А ведь я неплохо знаю этот микрорайон, точнее, посёлок, который находится на северной окраине Гомеля. Хотя знакомых и друзей оттуда у меня почти не было, но всё же я знал почти каждую улицу – мне нравилось бывать там, когда пешком, а когда на велосипеде. Никаких высоток, шумных и многолюдных улиц… По факту, этот микрорайон был обычной деревней. К тому же, я видел улицы, которые состояли из строящихся и нежилых домов. Вечерами там было довольно жутковато. А тем более девушке, да ещё и одной, без спутника… Сейчас светло, 16 часов, но пока автобус доедет, а это минимум час, то успеет стемнеть…

– Вы случайно не на "3-а" поедете? – девушка так умоляющее с надеждой посмотрела на меня, что я снова не смог сдержать улыбку.

– Нет, – будто извиняясь, с сожалением ответил я, – Мне нужен номер 43.
Как раз я заметил – мой автобус только что приехал из Костюковки и пошёл на разворот. Через пару минут я поеду домой… А эта девушка не пропадёт – спросит дорогу у попутчиков.

А вот и её долгожданный "3-а". Подъехал и открыл двери. Люди, стоявшие на остановке, оживились и кинулись к дверям. Вот у них пускай и спрашивает. А я уже не успею ей объяснить: пока я буду рассказывать, что да как, уйдёт и её автобус, и мой. А ведь "3-а" ходит довольно редко, тем более в выходной день.

– Ой, извините за беспокойство, я спрошу у кого-нибудь другого, иначе опоздаю.

Она немного виновато улыбнулась и направилась внутрь автобуса. Я уже слышал запись речевого информатора:
«Паважаныя пасажыры! Аўтобус рухаецца па маршруту нумар 3-а: вакзал – пасёлак «Новае Жыццё». Шчаслiвай дарогi, паважаныя пасажыры!»

Девушка уже зашла в автобус, а за ним как раз подъехал мой "сорок третий". Но почему же, чёрт возьми, у меня нет радости, что я скоро буду дома, а не здесь, под промозглым осенним ветром?

Из салона доносился голос Александра Шишкова, который озвучил почти все остановки Гомеля в автобусах:
«Асцярожна! Дзверы зачыняюцца. Наступны прыпынак – "Унiверсiтэт транспарту»".

Он ещё не отъехал от остановки – какая-то старушка с тележкой пока не вошла. Последняя…

В этот момент, не знаю, что мною двигало, однако ноги понесли меня к дверям этого автобуса, и как только я оказался внутри, двери закрылись и "3-а" поехал, стремительно набирая скорость.

Зачем, зачем? Зачем я это сделал? Впоследствии я так и не понял, что двигало мной, никаких мыслей в тот момент в моей голове не было.

Впрочем, подумал я уже в автобусе, можно выйти на следующей остановке и сесть на свой "сорок третий" – часть пути у этих маршрутов совпадала. Однако я тотчас же забыл о своём решении, потому что рядом, на двойном сидении возле окна, увидел ту самую девушку. Второе место пустовало, поэтому я медленно опустился на него.
– А вот и я, – вырвалось у меня, хотя я даже не думал, что решусь снова с ней заговорить.

Девушка повернула голову в мою сторону и в её взгляде я увидел явное неудовольствие, она даже попыталась встать. Но тут же узнала меня и, улыбнувшись, проговорила:
– Ты меня напугал, я уж решила, что это снова тот приставучий парень.

Я широко улыбнулся, устраиваясь поудобнее и доставая проездной, потому что к нам приближалась кондуктор. Показав билет, я ответил девушке:
– Так мы ведь вроде как и незнакомы.

Теперь она говорила так же, как и на остановке – не переставая улыбаться:
– Всякий раз, когда со мной пытались познакомиться, я отвечала отказом или отворачивалась. Но с тобой совершенно другой случай: мы познакомились раньше – причём по моей инициативе! – ещё на остановке.

Она или не заметила, или нарочно решила перейти на «ты». Впрочем, меня этот вопрос волновал в последнюю очередь.

«Прыпынак "Унiверсiтэт транспарту". Асцярожна! Дзверы зачыняюцца. Наступны прыпынак – "Фабрыка «Восьмага Сакавiка»". Паважаныя пасажыры! Да выхаду рыхтуйцеся загадзя!».

Хм, а кто-то хотел выходить. Вот тебе и «загадзя».

Девушка продолжала говорить, отвлекая меня от этих мыслей:
– А ты же сказал, что на "сорок третьем" поедешь? Или ты пошутил?

Я поёрзал, после чего медленно ответил:
– Нет, я живу возле Костюковки, поэтому мне и впрямь нужен "сорок третий".

Девушка приподняла брови:
– На этом ты не доедешь, тебе нужно выходить!

– А ты думаешь, зачем я поехал на "3-а"? – усмехнулся я. – Чтобы помочь тебе объяснить…

– А, вот оно что, – протянула она. – Большое спасибо тебе за помощь, эээ…

Тут я вспомнил, что мы так и не представились друг другу, поэтому поспешно выпалил:
– Александр, но можно и Саша!
 
– А я Мария, но можно и Маша!

Тут мы оба не смогли сдержать смех, а девушка добавила:
– Интересно! Я очень рада знакомству с тобой.

– Я тоже очень рад, – проговорил в ответ я.

Тут она посерьёзнела:
– Совсем забыла, ты же хотел объяснить, как найти нужную мне улицу. Как раз успеешь к тому времени, когда автобус доедет до «Туриста», а там пересядешь на свой "сорок третий".

Я начал объяснять Маше дорогу. Оказалось, что ей нужна улица Лебедевская, а это было даже не в самой «Новой Жизни», а за её окраиной. Которая, впрочем, тоже входила в состав Гомеля. Однако было очень нелегко показать всё это на пальцах, да и объяснять я толком не умел.

"Наступны прыпынак – "Магазiн «Акiян»".

Услышав это, я понял, что автобус проехал ту остановку, на которой я мог пересесть на свой автобус.

– Я же говорила, что плохо ориентируюсь на местности, – вздохнула Маша и виновато улыбнулась. – Ладно, может, на конечной кто-нибудь тоже будет выходить, я и спрошу. Или позвоню и попрошу, чтобы меня всё-таки встретили. Было очень приятно познакомиться с тобой, Саша.

– Спасибо, мне тоже, – улыбнулся я, не сделав даже попытки встать с места.

Несколько секунд мы сидели молча, а потом она удивлённо посмотрела на меня и протянула:
– Ты разве не выходишь? Мы проехали твою остановку, но ты можешь дойти от «Океана» до "Рембыттехники", где и сядешь на свой автобус.

Я уже принял решение и отказываться от него не собирался. Поэтому ответил:
– Ну… Я знаю, где находится та улица, что нужна тебе. Я провожу тебя до самого дома, если ты не против.

Маша всплеснула руками:
– Да ладно тебе, я не стою того, чтобы ради меня ты менял свои планы!
 
Она серьёзно посмотрела мне в глаза и добавила:
– Я найду дорогу и сама.

– Понимаешь, – я подбирал слова, чтобы мои доводы звучали веско и убедительно, – Уже темнеет, а ты всё-таки девушка. Я не хочу тебя отпускать одну на поиски нужной улицы в такое время. Тем более, что район для тебя незнакомый.

– Очень приятно, что ты беспокоишься обо мне, – всё так же серьёзно проговорила девушка. – Но я не стою того, повторяю тебе…

– Почему? – я приподнял брови.

– Мама и папа тоже беспокоятся обо мне, оно и понятно… Но больше некому. Да ты не волнуйся, найду я дорогу, не в первый раз гуляю по темноте.

– А парень? Он тоже не беспокоится? – я чувствовал, что начинаю раздражаться.

Маша печально улыбнулась:
– Какой парень? Не смеши меня, я никому не нужна.

Знаете, мои чувства после этой её фразы передать невозможно. Я даже немного привстал:
– А кому ты тогда звонила?? К кому едешь?

– Я? К брату, к кому же ещё? Правда, он не родной – двоюродный. Недавно дом купили, не нравилось ему в центре города жить… Приглашал в гости, вот только сегодня первый раз выбралась.

– Всё равно, – смущённо проговорил я, – Не могу понять, почему так выходит, что хорошие девушки сейчас не пользуются спросом.

Маша долго смотрела на меня, и я уже пожалел, что задал этот вопрос.
– Понимаешь, – медленно ответила она, – Дело не только в них, но ещё и во мне. То, что у меня за двадцать лет не было ни одного парня…

При этих словах я выпрямился.

– …результат того, что мне почти никто не нравится, а те, кто нравится – заняты. Смотря на тех, кто меня окружает, я с первого взгляда вижу, что никто мне не подходит. Я это как будто чувствую… Извини, если слишком резко.

Я промолчал, посмотрел в окно. Скоро конечная, приедем.

– Нет, ты не подумай, что у меня слишком высокие запросы, – поспешно добавила девушка. – Не раз и не два я пыталась заводить с ними дружбу и отвечать взаимностью, но ничего и ни с кем не получилось. Возможно, проблема во мне…

– А я ведь тоже никому не нужен... Уже два месяца, – улыбнулся я, пытаясь придать своему лицу печальное выражение.

– А что…

– Разлюбила, – быстро проговорил я. – Так и сказала при расставании. Два месяца вместе были.

Она хотела что-то сказать в ответ, но тут раздался голос:
«Прыпынак – пасёлак "Новае Жыццё". Канцавы».

Мы так увлеклись разговором, что и не заметили, как автобус остановился на конечной. Маша улыбнулась:
– Ладно, так и быть, пошли, проведёшь меня.

Мы встали и направились к выходу. Как только мы вышли из автобуса, я понял, что оказался прав – на улице порядком стемнело.

– Ну, веди меня, – и девушка снова улыбнулась.

Мы пошли, всё отдаляясь и отдаляясь от освещённой остановки. Спустя минуту мы перешли через железнодорожный переезд. Маша первая решилась нарушить молчание:
– Знаешь, ты не должен сильно расстраиваться, лучше сразу, чем потом. Тем более хорошо, что вы недолго парой были, и так скоро оказалось, что вы не подходите друг другу.

– Я уже и не расстраиваюсь, – чуть улыбнулся я. – Конечно, я любил её, но…
– Но она не любила тебя, да?

– Да.

Я не это хотел сказать, но согласился с ней.

– Да и всё, что ни делается – ведь к лучшему, – продолжала Маша. – И вряд ли случайно. Например, как наше знакомство, – закончила она и улыбнулась.

Здесь рукопись обрывается.

06, 12 марта 2012 года; 19, 25-30 ноября 2016 года (исправления по тексту, с сохранением некоторых ошибок того времени, когда было написано это произведение); 06 марта 2017 года (мелкие правки по пунктуации, примечание).